Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпосылки появления систем класса ERP




 

Изменение условий ведения бизнеса Значение изменений
Рыночные изменения Процесс глобализации и повышение интенсивности информационных потоков способствуют уменьшению операционной маржи в традиционных отраслях промышленности
Отраслевые изменения Появление новых фирм в отрасли, поглощения и слияния в традиционных отраслях промышленности увеличивают экономию от масштаба и способствуют росту конкуренции
Изменения на уровне фирмы На уровне фирмы осуществляются изменения соответствующих бизнес-процессов. В 1990-х гг. возникла необходимость в интегрированных системах, способных поддерживать новые бизнес-процессы
Изменения продукта Рост объёма информации, знаний, уменьшение продуктового цикла и его нелинейность (от создания продукта/услуги до ухода с рынка)
Изменения управленческой парадигмы Переход от отдельных (дискретных) бизнес-процессов к рассмотрению фирмы как единого набора бизнес-процессов; переход от концепции неоклассической конкурентной фирмы к концепции фирмы, основанной на кооперации и объединении
Стратегия менеджмента Возросшая уверенность в том, что инвестиции в информационную систему, могут способствовать накоплению уникальных знаний, которые не могут быть приобретены или получены на рынке

 

ERP – Enterprise resource planning (Система планирования ресурсов и внешних связей предприятия) – набор интегрированных приложений, позволяющих создать единую информационную среду для автоматизированного планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций предприятия. Фактически представляет собой компьютерную модель бизнес-процессов

 

Модули ERP-системы

1. Управление производством (включая планирование потребности в материалах, управление составом изделий, управление запасами).

2. Логистика и управление цепочками поставок (SCM).

3. Управление финансами.

4. Управление персоналом.

5. Управление проектами.

6. Управление отношениями с клиентами (CRM).

 


Программа снижения затрат

Содержание Причины Методы Мероприятия
Затраты, вызванные перепроизводством продукции
Суть проблемы раскрывает одна фраза «Производим больше, чем можем продать». К перепроизводству приводят недостатки планирования выпуска продукции, неадекватное понимание потребностей клиентов, значительные производственные заделы. В результате затрачивается масса ресурсов, времени и т.д., что, в конечном счёте, приводит к издержкам, а отдачи (выручки) нет. 1.Выявить проблему. Для того, чтобы решить, выпуск какой продукции следует продолжить, а какой прекратить, компании обычно используют 4 инструмента сбора необходимой информации: анализ по Парето, анализ стоимости по видам деятельности, анализ ассортимента и оборота наличных средств. 2.Улучшение качества планирования производства. 3. Применение модели «вытягивающего» производства. 4.Сокращение времени на переналадку и наладку производственных линий. 5. Проведения исследования потенциального спроса. 6. Отсрочка – классический в логистике стратегический ход для преодоления проблем, вызванных перепроизводством продукции. Для преодоления проблем, связанных с перепроизводством, многие компании разработали программы или установили правила, подтверждённые практическим опытом, которые помогают им решать, какие продукты/услуги им стоит выпускать, а от каких следует отказаться. 1.Одни компании контролируют период оборачиваемости складских запасов, используя показатели, которые должны сигнализировать руководству о слишком низком обороте отдельных видов продукции. 2. Другие вводят правила, требующие того, чтобы из ассортимента выпускаемой продукции исключалась какая-либо позиция при появлении новой. 3. Некоторые фиксируют минимальный объём запасов для отдельных видов продукции. Если объём запасов какого-либо товара в течение определённого времени будет превышать лимит, то этот товар будет снят с продажи (продукция – с производства). 4. Есть компании, которые устанавливают особые задачи для каждого вида продукции по тому вкладу, который они должны вносить в развитие бренда и прибыль компании. 5. Многие регулярно исследуют продуктовые позиции, созданные для удовлетворения специфических требований покупателя, проверяя, сохраняется ли потребность в этих продуктах.
Затраты, обусловленные дефектами и переделкой
Дефекты и переделка – это исправимый и неисправимый брак. Они вредны с точки зрения порождения непроизводительных затрат по той же причине – на них тратятся ресурсы, а отдача отсутствует. Основные причины – устаревшие и несовершенные технология и оборудование, брак материалов «на входе» (от поставщиков), человеческий фактор. 1.Внедрение систем «защиты от дурака», не позволяющих совершить действия, ухудшающие качество готовой продукции. Это может быть датчик, останавливающий производственную линию при обнаружении брака, или же посадочные гнёзда деталей, расположенные таким образом, чтобы невозможно было перепутать порядок сборки изделий. 2.Внедрение систем контроля над выполнением операций.   Снижение затрат, обусловленных высоким уровнем производственного брака, должно происходить за счёт следующих мероприятий: 1) уменьшение количества переналадок оборудования; 2) своевременная зачистка производственных линий; 3) соблюдение очередности ассортимента без резких переходов технологических параметров производственного процесса; 4) исключение пересортицы в готовой продукции (очистка бункеров). Сокращение поступления бракованных изделий, путём усиления входного контроля над поставкой запчастей и материалов. Система контроля качества «Шесть сигма». Рабочие участка совместно с администрацией разрабатывают «Положение о браке». В нём ставится задача – не пропускать брак дальше рабочего места его происхождения. Рационализация заключается в минимизации потерь от брака, чтобы не допустить бракованные детали в готовое изделие. Работник, допустивший брак и передавший бракованную деталь на последующие операции, штрафуется за все последующие потери, обусловленные этим браком. Одновременно рабочий на последующей операции, использовавший деталь с явным браком, также штрафуется.
Затраты, связанные с излишним передвижением и перемещением материалов, деталей, инструмента
Обусловлены их нерациональным расположением. Простые примеры: рабочий вынужден идти за получением нужного инструмента в подсобное помещение, вместо того, чтобы протянуть руку и взять его со стоящего рядом стеллажа; заготовки постоянно перекладывают из одного цеха в другой, а не перемещают их последовательно на минимальное расстояние между участками. Такие передвижения и перемещения не добавляют ценности конечному продукту и, следовательно, просто бесполезны. 1.Оптимизация перемещения материалов, деталей, инструмента в производственных процессах. 2.Рационализация рабочих мест, производственных линий, расположения мест хранения. Могут проводиться следующие мероприятия. 1.Минимизация перемещения деталей в процессе обработки за счёт применения вертикальной конструкции центра. 2. Система рационализации рабочего места «Тойота 5S». Процессной команде ставится задача рационализировать трудовой процесс на каждом рабочем месте. Разрабатываются планировки рабочих мест, обеспечивающие расположение предметов труда и инструмента в зоне досягаемости работника и максимального использования совмещённых и обратных движений рук. Рационализация заключается в устранении перемещений человека в рабочей зоне и ликвидации излишних движений, особенно наклонов и поворотов туловища, а также в увеличении количества трудовых действий, выполняемых двумя руками и сокращении движений рук без предмета.
Затраты, обусловленные наличием запасов
Излишние запасы «омертвляют» оборотный капитал, а также требуют дополнительных расходов на хранение. Причиной их возникновения являются недостатки планирования потребностей, тяготение к закупке «про запас», наличие неликвидов. Например, в одной компании планировалось создать подсобное приусадебное хозяйство и был приобретён соответствующий инвентарь. Но проект был заморожен, и немалые запасы пролёживали на складах компании в течение длительного времени. 1. Оптимизация планирования запасов. 2. Применение системы «Точно в срок», внедрение системы Канбан. Система «Канбан». Продуктовый команде ставится задача сократить межоперационные запасы заготовок и материалов, и обеспечить информацию об этих запасах в режиме реального времени. Разрабатывается «Список продуктов», обрабатываемых на линии, форма и требования к мерным ёмкостям для хранения, ведомости материалов и узлов, необходимых для изделия. Эти сведения дополняются характеристиками технологического процесса и служат информацией для разработки ёмкостей межоперационных «Контейнеров Канбан» и нормативов минимальных межоперационных запасов. Минимальные запасы в контейнере зрительно выделяются. При их достижении рабочий должен сигнализировать в диспетчерскую службу. Рационализация заключается в профилактике простоев рабочих и оборудования и оптимизации межоперационных запасов.
Затраты, вызванные проведением излишней обработки
Излишняя обработка означает добавление продукции таких качеств и свойств, которые не востребованы потребителем и за которые он не готов платить. Например, зачем продавать позолоченные чайники, если и в обычных можно прекрасно кипятить воду? Основная причина связана с непониманием вкусов и предпочтений клиентов. 1. Изменение потребительских свойств продукта. 2. Изменение технологии производства. 3. «Подключение» клиентов к процессам производства и управления заказом. Необходимость корректирования потребительских свойств товара определяется сравнением удовлетворённости потребителей товарами. Для этого можно провести фокус-группу для определения потребительских предпочтений, получения новых идей относительно усовершенствования существующих товаров. Например, в ходе проведения маркетинговых исследований, было выявлено, что большинство людей не используют Wi-Fi (беспроводной Интернет) в своём телефоне и боятся большого количества кнопок. Поэтому было принято решение убрать эту функцию и упростить меню для более удобного использования.
Затраты, связанные с ожиданием/простоями
Простои для предприятия – это недополученная прибыль. Они возникают по различным причинам – необязательность поставщиков (внешних и внутренних), длительные переналадки оборудования, ремонтные работы, некачественное планирование загрузки производственных мощностей и др. Так, на предприятии, основная продукция которого – макаронная, приходилось периодически останавливать производственную линию из-за того, что полностью заполнялись склады готовой продукции. 1. Выравнивание производственных линий. 2. Синхронизация процессов. 3. Управление взаимоотношениями с поставщиками. Мероприятия. 1.Система постоянного улучшения «Кайдзен». Процессной команде ставится задача проанализировать трудовой процесс производственного участка. Командой на основе «Транспортно-технологической схемы производственного процесса в цехе» разрабатывается «Карта формирования потока ценностей на линии». Она характеризует последовательность операций, межоперационные запасы, расстояние перемещения и время «пролёживания» предметов труда. Далее наступает этап рационализации трудового процесса, который заключается в формировании эффективного такта линии и сокращении межоперационных запасов путём оптимизации размеров партии заготовок, минимизации перемещений предметов труда, оснащения линии передаточными устройствами и даже перестановкой оборудования. В целом на предприятии «Картирование» позволяет создать предсказуемые и измеряемые производственные процессы и объективно оценивать результаты их оптимизации. 2.Сокращение времени коммерческих простоев за счёт совершенствования работы с покупателями и заказчиками, поставщиками – жёсткого соблюдения графиков поставки для обеспечения равномерности загрузки оборудования. Для этого необходимо: - составлять планы продаж/закупок с учётом равномерности загрузки оборудования и остатков на складах; - предусматривать в договорах с покупателями и поставщиками штрафные санкции на несвоевременный вывоз/поставку, либо отказ от продукции и жёстко контролировать соблюдение каждого пункта.

 

 


Философия 5 S

Seri (сейри) – избавление от ненужных материалов.

Seiton (сейтон) – размещение материалов и ресурсов так, чтобы они были легко доступны.

Seiso (сейсо) – поддержание рабочих зон в идеальной чистоте.

Seiketsu (сейкетсу) – составление графика уборок помещений и завершения операций.

Shitsuke (ситсуке) – регулярное проведение перечисленных работ в соответствии с нормами или через согласованные интервалы. Не делайте этого, если кругом царит беспорядок!!!

 

Формирование перечня мероприятий по сокращению издержек – довольно сложная задача. Общая последовательность действий следующая:

1. Сбор данных о структуре издержек компании.

2. Анализ данных об издержках.

3. Определение перспективных направлений снижения затрат.

4. Выработка мероприятий по сокращению затрат.

5. Детальная проработка мероприятий как инвестиционных проектов.

Понятно, что реализация Программы сокращения издержек на практике может столкнуться с рядом технических, финансовых и психологических проблем. Однако эти проблемы можно минимизировать за счёт ряда способов, представленных ниже.

 

Группа проблем Содержание Способы минимизации
Технические Связаны с внедрением нового оборудования и технологий, изменением бизнес-процессов Качественное планирование и осуществление проектов по техническому перевооружению и реконструкции, тщательный выбор поставщиков и подрядных организаций
Финансовые На реализацию большинства мероприятий требуются значительные финансовые ресурсы Приобретение оборудования в лизинг, либо с помощью программ льготного кредитования, использование векселей и т.п.
Психологические Сокращение затрат неминуемо сказывается на персонале, вызывает недовольство и раздражение; сопротивление персонала, особенно в связи с сокращением численности Предварительный внутренний PR для Программ сокращения затрат, пересмотр системы материального стимулирования для повышения заинтересованности работников в реализации мероприятий

 

Залогом успешной реализации Программы мероприятий по сокращения затрат будут:

- качественное планирование и исполнения проекта снижения затрат;

- независимая экспертиза мероприятий с привлечением внешних экспертов и консультантов;

- поддержка персонала и высокая заинтересованность руководства в реализации программы;

- привлечение надёжных источников финансирования для реализации затратных мероприятий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...