Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вербальное выражение одобрения




Большинство родителей понимают, что невозможно слишком долго молчать в процессе общения. Люди нуждаются и в вербальном общении, или в общении посредством слов. Для тесного и эффективного взаимодействия родители должны разговаривать с детьми, которые в этом очень нуждаются.

Разговаривать необходимо, но очень важно знать, как это делать. Об отношениях между родителем и ребенком можно судить по тому, как они друг с другом разговаривают, и в особенности по тому, как родитель реагирует на сообщения ребенка. Каждый родитель должен хорошо изучить собственные словесные реакции на детей, так как именно в них кроется ключ к родительской эффективности.

На наших курсах мы выполняем специальное упражнение, помогающее родителям лучше узнать те вербальные (словесные) реакции, которыми они пользуются, когда дети делятся с ними своими чувствами или проблемами. Чтобы выполнить это упражнение, вам потребуется только чистый лист бумаги и карандаш или ручка. Представьте себе, что ваш пятнадцатилетий лоботряс неожиданно заявляет за ужином: «Школа для девчонок. В ней учат совершенно ненужным вещам, от которых нет никакого прока. Я решил вообще не поступать в колледж. Чтобы стать большим человеком, совсем не обязательно иметь высшее образование. Существует масса других способов сделать карьеру».

Теперь запишите на листке бумаги все то, что вы бы ответили на подобное откровение. Запишите свое вербальное сообщение — именно те слова, которые бы вы употребили.

Сделав это, представьте себе другую ситуацию. Ваша десятилетняя дочка признается вам: «Не могу понять, за что меня не любят. Раньше Джинни со мной дружила, а теперь не дружит. Она больше не приходит играть к нам


во двор. А когда я сама прихожу к ней, она всегда играет с Джойс, и они обе играют и веселятся, а я стою в стороне одна. Терпеть не могу их обеих».

Снова запишите на бумаге все то, что вы бы ответили своему ребенку в подобной ситуации.

А вот еще одна ситуация, в которой ваш одиннадцатилетний сын говорит вам: «Почему я должен подметать двор и выносить мусор? Мама Джонни не заставляет его делать такие вещи. Так нечестно. Дети не должны делать так много работы по дому. Никого не заставляют работать так много, как меня».

Запишите свою вербальную реакцию.

И, наконец, последняя ситуация. Ваш пятилетний сынишка все больше расстраивается из-за того, что мама с папой и два их гостя не обращают на него после обеда никакого внимания. Вы вчетвером ведете оживленную беседу, возобновив дружеские отношения после длительного перерыва. Неожиданно ваш сын кричит: «Вы — банда грязных вонючих паршивых скунсов. Я вас ненавижу!»

Запишите свою вербальную реакцию на такое страстное выражение чувств.

Ваши возможные реакции на вышеописанные сообщения можно разбить на несколько групп. Вербальные реакции родителей распадаются на несколько типов. Они перечислены ниже. Попытайтесь определить, к каким типам принадлежат вербальные реакции, записанные вами при выполнении упражнения.

Приказание, требование, распоряжение

Принуждение ребенка к какому-либо действию путем распоряжения или команды:

«Мне нет дела до того, как поступают другие родители, а ты у меня будешь подметать двор!»

«Не смей так говорить со своей мамой!»

«Быстренько ступай к Джинни и Джойс и играй с ними!»

«Прекрати хныкать!»

Предупреждение, предостережение, угроза

Напоминание ребенку о возможных последствиях его действий:

«Если ты сделаешь это, ты об этом пожалеешь!»

«Еще одно такое слово — и ты вылетишь из комнаты!»

«Не делай этого, если не хочешь неприятностей!»

Увещевание, нравоучение, наставление

Напоминание ребенку о том, что он должен или обязан сделать:


«Ты не должен так поступать».

«Ты обязан сделать так...»

«Ты должен уважать старших».

Совет, подсказка, помощь

Помощь ребенку в решении его проблемы путем совета или подсказки:

«Почему бы тебе не попросить Джимми и Джойс прийти поиграть к мим во двор?»

«Подожди пару лет, прежде чем принять окончательное решение относительно колледжа».

«Советую тебе поговорить об этом с учителями».

«Попробуй подружиться с другими девочками».

Логическая аргументация, разъяснение

Попытка воздействовать на ребенка фактами, контраргументами, логикой, информацией или вашим собственным мнением:

«Ты даже не предполагаешь, как тебе понравится в колледже».

«Дети должны уметь ладить друг с другом».

«Давай посмотрим на примерах, чего добиваются выпускники колледжей».

«Когда дети ответственно относятся к работе по дому, из них вырастают ответственные взрослые».

«Подумай о том, что маме трудно одной справляться с работой по дому».

«В твоем возрасте я делал в два раза больше, чем ты».

Осуждение, критика, несогласие, порицание

Вынесение негативном оценки или осуждение ребенка:

«У тебя мешанина в голове».

«Ты абсолютно не права».

«Я с тобой совершенно не согласна».

Похвала, согласие

Выражение позитивной оценки или суждения, согласие:

«Ты у меня самая красивая».

«У тебя есть способности к учебе».

«Я думаю, ты права».

«Я согласен с тобой».

Обзывание, высмеивание

Подведение ребенка под категорию, вызывание в нем чувства стыда:

«Ты испорченный молокосос».

«Ну вот что, мистер Красавчик».

«Ты ведешь себя, как осел».

«Утю-тю, маменькин сынок».


Интерпретация, анализ, постановка диагноза

Разъяснение ребенку его собственных мотивов или анализ того, почему он поступает или говорит так-то и так- то; сообщение ему, что вы его «раскусили» или поставили ему диагноз:

«Ты просто ревнуешь Джинни».

«Ты творишь это, чтобы позлить меня».

«Ты совсем так не думаешь».

«Ты говорить это только потому, что у тебя неважно идут дела в школе».

Успокаивание, выражение сочувствия, утешение, поддержка

Попытка внушить ребенку уверенность в его силах, рассеять его пасмурное настроение, разубедить его в силе негативных эмоций:

«Завтра ты взглянешь на это по-другому».

«Это бывает со всеми детьми».

«Не беспокойся, все уладится само собой».

«С твоими способностями ты будешь студентом-отличником».

«Я тоже раньше так думала».

«Действительно, школа может надоесть».

«Ты ведь всегда хорошо ладишь с другими детьми».

Зондирование, выпытывание, расспрос

Попытка найти причины, мотивы, основания: попытка получения большего количества информации, которая помогла бы вам решить проблему:

«Когда тебе начало так казаться?»

«Как ты думаешь, почему ты не любишь школу?»

«Разве девочки сказали тебе, что не хотят с тобой играть?»

«А с кем еще из твоих друзей ты говорил о работе по дому?»

«Кто тебе это сказал?»

«Чем ты займешься, если не пойдешь в колледж?»

Уведение от проблемы

Попытка отвлечь ребенка от проблемы: уклониться от ее решения самому, отложить ее на потом, отшутиться:

«Не думай об этом».

«Давай не будем говорить об этом за столом».

«Давай поговорим о чем-нибудь более приятном».

«Как у тебя дела с баскетболом?»

«Почему бы тебе не попробовать поджечь школу?»

«Мы все это уже проходили».


Если вам удалось подвести каждую из ваших реакций под ту или иную из этих категорий, вы вполне типичный родитель. Если какая-либо из ваших реакций выпадает из вышеназванных двенадцати категорий, не спешите от нее отказаться — возможно, что она подпадет под одну из тех категорий реакций на сообщения детей, с которыми мы познакомим вас позже.

Когда родители выполняют это упражнение на наших занятиях, более девяноста процентов реакций большинства родителей подпадает под эти двенадцать категорий. Большинство мам и пап поражаются такому единодушию. И немудрено: ведь раньше они даже не пытались отдать себе отчет в том, как они разговаривают со своими детьми — какие виды общения они используют, реагируя на чувства и проблемы своих детей.

При этом обязательно находится родитель, который задает следующий вопрос: «Допустим, что теперь мы знаем, каковы наши реакции. Ну и что с того? Что дает нам знание того, что все мы пользуемся «Типичными Двенадцатью» категориями?»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...