IV. Подвижные игры. Для детей с нарушениями речи. Варианты «гонки двуногих». Направленные на развитие моторики. Мелких мышц кисти
IV. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Дети с нарушениями речи ограничены в первую очередь в речевом общении. Нарушения эти весьма разнообразны. К тяжелым относят алалию, афазию, ринолалию, дизартрию, выраженные формы заикания. При таких заболеваниях, как детский церебральный паралич, умственная отсталость, задержка психического развития, нарушения слуха, нарушения речи встречаются в виде вторичных и имеют менее выраженный характер. В любом случае нарушение касается компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Такие дети неверно произносят звуки, не различают на слух и в произношении близкие по звучанию звуки (б-п, в-ф, M-i\ib, д-дь), искажают слоговую струк- туру слов, не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию (кот-кит-ток, бык-бак-бок). Наиболее характерные лексические трудности касаются называния частей предметов и объектов (кабина, сиденье, фундамент, подъезд); глаголов, выражающих оттенки действия (лакает, лижет, грызет, откусывает — все выражается словом «ест»); приставочных глаголов (подплыл, переплыл, всплыл); антонимов (гладкий—шершавый, глубокий—мелкий); относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный). Поэтому у таких детей низкий словарный запас. Еще в 1930-е годы Л. С. Выгодский указывал на огромную роль устной речи в развитии и воспитании аномальных детей, поскольку речь является средством накопления социального опыта и участия в социальной жизни. Часто дефекты речи тяжело сказываются на общем развитии ребенка, не позволяя ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняют познание окружающего мира, отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками у него развивается и координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Для детей с речевыми нарушениями проговаривание стихов и другого речевого материала одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной. Установлено, что на формирование речи влияют такие факторы, как моторика мелких мышц кисти, координационные способности; дыхание, осанка, фонематический слух (т. е. четкое представление ребенком звуковой структуры слова), четкость артикуляции (или звукопроизношения), зрительно-двигательная координация. Для успешной коррекции речевых нарушений недостаточно усилий логопеда, здесь необходимо Глава 2 Подвижные игры в условиях летнего отдыха...
сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.
В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи. Поэтому главными педагогическими задачами являются следующие: • развивать моторику мелких мышц кисти; • развивать координационные способности; • совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений; • формировать осанку и предупреждать ее нарушение; • развивать устную речь при выполнении физических упражнений; • формировать фонематический слух при помощи физических упражнений в процессе игры; • формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений; • формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений. Игры, направленные на развитие моторики мелких мышц кисти Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук, и наоборот. Для усиления педагогического воздействия целесообразно сочетать движения пальцев рук с одновременным рассказыванием и показом. 70. «Замок» Цель: развитие у детей моторики мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения. Инструкция. Текст На двери висит замок. Кто открыть его бы мог? Потянули, Покрутили, Постучали И — открыли! Движения Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок». Повторение движений. Пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону. Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя — к себе. Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга. Пальцы расцепить, ладони в стороны.
Глава 2 «Гонки слонов» Указательный и безымянный пальцы — передние ноги слона. Большой палец и мизинец — задние ноги. Вытянутый вперед средний палец — хобот. Слон, переваливаясь, шаг за шагом ступает по столу. Подпрыгивать и касаться хоботом земли слону строго ЗАПРЕЩЕНО. Когда слон научится ходить и бегать, можно устраивать гонки. Усложнение игры: • в гонках участвует только левая рука (для леворуких детей — только правая рука); • в гонках участвуют обе руки. Методические указания. Игра малой интенсивности выполняется сидя за столом.
72. «Братья-ленивцы» Цель: обучение детей независимым движениям пальцев рук. Инструкция. : Потянулся брат-середка, поглядел — и впрямь вставать пора. Разбудил второго братца-указку: —Ну-ка, брат, поднимай семью! А сам досыпать улегся. Трудней всех брату-ленивцу вставать, трудней всех потянуться. Будит он брата младшего: — Мизинчик, подними всех! Да как закричит: — Вставай, братцы, пора за Разбудил брата четвертого, самого ленивого. А сам — под одеяло. Тут все братья и проснулись. Поднимается средний палец. Стучит по безымянному и ложится на стол. Безымянный палец с усилием тянется вверх. Безымянный постукивает по мизинчику и ложится на стол. Мизинец тянется вверх. В такт словам мизинец барабанит по столу. Мизинец ложится на стол. Все пальцы тянутся вверх, прогибаясь. Ладонь прижата к столу.
Текст Движения
Спят в избушке пятеро братьев. Утром проснулся брат старший, потянулся, а самому вставать лень. Брат-указка проснулся, потянулся. Стал будить брата-середку: — Вставай, середка, утро на дворе А сам в кровать. Ладонь лежит на столе. Большой палец тянется вверх (остальные плотно лежат на столе). Большой палец несколько раз постукивает по указательному и ложится на стол. Вверх тянется указательный палец. Указательный постукивает по среднему и ложится на стол. 73. «В гости к пальчику большому» Цель: обучение детей точным движениям пальцев рук, развитие координации движений пальцев, ритмичное выполнение движений в соответствии с ритмом стихотворения, повышение слухового внимания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|