Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Себестоимость продукции и ее виды




Под себестоимостью продукции (работ, услуг) понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов, используемых непосредственно в процессе изготовления и реализации продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования за определенный период времени.

Так как продукция находится на различных стадиях готовности, то различают:

1) себестоимость валовой продукции;

2) себестоимость товарной продукции;

3) себестоимость готовой продукции;

4) себестоимость реализованной продукции (возмещается из выручки).

Себестоимость реализованной продукции – это выраженные в денежном измерении затраты на изготовление продукции, отгруженной покупателю в данном учетном периоде.

Различают:

1) себестоимость всей продукции, которая определяется по экономическим элементам;

2) себестоимость единицы продукции, которая определяется по калькуляционным статьям.

Затраты по экономическим элементам группируются независимо от места их осуществления и не связаны с производством отдельных видов продукции (например, затраты на оплату труда включает все виды заработной платы основных и вспомогательных рабочих, ИТР и служащих). Такая группировка затрат применяется при составлении сметы затрат на производство.

Группировка затрат по калькуляционным статьям отражает их содержание в зависимости от направления и места возникновения (например, основное производство, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, коммерческие расходы).

Калькуляционные статьи делятся на:

1) простые (одноэлементные) – заработная плата производственных рабочих, материалы и т.д.;

2) комплексные, состоящие из нескольких элементов – расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общехозяйственные расходы и т.д.; они относятся на себестоимость продукции пропорционально выбранной базе.

Сравнительная характеристика использования показателей общей себестоимости продукции и себестоимости единицы продукции представлена в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Сравнительная характеристика использования показателей общей себестоимости продукции и себестоимости единицы

Сферы использования показателя
общей себестоимости продукции себестоимости единицы отдельных видов продукции
1) оценка выполнения плана по данному показателю в динамике; 2) осуществление внутрипроизводственных расчетов; 3) расчет экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, механизации и автоматизации производства;
3)исчисление национального дохода в масштабах страны; 4) определение рентабельности производства; 5) выявление резервов снижения себестоимости продукции; 3) определение цен на отдельные виды продукции; 4) определение рентабельности производства отдельных видов продукции; 5) выявление резервов снижения себестоимости единицы продукции; 1) обоснование решений о произ-водстве новых видов продукции и снятии с производства устаревшей продукции;  

 

На предприятии используются следующие показатели себестоимости:

1) плановая себестоимость, которая представляет собой прогнозное значение предельной величины затрат на производство продукции (работ, услуг); определяется на основе экономически обоснованных норм и нормативов с учетом совершенствования организационно-технического уровня производства (внедрения новой техники, совершенствования технологии и организации производства);

2) фактическая себестоимость, которая определяется на основе данных бухгалтерского учета и отражает затраты в существующих конкретных условиях; используется в следующих целях:

  • для экономического анализа;
  • при планировании и прогнозировании;
  • для определения фактических финансовых результатов;
  • для принятия решений по совершенствованию производства на краткосрочный и долгосрочный период;

3) сметная себестоимость строительно-монтажных работ в строительстве – на основе сметных норм и нормативов. Структура себестоимости строительной продукции представлена в приложении 5.

Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции и их классификация по статьям определяются государством, а методы калькулирования – самими предприятиями.

Себестоимость продукции – это один из обобщающих показателей эффективности потребления ресурсов.

Планирование себестоимости продукции

 

План по себестоимости продукции является одним из важнейших разделов плана экономического и социального развития предприятия.

Основная цель планирования себестоимости – определение оптимального уровня затрат на производство продукции с учетом рационального использования всех видов ресурсов (основных фондов, материальных, трудовых и финансовых).

Важнейшей задачей планирования себестоимости является выявление резервов по снижению затрат и увеличению прибыли организации. Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий.

План по себестоимости включает в себя следующие разделы:

1) смету затрат на производство продукции (составляется по экономическим элементам);

2) расчет себестоимости товарной и реализованной продукции;

3) плановые калькуляции;

4) расчет снижения себестоимости товарной продукции по технико-экономическим факторам.

Смета затрат на производство и реализацию – это плановый документ, определяющий все затраты предприятия, связанные с изготовлением установленного объема продукции и выполнением работ и услуг непромышленного характера как для собственных нужд, так и для сторонних организаций.

Смета затрат на производство и реализацию составляется на планируемый год с поквартальной разбивкой. Смета строится по экономически однородным элементам, и каждый ее элемент включает всю сумму расходов данного вида независимо от места осуществления затрат.

На основе сметы затрат определяются следующие виды себестоимости:

1) себестоимость валовой продукции:

Свп = Зм + Зт + А + Зпр – Знпр, (4.1)

где Зм – материальные затраты;

Зт – затраты на оплату труда;

А – суммы начисленной амортизации;

Зм – прочие затраты, в том числе налоги, относимые на себестоимость продукции;

Знпр – затраты, списываемые на непроизводственные счета.

2) производственная себестоимость товарной продукциитп. пр ), которая представляет собой себестоимость валовой продукции, скорректированную на изменение остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов:

Стп. пр . = Свп ± ∆НЗП ± ∆РБП, (4.2)

где ∆НЗП – изменение остатков незавершенного производства;

∆РБП – изменение остатков расходов будущих периодов.

3) полная себестоимость товарной продукциитп. плн .), которая определяется сложением производственной себестоимости товарной продукции и расходов на ее реализацию – внепроизводственных (коммерческих) расходов:

Стп. плн . = Стп. пр . + КР, (4.3)

где Стп. пр . – производственная себестоимость товарной продукции;

КР – коммерческие расходы.

4) себестоимость реализуемой продукциирп.), которая определяется путем корректировки полной себестоимости товарной продукции на величину изменения остатков готовой продукции на начало и конец рассматриваемого периода:

Срп. = Стп. плн . + ОГПн – ОГПк, (4.4)

где Стп. плн . – полная себестоимость товарной продукции;

ОГПн – остатки готовой продукции на начало рассматриваемого периода;

ОГПк – остатки готовой продукции на конец рассматриваемого периода.

5) затраты на рубль товарной продукциитп.):

, (4.5)

где Стп. плн . – полная себестоимость товарной продукции;

ТП – объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия.

Плановая калькуляция представляет собой задание по себестоимости отдельных видов продукции (работ и услуг). Она определяется путем прямого расчета затрат по отдельным статьям на основе норм затрат труда, материалов, топлива, энергии, использования оборудования с учетом осуществления организационно-технических мероприятий по снижению себестоимости продукции и режима экономии.

 

4.6. Методы планирования себестоимости продукции

 

Методы планирования себестоимости продукции могут быть подразделены на две группы:

1) методы планирования себестоимости единицы продукции, основными из которых являются:

  • нормативный метод;
  • аналитический метод;

2) методы планирования себестоимости всей товарной продукции, к которым относятся:

  • метод прямого счета;
  • расчетный метод.

Сущность нормативного метода заключается в том, что применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. нормативная база конкретного предприятия.

Норма – это величина, соответствующая минимальному, экономически обоснованному объему ресурсов в условиях прогрессивной технологии и организации производства. Она устанавливается в натуральных единицах в соответствии с технической документацией.

Норматив – это величина, соответствующая плановой потребности в ресурсах, которая устанавливается на основе установленных норм. Она устанавливается в денежном выражении (в некоторых случаях может выражаться в натуральных единицах).

В общем виде издержки производства представляют собой сумму нормативных затрат материалов, труда и накладных расходов. Себестоимость единицы продукции на основе данного метода может быть рассчитана по формуле:

Сн = МЗн + ТЗн + HPн, (4.6)

где Сн – нормативная себестоимость единицы продукции;

МЗн– нормативные материальные затраты;

ТЗн – нормативные трудовые затраты;

HPн – нормативные накладные расходы.

Нормативные накладные расходы выражаются в процентах от нормативных прямых трудовых затрат.

Аналитический метод по технико-экономическим факторам дополняет нормативный метод, то есть позволяет учесть следующие факторы, влияющие на себестоимость продукции в плановом периоде:

· технические (внедрение в плановом периоде новой техники и технологии);

· организационные (совершенствование организации производства и труда);

· изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

· уровень инфляции;

· специфические факторы, зависящие от особенностей производства.

Алгоритм аналитического метода планирования себестоимости включает следующие этапы:

1) определяется расчетная себестоимость товарной продукции с учетом индекса роста товарной продукции;

2) рассчитывается снижение себестоимости товарной продукции по статьям затрат в плановом периоде под действием конкретных факторов;

3) рассчитывается суммарное изменение себестоимости товарной продукции по всем факторам;

4) рассчитывается плановая себестоимость товарной продукции с учетом изменений по всем факторам.

Метод прямого счета основан на гарантированном спросе, когда предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов, т.е. план выпуска и объем реализации увязаны с потребительским спросом.

В общем виде себестоимость товарной продукции предприятия можно определить по формуле

(4.7)

где С i – плановая себестоимость единицы i -го вида продукции;

N i – планируемый объем производства продукции i -го вида;

n – количество видов (номенклатура) выпускаемой продукции.

Расчетный метод планирования себестоимости продукции используется в случае, когда предприятие не имеет гарантированного спроса.

В этом случае рассчитывается себестоимость продукции каждого вида в ожидаемых остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода. Тогда себестоимость товарной продукции i -го вида определяется по формуле:

СТП i = Ci·Ni +Cн огп – Cк огп, (4.8)

где С i – плановая себестоимость единицы i -го вида продукции;

N i – планируемый объем производства продукции i -го вида;

Cн огп себестоимость остатков готовой продукции на начало планируемого периода;

Cк огп себестоимость остатков готовой продукции на конец планируемого периода.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...