Понятие выручки от реализации продукции
Выручкой от реализации продукции (работ, услуг) называются денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за реализованную продукцию и иные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги. Выручка формируется в результате деятельности предприятия по трем основным направлениям и включает: 1) выручку от основной деятельности, которая выступает в виде выручки от реализации продукции и является основным источником дохода; 2) выручку от инвестиционной деятельности, которая выражается в виде поступлений от продажи внеоборотных активов, в виде дивидендов и процентов от долгосрочных финансовых вложений; 3) выручку от финансовой деятельности, включающую в себя проценты и иные доходы по ценным бумагам, проценты по депозитам. Объем выручки от реализации продукции зависит от следующих факторов:
Под политикой ценообразования понимают выбор целей и общих принципов, которые предприятие намечает при определении цен на продукцию. Она должна обеспечивать максимально возможную прибыль. Различают следующие виды цен на продукцию: 1) оптовая цена предприятия, которая включает полную себестоимость продукции и прибыль предприятия; по оптовым ценам предприятия реализуют продукцию другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям; 2) оптовая цена промышленности, которая включает оптовую цену предприятия, налог на добавленную стоимость и акцизы; по оптовой цене промышленности продукция реализуется за пределы данной отрасли;
3) розничная цена, которая включает оптовую цену промышленности и торговую накидку (скидку). В соответствии с положениями бухгалтерского учета выручкой являются доходы по обычным видам деятельности. Условия признания выручки в бухгалтерском учете – это одновременное выполнение следующих пяти условий: 1) организация имеет право на получение выручки (на основании договора или другого документа); 2) сумма выручки может быть определена; 3) в результате получения выручки произойдет увеличение экономических выгод организации; 4) право собственности (владения, пользования, распоряжения) на продукцию перешло от продавца к покупателю; 5) расходы, связанные с данной операцией, могут быть достоверно установлены. При этом существуют некоторые особенности признания выручки при осуществлении отдельных видов деятельности. Во-первых, в ПБУ 9/99 «Доходы организации» определен перечень обычных видов деятельности, при осуществлении которых выручка признается при одновременном выполнении первых трех условий. Такими видами деятельности являются:
Во-вторых, если производственный процесс длительный, то выручка в бухгалтерском учете может признаваться по мере готовности продукции (при возможности определения готовности работы, услуги, изделия). В-третьих, признание выручки связано: 1) по товарам – с переходом прав собственности (пользования, владения, распоряжения); особенности – поставка продукции на экспорт и по договорам с особым переходом прав собственности;
2) по работам – после принятия заказчиком; 3) по услугам – после оказания услуги. Способ определения выручки и способы определения готовности выполнения работы, услуги, изделия должны быть указаны в учетной политике организации. Методы определения выручки различны в бухгалтерском и налоговом учете. 1. В бухгалтерском учете используется метод начисления, при котором выручка от реализации продукции устанавливается только по отгрузке и по предъявлению покупателю расчетных документов (исключение – операции по договорам с особым переходом прав собственности). 2. В налоговом учете для определения выручки используются два метода: а) метод начисления,при котором выручка определяется по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и предъявлению контрагенту расчетных документов. В этом случае образованием выручки считается дата отгрузки, и поступление средств не является фактом определения выручки. В основе данного метода лежит юридический принцип перехода права собственности на товар; б) кассовый метод (или метод оплаты), который могут использовать организации (за исключением банков), если в среднем за предыдущие 4 квартала выручка от реализации без учета НДС не превысила в среднем 1 млн. руб. за каждый квартал.
Планирование выручки от реализации продукции (объема продаж)
Выручка от реализации продукции планируется на год, квартал и оперативно. Главными целями планирования выручки являются:
Годовое и квартальное планирование выручки необходимо для планирования прибыли. Цель оперативного планирования выручки – контроль за своевременностью поступления денежных средств за отгруженную продукцию на расчетный счет предприятия. Основными источниками информации, используемыми при планировании выручки от реализации продукции, являются: 1) производственная программа, в которой определены структура и объемы выпускаемой продукции (на год, полугодие, квартал); 2) ценовая политика; 3) целевая сумма операционной прибыли. Этапы планирования выручки: 1) анализ выручки в отчетном (предплановом) периоде; 2) оценка и прогнозирование конъюнктуры товарного рынка;
3) расчет плановой величины выручки и разработка мероприятий по ее обеспечению. Система мер по обеспечению выполнения плана по выручке от реализации продукции включает следующие направления:
Существуют два метода определения плановой выручки от реализации продукции: метод прямого счета и расчетный метод. Метод прямого сче та основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. В этом случае выручка от реализации определяется по следующей формуле: , (5.1) где В – выручка от реализации продукции в планируемом периоде; цi –цена преализации i -го вида продукции; Ni – объем реализации i -го вида продукции в натуральном выражении; n – количество видов выпускаемой продукции. Основой расчетного метода планирования выручки является объем реализуемой продукции, скорректированный на входные и выходные остатки готовой продукции. В этом случае выручка определяется по следующим формулам: а) при использовании метода отгру зки: В= ОГПн +ТП – ОГПк,(5.2) где В – выручка от реализации продукции в планируемом периоде; ОГПн – остатки готовой продукции на складе на начало планируемого периода в ценах реализации; ОГПк – остатки готовой продукции на складе на конец планируемого периода в ценах реализации; ТП – объем товарной продукции по плану предприятия в ценах реализации. б) при использовании метода оплаты: В= ОГПн +ТП – ОГПк ± ОНП,(5.3) где ОНП – изменение остатков товаров отгруженных на конец планируемого периода по сравнению с его началом в ценах реализации.
При этом планирование остатков готовой продукции на складе (ОГП) осуществляется с учетом следующих факторов:
На предприятии, выпускающем несколько видов продукции, выручка планируется по каждому ее виду (в том числе по сегментам рынка сбыта), затем полученные результаты суммируются.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|