Тема 3. Методы научного познания.
Понятие метод (от греческого слова «методос» – путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода — регулирование познавательной и иных форм деятельности. Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т.е. по широте применимости в процессе научного исследования. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Методы научного познания подразделяются на общие (используемые на всем протяжении исследовательского процесса в самых различных по предмету науках) и специальные (характерные для определенных областей научного знания). Основные группы общих методов научного познания: 1. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); 2. Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); 3. Методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
При проведении научных исследований используется широкий арсенал разнообразных методов. В основе любых методов исследований лежат определенные принципы теории и законы, которые можно классифицировать по различным основаниям. Тема 4. Применение логических законов и правил. Законы тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Умозаключение, аналогия. Отличительная черта научной работы – логичность. Это требует применения логических законов и правил. Поскольку в научном тексте используются понятия и суждения, очевидно, что, прежде всего именно эти единицы должны удовлетворять требованию определенности. Это требование находит свое отражение в законе тождества. Закон тождества: предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным. Отождествление различных понятий представляет собой одну из наиболее распространенных логических ошибок в научном тексте – подмену понятия. Подмена понятия означает подмену предмета описания. Описание в этом случае будет относиться к разным предметам, хотя они будут ошибочно приниматься за один предмет. Требование непротиворечивости мышления выражает закон противоречия. Закон противоречия: не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-то утверждает, а другое отрицает то же самое. В основе закона противоречия лежит качественная определенность вещей и явлений, относительная устойчивость их свойств. Закон противоречия для научной работы имеет огромное значение. Его сознательное использование помогает обнаруживать и устранять противоречия в объяснениях фактов и явлений, вырабатывать критическое отношение ко всякого рода неточностям и непоследовательности в сообщении научной информации. Закон противоречия обычно используется в доказательствах. Однако он не действует, если мы что-либо утверждаем и то же самое отрицаем относительно одного и того же предмета, но рассматриваемого: во-первых, в разное время; во-вторых, в разном отношении.
Закон исключенного третьего: из двух противоречащих друг другу суждений одно из них ложно, а другое истинно. Такой закон не действует на противоположные суждения, т.е. на такие суждения, каждое из которых не просто отрицает другое, а сообщает сверх этого дополнительную информацию. Закон достаточного основания: всякая истинная мысль имеет достаточное основание. Достаточным основанием какой-либо мысли может служить любая другая мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли. Достаточным основанием какой-либо мысли может служить любая другая мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли. Значительная часть научной информации носит характер выводных суждений, т.е. суждений, не полученных путем непосредственного восприятия каких-то фрагментов действительности, а выведенных из других суждений, которые как бы извлечены из их содержания. Логическим средством получения таких выводных знаний и является умозаключение, т.е. мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным. Все умозаключения можно квалифицировать как индуктивные и дедуктивные.
Тема 5. Правила аргументирования. Ошибки в построении тезиса. Требования истинности, автономности, непротиворечивости, достаточности аргументов. Опровержение доводов. Логика процесса научного исследования. Главное в научном исследовании – умение доказать свои суждения и опровергать (если требуется доводы оппонентов). Аргументирование – это сугубо логический процесс, суть которого состоит в том, что в нем обосновывается истинность нашего суждения (того, что мы хотим доказать, т.е. тезиса доказательства) с помощью других суждений (т.е. аргументов или, как их проще называют, доводов). Аргументация достигает цели, когда соблюдаются правила доказательства: 1. Тезис доказательства нужно сформулировать ясно и четко. 2. В ходе доказательства тезис должен оставаться неизменным, т.е. должно доказываться одно и то же положение.
Основные ошибки в построении тезиса: 1. потеря тезиса; 2. полная подмена тезиса; 3. частичная подмена тезиса; К аргументам, чтобы они были убедительными, предъявляются следующие требования: · В качестве аргументов могут выступать лишь такие положения, истинность которых была доказана. Или они вообще ни у кого не вызывают сомнение, т.е. аргументы должны быть истинными. · Аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, т.е. должно соблюдаться правило их автономного обоснования. · Аргументы должны быть непротиворечивы. · Аргументы должны быть достаточны. В научном произведении очень часто приходится доказывать не истинность, а ложность суждения или неправильность доказательства других исследователей, т.е. делать опровержение их доводов. Опровержение, таким образом, направлено на разрушение доказательства других исследователей путем установления ложности или необоснованности их утверждений. Поскольку операция опровержения направлена на разрушение ранее состоявшегося доказательства, то в зависимости от целей критического разбирательства оно может быть выполнено следующими тремя способами: · критикой тезиса; · критикой аргументов; · критикой демонстрации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|