Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подвижные игры для дошкольников с заиканием




Варианты

1. Детям предлагается не ходить, а пританцовывать.

2. Пройти по извилистой линии, начерченной на полу мелом.

3. Пройти по гимнастической скамейке или переступать через разные предметы на полу или на площадке (кегли, кубики, небольшие игрушки, камешки, шишки и т. д. ).

Методические указания. Игра для детей 4—14 лет, нагрузка средняя.


Подвижиые игры в условиях летнего отдыха...



 


Подвижные игры для дошкольников с заиканием

Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений, характеризующихся нарушением темпа, ритма, плавности речи, непроизвольными остановками и повторениями отдельных звуков и слогов. Считается, что заикание вызывает судороги тех мышц, которые задействованы при осуществлении исполнительного компонента речи. Это мышцы губ, языка, мягкого неба, гортани, грудные и брюшные мышцы. При сильных формах заикания эти судороги могут дополняться судорогами мимических мышц лица, а иногда движениями рук и даже туловища.

У заикающихся детей дошкольного возраста наблюдаются следующие нарушения психомоторных функций: повышенная двигательная активность (дети часто суетятся во время игр, подпрыгивают, приседают, отвлекаются, таким образом выражая свое возбуждение), заторможенность, нарушение общей моторики, дискоординация движений, несфор-мированность мелкой моторики, нарушение темпа и ритма дыхания, нарушение функции равновесия. Характерным является неумение вслушиваться в объяснения педагога, сосредоточиваться и своевременно реагировать на внешние сигналы, вследствие чего дети не могут выполнять серийные задания и упражнения, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой (Фидирко М. А., 1991, Волкова Г. А., 1985). Игра для заикающегося ребенка — источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения, преодоления скованности и застенчивости; разнообразные игровые ситуации отвлекают от речевого дефекта.

Основой речевого дыхания является диафрагмальное дыхание, поэтому на первом этапе коррекционной работы необходимо заниматься обучением диафрагмальному дыханию. Контролировать правильное речевое дыхание помо-


жет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.

На последующих этапах подбираются игры, направленные на совершенствование продолжительности и плавности выдоха. При этом занятия строятся таким образом, чтобы игры и упражнения на дыхание сочетались с различными видами движений, формированием и коррекцией осанки, профилактикой плоскостопия.

Подвижные игры для заикающихся детей проводятся, как правило, параллельно с логопедической коррекцией, которая имеет свои этапы восстановления речевой деятельности. Ниже приводятся подвижные игры в соответствии с этими этапами.

Этап логопедической коррекции: режим молчания

86. «Шарик»

Цель: обучение диафрагмальному дыханию.

Инструкция. И. п. — лежа на спине, ладонь одной руки на груди, другой — на области диафрагмы. Сделать глубокий выдох, затем плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы живот надулся, поднимая руку, грудная клетка при этом должна оставаться в покое. Выдох производить плавно через рот, при этом живот опускается и в конце выдоха втягивается.

Варианты: вместо руки можно использовать мешочек с песком, кубик, мячик, игрушку и т. д.

Это же упражнение можно делать сидя на полу, скамейке и стоя.



Глава 2


Подвижные игры в условиях летнего отдыха...


 


Этап логопедической коррекции: шепотная речь

87. «Свисток»

Цель: совершенствование выдоха, не надувая щек.

Инструкция. И. п. — стоя, руки на поясе. Вдохнуть носом, на плавном выдохе выполнять тихий, длительный, монотонный свист. Свистеть легко, свободно. Губы не напрягать, медленно выдыхать.

Этап логопедической коррекции: сопряженная речь

88. «Воздушный шарик»

Цель: увеличение длины вдоха и плавности выдоха.

Инструкция. Несколько детей встают у стартовой линии на четвереньки, перед каждым из них лежит воздушный шарик. По команде они вдыхают воздух носом и плавно дуют на шарик. Побеждает тот, чей шарик укатится дальше.

Методические указания. Выдыхать плавно, губы не напрягать. Добирать воздух запрещается.

89. «Цветы»

Цель: совершенствование дробного выдоха без добора воздуха.

Инструкция. И. п. — стоя или сидя. Вдыхать носом, как будто нюхаешь цветы. Выдох через нос толчками: через две ноздри, через одну ноздрю, вторую закрыть средним пальцем (дыхание поочередно правой и левой ноздрей).


Этап логопедической коррекции: шепотная речь и сопряженная речь

90. «Жуки»

Цель: совершенствование выдоха с фонацией на глухих согласных, гласных звуках и слогах.

Инструкция. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс. Вдохнув носом, произнести протяжно и ровно звук «ф» или «х». Выполнять это же упражнение со звуками «в», «н», «л». Затем то же со звуками «с-з», «ш-ж», «ф-в». Звук не должен «качаться», высота голоса должна быть удобной, выдох плавным, исключить мышечное напряжение.

91. «Сирена»

Цель: совершенствование выдоха с фонацией на глухих согласных, гласных звуках и слогах.

Инструкция. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч или сидя. Руки на пояс (или руки выполняют плавные движения). Вдохнуть носом и ртом и пропеть звук «А», постепенно усиливая, а затем ослабляя силу звука: а-а-а-А-А-А-а-а-а. То же с гласными «о», «у», «и».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...