Характеристика основных функций управления.
Функции управления — это виды деятельности, с помощью которых, управляющая подсистема воздействует на объект управления: Планирование можно определить как начальную стадию всего процесса управления. Планирование — это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации и ее подразделений. Как правило, выделяют три вида планирования: 1Стратегическое, или перспективное, планирование, цель которого — комплексное обоснование проблем организации в процессе ее развития. 2. Среднесрочные планы, как правило, охватывают пятилетний период. В них отражаются количественные показатели по распределению ресурсов, сведения по производству и технологическим процессам, капиталовложениям и источникам финансирования, потребностям в трудовых ресурсах и т.п. 3. Текущее планирование охватывает детальные разработки годовых оперативных планов для организации в целом и ее отдельных подразделений. Организация как функция менеджмента включает главным образом управленческую, исполнительную и оперативную деятельность. Для того чтобы планы, цели и задачи выполнялись, в организации необходимо сформировать управляющую и управляемую подсистемы, установить рациональные связи между ними, определить направление информационных потоков, определить режим работы сотрудников, выработать принципы организации, подготовить и внедрить в систему должностные инструкции на основные категории сотрудников. Важной частью этого вида деятельности является разработка организационной структуры управления фирмы (предприятия). Организация как функция управления предполагает обеспечение совместной эффективной работы людей для достижения целей фирмы.
Координация — это функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации — достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними, характер которых может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов Мотивация — процесс, побуждающий человека к деятельности для достижения личных целей и (или) целей организации. Осуществление мотивации требует четкого представления о потребностях и вознаграждении. Мотивация работников должна осуществляться менеджером с учетом знаний потребностей своих подчиненных. Контроль — это проверка выполнения поставленных задач, исходящих из стратегических и тактических целей организации. Контроль выполнения заданий начинается с момента постановки цели и доведения задачи до исполнителя. Он предполагает сопоставление намеченных целей и достигнутых результатов, а также проведение необходимых корректировок, если намеченные результаты не достигнуты.
Планирование, как основная функция управления. Планирование – это начальная стадия всего процесса управления. Планирование — это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации и ее подразделений. Планирование дает возможность: 1. максимально использовать конкурентное преимущество; 2. предотвращать возможные управленческие ошибки; 3. отслеживать новые тенденции в развитии рынка; 4. уменьшить влияние слабых сторон в деятельности организации. Планирование позволяет: 1. своевременно принимать защитные меры против рисков; 2. определять перспективные цели и способы их достижения; 3. определяет ресурсное обеспечение (за счет чего достигаются цели). Основные факторы, влияющие на планирование: 1. увеличение размеров фирм и усложнение форм их деятельности; 2. подвижность внешней среды; 3. новый стиль руководства персоналом (предоставление большей самостоятельности работникам); 4. усиление центробежных сил организации – самостоятельность структурных подразделений и их менеджеров.
Процесс планирования предполагает определенные расходы. Минимальным результатом процесса планирования является недопущение грубых ошибок в хозяйственной деятельности, поэтому минимальными являются такие расходы, которые обеспечивают выживание фирмы, а дополнительные расходы идут на развитие фирмы. Принципы эффективного планирования: 1. принцип единства – планирование должно носить системный характер; 2. участия – важным фактором является привлечение работников к плановой деятельности; 3. непрерывности – процесс планирования должен осуществляться постоянно (из-за неопределенности внешней среды, из-за изменения внутренней ситуации); 4. гибкости – возможность плана менять направленность в связи с изменениями; 5. точности – любой план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только возможна в условиях просчитываемой неопределенности. Процесс планирования делится на 2 основные стадии: 1. разработка стратегии фирмы – это перспективное или стратегическое планирование; 2. определение тактики реализации выбранной стратегии – это оперативное или текущее планирование.
28. Характеристика процесса стратегического планирования. Планирование — это формирование образа будущего в сознании субъекта. Это обязательная предпосылка воплощения поставленных целей. Планирование является одной из важнейших функций управления. Стратегическое планирование является функцией высшего руководства. Стратегическое планирование – это предпринимаемые руководством действия и решения, которые ведут к разработке стратегий для достижения целей организации. Стратегическое планирование призвано решать следующие задачи: 1. распределение ресурсов предприятия (производственных, финансовых, трудовых); 2. адаптация к внешней среде; 3. внутренняя координация подразделений (обеспечение согласованности деятельности всех подразделений, направленность деятельности всех подразделений на достижение общей цели); 4. формирование стратегической организационной культуры фирмы (развитие стратегического мышления руководителей, стилей руководства).
Этапы процесса стратегического планирования: 1. формулировка мисси предприятия. Миссия – это предназначение фирмы, основная причина ее существования. Миссия характеризует основную цель предприятия. 2. определение целей. Цель выражает отдельные конкретные направления деятельности организации. 3. оценка и анализ внешней среды организации, т.е. факторов прямого и косвенного воздействия на организацию 4. управленческое обследование предприятия – оценка и анализ внутренней среды организации 5. анализ стратегических альтернатив. В практике существует более 2000 стратегий. Как правило, фирмы используют: 1. стратегию ограничения роста; 2. стратегию роста; 3. стратегию сокращения; 4. сочетание этих трех стратегий. 6. выбор стратегии. После анализа стратегий, руководство обращается к конкретной стратегии. Целью является выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. 7. реализация стратегии. Основными инструментами реализации стратегии являются: тактическое планирование, а также политика, процедуры и правила в организации. 8. оценка стратегии. Критерии оценки стратегии: 1. количественные критерии: рост объема продаж, рост чистой прибыли, рост курса акций, рост показателей эффективности; 2. качественные показатели: способность фирмы привлечь высококвалифицированные кадры, расширение объема услуг клиентам. Оценка стратегии происходит постоянно.
29. Типы стратегий, методика и процесс стратегического планирования 1. стратегия лидерства по затратам – это стремление к слиянию всех видов затрат. 2. стратегия диверсификации – это предложение рынку товаров, отличающихся от конкурирующих изделий. 3. стратегия фокусирования – концентрация усилий на нуждах узкого сегмента рынка (небольшого числа покупателей). Необходимо провести анализ, чтобы оценить положение, которое занимают товары данной фирмы на рынке и оценить вклад этих товаров в формирование дохода фирмы. Для его проведения используют матрицу Бостонской консалтинговой группы.
4. Стратегия роста на основе матрицы Ансоффа. Методика выбора стратегии основывается на анализе внешней и внутренней среды организации. После чего можно переходить к стратегического планированию. Этапы процесса стратегического планирования: 1. формулировка мисси предприятия. Миссия – это предназначение фирмы, основная причина ее существования. Миссия характеризует основную цель предприятия. 2. определение целей. Цель выражает отдельные конкретные направления деятельности организации. 3. оценка и анализ внешней среды организации, т.е. факторов прямого и косвенного воздействия на организацию 4. управленческое обследование предприятия – оценка и анализ внутренней среды организации 5. анализ стратегических альтернатив. В практике существует более 2000 стратегий. Как правило, фирмы используют: 1. стратегию ограничения роста; 2. стратегию роста; 3. стратегию сокращения; 4. сочетание этих трех стратегий. 6. выбор стратегии. После анализа стратегий, руководство обращается к конкретной стратегии. Целью является выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. 7. реализация стратегии. Основными инструментами реализации стратегии являются: тактическое планирование, а также политика, процедуры и правила в организации. 8. оценка стратегии. Критерии оценки стратегии: 1. количественные критерии: рост объема продаж, рост чистой прибыли, рост курса акций, рост показателей эффективности; 2. качественные показатели: способность фирмы привлечь высококвалифицированные кадры, расширение объема услуг клиентам. Оценка стратегии происходит постоянно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|