Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вспомогательные пожарные аварийно-спасательные машины




 

Вспомогательные машины (автомобили, тракторы, тягачи) в отличие от основных и специальных пожарных машин непо­средственно в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций не применяются, но с их помощью обеспечивается боеготовность техники, стоящей на вооружении МЧС, как в период ожидания, так и во время пожаротушения и ликвидации последствий круп­ных аварий.

Вспомогательные машины предназначены для выполнения вспомогательных работ, не связанных непосредственно с пожа­ротушением и проведением аварийно-спасательных работ, а именно:

• технического обслуживания и ремонта техники;

• обеспечения оперативно-служебной деятельности подразде­лений МЧС;

• транспортно-хозяйственных работ.

К данному типу машин относятся:

• оперативно-служебные автомобили;

• передвижные ремонтные мастерские;

• автомобили-лаборатории;

• автотопливозаправщики;

• транспортные средства различного назначения;

• автомобили агитации, пропаганды;

• тракторы, тягачи и прицепы.

Передвижные ремонтные мас­терские будут рассмотрены в главе 14. Другие транспортные средства мало отличаются от транспортных средств общего назначения.

Инженерная техника

 

Наряду с пожарными и аварийно-спасательными автомоби­лями в подразделениях Министерства по чрезвычайным ситуа­циям используется инженерная техника как военного, так и хо­зяйственного назначения.

В зависимости от назначения инженерные машины делятся на следующие виды:

• дорожные;

• землеройные;

• разборки завалов;

• трубопроводные;

• подъемно-транспортные.

 

Дорожные машины

 

Дорожные машины в подразделениях МЧС предназначены для:

• устройства заградительных полос с целью локализации очагов и отсечения фронта огня от населенных пунктов и важ­ных объектов при лесных и торфяных пожарах;

• устройства разделительных полос и проездов в зонах чрез­вычайных ситуаций (пожары, завалы частично разрушенных и поврежденных зданий и сооружений, снежные заносы и т. п.);

• разборки завалов.

К дорожным инженерным машинам относятся: путепроклад­чики БАТ-М; БАТ-2, ГЖТ-2, бульдозеры и экскаваторы.

Путепрокладчики БАТ-М (рис. 12.25), БАТ-2 на базе гусе­ничного артиллерийского тягача АТ-Т (МТ-Т) обеспечивают: прокладывание колонных путей, засыпку ям, рвов, устройство спусков к водоемам, проходов в мелколесье, строительных зава­лах и других дорожных работ.

Рис. 12.25. Путепрокладчик БАТ-М

 

 

Путепрокладчики имеют универсальное путепрокладочное и крановое оборудование. Рабочий орган (отвал) может занимать три положения: двухотвальное, бульдозерное и грейдерное. Для облегчения работы на косогорах путепрокладчик оборудован механизмом перекоса рабочего органа. В транспортном положении рабочий орган БАТ укладывается на платформу машины с помощью лебедки тягача и гидравлической системы самого рабочего органа. На рабочем органе имеется специальное приспособление в виде лыжи, кото­рое обеспечивает копирование неровностей местности и ограни­чивает врезание отвала в грунт.

Крановое оборудование имеет гидравлический привод меха­низмами поворота и подъема стрелы и груза. Стрела крана обес­печивает работу с грузами вдоль бортов и кормы машины, но не позволяет выполнять работы впереди отвала. Управление крановым оборудованием - дистанционное, с помощью вынос­ного пульта.

Помимо путепрокладчиков на гусеничной базе (БАТ-М, БАТ-2), обладающих высокой проходимостью, применяются также путепрокладчики на базе колесных тягачей (МАЗ-538), которые обладают большей скоростью и долговечностью.

Путепрокладчики на колесном ходу (ПКТ-2) устроены аналогично БАТ-М. На ПКТ-2, однако, отсутствует крановое оборудование.

 

Землеройные машины

Землеройные машины предназначены для устройства выемок в грунте различного профиля (строительство пожарного водо­ема, инженерно-спасательные работы при стихийных бедстви­ях и производственных авариях, устройство заградительных полос).

Для этих целей в подразделениях МЧС находятся на воору­жении:

быстроходные траншейные машины БТМ-3;

траншейные машины колесные ТМК-2;

полковые землеройные машины ПЗМ-2;

машины для рытья котлованов МДК-2, МДК-3;

экскаваторы одноковшовые Э-305БВ, ЭОВ-4421, ЭО-3323А, ЕА-16,30-5126.

Быстроходная траншейная машина БТМ-3 (рис. 12.26) на базе артиллерийского тягача АТ-Т оборудована роторным грунторазрабатывающим рабочим органом с гравитационной раз­грузкой ковшей. При отрыве траншей рабочий орган отсыпает грунт в обе стороны, образуя бруствер высотой до 0,5 м. В трансмиссию рабочего органа введено электромагнитное уст­ройство для защиты его от поломок в случае встречи с препятст­виями в грунте.

Рис. 12.26. Быстроходная траншейная машина БТМ-3

Траншейная машина колеснаяТМК-2 (рис. 12.27) на базе колесного тягача МАЗ-538 оборудована грунторазрабатывающим рабочим органом роторного типа, но вместо ковшей (как у БТМ-3) на нем установлены тюбинги с зубьями. Такая конст­рукция приводит к увеличению производительности за счет полного использования мощности силовой установки.

Бульдозерное оборудование ТМК-2 позволяет выполнять планировочные работы и производить засыпку ям. Для создания дополнительной тяги машины при работе в мерзлых грунтах ис­пользуется специальная лебедка, смонтированная в передней ее части.

Рис. 12.27. Траншейная машина колесная ТМК-2

Полковая землеройная машина ПЗМ-2 (рис. 12.28) на базе колесного трактора Т-150 обладает высокой маневренностью и проходимостью. Она универсальна, так как одним ее рабочим органом можно вести отрывку траншей и котлованов.

Рис. 12.28. Полковая землеройная машина ПЗМ-2

 

Грунторазрабатывающий цепной рабочий орган ПЗМ-2 не имеет ковшей. Вместо них на цепях установлены державки с режущими зубьями, имеющими наплавки из материала ВК-15, с помощью чего достигается возможность разработки плотных грунтов. В качестве дополнительного источника тяги машины при работе в мерзлом грунте используется специальная лебедка в комплексе с анкерным устройством.

Отрывка котлована выполняется при сложном движении ра­бочего органа - продольном и поперечном - с одновременной подачей его на забой. Разработка грунта по дну выполняется ре­жущими зубьями державок цепного рабочего органа, а стенок котлована - боковыми фрезами. Отрывка котлована выполняет­ся послойно (толщина каждого слоя 1 м). Бульдозерное обору­дование машины обеспечивает устройство откосов, зачистку дна котлована.

Котлованная машина МДК-2, МДК-3 (рис. 12.29, 12.30) на базе артиллерийского тягача АТ-Т (МТ-Т) оборудована землеройным рабочим органом в виде восьмилопатной фрезы с метателем центробежного типа.

Рис. 12.29. Котлованная машина МДК-2

 

Отрывка котлована ведется челночным способом, послой­но. Толщина каждого слоя составляет 0,45 м. Выем грунта производится фрезой, поэтому дно котлована получается круг­лого очертания. Чтобы обеспечить движение базовой маши­ны по дну выемки, на раме рабочего органа установлены два плуга, которые создают горизонтальные площадки для ее гусениц.

Рабочий орган из походного положения в рабочее и обратно переводится гидравлической системой за 3-5 мин.

В передней части машины установлено бульдозерное обору­дование для планировки дна, аппарелей котлована.

 

 

Рис. 12.30. Котлованная машина МДК-З

 

Экскаваторы одноковшовые предназначены для отрывки котлованов под инженерные сооружения различного назначе­ния, а также для аварийно-спасательных работ в завалах (раз­борки разрушенных строительных и технологических конструк­ций) (рис. 12.31).

Рабочее оборудование экскаваторов - универсальное, т. е. обеспечивает выемку грунта и другого строительного материала, а также подъем грузов без дополнительной установки стрелы.

Рис. 12.31. Одноковшовый экскаватор ЭОВ-4421

 

Экскаваторное оборудование может быть смонтировано на автомобильном шасси (КрАЗ-257, КамАЗ-4310), в этом случае оно оборудуется автономным дизельным двигателем мощно­стью 35-60 кВт. Управление рабочим оборудованием осуществляется с помощью пневматической (Э-305В) или гидравличе­ской (ЕА-16) систем. В последнем случае на экскаваторе воз­можна установка специального аварийно-спасательного обору­дования: гидравлического молота, гидравлических ножниц для разделки и разрушения как металлических, так и железобетон­ных конструкций.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...