Вспомогательные пожарные аварийно-спасательные машины
Вспомогательные машины (автомобили, тракторы, тягачи) в отличие от основных и специальных пожарных машин непосредственно в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций не применяются, но с их помощью обеспечивается боеготовность техники, стоящей на вооружении МЧС, как в период ожидания, так и во время пожаротушения и ликвидации последствий крупных аварий. Вспомогательные машины предназначены для выполнения вспомогательных работ, не связанных непосредственно с пожаротушением и проведением аварийно-спасательных работ, а именно: • технического обслуживания и ремонта техники; • обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений МЧС; • транспортно-хозяйственных работ. К данному типу машин относятся: • оперативно-служебные автомобили; • передвижные ремонтные мастерские; • автомобили-лаборатории; • автотопливозаправщики; • транспортные средства различного назначения; • автомобили агитации, пропаганды; • тракторы, тягачи и прицепы. Передвижные ремонтные мастерские будут рассмотрены в главе 14. Другие транспортные средства мало отличаются от транспортных средств общего назначения. Инженерная техника
Наряду с пожарными и аварийно-спасательными автомобилями в подразделениях Министерства по чрезвычайным ситуациям используется инженерная техника как военного, так и хозяйственного назначения. В зависимости от назначения инженерные машины делятся на следующие виды: • дорожные; • землеройные; • разборки завалов; • трубопроводные; • подъемно-транспортные.
Дорожные машины
Дорожные машины в подразделениях МЧС предназначены для: • устройства заградительных полос с целью локализации очагов и отсечения фронта огня от населенных пунктов и важных объектов при лесных и торфяных пожарах;
• устройства разделительных полос и проездов в зонах чрезвычайных ситуаций (пожары, завалы частично разрушенных и поврежденных зданий и сооружений, снежные заносы и т. п.); • разборки завалов. К дорожным инженерным машинам относятся: путепрокладчики БАТ-М; БАТ-2, ГЖТ-2, бульдозеры и экскаваторы. Путепрокладчики БАТ-М (рис. 12.25), БАТ-2 на базе гусеничного артиллерийского тягача АТ-Т (МТ-Т) обеспечивают: прокладывание колонных путей, засыпку ям, рвов, устройство спусков к водоемам, проходов в мелколесье, строительных завалах и других дорожных работ. Рис. 12.25. Путепрокладчик БАТ-М
Путепрокладчики имеют универсальное путепрокладочное и крановое оборудование. Рабочий орган (отвал) может занимать три положения: двухотвальное, бульдозерное и грейдерное. Для облегчения работы на косогорах путепрокладчик оборудован механизмом перекоса рабочего органа. В транспортном положении рабочий орган БАТ укладывается на платформу машины с помощью лебедки тягача и гидравлической системы самого рабочего органа. На рабочем органе имеется специальное приспособление в виде лыжи, которое обеспечивает копирование неровностей местности и ограничивает врезание отвала в грунт. Крановое оборудование имеет гидравлический привод механизмами поворота и подъема стрелы и груза. Стрела крана обеспечивает работу с грузами вдоль бортов и кормы машины, но не позволяет выполнять работы впереди отвала. Управление крановым оборудованием - дистанционное, с помощью выносного пульта. Помимо путепрокладчиков на гусеничной базе (БАТ-М, БАТ-2), обладающих высокой проходимостью, применяются также путепрокладчики на базе колесных тягачей (МАЗ-538), которые обладают большей скоростью и долговечностью.
Путепрокладчики на колесном ходу (ПКТ-2) устроены аналогично БАТ-М. На ПКТ-2, однако, отсутствует крановое оборудование.
Землеройные машины Землеройные машины предназначены для устройства выемок в грунте различного профиля (строительство пожарного водоема, инженерно-спасательные работы при стихийных бедствиях и производственных авариях, устройство заградительных полос). Для этих целей в подразделениях МЧС находятся на вооружении: быстроходные траншейные машины БТМ-3; траншейные машины колесные ТМК-2; полковые землеройные машины ПЗМ-2; машины для рытья котлованов МДК-2, МДК-3; экскаваторы одноковшовые Э-305БВ, ЭОВ-4421, ЭО-3323А, ЕА-16,30-5126. Быстроходная траншейная машина БТМ-3 (рис. 12.26) на базе артиллерийского тягача АТ-Т оборудована роторным грунторазрабатывающим рабочим органом с гравитационной разгрузкой ковшей. При отрыве траншей рабочий орган отсыпает грунт в обе стороны, образуя бруствер высотой до 0,5 м. В трансмиссию рабочего органа введено электромагнитное устройство для защиты его от поломок в случае встречи с препятствиями в грунте. Рис. 12.26. Быстроходная траншейная машина БТМ-3 Траншейная машина колеснаяТМК-2 (рис. 12.27) на базе колесного тягача МАЗ-538 оборудована грунторазрабатывающим рабочим органом роторного типа, но вместо ковшей (как у БТМ-3) на нем установлены тюбинги с зубьями. Такая конструкция приводит к увеличению производительности за счет полного использования мощности силовой установки. Бульдозерное оборудование ТМК-2 позволяет выполнять планировочные работы и производить засыпку ям. Для создания дополнительной тяги машины при работе в мерзлых грунтах используется специальная лебедка, смонтированная в передней ее части. Рис. 12.27. Траншейная машина колесная ТМК-2 Полковая землеройная машина ПЗМ-2 (рис. 12.28) на базе колесного трактора Т-150 обладает высокой маневренностью и проходимостью. Она универсальна, так как одним ее рабочим органом можно вести отрывку траншей и котлованов. Рис. 12.28. Полковая землеройная машина ПЗМ-2
Грунторазрабатывающий цепной рабочий орган ПЗМ-2 не имеет ковшей. Вместо них на цепях установлены державки с режущими зубьями, имеющими наплавки из материала ВК-15, с помощью чего достигается возможность разработки плотных грунтов. В качестве дополнительного источника тяги машины при работе в мерзлом грунте используется специальная лебедка в комплексе с анкерным устройством.
Отрывка котлована выполняется при сложном движении рабочего органа - продольном и поперечном - с одновременной подачей его на забой. Разработка грунта по дну выполняется режущими зубьями державок цепного рабочего органа, а стенок котлована - боковыми фрезами. Отрывка котлована выполняется послойно (толщина каждого слоя 1 м). Бульдозерное оборудование машины обеспечивает устройство откосов, зачистку дна котлована. Котлованная машина МДК-2, МДК-3 (рис. 12.29, 12.30) на базе артиллерийского тягача АТ-Т (МТ-Т) оборудована землеройным рабочим органом в виде восьмилопатной фрезы с метателем центробежного типа. Рис. 12.29. Котлованная машина МДК-2
Отрывка котлована ведется челночным способом, послойно. Толщина каждого слоя составляет 0,45 м. Выем грунта производится фрезой, поэтому дно котлована получается круглого очертания. Чтобы обеспечить движение базовой машины по дну выемки, на раме рабочего органа установлены два плуга, которые создают горизонтальные площадки для ее гусениц. Рабочий орган из походного положения в рабочее и обратно переводится гидравлической системой за 3-5 мин. В передней части машины установлено бульдозерное оборудование для планировки дна, аппарелей котлована.
Рис. 12.30. Котлованная машина МДК-З
Экскаваторы одноковшовые предназначены для отрывки котлованов под инженерные сооружения различного назначения, а также для аварийно-спасательных работ в завалах (разборки разрушенных строительных и технологических конструкций) (рис. 12.31). Рабочее оборудование экскаваторов - универсальное, т. е. обеспечивает выемку грунта и другого строительного материала, а также подъем грузов без дополнительной установки стрелы. Рис. 12.31. Одноковшовый экскаватор ЭОВ-4421
Экскаваторное оборудование может быть смонтировано на автомобильном шасси (КрАЗ-257, КамАЗ-4310), в этом случае оно оборудуется автономным дизельным двигателем мощностью 35-60 кВт. Управление рабочим оборудованием осуществляется с помощью пневматической (Э-305В) или гидравлической (ЕА-16) систем. В последнем случае на экскаваторе возможна установка специального аварийно-спасательного оборудования: гидравлического молота, гидравлических ножниц для разделки и разрушения как металлических, так и железобетонных конструкций.
Читайте также: B - Вспомогательные доводы «Аль-адиллятуль-фариййа» Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|