Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Могу ли я изменить свою жетонную систему, если уже начала по ней работать?




Да! И мы призываем вас обсуждать свою жетонную системувместе с ребенком как минимум раз в неделю. Во-первых, это нужно, чтобы проследить за его достижениями и определить, какие навыки он усвоил или какую работу он стал выполнять без подсказок. Эти (последние) виды деятельности можно будет со временем вывести за рамки жетонной системы. Во-вто­рых, вы сможете увидеть, какие навыки еще трудны для него, и тогда подстроите либо свои «требования» (принимается ма­ленький шаг, сделанный в отведенное для данного вида работ время), либо «оплату» (выполнением той же работы можно за­работать больше жетонов). Когда ожидаются какие-нибудь особые события — цирковое представление, местные спортив­ные соревнования, показ по телевизору особенно интересной программы, — не колеблясь, добавляйте эти развлечения к сво­ему списку наград. Ваша жетонная система будет достаточно гибкой, чтобы откликаться на любые изменения в потреб­ностях ребенка. Помните, тем не менее, что пока все стороны, участвующие в договоре, не согласятся на изменение, следовать установленным правилам нужно неукоснительно.

 

Как быть с вещами, которые мой ребенок привык получать «бесплатно»? Можно ли теперь сделать их наградами, которые он должен будет зарабатывать?

Да, конечно, можно. Важно понимать, что жетонная система находится полностью под вашим контролем — правила уста­навливаете вы. Прослушивание любимого компакт-диска, продолжительность сидения перед телевизором, возможность про­вести часок с папой в его мастерской, лакомство — все это мо­жет быть включено в жетонную систему вознаграждения. Мно­гие из перечисленных вещей действительно могут стать самы­ми эффективными призами, которые можно будет использо­вать каждый день. Так пользуйтесь ими!

 

Как мне решить, сколько будет стоить каждый приз?

Здесь нет определенных правил. Некоторые рассматривают же­тоны просто как разновидность денег (скажем, один жетончик равен 5 центам), но к каждому случаю это непри­менимо. Вообще же, как и Харрисоны, вы можете составить целый список разнообразных наград, стоимость которых будет колебаться в широких пределах. Призы, которые легко доста­ются, должны и зарабатываться относительно легко, а особые вознаграждения, такие, как поход в кино, должны зарабаты­ваться в течение нескольких дней или недели.

Что делать, если ребенку не хватит всего одного или двух жетончиков, чтобы получить то, что ему действительно хочется?

Это трудная ситуация, только ответ все равно прост. Опреде­лив однажды цену приза, лучше всего ее не менять. Помните, в деле обучения последовательность и постоянство — ключ к ус­пеху. Но если все же вы должны уступить (например, если би­леты на представление уже куплены), сделайте так, чтобы ребенок в последний момент перед выходом выполнил одно или два задания и тем самым заработал жетоны и право на на­граду.

 

Мой ребенок, кажется, не понимает, в чем смысл жетонной системы. Что мне делатъ?

Конечно, естественно поверить в действенность жетонной сис­темы, если с самого начала один-два эксперимента оказались успешными. Иногда после такого старта родители слишком бы­стро начинают ее расширять. Это неправильно. Важно на ка­кой-то период оставить ее простой. Не забывайте, что ребенок будет пользоваться ею с наибольшим эффектом, если вы будете представлять ее шаг за шагом. Во многих случаях, прежде чем перейти к использованию списка наград, необходимо в течение нескольких недель обменивать жетончики на награды немед­ленно. Если вы чувствуете, что ребенок запутался и жетончи­ки потеряли для него свое значение, вернитесь к немедленно­му обмену их на небольшие призы типа лакомств.

 

Не могли бы вы посоветовать мне, как побудить ребенка копить жетончики?

Главной задачей каждой жетонной системы вознаграждения является постепенный уход от необходимости немедленного обмена. Вместо этого устанавливается определенное время (каждый раз в конце дня или в субботу утром), когда будет со­вершаться обмен жетончиков, заработанных ребенком за опре­деленный период, скажем за неделю. Для того чтобы день вы­дачи зарплаты действительно стал таковым, ему придется ко­пить свои жетоны. Учить этому надо постепенно. Для начала побуждайте ребенка покупать приз сразу; потом — сохранить хотя бы один или два жетончика. Через пару дней (не больше) он уже сможет совершить торговую сделку — обменять свои «сбережения» на призы. Постепенно увеличивайте число на­капливаемых жетончиков и время накопления. Для большей наглядности полезно сделать специальную диаграмму,на ко­торой столбцы определенной величины будут закрашиваться по мере увеличения накопленных жетонов. Тогда ребенок смо­жет «увидеть», насколько он продвинулся и сколько еще же­тонов ему понадобится для получения особой награды.

 

Придется ли моему ребенку «сидеть» на жетонной системе всегда?

Нет! Цель использования жетонной системы — создать мотива­цию для освоения новых навыков и для применения уже усво­енных, но не использующихся регулярно. Как только ребенок овладеет необходимыми навыками и научится пользоваться ими регулярно, жетонную систему можно будет отменить. Но не рассчитывайте, что сможете отказаться от нее за одну ночь. Вспомните, как медленно вы ее строили. Так же аккуратно и постепенно вам придется от нее отходить. Например, когда ваш ребенок усвоит один из навыков, указанных в таблице, дайте ему понять, что теперь за то же вознаграждение этим навыком следует пользоваться все более и более самостоятельно. Когда же этот навык и умение применять его будут отработаны пол­ностью, вы сможете вывести его из жетонной системы совсем в надежде, что его самостоятельное использование теперь ста­нет частью повседневной деятельности ребенка. Ваша цель — заменить жетонную систему вознаграждения более «естествен­ными» наградами (похвалой, удовлетворением от сделанной работы).

Здесь стоит напомнить, что для многих детей и подростков некоторые виды работ никогда не станут источником удо­вольствия. Факт остается фактом, но и нас не очень-то вдохнов­ляет необходимость застелить постель, вынести мусор, помыть посуду. Многие дети получают карманные деньги, выполняя какую-то работу по дому. Возможно, и ваш ребенок, когда усво­ит некоторые навыки ухода за собой и домом, а также умение обращаться с деньгами, сможет перейти от жетонов к обычным карманным деньгам.

 

Раздел ІІІ

Как управлять

Поведением ребенка

Глава 15

Проблемы поведения

 

Изменить нежелательное поведение ребенка — задача очень не­простая. Как и многие другие родители, вы, наверное, уже пыта­лись как-то корректировать его, но, не получив однозначных результатов, теперь не знаете, пробовать ли все сначала. Как бы там ни было, если вы решитесь приложить новые усилия к тому, чтобы изменить нежелательную модель поведения ребенка, эта попытка может увенчаться успехом, как увенчались успехом попытки мно­гих других родителей, которые взяли на вооружение подходы, описанные в этой и следующей главах. Им пришлось как следует потрудиться: эти главы требуют погружения и активной работы. Но они смогли откорректировать поведение своих детей. Сможете ивы.

Также как и остальные главы нашей книги, эта глава писалась в расчете на то, что вы будете приспосабливать изложенные здесь сведения к своей ситуации и своему представлению о том, что по­лезно для вашего ребенка. Мы отнюдь не пытаемся сделать вид, что можем предложить конкретные решения для каждой про­блемной ситуации. Это просто невозможно. Что мы предлагаем? Общий подход к рассмотрению и устранению проблем поведения. В ваших руках окажутся путеводные нити, с помощью которых вы найдете ключ к разрешению проблем вашего ребенка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...