Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программы по формированию игровых навыков




 

 

Содержание

Навыки, необходимые для игры в одиночестве

Надевает кольца на стержень 200

Нанизывает бусинки 201

Собирает головоломки 202

Подбирает картинки 203

Навыки, необходимые во время игр с другими участниками

Бросает мешочек с бобами 205

Играет с мячом 206

Создает художественную галерею 206

Участвует в игровых представлениях 208

 

 

В данном приложении содержатся программы по формированию игровых навыков, необходимых как для игр в одиночестве, так и для игр с другими участниками.


Навыки, необходимые для игры в одиночестве

В данном разделе представлены краткие программы по формированию четырех игровых навыков. Смысл обучения игровым навыкам заключается в том, чтобы ребенок научился играть один. Тогда он сможет занимать себя сам, без вашего непременного присутствия.

«Надень кольца на стержень» — одна из самых простых игр для вас как педагога и для ребенка как ученика. «Нанизывай бусины» — это пример игры, которую не обязательно покупать в магазине. «Собери головоломку» — эта задача посложнее, так как вам нужно решить, какая из множества продающихся в магазинах головоломок подойдет для вашего ребенка. «Подбери картинку» (лото) — более сложное занятие, относящееся скорее к программе детского сада или школы. Почти все дети играют в эти игры. Если ваш ребенок уже не так мал, возможно, вам следует поискать другие материалы, более подходящие для детей его возраста, но в то же время, требующие тех же игровых навыков и способствующие их развитию.

Чему ваш ребенок научится, играя в эти игры? Во-первых, каждая игра требует умения сидеть и концентрировать внимание. Во-вторых, каждая игра предполагает, что ребенок координирует деятельность глаз и рук. Это вырабатывает у ребенка зрительно-моторную координацию, которая, в свою очередь, помогает овладевать другими навыками, например навыком пользоваться ложкой или писать. Кроме того, ваш ребенок мо­жет научиться играть в любую из этих игр самостоятельно, и это позволит ему испытать ощущение определенной власти и контроля над частью своего мира. И последнее, но не менее важное - это удовольствие.

 

Надевает кольца на стержень

 

Материалы

Пирамидка, состоящая из стерженя с надетыми на него шестью кольцами.

 

Оборудование сцены

Начните с двух самых больших колец — другие кольца убери­те из поля зрения. Урок не должен длиться более десяти ми­нут. Держите наготове свое вознаграждение.

 

Программа. Снимает кольца со стержня

1. Наденьте на стержень два самых больших кольца.

2. Придерживайте основу стержня одной рукой. Положите свою руку на руку ребенка и физически помогите ему взять­ся за верхнее кольцо.

3. Наклоните стержень к ребенку и скажите: «Лиза, сними кольцо!» Если потребуется, помогите ей физически.

С каждым разом помогайте ребенку все меньше и меньше, пока не сможете направлять его действия только словами и же­стом, указывающим на следующее кольцо.

 

Программа. Надевает кольца на стержень

1. Возьмите два самых больших кольца. Начните с большего.

2. Одной рукой придерживайте основу стержня, чтобы тот стоял неподвижно. Положите свою руку на руку ребенка и физически помогите ему надеть кольцо на стержень. Ска­жите: «Лиза, надень кольцо на стержень!»

3. Уберите свою руку и руку ребенка, чтобы кольцо само опу­стилось до основания стержня.

4. С каждым разом все меньше помогайте ребенку физичес­ки, пока он не научится надевать эти два кольца на стержень, руководствуясь лишь вашими инструкциями и жестом, указывающим на кольцо.

 

Следующие шаги

Постепенно, по одному, добавляйте другие кольца. Всегда кла­дите новое кольцо так, чтобы ребенку было легко его взять. Учите ребенка одной рукой придерживать основу стержня (по­началу физически помогайте ему).

Дальнейшие шаги

Теперь, когда ребенок умеет надевать все кольца на стержень, начните учить его выбирать то кольцо, которое нужно.

Начните с самого большого и самого маленького кольца. Положите кольца перед ребенком, покажите пальцем на боль­шое кольцо и скажите: «Возьми большое кольцо!» Затем то же проделайте с другой парой колец — самым большим и самым маленьким из оставшихся, и так далее. Когда ребенок научится выбирать большее кольцо из двух, можете добавить еще одно кольцо к этой паре; каждый раз добавляйте только одно кольцо, и так до тех пор, пока ребенок не научится выбирать нужное кольцо из тех, что вы положили перед ним.

 

Финальные шаги

Пусть ребенок начнет надевать кольца на стержень, а сами сядь­те рядом, но постарайтесь подсказывать ему как можно мень­ше. Со временем начните отодвигаться от ребенка все дальше и дальше. Не забывайте регулярно проверять результат и хвалить малыша.

 

Нанизывает бусины

 

Материалы

Используйте короткий шнурок и деревянные или пластмас­совые бусы с крупными отверстиями или что-нибудь анало­гичное. Дети любят ярко раскрашенные игрушки. Вы можете попросить других членов семьи — брата или сестру малыша, папу или бабушку — принять участие в раскрашивании пустых деревянных катушек или макарон, а потом воспользоваться ими для обучения ребенка умению нанизывать их на шнурок.

 

Оборудование сцены

Проследите, чтобы на столе или на полу, где вы будете зани­маться, не было ничего, кроме учебных пособий. Завяжите большой узел на одном конце шнурка, чтобы он был больше отверстия в бусинахи не давал им соскользнуть со шнурка. Приготовьте вознаграждение.

 

Программа. Снимает бусы со шнурка

Начните с пяти-шести бусинок или катушек, которые уже на­низаны на шнурок.

1. Положите свою руку на руку ребенка и физически помо­гите ему снять со шнурка последнюю нанизанную вами бу­синку. Скажите ему: «Пит, сними бусинку!»

2. Если нужно, помогите ему снять бусинку.

3. Постепенно все меньше помогайте ребенку физически, пока он не научится снимать каждую бусинку самостоя­тельно.

 

Программа. Нанизывает бусинки на шнурок

1. В начале урока на шнурке не должно быть бусин. Нанижите одну бусинку на шнурок сами; пусть ваш ребенок смотрит, как вы это делаете.

2. Начните нанизывать вторую бусинку. Скажите: «Пит, на­день бусину на шнурок!» Одной рукой держите конец шнурка, другой возьмите руку ребенка, чтобы помочь ему продвинуть бусинку до конца шнурка, на котором завязан узел. Повторяйте отрабатывать это действие, пока он не на­учится сам продвигать бусины до конца шнурка.

3. Наденьте бусинку и дайте ребенку шнурок так, чтобы он держал его конец. Помогайте физически в той мере, в какой это будет необходимо.

 

Следующие шаги

1. Теперь начните учить его надевать бусинку на шнурок. Вы будете держать конец шнурка и давать бусинку ребенку, говоря при этом: «Пит, надень бусинку на шнурок!» Другой рукой помогите ему совмес­тить конец шнурка с отвер­стием в бусинке.

2. Постепенно переставайте помогать, чтобы ребенок научил­ся надевать бусинку на шнурок сам.

3. Затем покажите ему, как он должен сам держать конец шнурка другой рукой и надевать бусинку. Возможно, сна­чала вам придется физически помогать ему.

 

Дальнейшие шаги

После того как ребенок научится самостоятельно нанизывать бусинки на шнурок, вы сможете использовать эту игру, чтобы практиковаться в различении цветов. Положите перед ним не­сколько бусинок (катушек или макарон), окрашенных в раз­ные цвета. Попросите нанизать на шнурок бусинку определен­ного цвета. Скажите: «Нанизывай красную бусинку на шнурок!» или «Нанизывай синюю бусинку на шнурок!» При этом каждый раз показывайте пальцем на нужную бусинку. Через некоторое время перестаньте показывать на бусинку пальцем. Кроме того, вы можете попросить ребенка:

· Чередовать цвета. Начните с двух цветов (красный, синий, красный, синий). Затем используйте три цвета (красный, синий, желтый, красный, синий, желтый), потом добавьте еще один цвет.

· Пройти те же шаги, но уже различая размеры (большой, маленький), а не цвета.

 

Что еще можно попробовать

Вариацией на тему нанизывания бус может стать изготовле­ние плетеного обрамления карточек. Это упражнение требует той же зрительно-моторной координации, что и нанизывание бусинок, но является более сложным. Попробуйте научить это­му вашего ребенка, после того как он научится нанизывать бу­сины или катушки.

Предложите ребенку выбрать картинку из любимой книж­ки-раскраски и раскрасить ее. Затем вырежьте ее и наклейте на кусочек картона. После этого сделайте отверстия по всему периметру картинки. Завяжите узелок на конце шнурка. Сначала, возможно, вам самому придется продеть конец шнурка в дырочку и помочь малышу вытянуть его с другой стороны. Покажите ему, как перейти к следующей дырочке и т.д. Спустя какое-то время, по мере того как вы будете все меньше физически помогать ему, он научится продевать шнурок во все дырочки, обрамляющие картинку.

Примечание: В магазинах игрушек продается много различ­ных готовых карточек. Старайтесь покупать твердые карточки с большими дырочками.

 

Собирает головоломки

 

Материалы

Лучше всего для занятий с ребенком подходят деревянные головоломки, хоть они и дороже картонных. Возьмите головоломку попроще, которая состоит из нескольких больших частей. Доска для форм, показанная на рисунке, очень хорошо подходит для начинающих, потому что каждая форма имеет там свое гнездо, куда их легко уложить. Если, по мере того как ваш ребенок будет все лучше справ­ляться с головоломками, вы захотите использовать более труд­ные варианты, имейте в виду, что в магазинах есть деревянные головоломки, состоящие из более чем 20 элементов.

 

Программа

Начните с одной формы (остальные оставьте в гнездах).

1. Не полностью выньте эту форму из гнезда. Скажите: «Чарльз, вложи ее в гнездо!» Если потребуется, немного помогите ребенку.

2. Теперь выньте эту форму из гнезда наполовину. Скажите: «Чарльз, вложи ее в гнездо!» (если нужно, помогите).

3. Дайте ребенку форму. Покажите пальцем на нужное гнез­до и скажите: «Чарльз, вложи ее в гнездо!» (если нужно, помогите, но не спешите приходить на помощь; пусть ребенок сначала сам попробует сделать это).

Проделайте то же самое с каждой формой. Не вынимайте из гнезда за один раз больше одной формы. Постепенно все мень­ше физически помогайте ребенку, пока он не научится вкла­дывать форму сам, после того как вы положите ее на стол.

 

Следующие шаги

Теперь выньте две формы.

1. Дайте ребенку одну форму и скажите: «Чарльз, вложи ее в гнездо!» После того как он вложит форму в гнездо, дайте ему вторую форму.

2. Положите две формы на стол и скажите: «Чарльз, вложи их в гнезда!» или «Чарльз, собери головоломку!»

Если у ребенка это сразу не получилось и он боится, что не сможет справиться с задачей, вернитесь чуть назад и немного помогите ему.

 

Дальнейшие шаги

В конце концов, ваш малыш сможет собрать головоломку, после того как вы вынете из гнезд все формы. Но не забывайте, что это будет последний шаг, и с самого начала настройтесь на постепенный прогресс.

 

Финальные шаги

Сначала помогайте ребенку, затем постепенно устраняйтесь. После того как он научится собирать несколько головоломок, вы можете предложить ему новую игру, перемешав элементы всех головоломок. Понятно, что ребенку потребуется больше времени, чтобы рассортировать их и собрать каждую голово­ломку. Но помните, что такую трудную задачу перед ним мож­но поставить только после того, как он научится собирать каж­дую из этих головоломок.

 

Что еще можно попробовать

Головоломки бывают разные — от самых простых до самых трудных (над некоторыми мы бьемся безуспешно уже много лет!). Игры в кубики тоже могут различаться по степени труд­ности. Маленьким детям особенно нравится играть в кубики, потому что с ними можно делать самые разные вещи. Ребенок может ставить кубики друг на друга, сшибать их, выстраивать в ряд, считать, подбирать цвета или находить буквы. Он может построить из них дворец, тоннель, гараж, космическую стан­цию. Но когда вы учите своего ребенка играть в кубики, не за­бывайте, что (как и в случае с головоломками) начинать нужно с того уровня сложности, который ему по силам.

Подбирает картинки

 

Материалы

Используйте игру типа лото (ее легко купить в любом магази­не игрушек). В комплект обычно входит большая карта с нари­сованными на ней картинками и набор маленьких карточек с отдельными картинками. Начинать следует с такого лото, в ко­тором картинки очень простые и понятные.

 

Программа

Сначала попросите вашего малыша подобрать одну картинку

1. На большой карте закройте чистой бумагой все картинки, кроме одной.

2. Дайте ребенку картинку, которая подходит к той, что вы оставили незакрытой.

3. Скажите: «Нина, найди эту картанку!»

4. Покажите, как положить карточ­ку с картинкой на такую же картинку на большой карте.

5. Проделайте то же самое с другой картинкой, закрыв остальные картинки на большой карте.

Примечание: Если игра с картинками окажется слишком трудной для вашего ребенка, то вы можете сами сделать набор карточек разных цветов или карточек различной формы и учить ребенка подбирать нужную, пока он не поймет, что значит подбирать.

 

Следующие шаги

1. Откройте две картинки. Сначала дайте ребенку одну кар­точку. Скажите: «Нина, найди эту картинку». Когда ребе­нок найдет картинку, дайте ему вторую.

2. Постепенно открывайте все больше картинок на большой карте, каждый раз давая ребенку только одну карточку с картинкой, чтобы он нашел ее место на большой карте.

 

Дальнейшие шаги

После того как ребенок поймет главную идею подбора карти­нок, вы можете предложить ему другие типы лото с разными предметами и большей свободой выбора. Вы можете и сами сделать игру с цифрами или буквами.

 

Финальные шаги

После того как ребенок научится подбирать все карточки, когда вы их даете ему по одной, сделайте следующее:

1. Дайте ему две карточки, чтобы он подобрал их к картин­кам на большой карте. Скажите ему, что вы посмотрите, что у него получилось, после того как он подберет их. (Если потребуется, немного подскажите ему.)

2. Постепенно увеличивайте количество карточек в стопке. После того как ребенок сможет подобрать к картинкам все карточки без ваших подсказок, ненадолго выйдите из ком­наты и оставьте его одного за этим занятием. Когда верне­тесь, не забудьте похвалить ребенка за то, что он играл са­мостоятельно.

 

Что еще можно попробовать

После того как ваш ребенок научится нанизывать бусины на шнурок и подбирать карточки лото, вы можете научить его под­бирать бусины в определенном порядке. Нанижите на шнурок несколько разноцветных бусин и положите его перед ребен­ком. Он должен нанизать на свой шнурок бусины в том же по­рядке. Как и при обучении всем остальным навыкам для игры в одиночестве, о которых мы уже говорили, вам следует:

1. Начать с простого задания (например, с трех бусин).

2. Постепенно усложнять задание.

3. Со временем все меньше помогать ребенку, пока он не на­учится выполнять задание сам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...