Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Героизация солдат своей армии




В годы Первой Мировой обеими сторонами конфликта использовался "белый пиар" - героизации солдат своей армии. Ярким примером данного явления является прославления подвига казака Кузьмы Крючкова, уничтожившего в бою 11солдат противника. Кузьма стал первым кавалером Георгиевского креста во время Первой Мировой войны. И началось… Фотографии, рисунки, лубки, календари, плакаты, конфеты «Козьма Крючков», папиросы «Козьма Крючков»… Везде казак - удалец скакал на лихом коне, нанизав на пику, как мясо на шампур, десяток маленьких гаденьких германцев. Глянешь – и ясно: наши непобедимы, а враги – ничтожества. А вот как показан подвиг солдата Давида Выжимка. Герой разыскал на поле боя и вынес своего офицера.

Интересно использование фактов поражений и потерь в свою пользу. Так, российская пропаганда тиражирует многочисленные статьи об оказании геройского сопротивления германо-австрийским войскам. Вот открытка о героическом сопротивлении русских в битве на реке Бзуре, хотя там русские потеряли 200тыс., а немцы 100 тыс. А тем временем на немецких плакатах бравый германский солдат гонял штыком трусоватых бородатых русских, французов и англичан. У австрийцев железный кулак бил по голове мартышкоподобных бандитов - сербов. На японских открытках они громят немцев в Сибири и высаживаются во Владивостоке. Тогда не было Интернета, телевидения, и карикатуры стали одним из главных видов оружия в информационной войне. Сведения о подвигах на фронтах укрепляли дух армии и народа в целом. Имея на кого равняться, каждый солдат начинал вести себя храбрее и самоотверженнее.

Образ врага

Все пропагандисты образ врага выставляли на посмешище. Немецкая и австрийская пропаганды все время пытались представлять противника как недочеловека, в смешном виде. Но это не всегда работало. При первой же встрече в бою солдаты обнаруживали, что противник не такой идиот, как его рисовала пропаганда, и «шапками закидать» его не получалось. Наряду с Германией и Австрией, выставить врага на посмешище стремились и пропагандисты других стран-участниц войны. Англичане и французы, американцы и русские всячески старались показать своим солдатам врагов глупцами, бояться которых не стоит. С этой целью массово производились плакаты - карикатуры.

Пропаганда, основанная на религиозных убеждениях

В Первую мировую войну в пропаганде использовалась в прямом смысле «вера», то есть религия. Религиозный язык проникал во все сферы пропаганды. На знаменитом английском плакате «Britons wants you!» не забыли приписать «God Save the King». Российская пропаганда была, пожалуй, наиболее религиозной из всех, ибо поводом для вступления в войну послужила агрессия против братского православного народа. Русского солдата призывали на битву «За Бога и Царя!». Османская империя распространяла призывы к священной войне против неверных среди мусульман Казахстана и Средней Азии, которые были частью России. Война отравляла воздух сатанизмом. Враг был Дьяволом во плоти, HisSatanic Majesty. Культ сатанизма и близость дьявола становились

неисчерпаемым источником ненависти, этого эмоционального топлива войны.

Кайзер был не кем иным, как «Бешеным псом Европы» и даже Богом Войны. Британские ученые, как всегда, оказались на высоте, доказав, что, если определенным образом посчитать порядковые номера букв, составляющих слово Kaiser, то получится число зверя – 666. Немецкий кайзер идеально подходил на роль апокалиптического Зверя, дьявольская природа врага не подвергалась сомнению. Сатана должен быть низвержен под знаменами Господа.

Заключение

Первая Мировая война стала отправной точкой в истории массовых пропагандистских акций, породила множество видов пропаганды, побудила

государства использовать пропаганду часто и активно, уделять ее созданию

большое количество времени, сил и средств.

Пропаганда, в свою очередь, кардинально повлияла на ход Первой мировой и всех последующих конфликтов и политических эксцессов в целом. Роль пропаганды на исход Первой Мировой ярко показывают слова Ллойда Джорджа, обращенные к лорду Нортклиффу, шефу бюро британской пропаганды: «Я хотел бы заверить Вас в том, что я бесконечно благодарен Вам за те большие услуги, которые Вы за время Вашей службы оказали нашему общему делу. У меня есть много прямых доказательств успеха Вашей неоценимой работы, немало способствовавшей поражению противника».

 

Первая мировая война стала поворотным пунктом в развитии теории и практики пропаганды. В самом начале войны правительства воюющих стран, за исключением Германии и России, пришли к выводу о необходимости создания специальных органов для оказания информационно-психологического воздействия на войска и население противника, а также для воздействия на общественное мнение в нейтральных странах и внутри своих стран.

В 1914 году при министерстве иностранных дел Великобритании было создано бюро военной пропаганды, позднее управление военной информации, которое в дальнейшем было преобразовано в министерство информации. Министерство осуществляло пропаганду среди военнослужащих и населения зарубежных стран. В августе 1915 года при 2-м отделе генерального штаба министерства обороны Франции был создан отдел службы военной пропаганды, задачей которого являлось воздействие на противника с помощью листовок. В каждой французской армии имелся самолет для распространения печатных материалов. В 1917 году в ведение информационного противоборства включились и США. Президент США Вильсон создал Комитет по общественной информации под председательством Джорджа Криля.

В деятельности этого Комитета и просматривается зарождение взаимосвязи информационного противоборства. Задача Комитета состояла именно в том, чтобы мобилизовать общественное мнение внутри страны на поддержку как участия Америки в войне.

Комитет делился на секции новостей, иноязычных газет и других печатных материалов, кинофильмов, военных выставок, ярмарочных экспозиций, отношений с промышленниками, рекламы и карикатуры. Все это умело использовалось для сплочения нации и информационно-пропагандистской работы против врага.

А при разведотделе штаба экспедиционных войск США в Европе была создана так называемая психологическая секция. Россия, Италия и другие страны в той или иной мере пытались оказывать информационно-психологического воздействие на войска и население противника, но влияние этого воздействия значительно уступало английскому и французскому. В Германии до августа 1918 года было запрещено заниматься изданием и распространением листовок, поскольку это, по мнению руководства страны, противоречило правилам ведения войны.

Когда же запрет был снят и Германия приступила к массовому изданию листовок на американские, английские и французские войска, то время было упущено и добиться сколько-нибудь ощутимых результатов до конца войны ей так и не удалось. В годы первой мировой войн информационно-психологического воздействие в основном оказывалось путем ведения печатной пропаганды.

В тоже время также и Германия достаточно эффективно занималась разложением тыла противника. Так, при поддержке Германии, в 1916 году вспыхнуло огромное восстание против английских оккупантов в Ирландии. Но главную роль по свержению самодержавия в России сыграла британская разведка МИ-6, которая активно использовавшая в своих целях имевшуюся агентуру в германской разведке.

Кто же такой Александр Парвус? Парвус, он же Израиль Лазаревич Гельфанд, родился в 1867 году под Минском в еврейской семье. Затем стал социалистом, был учителем Л. Троцкого – главного и самого ценного агента британской разведки в российском революционном движении. Был знаком с Лениным с 1905 года. Именно Парвус и был самым секретным агентом МИ-6, который разработал программу подрывных информационно-пропагандистских операций против России и предложил ее профинансировать МИД Германии. Германский кайзер одобрил эту программу. На ее финансирование было выделено около 100 миллионов марок. Именно Парвус и обеспечил Владимиру Ильичу Ленину и его 35 соратникам, возвращение в Россию через воюющую Германию, без его участия такой вояж был бы невозможен.

Грандиозный британский план ведения информационной войны против России «не военными средствами» был реализован, да еще и с использованием потенциала Германии. Германия также затем стала жертвой информационно-психологических операций противника по разложению ее тыла. Страны Антанты активно поддерживали социалистов, которые хотели свергнуть власть кайзера, финансировали их деятельность. Под информационным давлением в Германии, как и в России, вспыхнула революция и в итоге немцы проиграли 1 мировую войну.

Всего за годы войны над немецкими позициями и в тылу французы распространили 29 млн. экземпляров листовок, т. е. примерно по 750 тыс. в месяц, англичане же распространяли до 1 млн. экземпляров листовок в сутки. К августу 1918 года обработка союзниками немецких военнослужащих достигла такой интенсивности, что на участке фронта в 150 км ежедневно сбрасывалось по 100 тыс. листовок.

После окончания войны немецкие военачальники неоднократно заявляли, что Германия потерпела поражение не на поле боя, что «ее армия никогда не была разбита», а исход был предрешен тем, что рухнул тыл, поскольку «чужеродные и радикальные элементы стали легко добычей иностранной пропаганды». Сразу после окончания первой мировой войны в западных странах проявили повышенный интерес к ее политическому опыту. Были написаны десятки исследований, созданы специальные кафедры во многих университетах, которые приступили к подготовке квалифицированных специалистов.

После войны были написаны десятки исследований, созданы специальные кафедры во многих университетах, которые в широких масштабах приступили к подготовке квалифицированных специалистов по теории и практике пропаганды на войска и население противника.

Наиболее четко изложены взгляды на важную роль пропаганды в войне в книге американца Гарольда Лассуэлла «Техника пропаганды в мировой войне», изданной в 1927 году (в 1929 году она была напечатана в СССР).

В связи с тем, что подходы Г. Лассуэлла не потеряли актуальности и сегодня, автор считает необходимым изложить их достаточно полно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...