Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распределение и использование прибыли предприятия




 

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим:

· покрытие потребностей предприятия в финансировании хозяйственной деятельности;

· формирование государственных доходов.

Под распределением прибыли понимается направление прибыли в государственный бюджет посредством уплаты налога на прибыль и распределение оставшейся прибыли по статьям использования на предприятии.

Таким образом, прибыль распределяется между государством, предприятием и собственниками.

Распределение и использование прибыли имеют свои особенности, обусловленные организационно-правовой формой предприятий.

Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль. Государство напрямую не вмешивается в процесс распределения чистой прибыли, но посредством предоставления налоговых льгот может стимулировать направление ресурсов на капитальные вложения, на благо­творительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, на проведение научно-исследовательских работ.

Законодательно установлен размер резервного капитала для акционерных обществ, регулируется порядок создания резерва по сомнительным долгам.

Распределение прибыли регламентируется в уставных документах предприятия. В соответствии с уставом создаются фонды: потребления, накопления, социальной сферы. Если фонды не создаются, то в целях планового расхо­дования средств составляются соответствующие сметы на развитие производства, социальные нужды, материальное поощрение работников, благотворительные цели.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется по его усмотрению и может быть направлена на следующие цели:

1) выплату дивидендов учредителям (участникам) коммерческой организации по итогам утверждения годовой бухгалтерской отчетности;

2) выплату вознаграждения и материальной помощи работникам предприятия;

3) создание и пополнение резервного фонда, состав и назначение которого зависит от организационно-правовой формы предприятия;

4) создание фонда накопления, средства которого направляются на финансирование капитальных вложений;

5) создание фонда потребления, который является источником социального развития предприятия, материального стимулирования и социальной защиты коллектива;

6) увеличение уставного капитала при доведении его размера до величины чистых активов предприятия;

7) другие цели, предусмотренные учредительными документами.

Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятия.

В акционерных обществах основной целью распределения прибыли является обеспечение необходимой пропорциональности между текущими выплатами дивидендов и обеспечением роста рыночной стоимости акций предприятия за счет капитализации части прибыли.

Капитализация прибыли — это реинвестирование нераспределенной прибыли в капитал предприятия.

Формирование фондов и резервов вышестоящих организаций (холдингов, консорциумов) за счет прибыли входящих в них предприятий осущест­вляется по нормативам, устанавливаемым вышестоящим органом управления. Эти нормативы носят индивидуальный характер и зависят от финансового положения хозяйствующего субъекта.

Накоп­ленная прибыль может быть направлена в уставные капиталы других предприятий, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, а также часть ее может перечисляться вышестоящим организациям, концернам, ассоциациям, союзам.

Распределение на социальные нужды включает расходы по эксплу­атации социально-бытовых объектов, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий.

К материальным поощрениям относятся выплаты премий работникам за достижения в труде, оказание материальной помощи, единовременные пособия, компенсация стоимости питания.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, разделяется на прибыль, увеличивающую стоимость имущества (т.е. участвующую в накоплении), и прибыль, направляемую на потребление (не увеличивающую стоимость имущества). Если прибыль не расходуется, то она остается как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала. Наличие такой прибыли свидетельствует о наличии источника для дальнейшего развития предприятия.

 

5.8. Методы планирование прибыли

Планирование прибыли выступает как составная часть финансового планирования и проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли и в первую очередь прибыль от реализации продукции. Основой расчетов является объем продаж.

При расчете планового размера прибыли от реализации продукции используют производственные показатели.

Основной принцип планирования прибыли – экономическая обоснованность расчета, так как от его результата зависят:

  • выполнение плана по финансовой деятельности и плана по инвестиционной деятельности;
  • финансирование прироста основных средств и инвестиций;
  • финансирование расчетов с государственным бюджетом;
  • финансирование расчетов с банками и поставщиками;
  • дивидендные выплаты.

Методы прогнозирования и планирования прибыли в настоящее время не регламентированы, но достаточно подробно описаны в литературе. Наиболее известны два традиционных способа планирования прибыли: метод прямого счета, аналитический метод и метод совмещенного расчета.

1. Метод прямого счета наиболее широко применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукции (без НДС и акцизов) в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в плановом периоде по полной себестоимости, а также остатков готовой продукции на начало и конец планового периода.

Расчет осуществляется по следующим формулам:

а) определяется прибыль по товарному выпуску:

Птп.пл. = (ц · Q) – (cе · Q), (5.8)

где Птп.пл. – планируемая величина прибыли по товарному выпуску продукции;

Q – объем выпуска товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении;

ц – цена реализации единицы продукции (за вычетом НДС и акцизов);

cе – полная себестоимость единицы продукции.

б) определяется прибыль от реализации продукции с учетом остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода:

Пр.пл. = Птп.пл. + Пногп - Пкогп, (5.9)

где Пр.пл. – планируемая величина прибыли от реализации продукции;

Птп.пл. – планируемая величина прибыли по товарному выпуску продукции;

Пногп – прибыль в остатках готовой продукции, не реализованной на начало планируемого периода;

Пкогп – прибыль в остатках готовой продукции, не реализованной на конец планируемого периода.

Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен, но не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль, и при большом количестве наименований продукции трудоемкость его значительно возрастает. Данный метод требует:

1) определения ассортимента по всем позициям номенклатуры;

2) составления калькуляций по всем изделиям сравнимой продукции;

3) исчисления плановой себестоимости и договорных цен по несравнимой продукции;

4) разработку сметы производства по всем ее элементам;

5) установление цен реализации выпускаемой продукции.

2. Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Определение прибыли на базе данного метода состоит из трех последовательных этапов:

1) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

2) исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности;

3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: изменения себестоимости сравнимой продукции, повышения ее качества и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д.

При использовании данного метода прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.

3. Метод совмещенного расчета планирования прибыли совмещает элементы первого и второго методов.

Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

Существуют также следующие методы планирования прибыли:

  • нормативный;
  • факторный;
  • маржинального анализа.

При нормативном методе планирования прибыли величина прибыли в планируемом году определяется на основе установленного единого процента рентабельности на всю реализуемую продукцию. Этот метод применяется на предприятиях, выпускающих однородную продукцию или использующих единую технологию. Преимущество нормативного метода планирования прибыли является его простата

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...