Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Родителей обвиняют, но не обучают




Томас Гордон

Р.Е.Т.

ПОВЫШЕНИЕ

РОДИТЕЛЬСКОЙ

ЭФФЕКТИВНОСТИ

(перевод О. Мечковского)


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие автора  
Глава 1. Родителей обвиняют, но не обучают  
Глава 2. Родители — люди, а не боги  
Глава 3. Как научиться слушать так, чтобы детям хотелось с вами разговаривать. Язык одобрения  
Глава 4. Применение навыка активного слушания на практике  
Глава 5. Как выслушивать детей маленького возраста  
Глава 6. Как разговаривать с детьми, чтобы они вас слушали  
Глава 7. Как заставить «я-сообщения» работать  
Глава 8. Изменение неприемлемого поведения путем изменения окружающей обстановки  
Глава 9. Неизбежные конфликты между родителями и детьми: Кто сильнее?  
Глава 10. Родительская власть: необходима или допустима?  
Глава 11. «Беспроигрышный» метод разрешения конфликтов  
Глава 12. Страхи и тревоги родителей в связи с беспроигрышным методом  
Глава 13. Применение «беспроигрышного» метода на практике  
Глава 14. Как сохранить себя в качестве родителя  
Глава 15. Родители могут предотвращать конфликты, изменяя самих себя  
Глава 16. Другие «родители» ваших детей  
Приложение  
Список рекомендуемой литературы  

 


ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

В номере «Нью Йорк Таймс» от 14 марта 1975 года Тренировка Эффективности Родителей была охарактеризована как «национальное движение». Поначалу я воспринял эти слова как преувеличение значения Р.Е.Т., поскольку пока нам еще не удалось донести свою систему до всех родителей в стране, которая, по общему признанию, нуждается в помощи в трудном деле воспитания детей.

Тем не менее статья привела меня в ретроспективное настроение. Я принялся оценивать то, что произошло за тринадцать лет с того момента, когда я приступил к занятиям с первой группой Р.Е.Т. в городе Пасадена, штат Калифорния, состоявшей из семнадцати родителей. Затем я сконцентрировал свое внимание на тех пяти годах, что прошли с момента издания настоящей книги в 1970 году.

Число родителей, прошедших обучение по системе Р.Е.Т., выросло с семнадцати до четверти миллиона человек. Начавшись в одном районе, Р.Е.Т. ныне охватывает тысячи районов в пятидесяти штатах и несколько зарубежных стран. В первый год я был единственным преподавателем. Сегодня, двенадцать лет спустя, на курсах Р.Е.Т. преподают более семи тысяч профессионалов, получивших специальное обучение. В год выпускается более полутора тысяч новых инструкторов.

Первоначально программа привлекала, главным образом, родителей, чьи взаимоотношения с детьми уже начали ухудшаться и создавали проблемы. Со временем Р.Е.Т. приобрела новые черты. Она была признана программой, помогающей родителям овладеть навыками предотвращения проблемы. Один из наших дипломированных инструкторов охарактеризовал Р.Е.Т. как возможность «научиться, пока не поздно», подчеркнув тем


самым превентивный аспект программы. Сегодня трудно найти группу, в которой бы большинство учащихся не были родителями грудных или очень маленьких детей.

В ранний период группы Р.Е.Т. в основном состояли из представителей так называемого «среднего сословия», то есть относительно зажиточных родителей, привыкших к различным образовательным курсам для взрослых и способных позволить себе учебу на этих курсах. В последние годы все больше групп Р.Е.Т. организуется среди низкодоходной части населения больших городов, состоящей, по большей части, из чернокожих и чикано (американцев мексиканского происхождения).

По всей стране курсы Р.Е.Т. спонсируются агентствами и организациями по социальной защите с целью оказания помощи родителям-одиночкам, родителям на пособии, родителям детей- инвалидов, родителям умственно отсталых детей, родителям, проживающим на различных военных базах, родителям детей-наркоманов, родителям-заключенным, родителям, живущим в индейских резервациях, родителям детей, обучающихся в американских школах за пределами страны.

Какой вклад внесла эта книга в национальное движение Р.Е.Т.? В первые восемь лет существования программы этой книги еще не было. Честно признаться, я не считал нужным ее писать. Я был уверен, что многие родители не получат адекватного представления о Р.Е.Т., если купят книгу, но не запишутся на курсы, где им дается возможность практиковать полученные знания, получать консультации опытного инструктора и обогащаться новыми знаниями за счет контакта с другими родителями. Наконец мое сопротивление было сломано одним настойчивым издателем, и я со скрипом взялся за трудную задачу компонования книги. Со временем выяснилось, что задача вовсе не так трудна, как кажется, поскольку теперь я мог опираться на живой опыт родителей, которые уже применяли в домашней практике знания, полученные ими на занятиях.

В первое время книга расходилась туго, но потом ситуация резко изменилась: количество проданных экземпляров с каждым годом увеличивалось вдвое, пока, наконец, через пять лет не было продано около шестисот тысяч экземпляров, не считая тех, что разошлись по книжным клубам. Ни я, ни мой издатель не смогли точно сосчитать, сколько родителей нуждалось в практической помощи в деле воспитания своих детей. Сегодня, оглядываясь на прошлое, можно с уверенностью сказать, что родители остро нуждаются в конкретных навыках и практических методах, а не в смутных абстракциях типа «уважайте ребенка как личность», «будьте строгим, но справедливым», «старайтесь понять своего ребенка», «давайте детям больше любви», «не будьте слишком строгим, но и не будьте слишком снисходительным» и т.д.


В этой связи не могу не вспомнить, как я протестовал против предложения издателя поместить на суперобложке книги слова «Отлично работает». Помню, как я сказал ему, что это звучит так, будто мы рекламируем какое-нибудь чистящее средство или зубную пасту. Однако когда я ездил по стране, общаясь с аудиториями родителей, и мамы и папы подходили ко мне, чтобы сказать, что прочли мою книгу, они нередко выражали свою оценку именно этими двумя словами: «Отлично работает».

Снова и снова слыша эти слова, я постепенно убедился в том, что книга Р.Е.Т. действительно учит родителей конкретным навыкам и практичным методам, которые они могут самостоятельно применять в домашней практике.

Еще более удивительной была другая реакция читателей: «Р.Е.Т. — это, по сути, новый образ жизни». Родители регулярно признавались мне в том, что применяют полученные знания и навыки не только во взаимоотношениях с детьми, но и во взаимоотношениях с партнерами по браку, начальством и сослуживцами, друзьями и соседями и даже собственными родителями. Некоторые родители говорили мне, что я совершил ошибку, не озаглавив книгу «Тренировка Эффективности Людей». Возможно, они были правы, так как сегодня я знаю, что Р.Е.Т. основывается на теории человеческих взаимоотношений, применимой к любым — ко всем — взаимоотношениям между людьми, а не только к взаимоотношениям между родителем и ребенком.

Это также помогло мне понять другое высказывание, которое я часто слышу от родителей: «Ваша система предполагает такое обращение с детьми, как если бы они тоже были людьми».

Так что действительно эта книга посвящена эффективности людей. Просто она была по-другому названа.

Курсы Р.Е.Т. и книга Р.Е.Т. послужили толчком к появлению ряда других программ, книг и связанных с ними видов деятельности. Вскоре после появления первых групп Р.Е.Т. в Калифорнии со мной стали связываться представители школ, желавшие побольше узнать об этом новом курсе. Они слышали о нем от родителей. Может ли он быть использован учителями в их взаимоотношениях с учащимися? Могу ли я предоставить инструктора для занятий с учителями?

Все это заставило меня взяться за разработку специального курса для учителей, который, разумеется, был озаглавлен Тренировкой Эффективности Учителей, или, сокращенно, Т.Е.Т. (от англ. Teacher Effectiveness Training).

Т.Е.Т. преподается во многих сотнях школ, как государственных, так и частных, в более чем пятидесяти штатах. Некоторые школы встраивают теорию и методику Т.Е.Т. в общую


философию своего учебного процесса, видя в ней своего рода «образ жизни» для учителей, учащихся, администрации, воспитателей — и родителей. Наша работа с учителями привела к необходимости разработки специального курса для директоров школ и еще одного для воспитателей.

В 1975 году была издана вторая книга, озаглавленная Т.Е.Т. — Тренировка Эффективности Учителей, которая используется в качестве учебника на одноименных курсах. Эта книга знакомит учителей с приемами, необходимыми для более эффективного общения с учащимися, новыми методами поддержания дисциплины, не основанными на разрушительном воздействии силы и власти учителей, и новыми практичными методами разработки правил поведения в классе, проведения групповых обсуждений и т.д.

Чтобы завершить свое краткое описание «движения», толчком к которому послужила программа Р.Е.Т., я должен упомянуть наши тренировочные программы для руководящих работников различных учреждений — офисов, больниц, промышленных предприятий. Используя все ту же общую теорию эффективных человеческих взаимоотношений, лежащую в основе других наших программ, мы разработали курс L.E.T. — Тренировка Эффективности Руководителей (от англ. Leader Effectiveness Training), акцент в котором делается на взаимоотношениях начальника и подчиненных, а также на проблемах, неизбежно возникающих в группах (коллективах) людей, работающих совместно для достижения общих целей.

Наша национальная сеть инструкторов включает в себя представителей самых различных профессиональных групп, в том числе психологов, священников, консультантов по вопросам семьи и брака, учителей, директоров школ, медсестер, врачей. Большинство из них работает в учреждениях и организациях, обслуживающих взрослых и детей любого возраста, пола и национальной принадлежности. Работая инструкторами на курсах тренировки эффективности и занимая ответственные посты в своих собственных организациях, эти люди являются эффективными агентами в пределах учреждений, образующих ткань нашего общества, — учреждений, где люди лечатся, проходят курсы реабилитации, актуализируют свой потенциал.

Все это позволяет надеяться, что со временем наша философия охватит гораздо большее количество людей, чем то относительно скромное их число, которое обучалось на наших курсах или читало наши книги.

Томас Гордон

Пасадена, штат Калифорния

Май, 1975


Глава 1

РОДИТЕЛЕЙ ОБВИНЯЮТ, НО НЕ ОБУЧАЮТ

По общему мнению, именно на родителях лежит вина за все проблемы, связанные с молодежью. Психиатры их обвиняют в том, что растет число детей и подростков с неустойчивой или разрушенной психикой, а также с тягой к наркотикам и склонностью к суициду. Политики и служители закона — что они воспитывают поколение бунтарей, нарушителей общественного порядка. Педагоги — в плохой успеваемости детей.

Но кто при этом помогает родителям? Прилагаются ли какие-нибудь усилия к тому, чтобы научить родителей правильно воспитывать детей? Где родители могут узнать, в чем состоят их ошибки и как их можно исправить?

Ежегодно миллионы матерей и отцов добровольно возлагают на себя заботу о физическом и душевном здоровье маленького, абсолютно беспомощного существа и стремятся воспитать его полноценным членом общества. Существует ли еще более сложная и ответственная обязанность? Но многие ли родители способны эффективно ее исполнять, и если нет — а ответ будет именно таким, — то где они могут этому научиться?

В 1962 году, в калифорнийском городе Пасадена, я разработал и приступил к реализации программы обучения родителей. В моей первой группе было всего семнадцать человек; большинство из них не могли справиться со своими детьми. Сегодня, по прошествии многих лет, в течение которых мы обучили около четверти миллиона роди-


телей, есть основания утверждать, что разработанная мною программа Повышения Родительской Эффективности P.E.T. (Parent Effectiveness Training) поможет большинству родителей более эффективно исполнять их обязанность — воспитывать детей.

Результаты реализации программы убедительно доказывают, что с помощью специального обучения многие родители могут существенно повысить свою эффективность как воспитателей. Они также могут овладеть новой методикой разрешения конфликтов между родителями и детьми, которая будет способствовать не ослаблению, а укреплению контактов между теми и другими.

Мы убедились в том, что между родителями и их детьми могут развиться теплые, задушевные взаимоотношения, основанные на любви и уважении. Программа показала, что внутрисемейный конфликт «отцов и детей» вовсе не является чем-то неизбежным.

Работая врачом-психиатром, я, как и большинство родителей, был убежден в том, что так называемый «трудный возраст» — это совершенно нормальный и неизбежный период в развитии любого человека, являющийся следствием свойственной всем подросткам потребности утвердить свою самостоятельность. Я был уверен, что отрочество неизбежно является периодом внутрисемейных «штормов и бурь». Однако опыт работы с программой Р.Е.Т. доказал мою неправоту. Родители, прошедшие курс обучения по этой программе, с удивлением констатировали отсутствие в их семьях бунтов и скандалов.

Сегодня я убежден в том, что подростки не бунтуют против родителей. Они бунтуют только против определенных разрушительных методов воспитания, применяемых практически всеми родителями. Склоки и раздоры в семьях могут стать исключением, а не правилом, если родители овладеют новыми методами разрешения конфликтов.

Многие из окончивших курсы родителей на собственном опыте убедились, что наказание может быть полностью исключено из системы воспитания; причем это относится ко всем видам наказания, а не только телесным. Воспитать ответственных, самодисциплинированных и общительных детей можно и не пользуясь таким оружием, как страх; родители должны научиться воздействовать на детей таким образом, чтобы те вели себя хорошо не из страха перед наказанием или лишением каких-либо привилегий, а из уважения к интересам родителей.


Вы скажете, что так не бывает? Мне самому так казалось, пока я лично не занялся обучением родителей на курсах Р.Е.Т. Подобно большинству профессионалов, я недооценивал родителей. Но родители с курсов Р.Е.Т., за небольшим исключением, с энтузиазмом овладевали новой методикой воспитания. Большинство из них уже столкнулись с неэффективностью их прежних методов воспитания. Поэтому внутренне они были готовы к изменениям.

Современные родители пользуются практически теми же методами воспитания детей, которыми пользовались их родители, родители их родителей и т.д. В отличие от большинства других общественных институтов, система взаимоотношений родителей и детей по существу осталась прежней. Родители пользуются методами, применявшимися еще две тысячи лет назад!

И дело здесь не в том, что человечество не приобрело новых знаний в области человеческих взаимоотношений. Как раз наоборот. Психология, возрастная психология и другие поведенческие науки накопили массу новых сведений о детях, родителях, межличностных отношениях, о том, как способствовать нормальному развитию личности, как создавать благоприятный психологический климат. Мы знаем много нового об эффективных межличностных контактах, о факторе силы в человеческих взаимоотношениях, о конструктивном разрешении конфликтов и т.д.

К несчастью, те, кто открыл новые факты и разработал новые методы, не удосужились сделать одно очень доброе дело — рассказать о своих находках родителям. Мы общаемся с коллегами посредством книг и специальных журналов, нередко забывая о родителях, для которых, собственно, и предназначены эти новые методы.

Некоторые профессионалы, правда, пытались донести до родителей новые идеи и методы, но даже те относительно немногие из родителей, которые читают специальную литературу, практически не меняют своего поведения по отношению к детям, продолжая исповедовать старые подходы к поддержанию дисциплины и разрешению внутрисемейных конфликтов.

Надеюсь, что эту книгу не постигнет участь других книг по воспитанию и она не будет воспринята как очередная теоретическая выкладка, мало подходящая для реализации на практике, поскольку в ней содержится подробно расписанная и исчерпывающая методика создания и под-


держания эффективных всеобъемлющих взаимоотношений с ребенком при любых обстоятельствах.

Из этой книги родители узнают не только методы и приемы, но также и то, когда, как и с какой целью ими пользоваться. Как и на курсах Р.Е.Т., предлагаемая программа включает как теоретические основы, так и практические методы. Родителям будет дана возможность стать подлинными специалистами в обращении с теми проблемами, которые неизбежно возникают между родителями и детьми. Детальное описание модели эффективных взаимоотношений между родителями и детьми проиллюстрировано множеством примеров из реальной жизни.

Большинство родителей относятся к Р.Е.Т. как к революционной методике, резко отличающейся от традиционной. Но это не мешает ей быть поистине универсальной, применимой как к совсем маленьким детям, так и к подросткам, как к детям с задержанным умственным развитием, так и к «нормальным» детям.

В описании своей методики мы не пользуемся какими-либо специальными терминами, которые могут быть понятны только профессионалам. Некоторые из родителей, возможно, не согласятся с рядом новых концепций, предлагаемых нами в этой книге, но причиной этого внутреннего протеста вряд ли будет непонимание.

Поскольку читатели не могут обратиться непосредственно к преподавателям Р.Е.Т., предлагаю список вопросов и ответов, которыми полезно предварить ознакомление с нашей методикой.

ВОПРОС: Речь идет об очередном либеральном подходе к воспитанию детей?

ОТВЕТ: Ничего подобного. Снисходительные родители имеют не меньше хлопот, чем чрезмерно строгие, так как их дети нередко вырастают эгоистичными, неуправляемыми, необщительными и безучастными к нуждам своих родителей.

ВОПРОС: Возможна ли такая ситуация, когда один из родителей эффективно пользуется вашим подходом, в то время как другой придерживается старых методов?

ОТВЕТ: И да, и нет. Если хотя бы один из родителей начнет следовать нашей методике, результатом будет явное улучшение во взаимоотношениях между этим родителем и ребенком. Однако взаимоотношения между другим родителем и ребенком могут стать еще хуже, чем раньше. Поэтому желательно, чтобы новой методикой овладе-


вали оба родителя. Тем более что если они будут делать это вместе, смогут друг другу помогать.

ВОПРОС: Не приведет ли ваша методика к потере родителями влияния на детей? Не получится ли так, что, прибегнув к ней, они как бы откажутся от своей роли мудрых наставников, указывающих детям верное направление в жизни и бережно ведущих их по ней?

ОТВЕТ: Такое впечатление, действительно, может создаться при чтении первых глав. Но наберитесь терпения. Первые главы посвящены тому, как помогать детям самостоятельно решать их собственные проблемы. В таких ситуациях роль эффективного родителя весьма специфична — она намного более пассивна и «косвенна», чем та, к которой мы привыкли. Зато в последующих главах речь идет о том, как корректировать поведение детей и как заставлять их уважать интересы родителей. Вы познакомитесь с конкретными методами повышения своей ответственности как родителей, приобретете еще больше влияния на детей.

В этой книге — как и в программе Р.Е.Т. — содержится несложная методика побуждения детей к самостоятельному решению их собственных проблем, сопровождаемая конкретными рекомендациями по ее применению в домашней практике. Родители, которые овладевают этой методикой (мы называем ее «активным слушанием»), наверняка согласятся с нижеследующими утверждениями, записанными со слов родителей, прошедших обучение на курсах Р.Е.Т.:

«Какое облегчение не думать о том, как найти все ответы на те проблемы, с которыми сталкиваются мои дети».

«Благодаря Р.Е.Т. я поверил в способность своих детей самостоятельно решать их собственные проблемы».

«Я поражен эффективностью метода активного слушания. Мои дети нередко находят более разумные решения, чем те, которые мог бы предложить им я».

«Я больше не хочу выступать в роли Господа Бога, не хочу выступать в роли судьи, который всегда знает, что и как должны делать его дети, чтобы решить свои проблемы».

В наши дни тысячи подростков игнорируют своих родителей, и на то у них есть вполне убедительные причины: «Мои родители не понимают детей моего возраста»; «Терпеть не могу возвращаться домой, чтобы выслушать очередную вечернюю лекцию»; «Я никогда ничего не рассказываю своим родителям, они все равно меня не пой-


мут»; «Я хочу, чтобы родители оставили меня в покое»; «Как только смогу, я уйду из дома — мне надоело, что меня постоянно за все пилят».

Родители таких детей, как правило, отдают себе отчет в том, что утратили свой авторитет. Это доказывают следующие признания, сделанные родителями на наших курсах: «Я полностью утратил свой авторитет в глазах своего шестнадцатилетнего сына»; «Салли больше с нами не считается»; «Том никогда не садится с нами за стол. Из него не выдавишь ни слова. На днях он заявил, что собирается поселиться в гараже»; «Марк почти не бывает дома. Он никогда не сообщает нам о том, куда идет и чем собирается заняться. Когда я спрашиваю его об этом, он отвечает, что это не мое дело».

Для меня это трагедия, что одна из наиболее теплых и интимных сфер жизни — сфера взаимоотношений между родителями и детьми — так часто портит кровь обеим сторонам. Почему все больше подростков начинают относиться к своим родителям как к «врагам»? Почему так ощутим в современной семье разрыв между поколениями? Почему родители и дети находятся в состоянии вражды?

Вы найдете ответы на эти вопросы (глава 14) и убедитесь, что подростковый бунт вовсе не является чем-то неизбежным. Метод Р.Е.Т. революционен, это правда, но он не провоцирует на революцию. Совсем напротив: этот метод помогает родителям заново завоевать авторитет, предотвратить враждебное отношение к ним со стороны детей; он способствует сближению родителей и детей, а не их противостоянию.

Для тех, кому наш метод поначалу может показаться слишком революционным, нелишне будет познакомиться со следующей выдержкой из рассказа двух родителей — матери и отца, — окончивших наши курсы:

«Когда Биллу исполнилось шестнадцать, он стал нашей постоянной головной болью. Он совершенно перестал с нами считаться. Он носился, как сумасшедший, и во всем проявлял полную безответственность. У него резко снизилась успеваемость. Он никогда не возвращался домой в назначенный час, ссылаясь на спущенную шину, незаведенные часы или пустой бензобак. Мы шпионили за ним, он лгал нам. Мы пилили его. Мы отобрали у него водительские права. Мы сократили его карманные расходы. Наши беседы состояли из одних взаимных упреков. И все безрезультатно. После одного из бурных объяснений он повалился на пол


кухни, начал брыкаться, визжать и кричать, что сошел с ума. После этого случая мы записались на курсы доктора Гордона. Перемены почувствовались не сразу... Мы никогда не ощущали себя единым целым, одной теплой, любящей, заботливой семьей. Это ощущение пришло лишь как следствие глубоких перемен в наших позициях и ценностях... Поворотным пунктом явилась та мысль, что ты представляешь собой личность — сильную независимую личность, не боящуюся выражать свое мнение, но и но навязывающую его другим, действующую, скорее, собственным примером. Мы значительно повысили свой авторитет... Билл тоже сильно переменился: пришли его приступы ярости, кончилась полоса неуспеваемости в школе. Он превратился в открытого, дружелюбного, любящего сына, называющего своих родителей «двумя моими самыми близкими людьми»... Он фактически вернулся в семью... У меня установились с ним такие взаимоотношения, о которых я могла только мечтать, — полные любви, доверия и независимости. У него — как и у каждого из нас — появилась сильная внутренняя мотивация, и теперь мы действительно живем одной дружной семьей».

Родители, которые овладеют нашей методикой нахождения общего языка с детьми, вряд ли воспитают такого ребенка, как тот шестнадцатилетний юнец, который, сидя у меня в кабинете, откровенно заявил: «У меня нет никаких обязанностей по дому. А почему, собственно, они должны у меня быть? Обо мне должны заботиться родители. Они обязаны это делать по закону. Я ведь не просил их меня рожать? Пока я еще не совершеннолетний, они должны меня кормить и одевать. А я имею полное право вообще ничего не делать. Я вовсе не обязан им угождать».

Услышав такое признание — а оно прозвучало вполне искренне — я не мог удержаться от следующей мысли: что за людей мы воспитываем, если детям позволено думать, что все им обязаны, в то время как они сами могут ничего не отдавать взамен? Что будет представлять собой общество, состоящее из таких эгоистических граждан?

Практически всех родителей можно приблизительно разбить на три группы: «победителей», «проигравших» и «маятников». Представители первой из названных групп яро отстаивают и убедительно доказывают свое право командовать детьми. Они верят в необходимость строгих ограничений, требуют от детей определенных моделей по-


ведения, отдают приказы и рассчитывают на беспрекословное повиновение. Чтобы заставить ребенка повиноваться, они прибегают к угрозам, а в случае неповиновения — к наказаниям. При столкновении интересов они непременно разрешают конфликт таким образом, чтобы родитель остался в выигрыше, а ребенок — в проигрыше. Свою философию «победителя» такие родители, как правило, обосновывают стереотипным утверждением типа «Отец лучше знает», «Это ради твоего же блага», «Дети любят, когда ими командуют» или такими общими фразами, как «На родителях лежит ответственность за использование авторитета во благо ребенка, поскольку родители лучше знают, что хорошо и что плохо».

Представители второй группы, не такой многочисленной, как «победители», предоставляют детям чрезмерную свободу. Они сознательно избегают установки ограничений и с гордостью признаются в том, что не допускают никакой авторитарности. При столкновении интересов в большинстве случаев ребенок остается в выигрыше, а родитель — в проигрыше, так как такие родители не считают себя вправе посягать на интересы детей.

Наиболее многочисленная группа родителей не находит возможным строго следовать какому-либо из вышеназванных подходов. Пытаясь придерживаться «золотой середины», они качаются, подобно маятнику, между проявлением строгости и потаканием, жесткостью и мягкостью, победой и проигрышем. Как сказала нам одна мама: «Я стараюсь быть снисходительной к шалостям детей до тех пор, пока у меня не лопается терпение. Тогда я чувствую, что должна повести себя иначе, и начинаю проявлять свою власть до тех пор, пока сама не устаю от этого».

Родители, поделившиеся с нами такого рода чувствами во время одного из занятий Р.Е.Т., говорили, сами того не зная, от имени огромного количества людей, принадлежащих к группе «маятников». Такие родители, пожалуй, отличаются наибольшей неуверенностью в своих силах и, как я покажу это позже, имеют больше всего проблем с детьми.

Родители, обучающиеся на наших курсах, с удивлением узнают о существовании альтернативы схеме «победил — проиграл». Мы называем этот метод разрешения конфликтов «беспроигрышным», и помощь родителям в овладении этим методом является одной из главных задач программы Р.Е.Т. Добавлю, что «беспроигрышный» метод давно и успешно используется в разрешении других, не семей-


ных конфликтов, но лишь очень немногие из родителей самостоятельно приходят к тому, чтобы пользоваться им для разрешения конфликтов между родителями и детьми.

Многие мужья и жены разрешают конфликт путем совместного обсуждения проблемы. Так поступают и деловые партнеры. Профсоюзы заключают с администрацией договоры, являющиеся обязательными для тех и других. Вопросы о разделе собственности при разводе также зачастую решаются путем совместного принятия решений. Даже дети нередко разрешают свои конфликты путем обоюдных соглашений или неформальных договоров, приемлемых для обеих сторон («Если ты сделаешь это, я сделаю то»). В наши дни все большее число промышленных предприятий обучает специальных посредников для участия в совместной выработке решений по конфликтным ситуациям.

Не являясь каким-либо чудодейственным средством, способствующим мгновенному повышению эффективности воспитательного процесса, «беспроигрышный» метод требует довольно радикальной перемены в отношении большинства родителей к их детям. На овладение им необходимо время, в течение которого родители должны прежде всего научиться приемам безоценочного слушания и откровенного выражения своих собственных чувств. По этой причине «беспроигрышный» метод описывается в последних главах книги.

Фактически этот новый метод поддержания дисциплины в доме путем эффективного управления конфликтами составляет ядро нашей философии. Это ключ к родительской эффективности. Родители, которые не пожалеют времени и сил на усвоение этого метода и его последующее осознанное применение в качестве альтернативы схеме «победил-проиграл», будут щедро вознаграждены — намного более щедро, чем может показаться с первого взгляда.


Глава 2

РОДИТЕЛИ — ЛЮДИ, А НЕ БОГИ

Когда люди становятся родителями, происходит нечто странное и не совсем приятное. Они начинают играть некую роль, забывая о своей индивидуальности. Теперь, когда они возложили на себя священные обязанности родителей, им кажется, что они должны вести себя по-особому — как, по их мнению, подобает себя вести родителям. Фрэнк и Хелен Бейтсы, два обычных человека, внезапно превращаются в мистера и миссис Бейтсов, родителей.

Такая метаморфоза, по правде говоря, весьма печальна, так как она нередко заставляет родителей забыть о том, что они остались людьми с обычными человеческими слабостями, личностями со всеми присущими личностям ограничениями, реальными людьми с реальными чувствами. Став родителями, они как бы берут на себя ответственность быть чем-то высшим, нежели просто людьми.

Этот пугающий груз ответственности как бы бросает вызов людям, «превратившимся» в родителей. Им кажется, что они всегда должны быть последовательны в своих чувствах, всегда должны любить своих детей, быть всемерно снисходительными и терпимыми, пренебрегать своими собственными интересами и жертвовать собой ради детей, всегда быть честными и справедливыми и, самое главное, не повторять ошибок, совершенных их родителями по отношению к ним.

При всей естественности и благородстве этих добрых намерений они скорее делают родителей не более, а менее эффективными. Забыть о своей человеческой сущности —


это первая серьезная ошибка, совершаемая теми, кто становятся родителями. По-настоящему эффективные родители позволяют себе остаться самими собой — реальными, живыми людьми. Дети высоко ценят это качество реальности и человеческого начала в своих родителях. Они часто говорят так: «Мой отец — настоящий мужчина» или «Моя мама очень хороший человек». И даже так: «Мои родители ведут себя со мной, как друзья, а не как родители. Они нормальные люди. Как и у всех, у них есть свои слабости, но я люблю их такими, какие они есть».

О чем говорят такие высказывания? Совершенно очевидно, что дети хотят видеть в своих родителях людей, а не богов. Они охотно идут на контакт с родителями как с людьми, а не как с актерами, играющими какую-то роль, притворяющимися такими, какими они не являются.

Как должны вести себя родители, чтобы быть личностями в глазах своих детей? В этой главе я хочу показать, что быть эффективными родителями вовсе не значит отказаться от своей человеческой сущности. Вы должны принимать как должное тот факт, что вы — личность, которая может испытывать как положительные, так и отрицательные эмоции по отношению к своим детям. Чтобы быть эффективными родителями, совсем не обязательно быть последовательным в своих чувствах и действиях. Не следует притворяться снисходительным или любящим, если ваши чувства прямо противоположны. Вовсе не обязательно испытывать одну и ту же степень любви и снисходительности по отношению ко всем своим детям. Наконец, супругам не обязательно выступать по отношению к своим детям единым фронтом. Главное, чтобы вы научились отдавать себе отчет в своих действительных чувствах. В ходе занятий мы разработали ряд диаграмм, с помощью которых родителям легче разобраться в своих чувствах и понять, что заставляет их испытывать те или иные чувства в различных ситуациях.

«Диаграммы одобрения» для родителей

Все родители могут испытывать по отношению к действиям своих детей чувства одобрения и неодобрения. Родители как «живые люди» иногда одобряют, иногда не одобряют поведение своих детей.

Все потенциально возможные поступки вашего ребенка — все, что он только может сказать или сделать — можно представить в виде следующего четырехугольника:


Совершенно очевидно, что какие-то из этих поступков вы одобряете, а какие-то — нет. Чтобы отделить одни от других, разделим четырехугольник на область одобрения и область неодобрения (светлый прямоугольник — область одобрения, темный — неодобрения).

Если ваш ребенок в субботу утром сидит перед телевизором, не мешая вам заниматься работой по дому, такое его поведение вполне можно отнести к области одобрения. Если он при этом слишком громко включил звук, его поступок заслуживает быть отнесенным к области неодобрения.

Разные родители проведут линию демаркации между областями одобрения и неодобрения по-разному. Одни родители одобряют практически любое поведение своего ребенка и соответственно довольно часто испытывают к нему теплые и снисходительные чувства (относительно «одобряющие» родители).


Другие родители относятся неодобрительно к большинству поступков своих детей и соответственно довольно редко испытывают к ним теплые и снисходительные чувства (относительно «неодобряющие» родители).

Насколько «одобряющим» является родитель по отношению к своему ребенку, отчасти зависит от личных качеств родителя. Некоторые родители либеральны в силу своего характера. Как правило, они склонны одобрять поведение не только своих детей, но и всех людей вообще. Склонность к одобрению является свойством их личности, проявляющимся также в чувстве внутренней защищенности, высоком уровне терпимости, в том факте, что они сами себя любят, что их чувства по отношению к самим себе не зависят от того, что происходит вокруг. Каждый из нас встречал таких людей. С ними приятно иметь дело. Перед ними можно быть откровенными, быть самими собой.

Другим родителям в такой же степени свойственно неодобрительное отношение к окружающим. Они как-то всегда умудряются находить в поведении других людей то, что их не устраивает. Наблюдая за тем, как они ведут себя с детьми, невольно задаешься вопросом, почему они так неодобрительно отн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...