Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В клинике ортопедической стоматологии




Лечение заболеваний органов зубочелюстной системы в клинике ор- опедической стоматологии слагается из обследования больного, выясне- ия причин болезни (этиология), механизма ее развития (патогенез), мор- фологических и функциональных изменений органов, особенностей кли- нической картины болезни. Обследование заканчивается постановкой ди- агноза и составлением плана ортопедического лечения.

Способы обследования больного принято делить на субъективные и объективные. К первым относят опрос больного, ко вторым - инструмен- тальные, лабораторные и другие методы. Такое деление способов обсле- дования больного методически не совсем правильно и условно по следу- ющим причинам.

Во-первых, показания больного являются результатом аналитической деятельности его мозга, а следовательно, они не только субъективны, но и в какой-то степени отражают объективную реальность. Во-вторых, в ин- струментальном исследовании может быть не менее субъективизма, чем при непосредственном осмотре больного, а часто даже больше, ибо инстру- мент отдаляет больного от исследователя. Возможность субъективизма увеличивается еще потому, что данные инструментальных исследований истолковываются по-разному многими узкими специалистами, непосред- ственно не изучавшими больного. Существуют и другие варианты деления способов обследования (клинические-параклинические; общиеспециаль- ные, физические и лабораторные и т. д. ).

Обследование больного имеет своей целью не только установление характера и степени анатомических изменений, но и выяснение состоя- ния функции органа. Для этого приходится прибегать к функциональным исследованиям: жевательным пробам, графическим записям движений нижней челюсти и биотоков мышц, изучению кровоснабжения мышц, па- родонта и др.

Поскольку функциональные и морфологические нарушения органиче- ски взаимосвязаны и составляют существо болезни, план лечения должен включать мероприятия, направленные как на нормализацию функции, так и на устранение анатомических нарушений.

Этиология многих заболеваний зубочелюстной системы, нуждающих- ся в ортопедическом лечении, известна. Чаще всего это кариес, болезни пародонта, травмы. Наряду с этим встречаются заболевания, причины ко- торых остаются неизвестными. Например, многое остается неясным в объяснении причин возникновения аномалий, врожденного отсутствия зу-

бов (адентия), их ретенции или затрудненного прорезывания, повышен-ой стираемост


шей болезнь, также недостаточно для успешного лечения больного. Так, среди детей распространены вредные привычки (сосание пальцев, посто- ронних предметов), способствующие возникновению открытого прикуса. Но последний развивается не у всех, а только у части детей. Следовательно, кроме причин, вызывающих аномалию, надо еще знать условия и пато- логические механизмы, которые лежат в основе ее развития. В патогенезе болезней играют роль многие факторы. Имеют большое значение характер и строение органа, его функции, возраст больного, его иммунные возмож- ности, перенесенные ранее заболевания. Поскольку все это определяет ин- дивидуальные особенности организма, обследование не может носить стан- дартного характера.

 

ОПРОС БОЛЬНОГО (АНАМНЕЗ)

Сбор анамнеза является первым этапом обследования пациента, ко- торому предлагают по памяти воспроизвести историю болезни и историю жизни. Анамнез складывается из следующих последовательно изложен- ных разделов: 1) жалобы и субъективное состояние больного; 2) анамнез данного заболевания; 3) анамнез жизни больного; 4) семейный анамнез.

Круг вопросов, которые задает пациенту врач, зависит от характера заболевания. В одних случаях анамнез очень краток и врачу нет необхо- димости вдаваться в историю жизни, в других - анамнез следует собирать подробно, особенно в той его части, которая представляет наибольший интерес для постановки диагноза. Например, при обращении больного по поводу травматического дефекта резца анамнез будет кратким, ибо этио- логия поражения известна и все, что требуется для ортопедического ле- чения, может быть выяснено при осмотре. Другое дело, когда больной об- ращается с жалобами на чувство жжения, появившееся в слизистой обо- лочке, под протезом. Здесь анамнез, как и все обследование, будет под- робным. Необходимо исследовать не только органы полости рта, но и другие системы органов с привлечением к этому врачей другой специальности.

Часто пациенты предъявляют жалобы, которые им кажутся главными, а с точки зрения врача являются второстепенными. Например, пациенты обращают внимание на некрасивое положение переднего зуба, не замечая при этом тяжелой аномалии зубных дуг в виде их сужения. Врач же должен выявить как второстепенные, так и главные признаки заболевания, сос- редоточив внимание на последних.

Собирая анамнез, важно прежде всего выяснить самые ранние про- явления болезни, характер и особенности ее течения, вид и объем проведен- ного лечения. Важно также выяснить время потери зубов, жалобы на состояние желудочно-кишечного тракта.

Необходимо узнать, как успешно пользовался протезами больной,  а

 

 


если не пользовался, то по какой причине. Эти сведения имеют значение для составления плана и прогноза ортопедического лечения.

При ряде заболеваний, которые нуждаются в ортопедическом лече- нии (например, заболевания височно-нижнечелюстного сустава) следует побеседовать с больным о вероятных причинах, вызвавших, по его мне- нию, данное заболевание.

Нельзя проводить опрос больного, ограничиваясь скупыми вопроса- ми и довольствуясь такими же скупыми ответами. Беседу следует расши- рить, умело и осторожно выяснив эмоциональное состояние пациента, его отношение к болезни и лечению, готовность к длительной терапии и же- лание помочь стараниям врача. Это возволит составить представление о его психическом своеобразии, знание которого играет немалую роль в так- тике и поведении врача, как при проведении ортопедических манипуляций, так и в период привыкания больного к протезу.

При сборе анамнеза выясняется по порядку место рождения и место жительства, домашние условия, условия работы на производстве, питание, перенесенные заболевания. Важность того или иного пункта анамнеза жизни определяется клинической картиной заболевания. Знание места рождения и жизни пациента важно, поскольку возможна, так называемая, краевая патология. Например, при избытке фтора в питьевой воде в данной местности возникает очаг эндемического флюороза, при котором пора- жается эмаль зубов.

При обращении детей по поводу зубочелюстных аномалий анамнез собирают у родителей. В этом случае врач старается получить ответы на следующие вопросы: где (местность) родился ребенок, каким по счету, были ли роды нормальными, характер вскармливания, как рос и развивался ребенок, болезни, перенесенные в детстве, вредные привычки и т. д.

В связи с существованием наследственных болезней при аномалиях зубочелюстной системы (нижняя макрогнатия, глубокий прикус) следует интересоваться наличием аномалий у близких родственников.

Другим довольно старым и распространенным методом являются та- кие приемы обследования, как осмотр, перкуссия, пальпация и др. Наряду с описанными приемами обследования полости рта все большее приме- нение находят различные сложные инструменты и приборы, основанные на достижениях электроники, химии, биологии. В ортопедической стома- тологии используются рентгенография, графические регистрации жева- тельных движений челюсти, записи биотоков жевательных мышц, запись Движений головки нижней челюсти, электрометрическое исследование пульпы зуба и др.

Несмотря на широкое развитие лабораторных и инструментальных исследований, использование компьютеров в диагностике роль опроса боль- ного не следует принижать. Он относится к самым старым и классическим


методам обследования. Хотя этот метод имеет ограниченные возможно- сти и ему недоступны многие тонкие процессы, протекающие в тканях пародонта, в слизистой оболочке, кости альвеолярной части. Обследование больного всегда надо начинать с опроса и осмотра больного. Эти два метода в большинстве своем определяют направление всех последующих исследований. Знаменитый русский врач Г. А. Захарьин считал расспрос больного искусством. Он писал: " Сколько бы не выслушивали и не выстукивали, Вы никогда не сможете безошибочно определить болезнь, если не прислушаетесь к показаниям самого больного, если не научиться трудному искусству исследовать душевное состояние больного".

 

ВНЕШНИЙ ОСМОТР БОЛЬНОГО

У всех пациентов следует провести внешний осмотр лица. Это дела- ют незаметно для больного, во время опроса. Обращают внимание на симметричность половин лица, высоту нижней части его, выступание под- бородка, линию смыкания губ, выраженность подбородочной и носогуб- ных складок, положение углов рта (рис. 28), обнажение зубов или альвео- лярной части при разговоре и улыбке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...