Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

объекты культуры в условиях современного рынка досуговых услуг.




Рассмотрим особенности развития сферы культурных услуг в соременных россиийских условиях. По мнению специалистов в сфере культуры, что производство культурных ценностей зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т. д.). В отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (как известно, сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т. п., тем выше их социальная значимость). Это как бы традиционные особенности услуг в сфере культуры, но сегодня появляются и новые, связанные с переходом сферы на рыночные условия, к ним можно отнести следующие.

1. Во-первых, услуги в сфере культуры адресованы не только непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать культурную деятельность. Сфера культуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров. Даже в шоу-бизнесе, на первый взгляд предельно коммерциализированном секторе сферы культуры, доходы от продажи билетов составляют обычно около 15 \% бюджета гастроли. Остальное – средства спонсоров. Да и сама гастроль чаще всего является лишь частью рекламной кампании нового диска или альбома.

2. Некоммерческая деятельность имеет более общий характер, она может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открыть производство сувениров, типографию, мастерские и т.п. Другими словами, некоммерческое учреждение культуры начинает создавать множество платных услуг, как дополнительных по отношению к основному «продукту», так и вспомогательных, стараясь как можно полнее удовлетворить разнообразные потребности посетителей.

3. Услуги в социально-культурной сфере создаются сегодня зачастую на основе принципа комплиментарности, т.е. дополнительности. На стыке нескольких сфер возможно создание и развитие новых услуг. Например, прекрасные возможности в развитии услуг дает соединение музея как традиционного социокультурного института со следующими направлениями: туризм, деятельность образовательных учреждений, досуговая сфера, торговля, информационные услуги, шоу-бизнес.

Остановимся кратко на проблемах развития музейного туризма как яркого примера интеграции некоммерческой и коммерческой сфер экономики и услугах, которые появляются на этой новой основе.

Следует понять, что музейный туризм – это не просто новый способ выживания музея в рыночных условиях, а это возможность по-новому выстроить внешние отношения музея с миром, выработать новую политику музея, открытого окружающему миру, разработать стратегию его развития как социокультурного института, создать новую музейную практику, а в ее рамках и новые услуги.

Для музея туризм означает прежде всего инициативность в создании как культурного продукта, так и системы музейных услуг, помогающих формированию и удовлетворению запросов реального и потенциального потребителя. Уже сегодня он выступает как мощный фактор модернизации, определяющий эволюцию части местных музеев в сторону музейно-образовательных и музейно-культурных центров, быстро осваивающих технологию гостеприимства. Музей в соединении с возможностями туризма не столько развивает свои традиционные цели и задачи, сколько трансформирует их в сторону усиления досуговой и коммуникативной функций. Туристы сегодня посещают музеи для того, чтобы просто отдохнуть, развлечься, получить заряд положительных эмоций.

В результате музей реализует свои социокультурные функции посредством выполнения социального заказа:

– служить местом общения;

– развлекать посетителей;

– обслуживать туристические и экскурсионные фирмы;

– обеспечивать вакансии для новых профессий: музейного педагога, маркетолога, специалиста по музейному сервису.

Музей сегодня помимо воспитательно-образовательной деятельности становится центром культурного досуга, он представляет сложный организм с разветвленной сетью современных служб, призванных предоставлять новые услуги населению и удовлетворять широкий спектр интеллектуальных и культурно-бытовых запросов общества. Другими словами, на рубеже столетий существенно меняется миссия российских музеев, ее содержание напрямую связано с общественными запросами.

На этом примере можно проследить и сформулировать важнейшие особенности развития современного рынка социокультурных услуг.

1. В последние десятилетия в мире наблюдается так называемый «бум социального маркетинга», который затронул и российский некоммерческий сектор. Специфика его такова, что довольно часто субъект платежеспособного спроса не совпадает с непосредственным потребителем, клиентом. Так, наиболее массовые потребители услуг в сфере культуры – это дети, подростки, ветераны. Кто же должен оплачивать оказываемые им услуги? Зачастую – не они сами. Что-то оплачивают родители, что-то поддерживается бюджетными средствами, что-то – заинтересованными в такой деятельности донорами, что-то – благотворительными фондами и т. д. Сегодня в сфере культуры сложилось фактически как минимум два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. В связи с этим огромное значение имеют технологии фандрайзинга, которые способствуют продвижению культурных ценностей

и услуг на рынок.

2. Рынки культуры – это не просто создание культурных условий и благ, это прежде всего производство и потребление «символов» и «ценностей», удовлетворяющих «высокие» нематериальные потребности. Эти рынки имеют символическую природу. Поэтому профессиональная деятельность на рынке «символов» – это работа не с товарами и услугами, а с социально-психологическими мотивами, желаниями, ценностями и предрассудками людей в ситуациях, когда потребление материальных вещей отражает нематериальные социальные потреб-ности: потребности общения, гедонистические потребности, потребности в достижении эмоциально-психологического комфорта.

3. Потребности посетителей организаций культуры считаются удов-летворенными только в том случае, когда складывается общее благоприятное впечатление. Только хорошо организованные совместные действия и контролируемые отношения между организациями-парт-нерами обеспечивают как удовлетворенность потребителей, так и экономическую стабильность. В последнее время стратегии социального партнерства в сфере культуры широко используются для установления постоянных отношений между организацией культуры и ее аудиторией. Например, музей и бизнес-сообщество, музей и местные органы власти, музей и образовательные учреждения. Для иллюстрации обратимся к опыту взаимоотношений музея и бизнеса в Германии. В 1994 году по инициативе влиятельной группы немецких корпораций, действующих под эгидой Федерации поддержки культуры индустрией Германии, было создано Общество культурного воздействия, представля-ющее собой союз бизнеса с неправительственными организациями (Совет искусств, Музыкальный совет, Музейная ассоциация, Театральная ассоциация и пр.). В России такое партнерство только начинает свое развитие.

4. В сфере культуры услуги потребителям оказываются посредством государственных (ведомственных), коммерческих и некоммерческих организаций. Последние наиболее перспективны, так как позволяют быстро продвигать проекты (особенно в сфере искусства) и доводить их до потребителя. Некоммерческие организации (в лице фондов, ассоциаций) выступают посредниками между творческими коллективами или авторами, музыкантами, талантливыми художниками и целевой аудиторией и создают необходимые условия: экономические, организационные, информационные для продвижения новинок в сфере культуры и искусства на рынок услуг. Они ищут и находят спонсоров, организуют досуговое мероприятие, делают рекламу, изучают потенциальный спрос на конкретный вид творчества и оказывают информационную помощь. Фактически они являются организаторами процесса распространения культурных ценностей, зачастую новых или находящихся на пике моды, делая их востребованными. Например, в Новосибирске Автономная некоммерческая организация «Культурная пропаганда» при поддержке Министерства культуры РФ и Министерства культуры и кино Республики Алтай продвигает проекты в области культуры под названием «Чемальские сезоны» – серию музыкальных, театральных и видеофестивалей. Замысел проектов связан с совмещением событий в области этнической культуры и современного искусства, популярных и авангардных тем современной культуры. В рамках этих проектов несколько лет подряд на Кузлинской поляне проходил фестиваль этнических культур «Живая вода», который пользовался большой популярностью. Проекты проводились в рамках программы «Развитие событийного туризма» в Горном Алтае, который совмещает «естественный» отдых (природа, традиционный туризм) с интеллектуальным отдыхом, участием в культурных проектах и акциях. Другая некоммерческая организация – фонд «Сибирская музыкальная волна» продвигает сегодня новые музыкальные течения в сибирском регионе, а в 2005 году успешно провел фестиваль электронной музыки в по-селке Чемал.

5. Одним из признаков эффективности современной некоммерческой организации в сфере социально-культурных услуг является принцип формирования активного отношения к внешней среде. Его смысл заключается в том, что используются преимущества так называемого «открытого окна для возможностей», когда к деятельности некоммерческих организаций привлекаются волонтеры, благотворительные организации, просто заинтересованные лица. Например, в музейной практике во всем мире все больше распространяется система «членства», основанная на участии и поддержке деятельности музеев и галерей физическими и юридическими лицами.

6. Как отмечают специалисты, в ХХI веке повысился темп обновления, усилилось стремление людей к новизне и разнообразию. Быстро меняются интересы и культурные запросы – отсюда тенденция к дроблению рынков и сокращению жизненного цикла товаров и услуг. В такой ситуации успешность деятельности организаций в сфере культуры определяется необходимостью корректировать предложение под быстро меняющийся спрос и удерживать интерес за счет интенсивной коммуникации. А коммуникация – это уже основа сервиса. Поэтому качество социально-культурного сервиса также является одним из показателей успешного функционирования некоммерческих организаций.

Другое направление в развитии социокультурных услуг – это сфера досуга. Современное постиндустриальное общество западные социологи называют «цивилизацией досуга», что предполагает опережающее развитие «непроизводственной сферы», где сосредоточивается огромный рыночный потенциал. При увеличении темпа общественных перемен культура перемещается с периферии в центр социальных интересов и общественного внимания.

В «цивилизации досуга» изменяется отношение к роли и функциям организаций культуры. «Просветительская» модель культуры сменяется так называемой «гедонистической» концепцией, согласно которой культура должна доставлять удовольствие, развлекать, успокаивать.

В современном мире люди испытывают постоянные стрессы, перегружены на работе, устают от бытовых проблем, поэтому организации культуры должны дать им возможность отдохнуть, отвлечься от проблем, а если обучаться, то «играючи». Общение с «прекрасным» или «познавательным» должно радовать людей, давать им позитивные эмоциональные переживания и новые впечатления. Главное в досуге – раскрепощение творческой энергии, никто не хочет быть в роли «пассивного просвещаемого».

Наличие старых и появление новых досуговых потребностей населения, повышение спроса на многочисленные виды досуговых занятий неизбежно требуют создания специальной отрасли досугового, рекреационного обслуживания, развития сферы досуговых услуг, индустрии отдыха и развлечений. Производитель досуговых услуг в процессе маркетингового исследования выявляет потребителя, изучает или формирует (с помощью рекламы) рынок спроса на те или иные формы детского, подросткового, молодежного или взрослого досуга.

Возникает необходимость в формировании и эксплуатации наиболее рентабельной досуговой системы (досугового предприятия, центра, досуговой технологии или программы). Эта система удовлетворяет спрос на досуговые услуги. Имея цель изъять у потребителя (клиента, заказчика) максимальное количество денег, владелец досугового центра действует по формуле «потребитель получил досуговую услугу, а моя фирма – соответствующую прибыль». Поэтому в сфере досуга стремятся к созданию высокотехнологических систем, позволяющих оказывать высококачественные и высокооплачиваемые услуги. В определенном смысле техноэкономическая концепция досуга, ставящая в центр внимания рентабельность оказываемых услуг, носит не столько гуманистический, сколько чисто коммерческий характер. Здесь конкретный человек (ребенок, подросток, взрослый) становится по существу клиентом, от которого получают доход, прибыль. Чтобы каким-то образом гуманизировать эту концепцию, государственным, общественным, коммерческим структурам надо позаботиться о расширении предлагаемых досуговых услуг, о сохранении определенного ассортимента дешевых услуг, доступных людям, обладающим крайне низкими доходами. Другим способом гуманизации досуговых услуг является повышение привлекательности самого процесса оказания услуги за счет качественного сервиса. Это еще одна особенность услуг в сфере СКС.

Все эти особенности современного российского рынка культурных услуг в огромной степени влияют на сервис в сфере культуры как способ удовлетворения постоянно изменяющихся духовных потребностей населения.

Вывод напрашивается следующий: для того чтобы любая организация, работающая в сфере культуры, могла оперативно реагировать на изменяющуюся среду и возрастающий уровень потребностей, все оказываемые услуги должны сопровождаться высоким качеством сервиса. В этой связи можно употреблять термин «сервисность», который характеризует качественный уровень деятельности по оказанию комплекса социокультурных услуг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...