Себестоимость продукции и ее виды
Под себестоимостью продукции (работ, услуг) понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов, используемых непосредственно в процессе изготовления и реализации продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования за определенный период времени. Так как продукция находится на различных стадиях готовности, то различают: 1) себестоимость валовой продукции; 2) себестоимость товарной продукции; 3) себестоимость готовой продукции; 4) себестоимость реализованной продукции (возмещается из выручки). Себестоимость реализованной продукции – это выраженные в денежном измерении затраты на изготовление продукции, отгруженной покупателю в данном учетном периоде. Различают: 1) себестоимость всей продукции, которая определяется по экономическим элементам; 2) себестоимость единицы продукции, которая определяется по калькуляционным статьям. Затраты по экономическим элементам группируются независимо от места их осуществления и не связаны с производством отдельных видов продукции (например, затраты на оплату труда включает все виды заработной платы основных и вспомогательных рабочих, ИТР и служащих). Такая группировка затрат применяется при составлении сметы затрат на производство. Группировка затрат по калькуляционным статьям отражает их содержание в зависимости от направления и места возникновения (например, основное производство, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, коммерческие расходы). Калькуляционные статьи делятся на: 1) простые (одноэлементные) – заработная плата производственных рабочих, материалы и т.д.;
2) комплексные, состоящие из нескольких элементов – расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общехозяйственные расходы и т.д.; они относятся на себестоимость продукции пропорционально выбранной базе. Сравнительная характеристика использования показателей общей себестоимости продукции и себестоимости единицы продукции представлена в табл. 4.1. Таблица 4.1 Сравнительная характеристика использования показателей общей себестоимости продукции и себестоимости единицы
На предприятии используются следующие показатели себестоимости: 1) плановая себестоимость, которая представляет собой прогнозное значение предельной величины затрат на производство продукции (работ, услуг); определяется на основе экономически обоснованных норм и нормативов с учетом совершенствования организационно-технического уровня производства (внедрения новой техники, совершенствования технологии и организации производства); 2) фактическая себестоимость, которая определяется на основе данных бухгалтерского учета и отражает затраты в существующих конкретных условиях; используется в следующих целях:
3) сметная себестоимость строительно-монтажных работ в строительстве – на основе сметных норм и нормативов. Структура себестоимости строительной продукции представлена в приложении 5. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции и их классификация по статьям определяются государством, а методы калькулирования – самими предприятиями. Себестоимость продукции – это один из обобщающих показателей эффективности потребления ресурсов. Планирование себестоимости продукции
План по себестоимости продукции является одним из важнейших разделов плана экономического и социального развития предприятия. Основная цель планирования себестоимости – определение оптимального уровня затрат на производство продукции с учетом рационального использования всех видов ресурсов (основных фондов, материальных, трудовых и финансовых). Важнейшей задачей планирования себестоимости является выявление резервов по снижению затрат и увеличению прибыли организации. Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий. План по себестоимости включает в себя следующие разделы: 1) смету затрат на производство продукции (составляется по экономическим элементам); 2) расчет себестоимости товарной и реализованной продукции; 3) плановые калькуляции; 4) расчет снижения себестоимости товарной продукции по технико-экономическим факторам. Смета затрат на производство и реализацию – это плановый документ, определяющий все затраты предприятия, связанные с изготовлением установленного объема продукции и выполнением работ и услуг непромышленного характера как для собственных нужд, так и для сторонних организаций. Смета затрат на производство и реализацию составляется на планируемый год с поквартальной разбивкой. Смета строится по экономически однородным элементам, и каждый ее элемент включает всю сумму расходов данного вида независимо от места осуществления затрат.
На основе сметы затрат определяются следующие виды себестоимости: 1) себестоимость валовой продукции: Свп = Зм + Зт + А + Зпр – Знпр, (4.1) где Зм – материальные затраты; Зт – затраты на оплату труда; А – суммы начисленной амортизации; Зм – прочие затраты, в том числе налоги, относимые на себестоимость продукции; Знпр – затраты, списываемые на непроизводственные счета. 2) производственная себестоимость товарной продукции (Стп. пр ), которая представляет собой себестоимость валовой продукции, скорректированную на изменение остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов: Стп. пр . = Свп ± ∆НЗП ± ∆РБП, (4.2) где ∆НЗП – изменение остатков незавершенного производства; ∆РБП – изменение остатков расходов будущих периодов. 3) полная себестоимость товарной продукции (Стп. плн .), которая определяется сложением производственной себестоимости товарной продукции и расходов на ее реализацию – внепроизводственных (коммерческих) расходов: Стп. плн . = Стп. пр . + КР, (4.3) где Стп. пр . – производственная себестоимость товарной продукции; КР – коммерческие расходы. 4) себестоимость реализуемой продукции (Срп.), которая определяется путем корректировки полной себестоимости товарной продукции на величину изменения остатков готовой продукции на начало и конец рассматриваемого периода: Срп. = Стп. плн . + ОГПн – ОГПк, (4.4) где Стп. плн . – полная себестоимость товарной продукции; ОГПн – остатки готовой продукции на начало рассматриваемого периода; ОГПк – остатки готовой продукции на конец рассматриваемого периода. 5) затраты на рубль товарной продукции (Зтп.): , (4.5) где Стп. плн . – полная себестоимость товарной продукции; ТП – объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия. Плановая калькуляция представляет собой задание по себестоимости отдельных видов продукции (работ и услуг). Она определяется путем прямого расчета затрат по отдельным статьям на основе норм затрат труда, материалов, топлива, энергии, использования оборудования с учетом осуществления организационно-технических мероприятий по снижению себестоимости продукции и режима экономии.
4.6. Методы планирования себестоимости продукции
Методы планирования себестоимости продукции могут быть подразделены на две группы: 1) методы планирования себестоимости единицы продукции, основными из которых являются:
2) методы планирования себестоимости всей товарной продукции, к которым относятся:
Сущность нормативного метода заключается в том, что применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. нормативная база конкретного предприятия. Норма – это величина, соответствующая минимальному, экономически обоснованному объему ресурсов в условиях прогрессивной технологии и организации производства. Она устанавливается в натуральных единицах в соответствии с технической документацией. Норматив – это величина, соответствующая плановой потребности в ресурсах, которая устанавливается на основе установленных норм. Она устанавливается в денежном выражении (в некоторых случаях может выражаться в натуральных единицах). В общем виде издержки производства представляют собой сумму нормативных затрат материалов, труда и накладных расходов. Себестоимость единицы продукции на основе данного метода может быть рассчитана по формуле: Сн = МЗн + ТЗн + HPн, (4.6) где Сн – нормативная себестоимость единицы продукции; МЗн– нормативные материальные затраты; ТЗн – нормативные трудовые затраты; HPн – нормативные накладные расходы. Нормативные накладные расходы выражаются в процентах от нормативных прямых трудовых затрат. Аналитический метод по технико-экономическим факторам дополняет нормативный метод, то есть позволяет учесть следующие факторы, влияющие на себестоимость продукции в плановом периоде: · технические (внедрение в плановом периоде новой техники и технологии); · организационные (совершенствование организации производства и труда); · изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции; · уровень инфляции; · специфические факторы, зависящие от особенностей производства. Алгоритм аналитического метода планирования себестоимости включает следующие этапы: 1) определяется расчетная себестоимость товарной продукции с учетом индекса роста товарной продукции;
2) рассчитывается снижение себестоимости товарной продукции по статьям затрат в плановом периоде под действием конкретных факторов; 3) рассчитывается суммарное изменение себестоимости товарной продукции по всем факторам; 4) рассчитывается плановая себестоимость товарной продукции с учетом изменений по всем факторам. Метод прямого счета основан на гарантированном спросе, когда предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов, т.е. план выпуска и объем реализации увязаны с потребительским спросом. В общем виде себестоимость товарной продукции предприятия можно определить по формуле (4.7) где С i – плановая себестоимость единицы i -го вида продукции; N i – планируемый объем производства продукции i -го вида; n – количество видов (номенклатура) выпускаемой продукции. Расчетный метод планирования себестоимости продукции используется в случае, когда предприятие не имеет гарантированного спроса. В этом случае рассчитывается себестоимость продукции каждого вида в ожидаемых остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода. Тогда себестоимость товарной продукции i -го вида определяется по формуле: СТП i = Ci·Ni +Cн огп – Cк огп, (4.8) где С i – плановая себестоимость единицы i -го вида продукции; N i – планируемый объем производства продукции i -го вида; Cн огп – себестоимость остатков готовой продукции на начало планируемого периода; Cк огп – себестоимость остатков готовой продукции на конец планируемого периода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|