Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос № 1. Применение специальной пропаганды в ходе Первой мировой войны – 40 мин.




Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1. Объявляет учебный вопрос и порядок его отработки.

2. Излагает материал учебного вопроса, используя презентацию по данной теме, при этом контролирует работу студентов по ведению конспектов.

3. После изложения учебного вопроса отвечает на вопросы студентов, проводит контрольный опрос по материалу учебного вопроса, оценивает ответы студентов.

Действия студентов:

1. Слушают руководителя занятия и ведут конспекты.

2. При необходимости, после окончания изложения материала учебного вопроса, задают руководителю вопросы.

3. Отвечают на контрольные вопросы по материалу учебного вопроса.

 

Первая Мировая война была, воистину, общемировым событием, стала решающим в геополитической ситуации в мире в первой половине 20 века. Данная война была первой «современной войной», в которой рукопашные схватки и осады городов начали уступать место артподготовкам и танковым боям.

В Первой Мировой впервые были использованы новые виды боя:

авиационный, танковый, газовая атака. Наряду с победами и поражениями, успехами и неудачами обеих сторон на фронтах, большое влияние на боевой

дух солдат и настроения мирного населения имела пропаганда, которой пользовались и в Антанте, и в Тройственном (позже—Четверном) союзе. О пропаганде и ее значении в войне говорится в данном вопросе.

В самом начале войны правительства воюющих стран, кроме Германии, пришли к выводу о необходимости создания специального аппарата для ведения пропаганды среди войск и населения противника и воздействия на общественное мнение в нейтральных странах. С этого времени подобные органы начали появляться во всех армиях ведущих стран мира. В Германии они появились после 1918 г.

В годы Первой мировой войны, холлы радио не стало средством массового связи, а громкоговорящие установки были очень примитивны и по своей эффективности лишь немного отличались от рупоров, пропагандистское и психологическое воздействия осуществлялись преимущественно с помощью печатной продукции, ее основными видами были: листовки, газеты, брошюры, письма пленных, плакаты, фальшивые продовольственные карточки и др.

Наибольшее распространение в годы Первой мировой войны получили открытки. Первыми из известных среди них были письма немецких военнопленных (которые находились в английских лагерях) своим родственникам. Благодаря изобретению в Англии офсетной печати копии писем военнопленных готовились очень тщательно, даже цвет чернил в них соответствовал оригиналу. Зачастую немецкие солдаты принимали эти листовки за оригиналы писем и поэтому пересылали по почте родственникам пленного. К письмам не вносилось никаких изменений или приписок. Пропагандистский смысл заключался в соответствующем выборе писем. Предпочтение отдавалось, во-первых, тем, в которых речь велась о хорошем отношении к пленным.

Особой популярностью у солдат пользовались иллюстрированные открытки. В некоторых из них использовалась острая классовая аргументация. Ответственность за развязывание и ведение войны возлагалась на германского кайзера, прусское юнкерство, военную бюрократию. Пленным давали читать такую литературу, которую Германия не допускала в ряды своих солдат и рабочих под страхом каторги. Здесь были и письма К. Либкнехта, и социалистические газеты из Германии и т. др. Делалось это для того, чтобы через письма пленных повлиять на моральный дух населения Германии.

С ростом и укреплением доверия к английской пропаганды стало возможным с помощью открыток постепенно уменьшить ненависть со стороны солдат противника. Это привело к тому, что немецкие солдаты на участках англо-германского фронта уже не бились до последнего, а сдавались значительно раньше, чем, например, французам.

Наиболее злободневной в пропагандистском обращении американцев по отношению к немцам была продовольственная тема. Одно лишь перечисление названий пищевых продуктов суточного рациона военнопленных имело большую притягательную силу, которая действовала на армию голодных солдат, которые знают, что на их родине также голодают. Так, в листовке американских экспедиционных войск, выполненной в форме немецкой полевой почтовой открытки, Говорилось: " Подними эту открытку, напиши на ней адрес своей семьи. Если ты попадешь в плен к американцам, то передай эту открытку первому офицеру, который проводит допрос. Он обязан отправить ее твоим родным". Далее шел текст: "Я нахожусь в плену, легко (тяжело) ранен (не ранен). Не беспокойтесь обо мне. Нас хорошо кормят: дают говядину, белый хлеб, картофель, бобы и горох, сливки, кофе, молоко, масло, табак и т. п. (ненужное зачеркнуть)".

Вместе с листовками с сентября 1918г. англичане начали издание маскировочных окопных газет. Рядом с заголовком в газетах помещался портрет кайзера, а также указывалась цена - 10 фенингов. Газеты были прекрасным материалом для воздействия на немецких солдат, которые, чтобы хоть как-то скоротать время, читали абсолютно все, что попадалось им под руку. Газеты выходили тиражом 250-500 тыс. экземпляров еженедельно.

Листовки издавались немалыми тиражами. Так, в октябре 1918 г. только в Англии было выдано 5 млн 360 тыс. открыток. В начале пропагандистские материалы распространяли специально выделенной авиаэскадрилией. В 1918 г. в Англии был изобретен и испытан агитационный снаряд.

С самого начала войны англичане захватили инициативу в ведении пропаганды на противника и удерживали ее до конца. Было сделано много ошибок, не во всем сопровождал успех, но они многому научились, в результате чего английская пропаганда почти всегда достигла поставленных целей. Генерал Людендорф так оценил эффективность английской пропаганды на немцев: "Мы были так искусно и в таком объеме подвергнуты вражеской пропаганде, что вскоре многие кто был не в состоянии различать, что является пропагандой противника, а что - его собственным восприятием... Мы не дрались больше до последней капли крови. Много немцев не хотели больше умирать за Отечество".

Первой, по мнению британских специалистов, условием эффективности пропаганды на противника было то, что она рассматривалась как государственное дело. Практически это выражалось в том, что министерство информации было частью государственного аппарата и находилось в связи с премьером, министерством иностранных дел и военным ведомством.

Во-вторых, в Англии прекрасно понимали, что успех пропаганды в большой степени зависит от ЕЕ массового применения; англичане не жалели денег на пропаганду, памятуя, что затраты окупятся сторицей.

в-третьих, министерству информации удалось так строить и проводить пропаганду, что для ее объектов оставалась скрытой основная цель - привлечь противника на свою сторону. Лучшая пропаганда та, при которой объект воздействия не чувствует, что на него влияют.

В 1922 г. в 12-м томе Британской энциклопедии были изложены принципы английской пропаганды. Основные из них сводились к следующему: "Правда имеет цену только тогда, когда она действенна. Полная правда вообще излишня и почти всегда способна привести к ошибкам. Использовать правду можно лишь частично. Подозрительность, которую вызывает всякая явная пропаганда, уменьшает ее эффективность. Из этого следует сделать вывод, что большая часть работы должна вестись незаметно".

Тактические принципы пропаганды были сформулированы таким образом:

- должны быть распространены такие способы внушения, которые могут вызвать специфический интерес среди отдельных групп населения;

- должны быть выбраны такие способы внушения, которые могут аннулировать нежелательные идеи, вызванные в населения возможными для умолчания событиями;

- необходимо использовать такие способы внушения, которые имеют шансы не вызвать опровержения до тех пор, пока не будет достигнута цель пропаганды. Из этого следует, что нужно избегать противоречий самому себе в одних и тех же контекстах, направляемых на одну и ту же группу населения.

Согласно этих принципов удачный выбор материала для пропаганды предполагает точное предвидение не только ближайших результатов его распространения, но также и противодействий, которые могут быть им вызваны.

Наиболее практичный метод для пропагандиста заключается в том, чтобы выработать в себе привычку мысленно отождествлять себя с теми, на кого он хочет повлиять, и исследовать все возможные подходы для того, чтобы завладеть их вниманием. Поэтому персонал для пропаганды должен быть набран из лиц, близко знающих те группы населения, с которыми им придется иметь дело.

За время Первой мировой войны произошло небывалое за такой короткий промежуток времени совершенствования как теории, так и техники пропаганды на войска и население противника. Пропагандистские органы воюющих государств освоили приемы ловкого подделку лжи под правдоподобие, начали основывать свою деятельность на достижениях психологии, привлекали к работе лучшие силы журналистов, лингвистов и графиков, получили в свое распоряжение большие материальные средства. От узкого круга тематики в начале войны (преимущественно дискредитация военно-политического руководства), от наивных, плохо выполненных с точки зрения полиграфии листовок пропагандистские органы воюющих государств уже на втором году войны перешли к использованию значительно более широкого круга тем, умело разжигали противоречия в лагере противника, осуществляли психологическое воздействие на его войска, распространяли упаднические настроения среди гражданского населения.

Разрозненные сначала пропагандистские органы стран Антанты к концу войны начали координировать свои планы, наращивать усилия на главных направлениях: на пропаганде безнадежности военно-политического положения Германии и Австро-Венгрии, убеждении населения и армий этих стран в непоколебимой мощи государств Антанты и, наконец, на пропаганде плена.

Понимание важности решения пропагандистских задач и стремление согласовывать усилия привели к созыву в августе 1918. в Лондоне конференции по пропаганде. По своей сути она была первым международным форумом в области формирования теории пропаганды на войска и население противника. Эта конференция подвела итоги деятельности пропагандистских органов, обобщила накопленный опыт и выработала рекомендации по ведению согласованной между союзниками пропаганды на Германию и Австро-Венгрию. К концу войны пропаганда стран Антанты подчинялась единому верховному командованию. Был создан специальный штаб по организации воздействия на войска и население противника, в котором действовали различные национальные секции.

Сразу же после окончания Первой мировой войны руководители армий ведущих мировых держав проявили повышенный интерес к ее политическому опыту. Его изучение и обобщение велось не только ради интереса, оно осуществлялось прежде всего для того, чтобы пропагандистские аппараты армий могли полностью учесть просчеты и ошибки, допущенные ими самими, а также их противниками. П. Уорбертон писал: "Сегодня основной задачей в войне является не уничтожение вооруженных сил противника, как это было раньше, а подавление морального состояния населения вражеской страны в целом до такого уровня, чтобы оно заставило свое правительство пойти на заключение мирного договора. Вооруженное столкновение армий - это лишь один из способов достижения этой цели ".

Такое мнение разделяли многие западных социологов и военных, хотя практически для воплощения ее в жизнь было сделано очень мало, поскольку вплоть до самого начала войны с гитлеровской Германией большинство политических руководителей ведущих государств мира была убеждена, что обобщение опыта предыдущей войны будет вполне достаточно для ведения успешной пропаганды в будущих противостояниях.

Таким образом, Первая мировая война дала исключительно мощный толчок для развития пропаганды как средства достижения военной цели, превратила ее в специальный вид оружия, что действительно помогает армии выполнять боевые задачи.

Во время Первой мировой войны пропаганда на войска и население противника со случайной оружия превратилась в один из ведущих военных инструментов. Этому объективному процессу способствовало появление полиграфических машин, которые обеспечивают размножение листовок миллионными тиражами, внедрения недорогих средств доставки печатной продукции до адресата, распространение грамотности среди большинства населения стран, участвовавших в войне.

В ходе войны впервые были созданы специальные органы и организации, занимающиеся вопросами ведения пропаганды на войска и население противника.

Основными темами для информационно-пропагандистских материалов стали: запугивание противника своей мощностью (часто мнимой); провозглашение справедливого характера войны со своей стороны и обвинение противника в ведении войны несправедливой, захватнической; обострение противоречий в лагере противника (в том числе национальных, расовых, имущественных, религиозных, правовых), раскол союзов; дискредитация политического и военного руководства противника; пропаганда плена.

К концу Первой мировой войны сложилась одна из основных форм ведения пропаганды на войска и население противника - печатная пропаганда с ее видами: листовка, газета, брошюра, плакат, листы военнопленных и тому подобное. Дальнейшее развитие получила устная пропаганда, в частности с использованием простых технических средств. В ограниченных масштабах впервые заявила о себе радопропаганда. Появился почти весь комплект технических средств распространения информационно-пропагандистских материалов: воздушные шары, авиабомбы, авиационные контейнеры, авиаснаряди, агтмини, агитгранаты.

В период Первой мировой войны были сформулированы отдельные теоретические положения, касающиеся принципов ведения пропаганды:

1. Первым весьма важным условием эффективности пропаганды на войска и население противника стало то, что она должна быть государственным делом и вестись государственными организациями. При этом в каждом конкретном случае ее применения должны быть поставлены ясные, реальные цели и задачи. В коалиционной войне необходима координация усилий в сфере пропаганды на войска и население противника, то есть пропаганда должна быть делом объединенного командования.

2. Успех пропаганды в большой степени зависит от ее массового применения. В связи с этим она должна использовать все имеющиеся в ее арсенале формы и методы, для ее обеспечения должны выделяться необходимые материальные и технические средства. Пропаганда должна вестись на понятном народу языке, в частности с использованием соответствующих диалектов.

3. Пропаганда должна осуществляться так, чтобы ее объект не подозревал, что этот информационно-пропагандистский документ специально предназначен для него. Лучшая пропаганда та, при которой объект воздействия не чувствует, что на него влияют.

4. Люди обычно охотно верят тому, чему им хочется верить. Пропаганда на войска и население противника всегда должна учитывать эти потребности и интересы и в соответствии с ним строить содержание своих информационно-пропагандистских материалов.

5. Контроль за прохождением информации, строгий надзор за публикацией различных вестей, цензура и запрет на информацию постоянно негативно влияют на массы, вызывают всеобщее возмущение. Пропаганда должна использовать это обстоятельство, потому что наполовину осведомленные лица всегда жаждут узнать все, а это - находка для пропагандиста.

6. Дискредитации не подлежат лица, которые имеют авторитет среди определенной группы населения или личного состава вооруженных сил. Особенно щепетильно следует подходить к ведению пропаганды, направленной на дискредитацию коронованных особ, руководителей партий и движений.

 

Во время Первой мировой войны была решена очень важная проблема информационно-психологического противоборства не только в целом, в рамках всей войны, что ведется, но и обеспечения решения задач конкретной боевой операции средствами пропаганды.

ПРИМЕР. 17 апреля 1917 года бельгийская газета L`Independance belge, издававшаяся в Лондоне, сообщила, что возле бельгийского города Кобленц, занятого немецкой армией, начала работать фабрика по переработке трупов. Поступавшие туда тела погибших немецких солдат перерабатывались на масло для смазки и корм для свиней. Сообщение сопровождалось свидетельствами варки трупов. L`Independance belge ссылалась на голландскую Leiden, в которой, однако, никакой информации на этот счет не публиковались. В тот же день английские Times и Daily Mirror перепечатали эту заметку, сопоставив ее с информацией репортера немецкого издания Lokal - Anzeiger о том, что поблизости с линией фронта ему довелось почувствовать не самый приятный запах. При переводе заметки на английский было сделано несколько ошибок, в результате которых лошадиные туши превратились в трупы, а клей в негашеную известь, применяемую для дезинфекции трупов. На следующий день разговоры об очередных зверствах немцев захлестнули всю Англию.

В английских листовках рассказывались страшные вещи – их тогда обсуждал весь мир. Немцев, например, обвиняли в геноциде католиков: детям,

которые отказались присягнуть, рубят руку, насилуют монашек, монахов вешают на колоколах (Папа Римский пригрозил протестом, немцы спешно выпустили в опровержение целую книгу). Настоящий шок вызвало сообщение (со ссылкой на некую бельгийскую газету), что германцы распяли пленного канадского офицера (в Канаде один из памятников героям Первой мировой так и сделан в виде распятого воина). Когда после окончания Первой мировой эти рассказы начали проверять – ничего не подтвердилось. Насчёт слуха про завод английская разведка сама признала: наша идея. Война, знаете ли, шла. Всё, что вредит врагу, – во благо. Широко использовали британские пропагандитсты и реальные факты, опять же для демонизации врага. В 1915 году по обвинению в измене была казнена Эдит Кавелл. Британская медсестра, известна тем, что спасала жизни солдат всех воюющих стран без каких-либо различий, и помогла около 200 солдатам союзников бежать из оккупированной германскими войсками Бельгии. Пропаганда превратила этот случай в историю беспощадного убийства невинной хозяйки, приютившей беженцев, и он был массово растиражирован. По мере накопления материала публиковались целые отчеты о зверствах врагов, в частности знаменитый «Отчет Брайса», в котором были собраны более тысячи свидетельских показаний о зверствах немцев, включая изнасилования и массовые убийства детей. Отчет был переведен на 30 языков, а выдержки из него побывали на передовицах всех главных газет. Действительно, равных по использованию "черного пиара" британцам не было!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...