Теория и методика анализа безубыточности
Анализ безубыточности – это анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, объема реализации и прибыли. Анализ безубыточности основан на следующих допущениях: 1) все затраты можно разделить на постоянные и переменные (при этом постоянные затраты остаются постоянными только на протяжении определенного промежутка времени); 2) переменные затраты на единицу продукции остаются неизменными (т.е. между объемом реализации и переменными затратами существует линейная зависимость); 3) постоянные затраты в течение рассматриваемого периода остаются неизменными; 4) ассортимент производимой продукции неизменен; 5) объем производства и реализации продукции в плановом периоде равны. Определение точки безубыточности состоит в нахождении объема реализации, при котором выручка покрывает, но не превышает, все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции, и прибыль равна нулю. Точка, которая характеризует уровень нулевой прибыли, называется точкой безубыточности (критической точкой, порогом рентабельности, мертвой точкой). Условие уровня нулевой прибыли – выручка от продаж равна сумме постоянных и переменных затрат: Вкр. = Зпост. + Зпер., (5.10) где Вкр. – критическая выручка от реализации продукции в денежном выражении; Зпост. - общая сумма постоянных затрат; Зпер. - общая сумма переменных затрат. Формула 3.1 может быть представлена в следующем виде: ц* Qкр. = Зпост. + зпер.* Qкр., (5.11) где Qкр. – объем выпуска продукции в натуральном выражении, соответствующий точки безубыточности; ц – цена единицы продукции; зпер. - величина переменных затрат на единицу продукции. Существует три метода анализа безубыточности:
Известно, что прибыль от продаж определяется по формуле: П = В - Зпер - Зпост = (ц - зпер.) Q - Зпост., (5.12) где П – прибыль от продаж; В – выручка от реализации продукции (работ, услуг); Зпер – общая сумма переменных затрат; Зпост – общая сумма постоянных затрат; ц – цена единицы продукции; зпер – переменные затраты на единицу продукции; Q – объем продукции в натуральном выражении. Для точки безубыточности верны следующие выражения: а) критическая выручка в денежном выражении является суммой общих постоянных и переменных затрат: Вкр. = Зпост. + Зпер., (5.13) б) формула (5.13) может быть представлена в виде: ц · Qкр. = Зпост. + зпер. · Qкр., (5.14) где Qкр. – критический объем реализации в натуральном выражении; в) формула (5.13) может быть представлена в виде: ц · Qкр. = Зпост. + Зпер., (5.15) На основе формул 5.13, 5.14 и 5.15 можно рассчитать следующие значения для точки безубыточности: 1) значение критической выручки в натуральном выражении: а) из формулы 5.14: , (5.16) где Зпост – общая сумма постоянных затрат; ц – цена единицы продукции; зпер – переменные затраты на единицу продукции; б) из формулы 5.15: , (5.17) или , (5.18) где Зпер – общая сумма переменных затрат; Зпост – общая сумма постоянных затрат; ц – цена единицы продукции; зпер – переменные затраты на единицу продукции; 2) значение критической выручки в денежном выражении: , (5.19) где у пер. – доля переменных затрат в цене единицы продукции. 3) объем продукции, который необходимо произвести и реализовать для получения запланированной величины операционной прибыли в натуральном выражении: , (5.20) где П пл . – плановая величина операционной прибыли; Q пл. – плановая величина объема реализации продукции в натуральном выражении.
Маржинальный метод анализа безубыточности предполагает использование следующих понятий:
1) маржинального дохода (валовой маржи, маржинального дохода, вклада на покрытие), – это разница между выручкой от продажи продукции и переменными затратами на ее производство (рассчитывается на весь выпуск и на единицу продукции): а) величина маржинального дохода на весь выпуск продукции рассчитывается по формуле: МД = В – Зпер., (5.21) где МД – маржинальный доход на весь выпуск продукции; В – выручка от реализации продукции (работ, услуг); Зпер – общая сумма переменных затрат; б) величина маржинального дохода на единицу продукции: мдед. = ц – зпер., (5.22) где мd – маржинальный доход, приходящийся на единицу выпускаемой продукции; ц – цена единицы продукции; зпер – переменные затраты на единицу продукции. 2) относительного дохода – это маржинальный доход, выраженный в процентах по отношению к выручке: , (5.23) 3) операционного рычага, который можно определить по формулам: а) как отношений маржинального дохода к прибыли: , (5.24) б) как отношений разницы между выручкой и общими переменными расходами к прибыли: , (5.25) Маржинальный метод анализа безубыточности позволяет получить следующие значения для точки безубыточности: 1)значение критической выручки в натуральном выражении: (5.26) где мдед . – маржинальный доход, приходящийся на единицу выпускаемой продукции; 2)значение критической выручки в денежном выражении: , (5.27) где ОД. – величина относительного дохода, определяемая по формуле 5.23.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|