Как побуждать ребенка вести себя по-другому
Теперь вы понимаете, что так называемое «плохое поведение», с точки зрения вашего ребенка, является стратегией, которая приводит к выигрышу. Для него в таком поведении нет ничего «плохого» или «мучающего». Он знает, что эта стратегия позволяет ему получить то, что он хочет. И тут вдруг вы убираете этот желаемый результат. Вы вдруг перестали замечать поведение, за которое до сих пор ругали. Если раньше вы гонялись за ним, то теперь наказываете его, отрывая от занятий и усаживая в угол. Вы начали следовать стратегии действительного решения проблемы поведения. Но ведь ваш ребенок не знает об этом. Он только видит, что поведение, которое до этого успешно действовало на вас, теперь приводит к совершенно иному результату — без какого-либо вознаграждения. В итоге ему придется искать иные способы привлечения вашего внимания. С этой минуты вы сможете стать ему самым полезным проводником. Не упустите шанс научить ребенка хорошему поведению, такому, которое, помимо прочего, позволит ему получить то, что он хочет. Нужно сделать так, чтобы ребенок из ваших слов и действий понял, что есть широкий набор альтернативных моделей поведения, реакция на которые станет для него приятной наградой. Давайте вернемся к семье Гэри (см. главу 15). Мы видим, что изменение реакции на его плохое поведение (члены семи теперь игнорируют побег Гэри из-за стола) было только частью их подхода к решению проблемы нежелательного поведения Гэри. Члены семьи также условились уделять ему больше своего внимания, когда он сидит за столом, — чаще обращаться к нему, чаще говорить вслух, как хорошо он себя ведет, и вообще больше вовлекать его в процесс общения за обеденным столом. Они внимательно следили за тем, чтобы Гэри получал вознаграждение за то, что сидит за столом.
Если вы действительнохотите изменить к лучшему плохое поведение вашего ребенка, вы должны показать ему, какое поведение вознаграждается. Мы понимаем, что и тут легко сказать, да трудно сделать. Но не забывайте, что людям свойственно привыкать к хорошему и они перестают замечать его. Как и в случае с Гэри, если вы привыкните к его хорошему поведению и станете обращать на него меньше внимания, то он постарается сделать так, чтобы заставить вас обратить на него внимание. Вы облегчите себе поиск модели поведения, которая может быть вознаграждена, если представите себе такую модель, которая несовместима с моделью нежелательного поведения. Например, Гэри не может бегать по комнате и одновременно сидеть за столом. Поэтому, если та форма поведения, которую можно назвать «сидение за столом» усилится, то «бегание по кухне» неизбежно ослабеет. Если мы хотим успешно решить проблему поведения Гэри, оба вышеуказанных паттерна О — П — Р должны существовать нераздельно.
О П Р
О П Р
Таким образом, обе вышеуказанные стратегии являются как бы половинками одной большей стратегии. Вспомним Роберту. Когда ее братья и сестры уходят в школу, она колотит кулачками, виснет на занавесках и плачет. Хотя Роберта поначалу действительно расстраивалась, мы видели, что ее мама способствовала такому поведению своим вниманием и игрушками. В итоге оно стало привычным шаблоном. Как вы помните, мы предложили маме перестать замечать Роберту, когда та сердится. Но теперь вы знаете, что эта стратегия должна сопровождаться поощрением поведения, несовместимого с гневом. Мама должна быть наготове, чтобы проявить внимание и дать Роберте игрушку, как только та перестанет плакать и висеть на занавесках, и только тогда начать играть или беседовать с ней. Таким образом, эффективный план решения проблем поведения всегда можно отобразить двумя схемами О — П — Р.
О П Р
О П Р
Каждая программа состоит из двух частей: 1) по отношению к плохому поведению принимаются неприятные для ребенка меры; 2) альтернативное поведение (желательно, чтобы оно было несовместимо с плохим) поощряется. Если вы хотите справиться с проблемой плохого поведения, то подумайте и решите для себя, какое поведение вы выберете в качестве альтернативы плохому. Дайте определение этому альтернативному поведению и запишите свою формулировку: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Договоры Мы все время говорим об использовании вознаграждений для поощрения желательного поведения ребенка. В сущности, речь идет о соглашениях или договоренностях между вами и вашим ребенком. Вы говорите ребенку, что он должен сделать («садись сюда») и как вы «заплатите» ему за это поведение («я дам тебе игрушку»). Заключать договоры можно просто устно, но иногда более сложные соглашения можно записывать на бумаге (мы уже рассмотрели этот вопрос в главе 13). Простые договоренности могут использоваться как для противодействия плохому поведению, так и для поощрения альтернативного поведения. Например, мама Дженнифер могла бы противопоставить ее плачу такую простую договоренность: «Я буду сегодня считать, сколько раз ты заплачешь. Если та будешь плакать не больше трех раз, то когда папа придет домой, он поиграет с тобой в мяч». Мама предлагает заключить такой договор, потому что знает, что игра с папой — это вознаграждение для Дженнифер. Мама могла бы сделать этот договор более наглядным, прикрепив на дверцу холодильника таблицу и делая в ней отметки всякий раз, когда Дженнифер плачет. По мере того, как Дженнифер станет успешнее выполнять условия контракта, мама сможет уменьшить число разрешенных плачей до двух, потом до одного и, может быть, даже до нуля. Но она может принять и другое решение — скажем, будет уходить из комнаты, когда дочка начинает плакать, но этот плач еще входит в число «разрешенных». Возможно, маме следует каким-то образом разнообразить вознаграждения, чтобы Дженнифер не наскучило играть в одну и ту же игру.
Мама могла бы побудить Сару быстрее одеваться, если бы догадалась поощрить альтернативу — быстрое одевание — таким простым договором: «Сара, я включаю таймер. Звонок прозвенит через час. Если ты оденешься до того, как прозвенит звонок, мы с тобой сегодня вечером вместе проведем «нашеособое время». В условия этого простого договора входят: 1) желаемое поведение; 2) вознаграждение. В последующие дни таймер можно устанавливать на все более короткие отрезки времени, пока Сара не начнет одеваться достаточно быстро. И сама Сара может принять участие в определении того, что будет наградой. «Особое время» — это 20 минут, в течение которых мама играет с Сарой, причем Сара выбирает, в какую игру они будут играть. Родители Хозе договорились с ним, что будут поощрять поведение, альтернативное дракам, и предложили ему заключить такой договор: «Хозе, если ты будешь хорошо играть с сестрой до обеда и не будешь драться, то получишь на десерт мороженое». Как видите, по условиям этих договоров ребенка вознаграждают: 1) за уменьшение числа случаев проявления плохого поведения, или 2) за то, что он ведет себя хорошо, или 3) за то и другое вместе. Постарайтесь заключать с ребенком простые договоры, вознаграждая его за то, что он начинает реже вести себя нежелательным образом, или за альтернативное, хорошее поведение. Однако не забывайте, что если ваш ребенок соблюдает условия договора, то и вы должны соблюдать их.
Измените обстановку Итак, мы теперь знаем, как изменять свою реакцию на плохое поведение. То есть, по сути, мы рассмотрели только часть П-Р в паттерне О — П — Р. Но плохое поведение можно также изменить, если обратить пристальное внимание на то, что предшествует ему, то есть на часть О — П. Обстановкой мы называем ситуацию, непосредственно предшествующую проявлению нежелательного поведения. Некоторые ситуации способствуют механизму поведения ребенка. Например, ребенок скорее заплачет, если он устал. Он скорее станет «путаться под ногами», если его не замечают; он завизжит, если не может справиться с заданием; захочет подраться с сестрой за игрушку, если в комнате она одна. Существуй множество ситуаций, которые буквально подталкивают ребенка к плохому поведению. В данном разделе мы рассмотрим ряд способов такой организации среды, окружающей ребенка, которая способствовала бы хорошему поведению. Обучайте ребенка новым навыкам. В дополнение к поощрению конкретного альтернативного поведения, несовместимого с плохим, вы одновременно можете и должны учить ребенка разным новым навыкам. В конечном счете, когда его день заполнен освоением навыков, для плохого поведения остается меньше времени. К примеру, родители Гэри, продолжая игнорировать его «вскакивания с места», могут одновременно учить его навыкам поведения за обеденным столом: как пользоваться ножом, как налить воды в стакан, как помочь убрать со стола, Для примера вознаграждайте других своих детей. Покажите ребенку, каких конкретных действий вы от него ожидаете (и пусть он увидит, что они поощряются!), вознаграждая других детей, когда те поступают таким образом. Этой стратегии должны следовать все члены семьи. Предположим, вы заранее условились с другими детьми в вашей семье, что они продемонстрируют определенные действия, а вы вознаградите их в наглядной форме. Но это можно делать и не договариваясь заранее. Например, если Марк отказывается помыть руки, скажите: «Иди сюда, папа, посмотри, как хорошо Джимми вымыл руки». Такая стратегия «вознаграждения другого» полезна, когда нужно не заметить плохое поведение ребенка и поощрить альтернативное поведение. Просто проигнорируйте его плохое поведение и похвалите хорошее поведение другого ребенка!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|