Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Методы научного познания.




Понятие метод (от греческого слова «методос» – путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию.

Метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода — регулирование познавательной и иных форм деятельности.

Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т.е. по широте применимости в процессе научного исследования.

Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания.

Методы научного познания подразделяются на общие (используемые на всем протяжении исследовательского процесса в самых различных по предмету науках) и специальные (характерные для определенных областей научного знания). Основные группы общих методов научного познания:

1. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

2. Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

3. Методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

При проведении научных исследований используется широкий арсенал разнообразных методов. В основе любых методов исследований лежат определенные принципы теории и законы, которые можно классифицировать по различным основаниям.

Тема 4. Применение логических законов и правил. Законы тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Умозаключение, аналогия.

Отличительная черта научной работы – логичность. Это требует применения логических законов и правил. Поскольку в научном тексте используются понятия и суждения, очевидно, что, прежде всего именно эти единицы должны удовлетворять требованию определенности.

Это требование находит свое отражение в законе тождества. Закон тождества: предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным. Отождествление различных понятий представляет собой одну из наиболее распространенных логических ошибок в научном тексте – подмену понятия. Подмена понятия означает подмену предмета описания. Описание в этом случае будет относиться к разным предметам, хотя они будут ошибочно приниматься за один предмет.

Требование непротиворечивости мышления выражает закон противоречия. Закон противоречия: не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-то утверждает, а другое отрицает то же самое. В основе закона противоречия лежит качественная определенность вещей и явлений, относительная устойчивость их свойств. Закон противоречия для научной работы имеет огромное значение. Его сознательное использование помогает обнаруживать и устранять противоречия в объяснениях фактов и явлений, вырабатывать критическое отношение ко всякого рода неточностям и непоследовательности в сообщении научной информации.

Закон противоречия обычно используется в доказательствах. Однако он не действует, если мы что-либо утверждаем и то же самое отрицаем относительно одного и того же предмета, но рассматриваемого: во-первых, в разное время; во-вторых, в разном отношении.

Закон исключенного третьего: из двух противоречащих друг другу суждений одно из них ложно, а другое истинно. Такой закон не действует на противоположные суждения, т.е. на такие суждения, каждое из которых не просто отрицает другое, а сообщает сверх этого дополнительную информацию.

Закон достаточного основания: всякая истинная мысль имеет достаточное основание. Достаточным основанием какой-либо мысли может служить любая другая мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли.

Достаточным основанием какой-либо мысли может служить любая другая мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли.

Значительная часть научной информации носит характер выводных суждений, т.е. суждений, не полученных путем непосредственного восприятия каких-то фрагментов действительности, а выведенных из других суждений, которые как бы извлечены из их содержания. Логическим средством получения таких выводных знаний и является умозаключение, т.е. мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным. Все умозаключения можно квалифицировать как индуктивные и дедуктивные.

 

Тема 5. Правила аргументирования. Ошибки в построении тезиса. Требования истинности, автономности, непротиворечивости, достаточности аргументов. Опровержение доводов. Логика процесса научного исследования.

Главное в научном исследовании – умение доказать свои суждения и опровергать (если требуется доводы оппонентов).

Аргументирование – это сугубо логический процесс, суть которого состоит в том, что в нем обосновывается истинность нашего суждения (того, что мы хотим доказать, т.е. тезиса доказатель­ства) с помощью других суждений (т.е. аргументов или, как их проще называют, доводов).

Аргументация достигает цели, когда соблюдаются правила доказательства:

1. Тезис доказательства нужно сформулиро­вать ясно и четко.

2. В ходе доказательства тезис должен ос­таваться неизменным, т.е. должно доказываться одно и то же положение.

Основные ошибки в построении тезиса:

1. потеря тезиса;

2. полная подмена тезиса;

3. частичная подмена тезиса;

К аргументам, чтобы они были убедительными, предъяв­ляются следующие требования:

· В качестве аргументов могут выступать лишь такие положения, истинность которых была доказана. Или они вообще ни у кого не вызывают сомнение, т.е. аргументы должны быть истинными.

· Аргументы долж­ны быть доказаны независимо от тезиса, т.е. должно соблю­даться правило их автономного обоснования.

· Аргументы дол­жны быть непротиворечивы.

· Аргументы должны быть доста­точны.

В научном произведении очень часто приходится доказывать не истинность, а лож­ность суждения или неправильность доказательства других ис­следователей, т.е. делать опровержение их доводов. Опровер­жение, таким образом, направлено на разрушение доказательства других исследователей путем установления ложности или не­обоснованности их утверждений.

Поскольку операция опровержения направлена на разруше­ние ранее состоявшегося доказательства, то в зависимости от це­лей критического разбирательства оно может быть выполнено следующими тремя способами:

· критикой тезиса;

· критикой ар­гументов;

· критикой демонстрации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...