Сопротивление, неповиновение, бунт, негативизм
Одна родительница описала нам следующий типичный инцидент, произошедший между нею и ее отцом, когда она была ребенком: ОТЕЦ: Если ты не перестанешь болтать, ты получишь от меня по щеке. РЕБЕНОК: Ну, давай, ударь меня! ОТЕЦ (ударяет ребенка). РЕБЕНОК: Ударь меня еще, сильнее, я все равно буду! Некоторые дети восстают против применения родителями своей власти, делая прямо противоположное тому, чего от них хотят родители. Одна мама рассказала нам: «Пользуясь своей властью, мы пытались заставить нашу дочь делать, главным образом, три вещи: быть чистой и аккуратной, ходить в церковь и воздерживаться от алкоголя. Мы всегда очень строго относились к этим вещам. Теперь мы знаем, что она наверняка станет худшей из домашних хозяек, какую только можно себе представить, что она не ступает в церковь ни ногой и что, наконец, она почти каждый вечер пьет». Один подросток во время нашего с ним терапевтического сеанса признался мне в следующем: «Я даже не буду стараться получать в школе хорошие отметки, потому что мои родители всегда чуть ли не силой заставляют меня заниматься. Если бы я получал хорошие оценки, они были бы жутко довольны, как будто они правы или как будто они победили. Не хочу я им доставлять такого удовольствия. Поэтому я и не стараюсь хорошо учиться». Другой подросток рассказал мне о своей реакции на постоянный «пилеж» со стороны родителей из-за его длинных волос: «Пожалуй, я бы подстриг их, если бы только они меня так не пилили. Но пока они не перестанут меня уговаривать подстричь волосы, я буду носить их длинными». Такая реакция на авторитарность взрослых почти всеобща. Дети бунтуют и восстают против авторитаризма взрослых на протяжении поколений. История говорит об отсутствии существенной разницы между молодежью прошлых веков и современной. Дети, как и взрослые, яростно отстаивают свою свободу, а угрозы свободе детей существовали на всех этапах исторического процесса. Один из способов противостоять угрозам своей свободе и независимости заключается для детей в том, чтобы бороться против всех, кто может ее у них отнять.
Негодование, гнев, враждебность Дети негодуют на тех, кто имеет над ними власть. Последняя воспринимается ими как нечестная и зачастую несправедливая. Они негодуют на тот факт, что родители или учителя больше и сильнее, если названное преимущество используется для контроля над ними или для ограничения свободы. «Попробовал бы ты обидеть равного», — именно такое чувство нередко испытывают дети, когда взрослый применяет к ним свою власть. Вообще, люди любого возраста испытывают чувство негодования и гнева по отношению к тому, от кого они в той или иной степени зависят в смысле удовлетворения своих потребностей, особенно, когда тот пытается злоупотребить своей властью. Большинство людей с неприязнью относятся к тем, кто имеет власть раздавать блага (награды) или отказывать в них. Их возмущает тот факт, что кто-то другой распоряжается средствами для удовлетворения их потребностей. Они хотели бы сами выступать в роли таких распорядителей. Кроме того, большинство людей жаждет такого рода независимости по той причине, что находиться в состоянии зависимости от другого достаточно опасно. Всегда существует опасность, что лицо, от которого ты зависишь, окажется несправедливым, предвзятым, непоследовательным, непредсказуемым; или что лицо, обладающее властью, может потребовать от тебя подчинения его собственным ценностям и стандартам в качестве платы за его награды. Вот почему те, что служит у чрезмерно патерналистски настроенных работодателей, щедро раздающих «милости» и «поощрения» (на том условии, что служащие воспринимают авторитарные методы руководства как высшее благо для них), зачастую настроены неприязненно и враждебно по отношению к «руке, которая их кормит». Историки производственных отношений подчеркивают тот факт, что самые крупные забастовки проходили на тех предприятиях, чье руководство было «по отечески благосклонным». По той же самой причине политика «имущей» нации, нацеленная на выдачу щедрых субсидий «неимущей» нации, столь часто имеет своим результатом враждебность зависимой нации по отношению к более сильной.
Агрессия, возмездие, парирование Ввиду того что родительское господство нередко расстраивает планы ребенка, связанные с удовлетворением тех или иных потребностей, а разочарование столь часто ведет к агрессии, родители, исповедующие авторитарные методы воспитания, не должны удивляться тому, что их дети время от времени становятся агрессивными. Дети мстят, пытаются поставить родителя на место, сурово критикуют его, грубят, применяют «психологическую обработку молчанием» или пользуются любым из других многочисленных способов проявления агрессивности, который, на их взгляд, может больнее всего ранить родителя. Формула этого способа справляться с родительским авторитетом выглядит примерно так: «Ты обидел меня — я обижу тебя; быть может, в другом случае ты десять раз подумаешь, прежде чем меня обидеть». Крайним выражением этой формулы являются те случаи (о них часто пишут в газетах), когда дети убивают своих родителей. Нет сомнения, что многие акты агрессии, направленные против школьных властей (вандализм), полиции или политических лидеров, имеют своим мотивом желание отомстить или нанести ответный удар. Ложь, сокрытие чувств Некоторые дети довольно рано осознают, что если они будут лгать, то смогут избежать значительной части наказаний. В отдельных случаях ложь может даже принести им награду. При этом дети неизбежно начинают изучать ценности своих родителей — они должны точно знать, что их родители одобряют и что — нет. Среди детей, с которыми я сталкивался во время своих терапевтических сеансов, все дети без исключения, чьи родители применяли «сильную дозу» наград и наказаний, признавались мне в том, что постоянно лгут своим родителям.
Вот что рассказала мне одна девочка-подросток: «Мои родители запретили мне ходить в летний кинотеатр, и поэтому я всегда говорю им, что иду к подружке. А потом мы с подружкой идем в кинотеатр». Другая девочка рассказала следующее: «Мама не разрешает мне пользоваться помадой, поэтому я отхожу на несколько кварталов от дома и там достаю помаду. Когда я возвращаюсь домой, то стираю ее перед тем, как войти в дом». Шестнадцатилетняя девочка призналась: «Мама не разрешает мне гулять с этим мальчиком, поэтому я жду, когда за мной зайдет подружка, и говорю маме, что мы пошли на концерт или куда-нибудь еще. А сама иду на свидание». Дети лгут — и много лгут — из-за того, что их родители чрезмерно полагаются на систему наград и наказаний. Я твердо убежден, что такая черта, как лживость, вовсе не является чем-то естественным для подростка. Это приобретенная реакция — механизм противостояния попыткам родителей управлять ребенком путем манипулирования наградами и наказаниями. Дети вряд ли будут лгать в таких семьях, где их одобряют и где их свобода уважаема. Родители, жалующиеся на то, что их дети не делятся с ними своими проблемами или не говорят с ними о том, что интересного происходит в их жизни, как правило, широко используют наказания. Дети принимают условия игры, одно из которых заключается в том, чтобы помалкивать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|