Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос № 3. Зарождение информационного противоборства в древние времена и в средневековье – 30 мин.




Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1. Объявляет учебный вопрос и порядок его отработки.

2. Излагает материал учебного вопроса, используя презентацию по данной теме, при этом контролирует работу студентов по ведению конспектов.

3. После изложения учебного вопроса отвечает на вопросы студентов, проводит контрольный опрос по материалу учебного вопроса, оценивает ответы студентов.

 

Действия студентов:

1. Слушают руководителя занятия и ведут конспекты.

2. При необходимости, после окончания изложения материала учебного вопроса, задают руководителю вопросы.

3. Отвечают на контрольные вопросы по материалу учебного вопроса.

 

На всех этапах исторического развития человеческой цивилизации информация была как важнейшим объектом, так и средством борьбы между людьми, народами, государствами, военно-политическими блоками и союзами отдельно эти факты осуществления информационного воздействия на широкую аудиторию можно обнаружить на протяжении всей истории общества. Понятно, что в разные периоды интенсивность применения тех или иных способов воздействия, совершенство его организации, сильно отличались. Поэтому с целью исследования этой деятельности с точки зрения ее исторического развития, выявление основных факторов, которые так или иначе влияли на это развитие, а также для облегчения изложения материала, предлагаем условно разделить историю информационного противоборства на три основные периоды.

Первый период информационного противоборства охватывает античные времена, эпоху Средневековья и часть Нового времени до XVIII в числе. Определить более конкретно точку отсчета в этой периодизации, на наш взгляд, достаточно проблематично ввиду трудности научного обоснования, хотя такие попытки осуществлялись.

Американский исследователь П Лайнбарджер в работе "Психологическая война" зарождения последней относит к библейских времен Название труда немецкого исследователя А Штурмингера говорит само за себя - "3000 рокков пропаганды "Не отвергая возможности существования в далекие времена подобной деятельности, все же заметим, что документальных источников по этому поводу есть мало Наверное, такая деятельность носила спонтанный, спорадический характер и сводилась к распространению в массах выгодных правящей верхушке слухов или среди войска или населения вражеской страны дезинформации относительно собственной военной мощности.

Так, в Древнем Китае несколько тысяч лет назад были систематизированы стратегии, применяемые в политике и военной деятельности. Такие стратегии в современной литературе получили название "казнь агемы "(от греческого зигаиедегпа, что означало военные хитрости). Каждая стратагема, выраженная в определенном лаконичном высказывании (" На востоке шуметь, на западе наступать", "Украсить сухие деревья. Искусственные мы цветами"), в действительности является схемой косвенного способа воздействия, неявного манипулирования чужим поведением. Применяя ее, можно было ввести противника в заблуждение, то есть дезинформировать отношении собственных планов и действий, и тем самым добиться преимущества над ним, достичь успеха с минимальными потерями.

Одним из древнейших исторических источников, где говорится о применении приемов информационного противоборства, можно считать "Трактат о военном искусстве" китайского полководца Суньцзы (VI века до н.э). В нем приводится описание и яркие примеры применения приемов и методов психологического воздействия, которые позволяли добиваться победы без сражений или с минимальными потерями. Важное место, в частности, отводиться дезинформации противника, психологической обработке собственных населения и войска с целью достижения единства в обществе накануне и во время войны, осуществления информационных диверсий для разлада военных союзов враждебного государства с другими государствами.

В своем трактате Суньцзы писал: "Война - это путь обмана. Поэтому, если ты можешь что-нибудь, показывай противнику, что не можешь, а если ты пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя ты близко от него, показывай, будто ты далеко; хоть ты и далеко от него, показывай, что ты близко. "Эта формулировка цели дезинформационных мероприятий и сегодня актуальна.

В этом трактате была сделана первая попытка обобщить основные направления деятельности по ослаблению морально-психологического потенциала врага. По мнению Суньцзы, основными способами воздействия на психику и поведение противника есть такие:

высмеивайте и дискредитирует все ценное и хорошо, что есть в стране вашего противника;

втягивайте выдающихся представителей вашего противника в преступные действия;

взрывайте их престиж и выставляйте в нужный момент на осуждение общественности;

используйте сотрудничество подлых и гнусных людей;

разжигайте ссоры и провоцируйте столкновения между гражданами вражеской страны;

подстрекают молодежь против старших;

мешайте всеми способами деятельности власти;

препятствуйте всеми способами оснащению, обеспечению и наведению порядка в войсках;

сковывайте волю противника бессмысленными песнями и музыкой, обесценивает все традиции и богов ваших врагов;

посылайте женщин свободного поведения (аморальных) для того, чтобы усилить дело разложения;

будьте щедры на обещания и подарки для покупки информации и подкупа сообщников, не скупитесь ни на деньги, ни на обещания, потому что они приносят высокие дивиденды

 

Различные формы и методы психологической войны применялись в античных государствах Средиземноморья. Данные получены на основе анализа многочисленных документов. Так, \"отец истории\" Геродот описывает эпизод греко-пер РСК войн, когда афиняне, пытаясь не допустить участия других греческих племен в битвах на стороне персов, распространяли надписи, викарбовуючы их на камнях в местах, где представители этих племен брали воду. Такие надписи призвали всех греков-ионийцев отказаться от участия в кампании под руководством Ксеркса, поскольку в таком случае они станут участниками братоубийственной войны, воюя против родственных греческих племен. Если же избежать участия в походе вместе с персами им все же не удастся, то предлагалось всячески уклоняться от активного участия в бою Интересно, что сам Геродот писал о двойной эффект упомянутого \"пропагандистского\" мероприятия: в конце концов или ионийцы предадут Ксеркса и перейдут к эллинам, или, если этого не произойдет, Ксеркс, узнав о наличии подобных призывов, поставит п ид сомнение верность ионийцев деле укрощения строптивых эллинских городов, а следовательно не полагаться на них в решающих схватках, чем значительно уменьшит мощь собственного войска.

На период греко-персидских войн приходится и упоминание о попытках использования театра в целях политической пропаганды, а также противодействия этому со стороны политических оппонентов.

На политико-пропагандистское обеспечение деятельности той или иной политической группы в значительной мере было ориентировано художественную литературу и ораторское искусство древней Эллады Драматические произведения Софокла, Фемистокла (кстати, именно последнему приписывают авторство приведенных выше призывов к ионийцев) содействовали процессу етноконсолидации между греческими полисами перед общей угрозой порабощения персидскими полчищами, надвигались с востока С \"восточным вопросом * 'связано и привлечение к арсеналу пропаганды и психологической войны ораторского искусства Целью известных публичных речей Демосфена, так называемая филиппик, было разоблачение перед греческим миром угрозы тиранического господства, обусловленной амбициями Македонской династии. Представитель противоположного лагеря, афинянин Сократ, шлифовал свой талант речей эта, агитируя раз за Филиппа Эти два имени стали своеобразными символами основанной в Греции науки риторики Разработка теоретических положений риторики имело огромное значение для развития теории пропаганды.

Новый этап развития практики пропаганды наблюдаем в античном Риме. Распространяются такие жанры, как написание тенденциозных биографий с целью прославления определенных аристократических родов, мемуарный и эпистоллярной жанры, становятся популярными различные легендарные версии (часто ничем не обоснованные) из истории Рима и происхождение римского народа Во времена империи характерным моментом римской пропаганды, во поднятой в ранг государственной политики, стало освящение и обожание лица императора.

Наряду со стратегической линией церковной пропаганды, изображавшей агрессивные войны как войны священные, в ходе крестовых походов отрабатывались приемы, которые впоследствии стали типичными для психологической ресниц. К ним можно отнести дискредитацию противника путем распространения версии о его зверствах разжигание противоречий между государствами Востока, отлучение от религиозной общины и проклятие, запрет захоронения на общественном кладбище и т.п.

Враждующие стороны в устной и письменной формах распространяли различные призывы, отзывы, обращения, послания высших церковных иерархов, религиозных авторитетов, \"божьих людей\", в которых обвиняли од на одну во всех возможных грехах, одновременно подчеркивая святость и правоту своей дела.

В таком контексте весомых результатов достигли иезуиты, которые не только осуществляли систематизированный моральное давление на своих противников, но и начали использование листовок, лозунгов и организовали и профессиональную подготовку членов ордена, которым поручалась дискредитация противника в военное и мирное время. В XIV-XVII вв в орден иезуитов, который контролировал политику почти всех правительств Европы и насчитывал до 300 тысяч активных членов (все население Европы того времени не превышало 25 млн человек), существовала структура \"Рад за чистоту религии и борьбе с еретизмометизмом".

Не менее активно использовали религиозный аспект мусульманские завоеватели, которые держали своих подданных в состоянии перманентной \"священной войны\" (джихад, газават), в ходе которой догмы непримиримости к иноверию уживались с тактическими хитростями. Тем, кого стремились обратить на мусульманство, обещали различные привилегии, включая освобождение от налогов или рабства.

Наблюдаем также новый этап в развитии военно-сакральной атрибутики. Особое значение и распространенного потребления приобретают такие символично ритуальные предметы, как знамена, награды (ордена, медали), с священное оружие, упорядочивается геральдическая система.

Особую популярность имела специфическая военная организация - рыцарство, которое отождествлялось с воинством Христовым Образы и символы благородного воинства, сложившиеся в Средневековье, оказались настолько устойчивыми, успешно эксплуатировались и в XX в.

До XIII в относится один из первых исторических примеров масштабного применения дезинформации в военных целях. Связан этот пример с вторжением монголов в Венгрию в 1241 г. Разбив венгров и их союзников на реке Шайо, монголы среди захваченных трофеев нашли королевскую печать. По приказу Батыя грамотные пленные от имени короля Белы написали на венгерском языке указ о прекращении опор, копии которого, скрепленные королевской печатью, были разосланы в разные концы еще не завоеванной стран.

К концу феодального периода войн возрастала роль материалов информационно-психологического воздействия (ИПВ) и важность обеспечения условий для их широкого распространения. На I период приходятся два знаковых по Одии, которые, безусловно, повлияли на прогресс в области информационных войн. В середине XV в. житель немецкого города Майнц Гутенберг изобрел печатный станок, кардинально изменило возможности Распространения информации, поскольку скорость тиражирования с помощью нового технического устройства несравненно превышала скорость переписывания.


Заключительная часть – 10 мин.

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1. Напоминает тему и цели занятия.

2. Объявляет итоговые оценки, полученные студентами на занятии, отмечает лучших и худших.

3. Делает заключение о достижении целей занятия.

4. Объявляет задание на самоподготовку:

Изучить учебник «Эдвард Бернейс Пропаганда» стр.16-18

 

Действия студентов:

1. Слушают руководителя и уясняют результаты занятия.

2. Записывают задание на самоподготовку.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...