Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Надевает джемпер или футболку




0. Не умеет надевать футболку.

1. Натягивает на себя футболку, после того как вы надели ее ему на голову.

2. Просовывает голову в вырез футболки, вы продеваете его руки в рукава; затем он натягивает футболку до талии.

3. Просовывает голову в вырез футболки и продевает одну руку в рукав.

4. Просовывает голову в футболку и продевает обе руки в рукава.

5. Надевает футболку, после того как вы ее подаете ему.

6. Берет футболку и надевает ее совершенно самостоятель­но.

 

Надевает блузу, рубашку или пальто, застегивающиеся спереди на пуговицы(не застегивая)

0. Не умеет надевать блузу или рубашку, застегивающиеся спереди на пуговицы.

1. Берет края обеих полочек рубашки и сводит их вместе после того как вы продели обе руки в рукава.

2. Продевает одну руку в рукав, после того как вы продели другую руку в другой рукав.

3. Продевает обе руки в рукава, когда вы держите расстегну­тую рубашку.

4. Берет приготовленную расстегнутую рубашку и продевает одну руку в рукав.

5. Берет приготовленную расстегнутую рубашку и продевает в рукава обе руки.

6. Полностью надевает приготовленную рубашку.

7. Берет рубашку из ящика или с вешалки и надевает ее.

 

Обувает ботинки (не завязывая шнурки)

0. Не умеет обуваться.

1. Проталкивает ступню в ботинок, после того как вы натянули задник на его пятку.

2. Натягивает задник ботинка на пятку, после того как вы всунете в ботинок его пальцы.

3. Всовывает пальцы ноги в ботинок и надевает его, после того как вы дадите ботинок ему в руку.

4. Надевает ботинок, когда вы подаете ему его.

5. Надевает ботинки.

6. Обувается совершенно самостоятельно, не путая правую и левую ногу.

7. Надевает ботинки и застегивает их на липучки.

 

Продевает ремень в шлейки

0. Не умеет продевать ремень в шлейки.

1. Продевает ремень в шлейку, после того как вы начали это движение.

2. Продевает ремень в одну или две шлейки и вытягивает его.

3. Вставляет и протягивает ремень через все шлейки снятых с себя брюк.

4. Вставляет и протягивает ремень через все шлейки надетых на себя брюк.

 

Застегивает ремень на пряжку

0. Не умеет застегивать ремень на пряжку.

1. Продевает ремень в шлейки и вставляет конец ремня в пряжку.

2. Продевает язычок пряжки в дырочку на ремне.

3. Застегивает ремень на пряжку и продевает конец ремня в шлейку.

 

Застегивает молнию

0. Не умеет застегивать молнию.

1. Заканчивает застегивать молнию (вы в это время придер­живаете ее снизу), после того как вы соединили две поло­винки молнии и застегнули ее до груди.

2. Застегивает молнию с начала до конца (вы придерживаете низ молнии), после того как вы соединили правую и левую половинки молнии.

3. Держит одной рукой низ молнии и застегивает ее другой рукой, после того как вы соединили замком правую и ле­вую половинки молнии. См. навыки, перечисленные в раз­деле «Соединяет половинки разъемной молнии».

 

Застегивает пуговицы

0. Не умеет застегивать пуговицы.

1. Одной рукой продевает пуговицу в петлю, после того как вы наполовину вставили ее.

2. Продевает пуговицу в петлю, когда вы раздвигаете поло­винки петли.

3. Продевает до половины пуговицу в петлю и вытягивает ее с другой стороны, пользуясь двумя руками.

4. Застегивает большие пуговицы, которые он видит.

5. Застегивает маленькие пуговицы, которые он видит.

6. Направляемый только словесными указаниями, застеги­вает все пуговицы на рубашке или блузе.

7. Совершенно самостоятельно застегивает все пуговицы на рубашке или блузе.

 

Соединяет половинки разъемной молнии

0. Не умеет соединить половинки разъемной молнии.

1. Вставляет кончик разъемной молнии в патрончик, когда вы держите патрончик наготове.

2. Удерживает патрончик на месте и под вашим руководством вставляет в него кончик разъемной молнии.

3. Вставляет кончик разъемной молнии в патрончик, удер­живает его на месте и застегивает молнию под вашим руководством.

4. Соединяет половинки разъемной молнии совершенно самостоятельно.

 

Завязывает шнурки на ботинках

0. Не умеет завязывать шнурки на ботинках.

1. Тянет за оба конца шнурка, чтобы затянуть шнуровку.

2. Завязывает первый узел.

3. Делает первую петлю бантика.

4. Делает вторую петлю бантика.

5. Полностью зашнуровывает ботинки.

6. Продевает в ботинки шнурки, зашнуровывает ботинки и завязывает бантиком.

 

Вешает одежду

0. Совсем не умеет вешать одежду.

1. Берет вешалку и держит ее в одной руке, а легкую одежду — в другой руке.

2. Под вашимруководством надевает на вешалку оба плечи­ка пальто.

3. Под вашим руководством надевает на вешалку одно пле­чико пальто; другое плечико надевает на вешалку сам.

4. Полностью вешает пальто на вешалку, когда вы говорите, что нужно делать.

5. Совершенно самостоятельно вешает пальто на вешалку.

6. Вешает на вешалку другую одежду (рубашки, брюки, платья (для девочек) и т.д.).

7. Когда нужно, вешает на вешалку любую одежду без напоминаний.

 

Вытирает руки

0. Совсем не умеет вытирать руки.

1. Вытирает ладошки, когда вы помогаете держать полотенце.

2. Вытирает тыльную сторону рук, когда вы помогаете дер­жать полотенце.

3. Вытирает ладошки, держа полотенце самостоятельно.

4. Вытирает тыльную сторону рук, держа полотенце самосто­ятельно.

5. Совершенно самостоятельно вытирает руки.

 

Моет руки

0. Совсем не умеет мыть руки.

1. Смывает мыло с рук.

2. Берет мыло и намыливает руки с вашей помощью.

3. Берет мыло и намыливает руки сам.

4. Открывает кран.

3. Закрывает кран.

6. Моет рукисовершенно самостоятельно.

Чистит зубы

0. Совсем не умеет чистить зубы.

1. Чистит зубы, когда вы направляете его руки своими руками.

2. Чистит внешнюю сторону зубов.

3. Чистит внутреннюю сторону зубов.

4. Чистит зубы, после того как вы выдавили пасту на зубную щетку.

5. Совершенносамостоятельно чистит зубы (выдавливает пасту на щетку).

Умывает лицо

0. Совсем не умеет умывать лицо.

1. Умывает все части лица, когда вы направляете его руку, держа ее своей.

2. Умывает ту часть лица,которую вы просите (показываете пальцем или называете),

3. Умывает все части лица.

4. Умывает и споласкивает лицо совершенно самостоятельно.

Вытирается после ванны

0. Совсем не умеет вытираться после купания.

1. Вытирает верхнюю часть тела, когда вы оказываете ему физическую помощь.

2. Вытирает нижнюю часть тела и спину, когда вы оказывае­те ему физическую помощь.

3. Вытирает верхнюю часть тела, когдавы говорите, где нужно вытереть.

4. Вытирает нижнюю часть тела и спину,когда вы говорите,где нужно вытереть.

5. Вытирает верхнюю часть тела самостоятельно.

6. Вытирается совершенно самостоятельно.

Моется в ванне

0. Совсем не умеетмыться.

1. Смывает мыло, когда вы оказываете ему физическую помощь.

2. Сам смывает мыло.

3. Моет верхнюю часть тела, когда вы оказываетеему физи­ческую помощь.

4. Моет нижнюю часть тела и спину, когда вы оказываете ему физическую помощь.

5. Моет верхнюю часть тела, когда вы говорите, где именно нужно мыть.

6. Моет нижнюю часть тела и спину, когда вы говорите, где именно нужно мыть.

7. Моет верхнюю часть тела самостоятельно.

8. Моет нижнюю часть тела самостоятельно.

Причесывается

0. Совсем не умеет причесываться.

1. Причесывается, когда вы направляете его руки своими.

2. Причесывается, когда вы говорите, где надо провести расческой.

3. Причесывается совершенно самостоятельно.


Моет голову

0. Совсем не умеет мыть голову.

1. Высушивает волосы с вашей помощью.

2. Смачивает и высушивает волосы с вашей помощью.

3. Смывает шампунь с волос с вашей помощью.

4. Намыливает волосы с вашей помощью.

5. Смывает шампунь с волос самостоятельно.

6. Намыливает волосы самостоятельно.

7. Самостоятельно наливает шампунь на ладонь, а потом на волосы.

8. Самостоятельно высушивает волосы.

9. Самостоятельно моет голову.

 

Застилает постель

0. Совсем не умеет застилать постель.

1. Накрывает подушку покрывалом, после того как вы проделали все остальные действия, необходимые, чтобы застелить постель.

2. Отворачивает край простыни с одеялом, кладет на этот отворот подушку и натягивает на подушку покрывало.

3. Подтягивает и расправляет одеяло, и после того как вы подтянули и расправили верхнюю простыню, заканчивает застилать постель.

4. Подтягивает и расправляет верхнюю простыню, после чего застилает постель совершенно самостоятельно.

5. Застилает постель совершенно самостоятельно, делая это ежедневно и без напоминаний.

 

Накрывает на стол

0. Совсем не умеет накрывать на стол.

1. Под вашим руководством ставит на стол стаканы, после того как все остальные приборы уже поставлены.

2. Самостоятельно ставит стаканы на стол, после того как все остальные приборы поставлены.

3. Под вашим руководством кладет на стол ложки, после того как все остальные приборы уже поставлены; стаканы ставит на стол сам.

4. Самостоятельно кладет на стол ложки и ставит стакан.

5. Под вашим руководством кладет на стол ножи и вилки; сам кладет ложки и ставит стаканы.

6. Самостоятельнокладет на стол ножи, вилки, ложки, ставит стаканы.

7. Под вашим руководством ставит на стол тарелки; само­стоятельно кладет на стол ножи, вилки, ложки, ставит ста­каны.

8. Самостоятельно ставит на стол тарелки, стаканы, кладет ложки, вилки.

9. Под вашим руководством кладет рядом с тарелками сал­фетки; самостоятельно кладет вилки, ножи, ложки, ставит стаканы.

10. Накрывает на стол совершенно самостоятельно.

 

Меняет постельное белье

0. Совсем не умеет менять постельное белье.

1. Накрывает постель покрывалом, после того как вы сдела­ли все остальное.

2. Подворачивает верхнюю простыню и одеяло в ногах кро­вати, когда вы оказываете ему физическую помощь.

3. Самостоятельно подворачивает верхнюю простыню и оде­яло в ногах кровати.

4. Накрывает постель одеялом, когда вы оказываете физичес­кую помощь.

5. Самостоятельно накрывает постель одеялом.

6. Под вашим руководством застилает постель верхней про­стыней.

7. Самостоятельно застилает постель верхней простыней.

8. Кладет на кровать нижнюю простыню и подворачивает ее со всех сторон под вашим руководством.

9. Самостоятельно накрывает постель нижней простыней и подворачивает ее со всех сторон.

10. Самостоятельно меняет постельное белье.

11. Совершенно самостоятельно меняет постельное белье; знает, когда это нужно делать, и делает без напоминаний.

 

Подметает пол

0. Совсем не умеет подметать пол.

1. Держит веник и водитим по полу, когда вы помогаете физически.

2. Сам держит веник и водит им по полу.

3. С вашей помощью подметает мусор, который легко уви­деть (большие куски пищи, бумаги и т.п.).

4. Сам подметает мусор, который легко увидеть.

5. Подметает пол, собирая весь мусор в кучку, когда вы говорите и показываете, где нужно подмести.

6. Заметает мусор в совок, который вы держите.

7. Самостоятельно подметает пол, собирая весь мусор в кучку.

8. Заметает мусор в совок, который держит сам.

9. Самостоятельно подметает пол и собирает мусор в совок.

10. Самостоятельно делает то, что указано в пункте 9, но вдобавок способен увидеть, когда пол следует подмести.

11. Делает то, что указано в пункте 10, но вдобавок способен оценить свою работу и довести ее до конца.

На следующей странице представлена незаполненная таблица наблюдения за прогрессом (этот вопрос детально рассмотрен в главе 9). Вы можете вписать в нее шаги, на которые разбито выбранное вами для работы умение.


Таблица наблюдений за прогрессом

 

Программа:__________________________________________________________________

 

 

Число попыток

Перечень шагов Дата Шаг Примечания
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               

 

Приложение В

Программы формирования

Навыков самообслуживания

 

Содержание

Пьет из чашки 170

Ест ложкой 171

Ест вилкой 172

Намазывает ножом 173

Режет ножом 174

Снимает штаны 174

Надевает штаны 175

Надевает носки 176

Надевает джемпер или футболку 176

Надевает блузу, рубашку или пальто,

спереди застегивающиеся на пуговицы 177

Надевает ботинки 178

Продевает ремень в шлейки 179

Застегивает ремень на пряжку 180

Застегивает молнию 181

Застегивает пуговицы 182

Соединяет половинки разъемной молнии 183

Завязывает шнурки на ботинках 184

Вешает одежду 185

Вытирает руки 186

Моет руки 187

Чистит зубы 188

Умывает лицо 189

Моется в ванне 190

Причесывается 192

Моет голову 193

Застилает постель 194

Накрывает на стол 195

Меняет постельное белье 196

Подметает пол 197

 

В настоящем приложении представлены программы форми­рования всех навыков самообслуживания, которые вошли в контрольный список главы 9. В процессе обучения вам нужно будет поощрять усилия ребенка. Подумайте заранее, какие воз­награждения вы будете использовать, и, занимаясь с ребенком, всегда держите их под рукой. Мы предлагаем вам прямо сейчас записать некоторые из них:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание: Для большинства программ не важно, правша ваш ребенок или левша. Однако, если он левша, в некоторых случаях вам придется менять направление движения на про­тивоположное (как при обучении умению соединять половин­ки разъемной молнии).


Пьет из чашки

Для того чтобы приступить к обучению этому умению, нужно, чтобы ребенок уже умел пить из чашки, которую держите вы.

Оборудование сцены

Работайте с пластмассовой чашкой (без ручки) или со стака­ном, достаточно узким для того, чтобы ребенок мог легко об­хватить его руками.

Наполните чашку на четверть любимым напитком вашего малыша.

Сначала заниматься нужно будет в то время, когда, по ва­шему мнению, ребенок может испытывать жажду, а вы не очень заняты. Мы бы порекомендовали вам промежуток между дву­мя приемами пищи. Когда вы оба привыкните к этой новой программе, можно будет заниматься с ребенком в любое время, когда бы он ни захотел пить.

Усадите ребенка за стол на стул такой высоты, которая обес­печивала бы ему во время питья надлежащий комфорт. Высоту обычного стула можно увеличить за счет, скажем, толстых телефонных справочников.

Заметим, что напиток, сам по себе, должен стать достаточ­ным вознаграждением, разумеется, наряду с похвалой.

 

Программа. Часть 1

На протяжении всего урока стойте позади ребенка. Обхватите его руками чашку, а сверху поместите свои руки. Проделайте один за другим следующие шаги:

1. Поднесите чашку к его рту.

2. Наклоните чашку и позвольте ребенку сделать глоток.

3. Поставьте чашку на стол.

4. Уберите свои и его руки. Скажите: «Молодец! Ты пьешь из чашки!»

Повторяйте эти шаги до тех пор, пока ребенок не выпьет все содержимое чашки.

Продолжайте заниматься подобным образом в течение че­тырех или пяти уроков или до тех пор, пока не почувствуете, что малышу удобно, когда вы им так руководите.

Следите за тем, чтобы ваша помощь не былачрезмерной ичтобы ребенок сам тоже принимал участие в работе.

Прежде чем вы перейдете ко второй части программы, убе­дитесь, что он научился крепко держать чашку в руках.

Когда он осознает, какой должна быть последовательность действий при питье из чашки, переходите к части 2 програм­мы и прорабатывайте каждый ее шаг.

 

Программа. Часть 2

После того как ребенок овладеет одним шагом и сумеет на про­тяжении четырех или пяти уроков успешно проделать необхо­димые действия без вашей физической помощи, переходите к следующему шагу.

1. Продолжайте направлять руки ребенка, как вы это делали в первой части программы, до того момента, когда чашка вот-вот должна будет оказаться на столе. В этот момент уберите свои руки и позвольте ему самому завершить про­цесс, поставив чашку на стол. Это станет его первым шагом на пути к овладению умением пить самостоятельно!

2. Уберите свои руки, после того как, возвращая чашку на стол, пройдете вместе три четверти пути.

3. Уберите свои руки, после того как, возвращая чашку на стол, пройдете вместе половину пути.

4. Уберите свои руки, после того как, возвращая чашку на стол, пройдете вместе четверть пути.

3. Уберите свои руки, сразу после того как ребенок сделает глоток, и дайте ему поставить чашку на стол самостоятель­но. Теперь он уже усвоил вторую половину умения пить из чашки! Пора начинать меньше помогать ему поднимать чашку и подносить ее ко рту.

6. Помогайте ребенку, пока он не донесет чашку до рта. Убе­рите свои руки. Дайте ему самостоятельно наклонить чаш­ку и сделать глоток. Вернуть чашку на стол он теперь может сам.

7. Помогайте ребенку подносить чашку ко рту до того момен­та, когда она окажется почти у его рта. Уберите свои руки и дайте ему самостоятельно донести ее до губ и сделать гло­ток. Поставить чашку на стол он и в этом случае сможет сам.

8. Продолжайте все меньше и меньше помогать ему, пока он не научится выполнять все действия самостоятельно.

 

Ест ложкой

Оборудование сцены

Возьмите для работы пластмассовую мисочку. Для того чтобы она не скользила по столу, под нее можно подложить влажное бумажное полотенце. Бывают также миски с «присасываю­щимся» донышком.

На завтрак, обед и ужин подавайте ребенку блюда, которые легко есть ложкой. Это может быть размятый картофель или овощи, мелкие кусочки гамбургера, каша, тушеное мясо, яб­лочное пюре.

Усадите ребенка за стол на стул такой высоты, которая обес­печивала бы ему во время еды надлежащий комфорт. Высоту обычного стула можно увеличить, например, с помощью тол­стых телефонных справочников.

 

Программа. Часть 1

Встаньте за спиной ребенка, поместите ложку в его руку, а дру­гую его руку положите сбоку от миски. На протяжении всего времени приема пищи держите его руки своими.

1. Наполните ложку зачерпывающим движением справа на­лево (если ваш малыш левша, зачерпывайте пищу слева на­право).

2. Поднесите ложку к его рту и дайте ему съесть ее содержи­мое. Скажите: «Хорошо! Ты ешь ложкой!»

3. Опустите ложку в миску и дайте ребенку время прогло­тить пищу.

4. После того как он съест четыре или пять ложек, положите ложку на стол и сделайте небольшой перерыв.

5. Повторяйте все пункты этой части программы, пока ребе­нок не кончит есть, а затем — во время четырех или пяти последующих приемов пищи или до тех пор, пока вы не почувствуете, что малышу на этом этапе удобна ваша физическая помощь. Когда он усвоит всю последовательность действий во время еды ложкой, переходите ко второй части программы и осваивайте ее шаг за шагом.

Заметим, что по мере прохождения второй части программы ребенок усваивает три навыка: 1) подносит ложку ко рту; 2) возвращает ложку в миску; 3) зачерпывает пищу. И при обучении каждому из них используется принцип инверсии.

 

Программа. Часть 2

Когда ваш ребенок усвоит один шаг и сумеет успешно воспользоваться своим новым умением во время четырех или пяти приемов пищи подряд, значит, пришло время переходить к следующему шагу.

1. Положив свою руку на руку ребенка, доведите ложку до его рта. Отпустите его руку. Позвольте ему съесть содер­жимое ложки и вынуть ложку изо рта. Снова положите свою руку на его и возвратите ложку в миску. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!»

2. Отпустите его руку в тот момент, когда ложка будет почти у рта. Позвольте ему поместить ложку в рот, съесть то, что в ней было, и, вынув ложку изо рта, немного опустить ее. Затем снова положите свою руку на его и возвратите ложку в миску. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!»

3. Уберите свою руку в тот момент, когда ложка будут при­мерно на середине пути ко рту. Пусть ребенок сам донесет ее до рта, съест содержимое и пронесет полпути назад, к миске. Затем снова положите свою руку на его и помогите, возвратить ложку в миску. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!»

4. Отпустите его руку,как только поможете ему набрать пищу в ложку. Дайте ему самому донести ложку до рта, съесть ее содержимое и возвратить ложку в миску. Снова положите свою руку на его и вместе с ним наберите пищу в ложку. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!»

Теперь ваш ребенок усвоил все действия, кроме одного, не­обходимого, чтобы зачерпнуть ложкой еду. Этот шаг самый трудный. Когда вы сочтете нужным меньше помогать ему на этом этапе, вам нужно будет не убирать свою руку, а продол­жать держать руку ребенка, но все менее крепко, до тех пор, пока он не научится зачерпывать еду сам с почти незаметной вашей помощью. После этого направляйте уже не его кисть, а сначала запястье, потом локоть, и то лишь при необходимости. В конце концов, совсем отпустите его руку, и он будет все делать сам!

Примечание:Когда вы начнете направлять своей рукой за­пястье ребенка, вам можно будет во время еды сидеть рядом с ним.

Ест вилкой

Прежде чем начать учить ребенка есть вилкой, ему нужно на­учиться есть ложкой.

 

Оборудование сцены

Начните работать, пользуясь не тарелкой, а пластмассовой мис­кой. В ней ребенку легче будет накалывать еду вилкой. Для того чтобы миска не скользила по столу, под нее можно подложить влажное бумажное полотенце. Бывают также ми­сочки с «присасывающимся» донышком.

Еда должна быть такой, чтобы ее можно было нарезать на довольно большие куски. Их легче наколоть на вилку. Это мо­жет быть курица, морковь, лепешка. Не стоит для этих заня­тий подавать на стол отварной картофель или гамбургер. И то и другое может раскрошиться при накалывании на вилку.

Усадите ребенка за стол на стул такой высоты, которая обес­печивала бы ему во время еды надлежащий комфорт. Высоту обычного стула можно увеличить, например, с помощью тол­стых телефонных справочников.

 

Программа. Часть 1

Станьте позади ребенка и вложите в его руку вилку. Сверьте ее положение с положением вилки на рисунке. Это правиль­ное положение. Если ребенку это будет слишком трудно или неудобно, возможно, он сумеет взять ее по-другому и все же начать учиться есть вилкой. Другую его руку положите на край миски так, чтобы он мог удерживать ее на месте.

Помогите ребенку последова­тельно пройти все описанные ниже шаги:

1. Обхватите своей рукой его руку и помогите наколоть ею на вил­ку кусочек пищи.

2. Отпустите свою руку, как толь­ко он поднесет вилку ко рту.

3. Когда ребенок положит вилку в миску, снова обхватите своей рукой его руку и помогите на­колоть на вилку следующий ку­сочек пищи. Скажите «Моло­дец! Ты ешь вилкой!»

Продолжайте в том же духе, пока он все не съест.

После того как ребенок научит­ся накалывать на вилку пищу с вашей помощью, начните помогать все меньше и меньше. Переходите ко второй части программы.

 


Программа. Часть 2

Работайте над каждым из перечисленных ниже шагов до тех пор, пока ребенок не продемонстрирует свободное владение им во время четырех или пяти приемов пищи подряд.

1. Помогите ребенку наколоть кусочек пищи на вилку, на­правляя своей рукой его запястье.

2. Помогите ребенку наколоть кусочек пищи на вилку, на­правляя своей рукой его предплечье.

3. Помогите ребенку наколоть кусочек пищи на вилку, на­правляя его локоть.

4. Уберите свою руку совсем и будьте готовы прийти ему на помощь, когда надо. Работайте над этим шагом до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно пользоваться вилкой, а значит, не усвоит этот навык!

Теперь, когда ваш ребенок умеет накалывать на вилку кусочки еды, положенной в мисочку,начните класть ему еду в тарелку и при необходимости помогайте.

 

Намазывает ножом

Для занятий подойдет как время завтрака, обеда и ужина, так и время, когда ребенок обычно перекусывает.

 

Оборудование сцены

Воспользуйтесь для занятий тем, что легко намазывается и что ребенок любит. Одни продукты (масло и джем) легче нама­зать на тосты; другие (кетчуп, майонез и горчицу) легче нама­зать на обычный хлеб. Решите, с чего начать, ориентируясь на вкусы ребенка.

В данной программе предполагается, что ребенок будет на­мазывать джем на тост. Подготовьте тост, положив на один из его уголков столько джема, сколько потребуется для того, что­бы покрыть им всю поверхность. (Для детишек, предпочитаю­щих пользоваться правой рукой, положите джем в правый угол тоста; для левшей — в левый.) Возьмите неострый столовый нож, который ребенку легко будет держать в руке.

Программа

Работайте над каждым шагом, помогая ребенкувсе меньше и меньше, пока он не сумет успешно выполнитьвсе соответству­ющие действия без посторонней помощи на четырех или пяти уроках подряд. Затем переходите к следующему шагу.

1. Побудите ребенка понаблюдать за тем, как вы в одну руку определенным образом берете нож, а в другой неподвиж­но держите тост. Намазывайте джем на тост по диагонали и каждым длинным гладким мазком покрывайте джемом примерно треть ломтика. Когда вы намажете две третьи тоста (двумя мазками), помогите ребенку взять нож в одну руку, а тост в другую. Направляйте легонько его руку, когда он будет заканчивать начатый вами процесс. Скажите: «Мо­лодец! Ты намазываешь ножом!»

2. Вы намазываете одну треть тоста (одним длинным мазком), а затем даете нож ребенку и помогаете ему размазать джем. Отпустите его руку и позвольте ему самому сделать после­дний мазок. Скажите: «Молодец! Ты намазываешь ножом!»

3. Вы кладете джем на тост и помогаете ребенку сделать пер­вый мазок. Теперь он уже сможет все остальное сделать сам. Не забудьте похвалить его.

4. Вы кладете джем на тост и затем помогаете (если надо) ре­бенку удержать в одной руке тост, пока другой он намазыва­ет на него джем. Скажите: «Молодец! Ты намазываешь ножом!»

5. Все меньше и меньше помогайте ему держать тост, пока, наконец, он полностью не овладеет обсуждаемым навыком.

Когда ваш ребенок научится хорошо намазывать джем но­жом, можно побудить его с вашей помощью доставать джем из банки — ложкой или ножом. Учите его намазывать сначала на тосты, а потом и на хлеб разные пастообразные продукты (к примеру, ореховое масло).


Режет ножом

Для того чтобы приступить к работе по данной программе, ваш ребенок должен уже уметь пользоваться вилкой и ножом. Вил­кой — накалывать кусочек пищи и съедать его, а ножом — на­мазывать что-нибудь на хлеб.

 

Оборудование сцены

Начните с блюд, которые легко режутся, таких, как пироги, гам­бургеры, кабачки, рыба, ломтики ветчины и колбасы.

Возьмите для занятий столовый нож, который легко дер­жать в руке.

Для того чтобы тарелка не скользила по столу, подложите под нее резиновую подстилку или влажное бумажное полотен­це.

Наилучшим для занятий будет время еды. Побуждайте ре­бенка нарезать мясо в начале приема пищи.

Усадите ребенка за стол на стул такой высоты, которая обес­печивала бы ему во время еды надлежащий комфорт. Высоту обычного стула можно увеличить, например, с помощью телефонных справочников.

Примечание: Можно сделать так, чтобы ребенок за выпол­нение этого задания смог заработать «галочки», которые по окончании приема пищи позволят ему получить особый десерт или возможность поиграть с любимой игрушкой.

 

Программа

Работайте над каждым из перечисленных ниже шагов, помо­гая ребенку все меньше и меньше, до тех пор, пока он успешно, без вашей помощи, не справится с ним во время трех или четырех уроков. Затем переходите к следующему шагу.

1. Стоя позади ребенка, вложите вилку и нож в его руки. Убе­дитесь, что нож находится у него в той руке, которой он предпочитает работать. Обычно она бывает сильнее. Поло­жите свои руки на его и разрежьте приготовленный кусок почти до конца. Уберите свои руки и позвольте дорезать до конца самому, сказав: «Разрежь свой пирог!» Не забудьте похвалить его: «Молодец! Ты режешь свой пирог!»

Примечание: Возможно, вам придется помогать ему удер­живать на месте вилку дольше, чем помогать резать ножом.

2. Повторите шаг 1. Но теперь уберите свои руки раньше и позвольте ребенку самому дорезать то, что вы начали. Не забудьте похвалить его за то, что он режет сам.

3. Вложите вилку и нож в руки ребенка. Уберите свои руки и скажите ему: «Разрежь свой пирог!» Похвалите за то, что он закончил эту операцию. Скажите: «Молодец! Ты режешь пирог!»

4. Попросите ребенка: «Возьми нож и вилку!» Помогите при необходимости расположить их должным образом.

Примечание: После того как он отрежет один кусочек, ему может вновь потребоваться помощь, чтобы правильно рас­положить нож и вилку.

Когда ребенок научится разрезать куски пищи с помощью только ваших словесных указаний, начните по одному опускать эти указания. Занимайтесь таким образом до тех пор, пока он пол­ностью не овладеет рассматриваемым навыком. Позже, когда ребенок столкнется с необходимостью резать более жесткую пищу (отбивные котлеты или жареное мясо), вам, возможно, придется вернуться назад и помочь ему справиться с некоторы­ми из шагов.

 

Снимает штаны

 

Оборудование сцены

Начните с коротких штанишек или трусов на резинке. Их сни­мать легче всего.

Сначала учите ребенка снимать штаны, когда он разут. Так будет легче.

Если его штанишки застегиваются на пуговицы, кнопки или молнию, расстегните их сами.

Пусть ребенок сначала будет стоять, так как спускать штаны легче стоя, чем сидя. Затем обучайте его снимать штаны сидя, на чем бы он ни захотел сидеть — на полу, кровати или стуле.

Работайте над каждым из перечисленных ниже шагов, помо­гая ребенку все меньше и меньше, до тех пор, пока он успешно, без вашей помощи, не справится с ним во время трех или че­тырех уроков. Затем переходите к следующему шагу. Держите наготове награду.

Программа

1. Когда ребенок стоит, спустите его штаны до лодыжек. Попросите его сесть и снимите одну штанину. Скажите: «Сними штанишки!» Поместите его руки на штанину и, положив свои руки на его, помогите стянуть ее со второй ноги и дать штаны вам.Затем скажите: «Молодец! Ты снял штаны!»

Примечание: Помните, что на каждом последующем уроке нужно начинать снимать его штанишки с одной и той же ноги. Следование определенному порядку облегча­ет учебу.

2. Когда ребенок стоит, спустите его штаны до лодыжек, а за­тем попросите его сесть. Скажите: «Сними штанишки!» По­местите его руки на штанину и помогите стянуть ее с од­ной ноги. Побудите его снять штаны со второй ноги и дать их вам. Скажите; «Молодец! Ты снял штаны!» — и вручите ему награду.

3. Когда ребенок стоит, спустите его штаны до колен и поме­стите его руки с двух сторон на пояс штанишек большими пальцами внутрь. Скажите: «Сними штанишки!», затем по­ложите свои руки на его и помогите спустить штаны до ло­дыжек. Побудите его сесть. Теперь он может сам снять их и дать вам. Скажите: «Молодец! Ты снял штанишки!» — и вручите награду.

4. После того как ребенок научится самостоятельно снимать штанишки, когда они спущены до колен, начните помогать ему снимать их от середины бедер, затем от бедер и, нако­нец, от талии.

5. Помогайте все меньше и меньше, пока ребенок не научится самостоятельно спускать штанишки вниз и снимать их при условии, что вы предварительно расстегиваете их.

 

Надевает штаны

 

Оборудование сцены

Начните с коротких штанишек или трусов на резинке, посколь­ку надевать их легче, чем длинные.

Если штаны застегиваются на пуговицы, кнопки или мол­нию, застегивать их следует вам.

Побуждайте ребенка садиться, чтобы надеть штаны на ноги, и вставать, чтобы натянутьих.

Работайте над каждым из перечисленных ниже шагов, по­могая ребенку все меньше и меньше, до тех пор, пока он не суме­ет успешно справиться с ним без вашей физической помощи во время четырех или пяти уроков. После этого переходите к следую





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.