Ракетно-ядерный шантаж на Корейском полуострове
По степени военно-политической остроты, конфликтоопасности и негативного влияния на общую безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе – АТР - наиболее актуальной на сегодня является проблема Корейского полуострова. Ее содержание – это разделенность полуострова на два враждующих государства – Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР) и Республику Южную Корею и угрозы, создаваемые ведущимися в КНДР работами по развитию своей ракетной программы и наработке оружейного плутония на северокорейском ядерном реакторе в Йонбене. К тому же КНДР до сих пор остается в состоянии войны с США после окончания боевых действий Корейской войны 1950-1953 гг. Причины, по которым КНДР превратилась, по существу, в мирового изгоя, где-то очевидны и понятны. Страна со времен Корейской войны 1950-1953 гг. находится в состоянии жесткого противостояния с Южной Кореей и поддерживающими ее государствами, живет в условиях недружественного внешнего окружения, испытывает серьезные экономические трудности. Основатель КНДР Ким Ир Сен, его наследник Ким Чен Ир и правящая трудовая партия Кореи твердо стояли и стоят на позициях политики опоры на собственные силы (идеи «Чуч-Хэ» - «сделай сам»), убедили в ее непогрещимости население своей страны (более 23 млн. чел.) и, похоже, чувствуют себя свободными от всяких обязательств перед остальным миром (разве что кроме Китая, России и некоторых других симпатичных им стран). Своей стратегической задачей лидеры КНДР считают объединение Кореи (наверное, на базе своих идеологических установок) и превращение ее в одного их военно-политических лидеров АТР. Путем достижения этой цели избраны обладание многочисленными и подготовленными вооруженными силами (на сегодня это более 1,1 млн. чел.), собственной развитой военной промышленностью, современными средствами вооруженной борьбы, включая ракетно-ядерное оружие (9 октября 2006 г. КНДР произвела первый испытательный ядерный взрыв). В такой ситуации любые действия со стороны КНДР воспринимаются ее оппонентами с предубеждением и опаской.
Показательными в этом отношении стали события марта-июля 2009 г. В марте власти КНДР объявили о подготовке запуска первого в своей истории искусственного спутника Земли якобы с установленной на нем аппаратурой спутниковой связи. 5 апреля КНДР вопреки воле Совета безопасности ООН, принявшего соответствующую резолюцию, произвела пуск ракеты, которая, по замыслу Пхеньяна, должна была вывести на околоземную орбиту первый северокорейский искусственный спутник. Запуск трехступенчатой баллистической ракеты "Ынха-2" ("Млечный путь") с искусственным спутником связи "Кванменсон-2" ("Яркая звезда") оказался неудачным. Согласно данным, полученным со спутника системы ПРО американских ВВС, ракета пролетела в сторону Гавайских островов 3846 км и упала в Тихий океан. Сообщалось, что третья ступень ракеты не смогла отделиться, спутник связи не был выведен на заданную орбиту, и мир не услышал из космоса мелодий "Песня о полководце Ким Ир Сене" и "Песня о полководце Ким Чен Ире", которые должны были транслироваться передатчиком «Яркой звезды». 25 мая 2009 г. КНДР демонстративно осуществила новый подземный ядерный взрыв. А в течение 2 - 4 июля северокорейские военные провели в общей сложности 11 пусков различных ракет на дальность 400-500 км по полигону в Японском море. Эти действия привели к серьезной дестабилизации отношений КНДР с Южной Кореей, Японией, США и некоторыми другими странами, усмотревшими в северокорейских действиях угрозу своей безопасности. Это крайне обострило большинство спорных проблем отношений Пхеньяна с внешним миром, вызвало обмен угрожающими заявлениями и во многом разрушило те скромные достижения переговорного процесса, который в последние годы велся между КНДР и международным сообществом по вопросам ядерного нераспространения, ракетных технологий и мирного урегулирования на Корейском полуострове.
Игнорирование руководством КНДР негативного отношения мирового сообщества к корейской ракетной программе и принятие Совбезом ООН резолюции, осуждающей действия Пхеньяна, привели к возобновлению противостояния Северной Кореи с Западом и международными организациями по вопросу ядерной программы КНДР. В Пхеньяне отказались от продолжения переговоров в рамках ООН по вопросам свертывания северокорейской ядерной программы, выдворили со своей территории международных инспекторов МАГАТЭ, сняли пломбы и камеры наблюдения с ядерных объектов в Енбене и якобы возобновили производство оружейного плутония. КНДР использовала новый виток спора с международным сообществом для того, чтобы жестко отреагировать на давление из-за рубежа и угрозы применения санкций и сделать ряд угрожающих заявлений. Всю страсть своей пропаганды КНДР направляет против Южной Кореи. «Южная Корея не должна забывать, что Сеул находится лишь в 50 километрах от военно-демаркационной линии», - подчеркивается в заявлении официального представителя Корейской Народной Армии (КНА.) Комментируя это заявление, американский генерал Уолтер Шарп, командующий вооруженными силами США в Южной Корее, признал, что КНДР располагает самой большой в мире артиллерийской мощью и способна «устроить Сеулу дождь из снарядов». В результате отношения между Севером и Югом опустились до такой отметки, что даже малейшая неосторожность может выплеснуться в острейший конфликт. В этой ситуации Пхеньян продолжает нагнетать обстановку заявлениями о неизбежности ядерной войны на Корейском полуострове. Начало ядерной войны на Корейском полуострове является лишь делом времени, цитируют южнокорейские СМИ заявление, распространенное северокорейским Центральным телеграфным агентством Кореи (ЦТАК).
Пхеньян заявил о намерении наращивать силы ядерного сдерживания. «Мы продолжим их укреплять в оборонительных целях, поскольку они являются гарантом сохранения высоких ценностей нашего государства, его независимости и права на существование», - написала в этой связи центральная газета народной республики «Нодон синмун». В свою очередь генеральный штаб Корейской народной армии (КНА) объявил, что вооруженные силы страны «находятся в полной боевой готовности, чтобы отразить посягательства на суверенитет республики в любой момент». По оценкам специалистов, громкие заявления Пхеньяна выглядит очередным блефом. Ведь ядерные переговоры и без того топчутся на месте с конца 2008 года из-за разногласий между КНДР и США по поводу проверки северокорейских ядерных программ. Установки по производству плутония были остановлены в обмен на гуманитарную помощь, а у экономически ослабленной КНДР вряд ли есть силы и средства на быстрое восстановление их работы. Вместе с тем этот шаг Северной Кореи нанес чувствительный удар по провозглашенным новой администрацией США планам создания мира без ядерного оружия. Пхеньян напомнил Вашингтону, что из замкнутого круга взаимного недоверия нет простого выхода. КНДР вооружается в надежде привлечь к себе внимание и заодно обезопасить себя от повторения на корейской земле американской операции в Ираке. Ядерная бомба дает Северной Корее такую гарантию, но это не сулит ей ни экономического процветания, ни вожделенного дипломатического признания со стороны США. Вашингтон опасается вознаграждать Пхеньян за дерзкую и самоуверенную политику, ведь прецедент возвышения до мирового статуса маленькой, изолированной и бедной страны, заполучившей ядерную бомбу, может оказаться заразительным. С другой стороны, КНДР готова идти на обострение спора и отвечать на иностранное давление встречными резкими шагами. В целом проблема Корейского полуострова, в основе которой лежит, прежде всего, его денуклеаризация, на сегодня одна из самых серьезных в международных отношениях. Особенно учитывая то, что в последнее время она приобрела ярко выраженную тенденцию к обострению. Причин тому много, однако, с точки зрения Пхеньяна, нынешний кризис породил Совет Безопасности ООН, который, «пойдя на поводу грабительской политики США», осудил КНДР за запуск ракеты и в будущем намерен рассмотреть вопрос об ужесточении санкций в отношении Северной Кореи. «Пока идет этап взвинчивания цены, за которую Северная Корея продает свою ядерную программу, и этот этап еще не закончен. Если у Пхеньяна есть техническая возможность провести ядерное испытание - оно скоро будет, - считает член-корреспондент РАН Василий Михеев. - Когда Пхеньян действительно напугает всех, включая администрацию США, и та начнет давить и уговаривать вернуться к переговорам, тогда Северная Корея потребует новой платы, сначала - за сам факт возвращения».
Заключительная часть – 10 мин. Организационно-методические указания Действия руководителя: 1. Напоминает тему и цели занятия. 2. Объявляет итоговые оценки, полученные студентами на занятии, отмечает лучших и худших. 3. Делает заключение о достижении целей занятия. 4. Объявляет задание на самоподготовку: Изучить учебник «Политические системы современных государств» стр.14-25
Действия студентов: 1. Слушают руководителя и уясняют результаты занятия. 2. Записывают задание на самоподготовку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|