Надевает джемпер или футболку
0. Не умеет надевать футболку. 1. Натягивает на себя футболку, после того как вы надели ее ему на голову. 2. Просовывает голову в вырез футболки, вы продеваете его руки в рукава; затем он натягивает футболку до талии. 3. Просовывает голову в вырез футболки и продевает одну руку в рукав. 4. Просовывает голову в футболку и продевает обе руки в рукава. 5. Надевает футболку, после того как вы ее подаете ему. 6. Берет футболку и надевает ее совершенно самостоятельно.
Надевает блузу, рубашку или пальто, застегивающиеся спереди на пуговицы(не застегивая) 0. Не умеет надевать блузу или рубашку, застегивающиеся спереди на пуговицы. 1. Берет края обеих полочек рубашки и сводит их вместе после того как вы продели обе руки в рукава. 2. Продевает одну руку в рукав, после того как вы продели другую руку в другой рукав. 3. Продевает обе руки в рукава, когда вы держите расстегнутую рубашку. 4. Берет приготовленную расстегнутую рубашку и продевает одну руку в рукав. 5. Берет приготовленную расстегнутую рубашку и продевает в рукава обе руки. 6. Полностью надевает приготовленную рубашку. 7. Берет рубашку из ящика или с вешалки и надевает ее.
Обувает ботинки (не завязывая шнурки) 0. Не умеет обуваться. 1. Проталкивает ступню в ботинок, после того как вы натянули задник на его пятку. 2. Натягивает задник ботинка на пятку, после того как вы всунете в ботинок его пальцы. 3. Всовывает пальцы ноги в ботинок и надевает его, после того как вы дадите ботинок ему в руку. 4. Надевает ботинок, когда вы подаете ему его. 5. Надевает ботинки. 6. Обувается совершенно самостоятельно, не путая правую и левую ногу. 7. Надевает ботинки и застегивает их на липучки.
Продевает ремень в шлейки 0. Не умеет продевать ремень в шлейки. 1. Продевает ремень в шлейку, после того как вы начали это движение. 2. Продевает ремень в одну или две шлейки и вытягивает его. 3. Вставляет и протягивает ремень через все шлейки снятых с себя брюк. 4. Вставляет и протягивает ремень через все шлейки надетых на себя брюк.
Застегивает ремень на пряжку 0. Не умеет застегивать ремень на пряжку. 1. Продевает ремень в шлейки и вставляет конец ремня в пряжку. 2. Продевает язычок пряжки в дырочку на ремне. 3. Застегивает ремень на пряжку и продевает конец ремня в шлейку.
Застегивает молнию 0. Не умеет застегивать молнию. 1. Заканчивает застегивать молнию (вы в это время придерживаете ее снизу), после того как вы соединили две половинки молнии и застегнули ее до груди. 2. Застегивает молнию с начала до конца (вы придерживаете низ молнии), после того как вы соединили правую и левую половинки молнии. 3. Держит одной рукой низ молнии и застегивает ее другой рукой, после того как вы соединили замком правую и левую половинки молнии. См. навыки, перечисленные в разделе «Соединяет половинки разъемной молнии».
Застегивает пуговицы 0. Не умеет застегивать пуговицы. 1. Одной рукой продевает пуговицу в петлю, после того как вы наполовину вставили ее. 2. Продевает пуговицу в петлю, когда вы раздвигаете половинки петли. 3. Продевает до половины пуговицу в петлю и вытягивает ее с другой стороны, пользуясь двумя руками. 4. Застегивает большие пуговицы, которые он видит. 5. Застегивает маленькие пуговицы, которые он видит. 6. Направляемый только словесными указаниями, застегивает все пуговицы на рубашке или блузе. 7. Совершенно самостоятельно застегивает все пуговицы на рубашке или блузе.
Соединяет половинки разъемной молнии 0. Не умеет соединить половинки разъемной молнии.
1. Вставляет кончик разъемной молнии в патрончик, когда вы держите патрончик наготове. 2. Удерживает патрончик на месте и под вашим руководством вставляет в него кончик разъемной молнии. 3. Вставляет кончик разъемной молнии в патрончик, удерживает его на месте и застегивает молнию под вашим руководством. 4. Соединяет половинки разъемной молнии совершенно самостоятельно.
Завязывает шнурки на ботинках 0. Не умеет завязывать шнурки на ботинках. 1. Тянет за оба конца шнурка, чтобы затянуть шнуровку. 2. Завязывает первый узел. 3. Делает первую петлю бантика. 4. Делает вторую петлю бантика. 5. Полностью зашнуровывает ботинки. 6. Продевает в ботинки шнурки, зашнуровывает ботинки и завязывает бантиком.
Вешает одежду 0. Совсем не умеет вешать одежду. 1. Берет вешалку и держит ее в одной руке, а легкую одежду — в другой руке. 2. Под вашимруководством надевает на вешалку оба плечика пальто. 3. Под вашим руководством надевает на вешалку одно плечико пальто; другое плечико надевает на вешалку сам. 4. Полностью вешает пальто на вешалку, когда вы говорите, что нужно делать. 5. Совершенно самостоятельно вешает пальто на вешалку. 6. Вешает на вешалку другую одежду (рубашки, брюки, платья (для девочек) и т.д.). 7. Когда нужно, вешает на вешалку любую одежду без напоминаний.
Вытирает руки 0. Совсем не умеет вытирать руки. 1. Вытирает ладошки, когда вы помогаете держать полотенце. 2. Вытирает тыльную сторону рук, когда вы помогаете держать полотенце. 3. Вытирает ладошки, держа полотенце самостоятельно. 4. Вытирает тыльную сторону рук, держа полотенце самостоятельно. 5. Совершенно самостоятельно вытирает руки.
Моет руки 0. Совсем не умеет мыть руки. 1. Смывает мыло с рук. 2. Берет мыло и намыливает руки с вашей помощью. 3. Берет мыло и намыливает руки сам. 4. Открывает кран. 3. Закрывает кран. 6. Моет рукисовершенно самостоятельно. Чистит зубы 0. Совсем не умеет чистить зубы. 1. Чистит зубы, когда вы направляете его руки своими руками. 2. Чистит внешнюю сторону зубов. 3. Чистит внутреннюю сторону зубов. 4. Чистит зубы, после того как вы выдавили пасту на зубную щетку. 5. Совершенносамостоятельно чистит зубы (выдавливает пасту на щетку).
Умывает лицо 0. Совсем не умеет умывать лицо. 1. Умывает все части лица, когда вы направляете его руку, держа ее своей. 2. Умывает ту часть лица,которую вы просите (показываете пальцем или называете), 3. Умывает все части лица. 4. Умывает и споласкивает лицо совершенно самостоятельно. Вытирается после ванны 0. Совсем не умеет вытираться после купания. 1. Вытирает верхнюю часть тела, когда вы оказываете ему физическую помощь. 2. Вытирает нижнюю часть тела и спину, когда вы оказываете ему физическую помощь. 3. Вытирает верхнюю часть тела, когдавы говорите, где нужно вытереть. 4. Вытирает нижнюю часть тела и спину,когда вы говорите,где нужно вытереть. 5. Вытирает верхнюю часть тела самостоятельно. 6. Вытирается совершенно самостоятельно. Моется в ванне 0. Совсем не умеетмыться. 1. Смывает мыло, когда вы оказываете ему физическую помощь. 2. Сам смывает мыло. 3. Моет верхнюю часть тела, когда вы оказываетеему физическую помощь. 4. Моет нижнюю часть тела и спину, когда вы оказываете ему физическую помощь. 5. Моет верхнюю часть тела, когда вы говорите, где именно нужно мыть. 6. Моет нижнюю часть тела и спину, когда вы говорите, где именно нужно мыть. 7. Моет верхнюю часть тела самостоятельно. 8. Моет нижнюю часть тела самостоятельно. Причесывается 0. Совсем не умеет причесываться. 1. Причесывается, когда вы направляете его руки своими. 2. Причесывается, когда вы говорите, где надо провести расческой. 3. Причесывается совершенно самостоятельно. Моет голову 0. Совсем не умеет мыть голову. 1. Высушивает волосы с вашей помощью. 2. Смачивает и высушивает волосы с вашей помощью. 3. Смывает шампунь с волос с вашей помощью. 4. Намыливает волосы с вашей помощью. 5. Смывает шампунь с волос самостоятельно. 6. Намыливает волосы самостоятельно. 7. Самостоятельно наливает шампунь на ладонь, а потом на волосы. 8. Самостоятельно высушивает волосы. 9. Самостоятельно моет голову.
Застилает постель 0. Совсем не умеет застилать постель.
1. Накрывает подушку покрывалом, после того как вы проделали все остальные действия, необходимые, чтобы застелить постель. 2. Отворачивает край простыни с одеялом, кладет на этот отворот подушку и натягивает на подушку покрывало. 3. Подтягивает и расправляет одеяло, и после того как вы подтянули и расправили верхнюю простыню, заканчивает застилать постель. 4. Подтягивает и расправляет верхнюю простыню, после чего застилает постель совершенно самостоятельно. 5. Застилает постель совершенно самостоятельно, делая это ежедневно и без напоминаний.
Накрывает на стол 0. Совсем не умеет накрывать на стол. 1. Под вашим руководством ставит на стол стаканы, после того как все остальные приборы уже поставлены. 2. Самостоятельно ставит стаканы на стол, после того как все остальные приборы поставлены. 3. Под вашим руководством кладет на стол ложки, после того как все остальные приборы уже поставлены; стаканы ставит на стол сам. 4. Самостоятельно кладет на стол ложки и ставит стакан. 5. Под вашим руководством кладет на стол ножи и вилки; сам кладет ложки и ставит стаканы. 6. Самостоятельнокладет на стол ножи, вилки, ложки, ставит стаканы. 7. Под вашим руководством ставит на стол тарелки; самостоятельно кладет на стол ножи, вилки, ложки, ставит стаканы. 8. Самостоятельно ставит на стол тарелки, стаканы, кладет ложки, вилки. 9. Под вашим руководством кладет рядом с тарелками салфетки; самостоятельно кладет вилки, ножи, ложки, ставит стаканы. 10. Накрывает на стол совершенно самостоятельно.
Меняет постельное белье 0. Совсем не умеет менять постельное белье. 1. Накрывает постель покрывалом, после того как вы сделали все остальное. 2. Подворачивает верхнюю простыню и одеяло в ногах кровати, когда вы оказываете ему физическую помощь. 3. Самостоятельно подворачивает верхнюю простыню и одеяло в ногах кровати. 4. Накрывает постель одеялом, когда вы оказываете физическую помощь. 5. Самостоятельно накрывает постель одеялом. 6. Под вашим руководством застилает постель верхней простыней. 7. Самостоятельно застилает постель верхней простыней. 8. Кладет на кровать нижнюю простыню и подворачивает ее со всех сторон под вашим руководством. 9. Самостоятельно накрывает постель нижней простыней и подворачивает ее со всех сторон. 10. Самостоятельно меняет постельное белье. 11. Совершенно самостоятельно меняет постельное белье; знает, когда это нужно делать, и делает без напоминаний.
Подметает пол 0. Совсем не умеет подметать пол. 1. Держит веник и водитим по полу, когда вы помогаете физически.
2. Сам держит веник и водит им по полу. 3. С вашей помощью подметает мусор, который легко увидеть (большие куски пищи, бумаги и т.п.). 4. Сам подметает мусор, который легко увидеть. 5. Подметает пол, собирая весь мусор в кучку, когда вы говорите и показываете, где нужно подмести. 6. Заметает мусор в совок, который вы держите. 7. Самостоятельно подметает пол, собирая весь мусор в кучку. 8. Заметает мусор в совок, который держит сам. 9. Самостоятельно подметает пол и собирает мусор в совок. 10. Самостоятельно делает то, что указано в пункте 9, но вдобавок способен увидеть, когда пол следует подмести. 11. Делает то, что указано в пункте 10, но вдобавок способен оценить свою работу и довести ее до конца. На следующей странице представлена незаполненная таблица наблюдения за прогрессом (этот вопрос детально рассмотрен в главе 9). Вы можете вписать в нее шаги, на которые разбито выбранное вами для работы умение. Таблица наблюдений за прогрессом
Программа:__________________________________________________________________
Число попыток
Приложение В Программы формирования Навыков самообслуживания
Содержание Пьет из чашки 170 Ест ложкой 171 Ест вилкой 172 Намазывает ножом 173 Режет ножом 174 Снимает штаны 174 Надевает штаны 175 Надевает носки 176 Надевает джемпер или футболку 176 Надевает блузу, рубашку или пальто, спереди застегивающиеся на пуговицы 177 Надевает ботинки 178 Продевает ремень в шлейки 179 Застегивает ремень на пряжку 180 Застегивает молнию 181 Застегивает пуговицы 182 Соединяет половинки разъемной молнии 183 Завязывает шнурки на ботинках 184 Вешает одежду 185 Вытирает руки 186 Моет руки 187 Чистит зубы 188 Умывает лицо 189 Моется в ванне 190 Причесывается 192 Моет голову 193 Застилает постель 194 Накрывает на стол 195 Меняет постельное белье 196 Подметает пол 197
В настоящем приложении представлены программы формирования всех навыков самообслуживания, которые вошли в контрольный список главы 9. В процессе обучения вам нужно будет поощрять усилия ребенка. Подумайте заранее, какие вознаграждения вы будете использовать, и, занимаясь с ребенком, всегда держите их под рукой. Мы предлагаем вам прямо сейчас записать некоторые из них: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Примечание: Для большинства программ не важно, правша ваш ребенок или левша. Однако, если он левша, в некоторых случаях вам придется менять направление движения на противоположное (как при обучении умению соединять половинки разъемной молнии). Пьет из чашки Для того чтобы приступить к обучению этому умению, нужно, чтобы ребенок уже умел пить из чашки, которую держите вы. Оборудование сцены Работайте с пластмассовой чашкой (без ручки) или со стаканом, достаточно узким для того, чтобы ребенок мог легко обхватить его руками. Наполните чашку на четверть любимым напитком вашего малыша. Сначала заниматься нужно будет в то время, когда, по вашему мнению, ребенок может испытывать жажду, а вы не очень заняты. Мы бы порекомендовали вам промежуток между двумя приемами пищи. Когда вы оба привыкните к этой новой программе, можно будет заниматься с ребенком в любое время, когда бы он ни захотел пить. Усадите ребенка за стол на стул такой высоты, которая обеспечивала бы ему во время питья надлежащий комфорт. Высоту обычного стула можно увеличить за счет, скажем, толстых телефонных справочников. Заметим, что напиток, сам по себе, должен стать достаточным вознаграждением, разумеется, наряду с похвалой.
Программа. Часть 1 На протяжении всего урока стойте позади ребенка. Обхватите его руками чашку, а сверху поместите свои руки. Проделайте один за другим следующие шаги: 1. Поднесите чашку к его рту. 2. Наклоните чашку и позвольте ребенку сделать глоток. 3. Поставьте чашку на стол. 4. Уберите свои и его руки. Скажите: «Молодец! Ты пьешь из чашки!» Повторяйте эти шаги до тех пор, пока ребенок не выпьет все содержимое чашки. Продолжайте заниматься подобным образом в течение четырех или пяти уроков или до тех пор, пока не почувствуете, что малышу удобно, когда вы им так руководите. Следите за тем, чтобы ваша помощь не былачрезмерной ичтобы ребенок сам тоже принимал участие в работе. Прежде чем вы перейдете ко второй части программы, убедитесь, что он научился крепко держать чашку в руках. Когда он осознает, какой должна быть последовательность действий при питье из чашки, переходите к части 2 программы и прорабатывайте каждый ее шаг.
Программа. Часть 2 После того как ребенок овладеет одним шагом и сумеет на протяжении четырех или пяти уроков успешно проделать необходимые действия без вашей физической помощи, переходите к следующему шагу. 1. Продолжайте направлять руки ребенка, как вы это делали в первой части программы, до того момента, когда чашка вот-вот должна будет оказаться на столе. В этот момент уберите свои руки и позвольте ему самому завершить процесс, поставив чашку на стол. Это станет его первым шагом на пути к овладению умением пить самостоятельно! 2. Уберите свои руки, после того как, возвращая чашку на стол, пройдете вместе три четверти пути. 3. Уберите свои руки, после того как, возвращая чашку на стол, пройдете вместе половину пути. 4. Уберите свои руки, после того как, возвращая чашку на стол, пройдете вместе четверть пути. 3. Уберите свои руки, сразу после того как ребенок сделает глоток, и дайте ему поставить чашку на стол самостоятельно. Теперь он уже усвоил вторую половину умения пить из чашки! Пора начинать меньше помогать ему поднимать чашку и подносить ее ко рту. 6. Помогайте ребенку, пока он не донесет чашку до рта. Уберите свои руки. Дайте ему самостоятельно наклонить чашку и сделать глоток. Вернуть чашку на стол он теперь может сам. 7. Помогайте ребенку подносить чашку ко рту до того момента, когда она окажется почти у его рта. Уберите свои руки и дайте ему самостоятельно донести ее до губ и сделать глоток. Поставить чашку на стол он и в этом случае сможет сам. 8. Продолжайте все меньше и меньше помогать ему, пока он не научится выполнять все действия самостоятельно.
Ест ложкой Оборудование сцены Возьмите для работы пластмассовую мисочку. Для того чтобы она не скользила по столу, под нее можно подложить влажное бумажное полотенце. Бывают также миски с «присасывающимся» донышком. На завтрак, обед и ужин подавайте ребенку блюда, которые легко есть ложкой. Это может быть размятый картофель или овощи, мелкие кусочки гамбургера, каша, тушеное мясо, яблочное пюре. Усадите ребенка за стол на стул такой высоты, которая обеспечивала бы ему во время еды надлежащий комфорт. Высоту обычного стула можно увеличить, например, с помощью толстых телефонных справочников.
Программа. Часть 1 Встаньте за спиной ребенка, поместите ложку в его руку, а другую его руку положите сбоку от миски. На протяжении всего времени приема пищи держите его руки своими. 1. Наполните ложку зачерпывающим движением справа налево (если ваш малыш левша, зачерпывайте пищу слева направо). 2. Поднесите ложку к его рту и дайте ему съесть ее содержимое. Скажите: «Хорошо! Ты ешь ложкой!» 3. Опустите ложку в миску и дайте ребенку время проглотить пищу. 4. После того как он съест четыре или пять ложек, положите ложку на стол и сделайте небольшой перерыв. 5. Повторяйте все пункты этой части программы, пока ребенок не кончит есть, а затем — во время четырех или пяти последующих приемов пищи или до тех пор, пока вы не почувствуете, что малышу на этом этапе удобна ваша физическая помощь. Когда он усвоит всю последовательность действий во время еды ложкой, переходите ко второй части программы и осваивайте ее шаг за шагом. Заметим, что по мере прохождения второй части программы ребенок усваивает три навыка: 1) подносит ложку ко рту; 2) возвращает ложку в миску; 3) зачерпывает пищу. И при обучении каждому из них используется принцип инверсии.
Программа. Часть 2 Когда ваш ребенок усвоит один шаг и сумеет успешно воспользоваться своим новым умением во время четырех или пяти приемов пищи подряд, значит, пришло время переходить к следующему шагу. 1. Положив свою руку на руку ребенка, доведите ложку до его рта. Отпустите его руку. Позвольте ему съесть содержимое ложки и вынуть ложку изо рта. Снова положите свою руку на его и возвратите ложку в миску. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!» 2. Отпустите его руку в тот момент, когда ложка будет почти у рта. Позвольте ему поместить ложку в рот, съесть то, что в ней было, и, вынув ложку изо рта, немного опустить ее. Затем снова положите свою руку на его и возвратите ложку в миску. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!» 3. Уберите свою руку в тот момент, когда ложка будут примерно на середине пути ко рту. Пусть ребенок сам донесет ее до рта, съест содержимое и пронесет полпути назад, к миске. Затем снова положите свою руку на его и помогите, возвратить ложку в миску. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!» 4. Отпустите его руку,как только поможете ему набрать пищу в ложку. Дайте ему самому донести ложку до рта, съесть ее содержимое и возвратить ложку в миску. Снова положите свою руку на его и вместе с ним наберите пищу в ложку. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!» Теперь ваш ребенок усвоил все действия, кроме одного, необходимого, чтобы зачерпнуть ложкой еду. Этот шаг самый трудный. Когда вы сочтете нужным меньше помогать ему на этом этапе, вам нужно будет не убирать свою руку, а продолжать держать руку ребенка, но все менее крепко, до тех пор, пока он не научится зачерпывать еду сам с почти незаметной вашей помощью. После этого направляйте уже не его кисть, а сначала запястье, потом локоть, и то лишь при необходимости. В конце концов, совсем отпустите его руку, и он будет все делать сам! Примечание: Когда вы начнете направлять своей рукой запястье ребенка, вам можно будет во время еды сидеть рядом с ним. Ест вилкой Прежде чем начать учить ребенка есть вилкой, ему нужно научиться есть ложкой.
Оборудование сцены Начните работать, пользуясь не тарелкой, а пластмассовой миской. В ней ребенку легче будет накалывать еду вилкой. Для того чтобы миска не скользила по столу, под нее можно подложить влажное бумажное полотенце. Бывают также мисочки с «присасывающимся» донышком. Еда должна быть такой, чтобы ее можно было нарезать на довольно большие куски. Их легче наколоть на вилку. Это может быть курица, морковь, лепешка. Не стоит для этих занятий подавать на стол отварной картофель или гамбургер. И то и другое может раскрошиться при накалывании на вилку. Усадите ребенка за стол на стул такой высоты, которая обеспечивала бы ему во время еды надлежащий комфорт. Высоту обычного стула можно увеличить, например, с помощью толстых телефонных справочников.
Программа. Часть 1 Помогите ребенку последовательно пройти все описанные ниже шаги: 1. Обхватите своей рукой его руку и помогите наколоть ею на вилку кусочек пищи. 2. Отпустите свою руку, как только он поднесет вилку ко рту. 3. Когда ребенок положит вилку в миску, снова обхватите своей рукой его руку и помогите наколоть на вилку следующий кусочек пищи. Скажите «Молодец! Ты ешь вилкой!» Продолжайте в том же духе, пока он все не съест. После того как ребенок научится накалывать на вилку пищу с вашей помощью, начните помогать все меньше и меньше. Переходите ко второй части программы.
Программа. Часть 2 Работайте над каждым из перечисленных ниже шагов до тех пор, пока ребенок не продемонстрирует свободное владение им во время четырех или пяти приемов пищи подряд. 1. Помогите ребенку наколоть кусочек пищи на вилку, направляя своей рукой его запястье. 2. Помогите ребенку наколоть кусочек пищи на вилку, направляя своей рукой его предплечье. 4. Уберите свою руку совсем и будьте готовы прийти ему на помощь, когда надо. Работайте над этим шагом до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно пользоваться вилкой, а значит, не усвоит этот навык! Теперь, когда ваш ребенок умеет накалывать на вилку кусочки еды, положенной в мисочку,начните класть ему еду в тарелку и при необходимости помогайте.
Намазывает ножом Для занятий подойдет как время завтрака, обеда и ужина, так и время, когда ребенок обычно перекусывает.
Оборудование сцены Воспользуйтесь для занятий тем, что легко намазывается и что ребенок любит. Одни продукты (масло и джем) легче намазать на тосты; другие (кетчуп, майонез и горчицу) легче намазать на обычный хлеб. Решите, с чего начать, ориентируясь на вкусы ребенка. В данной программе предполагается, что ребенок будет намазывать джем на тост. Подготовьте тост, положив на один из его уголков столько джема, сколько потребуется для того, чтобы покрыть им всю поверхность. (Для детишек, предпочитающих пользоваться правой рукой, положите джем в правый угол тоста; для левшей — в левый.) Возьмите неострый столовый нож, который ребенку легко будет держать в руке. Программа Работайте над каждым шагом, помогая ребенкувсе меньше и меньше, пока он не сумет успешно выполнитьвсе соответствующие действия без посторонней помощи на четырех или пяти уроках подряд. Затем переходите к следующему шагу. 1. Побудите ребенка понаблюдать за тем, как вы в одну руку определенным образом берете нож, а в другой неподвижно держите тост. Намазывайте джем на тост по диагонали и каждым длинным гладким мазком покрывайте джемом примерно треть ломтика. Когда вы намажете две третьи тоста (двумя мазками), помогите ребенку взять нож в одну руку, а тост в другую. Направляйте легонько его руку, когда он будет заканчивать начатый вами процесс. Скажите: «Молодец! Ты намазываешь ножом!» 2. Вы намазываете одну треть тоста (одним длинным мазком), а затем даете нож ребенку и помогаете ему размазать джем. Отпустите его руку и позвольте ему самому сделать последний мазок. Скажите: «Молодец! Ты намазываешь ножом!» 3. Вы кладете джем на тост и помогаете ребенку сделать первый мазок. Теперь он уже сможет все остальное сделать сам. Не забудьте похвалить его. 4. Вы кладете джем на тост и затем помогаете (если надо) ребенку удержать в одной руке тост, пока другой он намазывает на него джем. Скажите: «Молодец! Ты намазываешь ножом!» 5. Все меньше и меньше помогайте ему держать тост, пока, наконец, он полностью не овладеет обсуждаемым навыком. Когда ваш ребенок научится хорошо намазывать джем ножом, можно побудить его с вашей помощью доставать джем из банки — ложкой или ножом. Учите его намазывать сначала на тосты, а потом и на хлеб разные пастообразные продукты (к примеру, ореховое масло). Режет ножом Для того чтобы приступить к работе по данной программе, ваш ребенок должен уже уметь пользоваться вилкой и ножом. Вилкой — накалывать кусочек пищи и съедать его, а ножом — намазывать что-нибудь на хлеб.
Оборудование сцены Начните с блюд, которые легко режутся, таких, как пироги, гамбургеры, кабачки, рыба, ломтики ветчины и колбасы. Возьмите для занятий столовый нож, который легко держать в руке. Для того чтобы тарелка не скользила по столу, подложите под нее резиновую подстилку или влажное бумажное полотенце. Наилучшим для занятий будет время еды. Побуждайте ребенка нарезать мясо в начале приема пищи. Усадите ребенка за стол на стул такой высоты, которая обеспечивала бы ему во время еды надлежащий комфорт. Высоту обычного стула можно увеличить, например, с помощью телефонных справочников. Примечание: Можно сделать так, чтобы ребенок за выполнение этого задания смог заработать «галочки», которые по окончании приема пищи позволят ему получить особый десерт или возможность поиграть с любимой игрушкой.
Программа Работайте над каждым из перечисленных ниже шагов, помогая ребенку все меньше и меньше, до тех пор, пока он успешно, без вашей помощи, не справится с ним во время трех или четырех уроков. Затем переходите к следующему шагу. 1. Стоя позади ребенка, вложите вилку и нож в его руки. Убедитесь, что нож находится у него в той руке, которой он предпочитает работать. Обычно она бывает сильнее. Положите свои руки на его и разрежьте приготовленный кусок почти до конца. Уберите свои руки и позвольте дорезать до конца самому, сказав: «Разрежь свой пирог!» Не забудьте похвалить его: «Молодец! Ты режешь свой пирог!» Примечание: Возможно, вам придется помогать ему удерживать на месте вилку дольше, чем помогать резать ножом. 2. Повторите шаг 1. Но теперь уберите свои руки раньше и позвольте ребенку самому дорезать то, что вы начали. Не забудьте похвалить его за то, что он режет сам. 3. Вложите вилку и нож в руки ребенка. Уберите свои руки и скажите ему: «Разрежь свой пирог!» Похвалите за то, что он закончил эту операцию. Скажите: «Молодец! Ты режешь пирог!» 4. Попросите ребенка: «Возьми нож и вилку!» Помогите при необходимости расположить их должным образом. Примечание: После того как он отрежет один кусочек, ему может вновь потребоваться помощь, чтобы правильно расположить нож и вилку. Когда ребенок научится разрезать куски пищи с помощью только ваших словесных указаний, начните по одному опускать эти указания. Занимайтесь таким образом до тех пор, пока он полностью не овладеет рассматриваемым навыком. Позже, когда ребенок столкнется с необходимостью резать более жесткую пищу (отбивные котлеты или жареное мясо), вам, возможно, придется вернуться назад и помочь ему справиться с некоторыми из шагов.
Снимает штаны
Оборудование сцены Начните с коротких штанишек или трусов на резинке. Их снимать легче всего. Сначала учите ребенка снимать штаны, когда он разут. Так будет легче. Если его штанишки застегиваются на пуговицы, кнопки или молнию, расстегните их сами. Пусть ребенок сначала будет стоять, так как спускать штаны легче стоя, чем сидя. Затем обучайте его снимать штаны сидя, на чем бы он ни захотел сидеть — на полу, кровати или стуле. Работайте над каждым из перечисленных ниже шагов, помогая ребенку все меньше и меньше, до тех пор, пока он успешно, без вашей помощи, не справится с ним во время трех или четырех уроков. Затем переходите к следующему шагу. Держите наготове награду. Программа 1. Когда ребенок стоит, спустите его штаны до лодыжек. Попросите его сесть и снимите одну штанину. Скажите: «Сними штанишки!» Поместите его руки на штанину и, положив свои руки на его, помогите стянуть ее со второй ноги и дать штаны вам.Затем скажите: «Молодец! Ты снял штаны!» Примечание: Помните, что на каждом последующем уроке нужно начинать снимать его штанишки с одной и той же ноги. Следование определенному порядку облегчает учебу. 2. Когда ребенок стоит, спустите его штаны до лодыжек, а затем попросите его сесть. Скажите: «Сними штанишки!» Поместите его руки на штанину и помогите стянуть ее с одной ноги. Побудите его снять штаны со второй ноги и дать их вам. Скажите; «Молодец! Ты снял штаны!» — и вручите ему награду. 3. Когда ребенок стоит, спустите его штаны до колен и поместите его руки с двух сторон на пояс штанишек большими пальцами внутрь. Скажите: «Сними штанишки!», затем положите свои руки на его и помогите спустить штаны до лодыжек. Побудите его сесть. Теперь он может сам снять их и дать вам. Скажите: «Молодец! Ты снял штанишки!» — и вручите награду. 4. После того как ребенок научится самостоятельно снимать штанишки, когда они спущены до колен, начните помогать ему снимать их от середины бедер, затем от бедер и, наконец, от талии. 5. Помогайте все меньше и меньше, пока ребенок не научится самостоятельно спускать штанишки вниз и снимать их при условии, что вы предварительно расстегиваете их.
Надевает штаны
Оборудование сцены Начните с коротких штанишек или трусов на резинке, поскольку надевать их легче, чем длинные. Если штаны застегиваются на пуговицы, кнопки или молнию, застегивать их следует вам. Побуждайте ребенка садиться, чтобы надеть штаны на ноги, и вставать, чтобы натянутьих. Работайте над каждым из перечисленных ниже шагов, помогая ребенку все меньше и меньше, до тех пор, пока он не сумеет успешно справиться с ним без вашей физической помощи во время четырех или пяти уроков. После этого переходите к следую
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|