Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ реакции на поведение ребенка




На всем протяжении книги мы говорим о реакции, поощрении и его влиянии на поведение ребенка. Понятно, что ребенок уже научился различать две главные вещи, относящиеся к результа­ту: он научился делать то, что, по всей вероятности, приведет к вознаграждению, и не делать того, что так или иначе приведет к неприятным последствиям.

Иными словами, ребенок действует в согласии с уже извест­ным нам правилом и с учетом возможных неприятных послед­ствий, если ситуация изменится на противоположную:

· скорее всего, ребенок повторит поступки, которые поощ­ряются;

· менее вероятно,что ребенок повторит поступки, которые не поощряется.

Помните Гэри из главы 15? Для него внимание близких - внимание к его особе - было приятным. Согласно первому пра­вилу, можно быть уверенными, что нежелательное поведение Гэри за столом будет продолжаться, так как все члены семьи сразу же обращали на него внимание, когда он вскакивал из-за стола.

О П Р

Гэри получает мало внимания во время обеда     Гэри вскакивает     Гэри добивается того, что один из членов семьи обраща­ет на него внимание

 

Тщательно проанализируйте, что обычно происходит сра­зу после нежелательной выходки ребенка. Может быть, вы или кто-то из членов вашей семьи реагируете на его поведение таким образом, что это поощряет его и побуждает продолжать в том же духе и дальше? Наш опыт позволяет выделить три основных типа реакций, способных поощрять нежелательное поведение. Надеемся, что ознакомив вас с конкретными примерами, мы сможем облегчить вам задачу по выявлению таких ваших реакций, которые создают у ребенка мотивацию к нежелательному поведению.

Внимание

Все дети жаждут внимания. Ребенок, который усердно учится в школе, помогает маме мыть посуду, делится своими игруш­ками, делает все это, во всяком случае отчасти, потому, что та­ким образом добивается от окружающих внимания и одобре­ния. Неудивительно, что объятия, улыбки, интерес и похвала являются вознаграждением и, следовательно, сильным побуди­тельным мотивом вести себя «хорошо». Удивительно здесь то, что реакция, которая чаще всего является причиной нежела­тельного поведения, — это тоже внимание.

Внимание, которое следует за нежелательным поведени­ем, — это не объятия, не улыбки и не одобрительное похлопыва­ние по спине. Почти всегда это неприятные слова или нахму­ренные брови и резко брошенное: «Прекрати!» Но с точки зре­ния ребенка, такая реакция — это проявление внимания к его поведению. Каждый раз вы как бы говорите своему ребенку: «Я сейчас обратил на тебя внимание из-за того, что ты сделал».

Помните, как ведет себя Сара? Хотя она знает, как самой одеться, она отлынивает и отказывается одеваться, создавая таким образом по утрам трудности для семьи.

 

О П Р

Утром, когда надо одеваться   Сара отлынивает       Мама уговаривает ее

 

При рассмотрении О—П—Р в данной ситуации становится яс­но, что Сара научилась пользоваться эффективной стратеги­ей, позволяющей ей привлекать к себе внимание мамы. Как вы догадываетесь, вероятнее всего, Сара будет отлынивать до тех пор, пока мама будет уговариватьее.

Действия

Когда малыш плачет, мы машинально предполагаем,что он хо­чет есть или испытывает другие неудобства. Поэтому мы кор­мим его, меняем пеленки, поем ему песенку или придумываем игру, способную привлечь его внимание. Как правило, после этого малыш перестает плакать.

По мере того как малыш подрастает, он учится выражать свои желания, не прибегая к плачу, или удовлетворяет их сам.

Когда нужно, он уже может подождать, пока его потребнос­ти не будут удовлетворены. Но у некоторых детей умение выра­зить свои желания, сделать что-то самому или подождать развивается медленно, и зачастую оно бывает ограниченным. Та­кие дети выражают свои потребности и желания, главным обра­зом, своим поведением. Ребенок может заплакать, завопить ударить вас, когда хочет чего-то. Порой родители, сами того не сознавая, поощряют нежелательное поведение, вознаграждая ребенка своими действиями.

К примеру, мама, которая обнаружила, что три печенья по­могают унять гнев дочери, не понимает, чему она при этом учит свою дочь, а дочь начинает понимать: чтобы получить печенье, нужно всего лишь завопить и топнуть ножкой.

Такие действия, как кормление, игры, поездка на автомоби­ле или прогулка пешком, также являются эффективной реак­цией для поддержания нежелательного поведения.

В двух нижеследующих примерах описываются типичные ситуации, когда реакция взрослых ненамеренно поощряет не­желательное поведение.

1. «Разреши ему посмотреть телевизор! Я не могу боль­ше вынести его вопли по этому поводу!» Конечно, пос­ле того как вы сказали ребенку «нет», очень трудно выдер­жать свою линию, если он в ответ на это начинает вопить, пинаться, бегать по дому или просто сидит с несчастным лицом. Удивительно, что когда вы уступаете и позволяете ему получить или сделать то, что он хотел, вам кажется, что это срабатывает — он становится спокойным и счаст­ливым! Поэтому многие родители оказываются в ловуш­ке — ведь проще уступить и таким образом поощрить не­желательное поведение ребенка. Непосредственным ре­зультатом является то, что вы, как вам кажется, справились с нежелательным поведением вашего ребенка и этим, ко­нечно, вознаградили себя. Однако вам следует помнить, че­му ребенок учится при такой стратегии: в следующий раз, когда ему захочется чего-то добиться от вас, он уже будет знать, что нежелательное поведение срабатывает.

2. «Если ты перестанешь хныкать, я дам тебе кусочек торта». Часто родители пытаются «договориться» со своим ребенком во время нежелательного поведения. Поду­майте еще раз о том, чему научится ребенок в такой ситуа­ции. Чтобы получить вознаграждение, нужно начать вести себя именно таким образом. И каждый раз, когда ребенок получает кусочек торта, он все лучше усваивает, как пра­вильно он поступил, что захныкал.

Убежать или избежать?

Порой мы оказываемся в такой неприятной ситуации, что ду­маем только об одном: «Как мне из этого выбраться?» Это мо­жет быть переполненный автобус, скучная беседа или визит дядюшки Джо с кучей детей и собак. Что бы это ни было, самое большое вознаграждение в подобной ситуации — это возмож­ность из нее выбраться.

Теперь представьте себе ребенка, которого чему-то учат, а у него не очень получается. Нередко в школе можно встретить ребенка, который намеренно плохо ведет себя, потому что знает, что учитель выгонит его за такое поведение из класса. По­ступая таким образом, учитель, сам того не сознавая, поощряет нежелательное поведение. Ребенок даже не станет дожидаться начала урока, а постарается набедокурить пораньше, чтобы тем самым избежать провала на уроке.

Часто подобное нежелательное поведение поощряется дома, когда родители пытаются откупиться от ребенка и избежать неприятной ситуации. Очень часто такое решение проблемы плохого поведения бывает характерным для определенных си­туаций. Например, на занятиях, когда ребенка обучают новым умениям и просят выполнить какие-нибудь действия, которые он просто не любит. Это могут быть действия, связанные, на­пример, с купанием или укладыванием в постель. Многие дети вскоре обнаруживают, что «своевременный» плач или хорошо разыгранный гнев помогают им «соскочить с крючка» или от­срочить неприятное мероприятие.

Помните Джеки в главе 15?

 

О П Р

       
   


На уроке

    Джеки вопит       Мама прекращает занятия

 

Ясно, что отмена занятий — это поощрение поведения Джеки. Чему же мама на самом деле учит свою дочь, когда поступает таким образом?

Задумайтесь над нежелательным поведением вашего ребен­ка. Что обычно следует за таким поведением? Ругаете ли вы его, уговариваете ли, а может, ублажаете его, чтобы он успокоился? Торгуетесь ли вы с ним, обещая ему что-то при­ятное, если он перестанет вести себя плохо? Сдаетесь ли вы, если видите, что он ведет себя плохо, как бы говоря вам: «Я не хочу этого»?

Заполните нижеследующие графы, записав свою реакцию на плохое поведение ребенка:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...