Изменение неприемлемого поведения путем изменения окружающей обстановки
Пытаясь изменить поведение своих детей, родители недостаточно часто прибегают к такой мере, как изменение их окружения. Если они это и делают, то, в основном, в первые годы жизни ребенка. Когда же тот становится старше, родители начинают более полагаться на вербальные методы, особенно те, которые унижают ребенка или грозят ему родительской властью. Родители пренебрегают такой мерой, как изменение окружающей обстановки, и стараются просто отговорить ребенка от неприемлемого поведения. И это прискорбно, поскольку изменение обстановки — весьма простая и исключительно эффективная мера в отношении детей любого возраста. Родители начинают пользоваться этим методом гораздо чаще, как только знакомятся с широким выбором форм его применения: 1) обогащение окружающей обстановки; 2) ее обеднение; 3) ее упрощение; 4) ее ограничение; 5) принятие мер безопасности; 6) предложение альтернативы; 7) подготовка ребенка к изменениям в окружающей обстановке; 8) распределение жизненного пространства с детьми старшего возраста. ОБОГАЩЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ОБСТАНОВКИ Каждому хорошему воспитателю в детском саду известно, что один из самых эффективных способов прекращения или предотвращения неприемлемого поведения детей заключается в том, чтобы обеспечить детей множеством интересных занятий — обогатить их окружение игровыми материалами, книжками, настольными играми, пластилином, куклами, головоломками н т.д. Эффективные родители исповедуют тот же самый принцип: если дети заняты чем-то интересным, они вряд ли станут лазить, куда не следует, или изводить родителей. Некоторые из родителей, обучающихся на наших курсах, сообщают нам о блестящих результатах, достигнутый ими за счет выделения особого места в гараже или в уголке заднего двора специально для детей, где они могли бы заниматься всем, чем захотят: рыть, колотить, строить, рисовать, разрушать и творить. Родители выбирают такое место, где ребенок может делать все, что хочет, без всякого ущерба.
Автомобильные путешествия — это периоды, когда дети особенно «доводят» своих родителей. Некоторые семьи перед такими поездками специально обеспечивают детей игровыми материалами, головоломками и прочими интересными вещами, чтобы те и сами не скучали, и им не мешали. Большинство мам прекрасно знают, что их дети с меньшей вероятностью будут вести себя плохо, если им будет разрешено в определенные часы приводить в дом друзей и товарищей по играм. Очень часто двое или трое детей легче находят себе «приемлемое» занятие, чем один ребенок. Мольберты для рисования, пластилин для лепки, кукольные театры для показа представлений, семья и дом куклы, оловянные солдатики, пальцевые краски для пачкания, конструкторы — все эти предметы способны существенно ограничить агрессивное поведение. Слишком часто родители забывают, что дети не меньше, чем взрос- лые, нуждаются в интересных и стимулирующих занятиях, не позволяющих им скучать. ОБЕДНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Временами необходимо, чтобы у детей было как можно меньше стимулов, например, непосредственно перед сном. Родители, особенно отцы, иногда тем или иным образом перевозбуждают своих детей перед сном или едой, а потом удивляются, почему те в нужный момент не становятся тихими и управляемыми. Это как раз такие моменты, когда окружающую обстановку следует не обогащать, а обеднять. Значительную долю бурь и стрессов, случающихся в такие минуты, можно было бы избежать, если бы родители старались снизить стимулирующее воздействие окружения ребенка.
УПРОЩЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Дети часто «включаются» в неприемлемое поведение из-за того, что окружающая обстановка для них слишком сложна и непонятна; они докучают родителю просьбами помочь, полностью бросают свое занятие, выказывают агрессивность, бросают предметы на пол, хныкают, убегают и т.д. В домашнюю обстановку необходимо внести множество изменений, чтобы ребенку было легче самостоятельно в ней ориентироваться, брать и переставлять предметы, не рискуя их повредить, и не испытывать чувство отчаяния оттого, что он не может контролировать свое собственное окружение. Многие родители сознательно стараются упростить окружение своего ребенка с помощью таких мер, как: — покупка одежды, которую ребенок мог бы надевать без посторонней помощи; — табуретка или ящик, на которые ребенок мог бы вставать, чтобы дотянуться до своей одежды в шкафу; — покупка столового прибора «детских» размеров; — размещение крючков в платяном шкафу на небольшой высоте; — покупка небьющихся чашек и стаканов; — установка дополнительной дверной ручки на небольшой высоте; — нанесение моющейся краски или обоев на стены детской. ОГРАНИЧЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА РЕБЕНКА Когда мама помещает неприемлемо ведущего себя ребенка в манеж, она пытается ограничить его «жизненное пространство», с тем чтобы его последующие действия были для нее приемлемыми. Огороженный забором задний двор — также весьма эффективная мера предотвращения такого поведения, как выбегание на улицу, проход через цветник соседа, потеря обратной дороги и т.д. Некоторые родители надевают на детей специальную упряжь, когда берут их с собой в магазин. Другие выделяют для них специальное место в доме, где дети могут лепить, рисовать, вырезать из бумаги или клеить. Зачастую подразумевается, что в таких специально отведенных местах дети могут шуметь, ходить на голове, сорить, пачкать и т.д. Дети, как правило, одобряют такие ограничения своего жизненного пространства, при условии, конечно, что эти ограничения умеренны и оставляют детям известную свободу для удовлетворения их собственных потребностей. В других случаях ребенок сопротивляется ограничению, что приводит к его конфликту с родителем. (В следующей главе мы расскажем, как разрешать такого рода конфликты.)
ПРИНЯТИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ Хотя большинство родителей итак держат вне пределов досягаемости детей такие предметы, как лекарства, ножи и ядовитые химикаты, список мер безопасности можно существенно расширить. Во время приготовления пищи ставить кастрюли ручками к стене. Купить небьющиеся чашки и стаканы. Хранить спички вне пределов досягаемости ребенка. Привести в исправность растрепавшиеся шнуры электроприборов (вообще, все, что связано с электричеством, должно постоянно находиться в исправном состоянии). Спрятать от ребенка все дорогие бьющиеся предметы. Запереть в ящик острые инструменты. Положить в ванну резиновый коврик. Каждая семья решает отдельно, какие меры безопас- ности можно еще принять. Большинство родителей могут без особых хлопот найти массу способов сделать свой дом безопасным для детей. ПРЕДЛОЖЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ Если ребенок играет с острым ножом, предложите ему тупой. Если он склонился над вашей косметичкой, внимательно изучая ее содержимое, дайте ему несколько пустых склянок или картонок, с которыми он мог бы поиграть на полу. Если он выражает явное намерение вырвать страницы из журнала, который вам хотелось бы сохранить, дайте ему журнал, приготовленный вами для выброса. Если он рисует мелом на ваших обоях, дайте ему для рисования большой кусок оберточной бумаги. Когда родитель что-то отнимает у ребенка, не предлагая ему ничего взаимен, это обычно приводит к расстройству и слезам. В то же время на замену дети соглашаются охотно, при условии, что она предложена ненастойчиво, спокойно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|