программно целевой способ финансирования культуры и искусства.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 В настоящий момент государственная политика в РФ строится на основе долгосрочных стратегических программ. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на конкретных объектах, предотвратить их распыление. Сущность программно-целевого бюджетного планирования определена законодательством РФ. Программно-целевое бюджетное планирование складывается из следующих стадий: 1) подготовка планового акта, 2) рассмотрение и утверждение планового акта, 3) исполнение (включая текущий контроль, корректировку или пролонгацию) планового акта, 4) последующий контроль исполнения В основе программно-целевого метода лежат такие управленческие приемы, как персонификация ответственности за достижение результатов, определение сроков выполнения плановых показателей, а также всего комплекс необходимых для этого ресурсов (не только бюджетных) и мероприятий. Формами программно-целевого бюджетного планирования являются федеральные, региональные и муниципальные долгосрочные целевые программы, ведомственные целевые программы, федеральные инвестиционные программы (ст.179 Бюджетного Кодекса РФ). Целевые программы рассматриваются как долгосрочный инструмент государственного воздействия на экономику. Провозглашенный в рамках реформы бюджетного процесса переход к среднесрочному бюджетированию,ориентированному на результат, предусматривает расширение сферы применения программно-целевого подхода. Формируя и реализуя целевую программу, государство концентрирует внимание общества на необходимости решения именно данной проблемы, тем самым, привлекая к ее решению финансовые средства на системной основе. Комплексный подход к выполнению программных мероприятий способствует повышению социально- экономической эффективности произведенных затрат. Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.Таким образом, долгосрочная целевая программа - увязанный по задачам,ресурсам и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного,экономического, экологического, социального и культурного развития территории (государства, региона, муниципального образования).
Для реализации целей государственной культурной политики формируются: 1) федеральные целевые программы в сфере культуры; 2) региональные целевые программы в сфере культуры; 3) муниципальные целевые программы в сфере культуры. Федеральные и региональные целевые программы в сфере культуры являются организационной основой реализации приоритетных направлений государственной культурной политики. Региональные и муниципальные целевые программы в сфере культуры принимаются на основе и во исполнение федеральных целевых программ. Региональные и муниципальные целевые, программы в сфере культуры могут с учетом местных особенностей корректировать положения федеральных целевых программ в сторону расширения мер по сохранению и развитию культуры и увеличения их финансирования. Целевые программы в сфере культуры формируются как текущие, среднесрочные и долгосрочные. Порядок формирования финансирования и реализации целевых программ в сфере культуры определяется Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации формирует федеральные целевые программы в сфере культуры, обеспечивает реализацию указанных программ.
Одной из наиболее важных программ является Федеральная целевая программа "Культура России (2012 - 2018 годы)" (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 186). Цели программы: 1) сохранение российской культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности; 2) создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизация работы учреждений культуры; 3) обеспечение возможности реализации культурного и духовного потенциала каждой личности; 4) информатизация отрасли; модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей сохранению традиций лучших российских школ и требованиям современности; Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы: 1) доля объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности; 2) доля учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности; 3) увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий (по сравнению с базовым годом); 4) доля фильмов российского производства в общем объеме проката на территории Российской Федерации; 5) доля учреждений культуры, имеющих свой информационный и олпортал, в общем количестве учреждений культуры; 6) увеличение количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек России (по сравнению с предыдущим годом); 7) доля объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия;
8) доля образовательных учреждений сферы культуры, оснащенных современным материально-техническим оборудованием (с учетом детских школ искусств), в общем количестве образовательных учреждений сферы культуры; 9) увеличение доли детей, обучающихся в детских школах искусств, в общей численности учащихся детей; 10) доля субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется мониторинг состояния и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации; 11) доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда; 12) посещаемость музейных учреждений (на 1 жителя в год); 13) доля документов государственных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве документов государственных архивов; 14) повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек по сравнению с установленным нормативом (на 1 тыс. жителей); 15) количество посещений библиотек (на 1 жителя в год); 16) увеличение количества культурных акций, проведенных за рубежом (по сравнению с предыдущим годом); 17) увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий (по сравнению с предыдущим годом); 18) выпуск книжных изданий для инвалидов по зрению. Положительный опыт реализации федеральных целевых программ в области культуры насчитывает уже почти полтора десятка лет. Несмотря на внутренние и мировые экономические потрясения, благодаря реализации федеральных целевых программ "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997 - 1999 годы)", "Культура России (2001 – 2005 годы)" и "Культура России (2006 - 2011 годы)", удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры. Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Общий объем финансирования Программы составляет 192863,03 млн. рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 03 декабря 2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Министерству культуры Российской Федерации в 2013 году выделены бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты), объекты недвижимости, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на 2013 год в объеме 17 799 049,5 тыс. рублей. Бюджетные ассигнования в 2013 году за счет средств федерального бюджета на реализацию федеральной целевой программы «Культура России (2012 – 2018 годы)» составили – 10 508 749,5 тыс. рублей. Лимиты бюджетных обязательств по непрограммной части предусмотрены на 2013 год в объеме 7 290 300,0 тыс. рублей. Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности: 1) увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых социально-экономической эффективности является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности (до 45,3 процента в 2018 году); 2) увеличение доли учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности (до 72,8 процента в 2018 году); 3) увеличение (по сравнению с предыдущим годом) количества посещений театрально-концертных мероприятий (на 4,2 процента в 2018 году); 4) увеличение доли фильмов российского производства в общем объеме проката на территории Российской Федерации (до 28 процентов в 2018 году); увеличение доли учреждений культуры, имеющих свой информационный портал, в общем количестве учреждений культуры (до 94 процентов в 2018 году); 5) увеличение (по сравнению с предыдущим годом) количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек России (до 2,3 процента в 2018 году); 6) увеличение доли объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия (до 52 процентов в 2018 году); 7) увеличение доли образовательных учреждений сферы культуры, оснащенных современным материально-техническим оборудованием (с учетом детских школ искусств), в общем количестве образовательных учреждений сферы культуры (до 20,5 процента в 2018 году);
8) увеличение доли детей, обучающихся в детских школах искусств, в общей численности учащихся детей (до 12 процентов общего числа учащихся детей в 2011 году); 9) увеличение доли субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется мониторинг состояния и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в общем количестве субъектов Российской Федерации (до 100 процентов в 2018 году); увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда (до 34 процентов в 2018 году); 10) увеличение количества посещений музейных учреждений (до 0,9 раза на 1 жителя в год в 2018 году); 11) увеличение доли документов государственных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве документов государственных архивов (до 24 процентов в 2018 году); 12) повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек (до 92 процентов установленного норматива в 2018 году); 13) увеличение количества посещений библиотек (до 4,6 раза на 1 жителя в год в 2018 году); 14) увеличение (по сравнению с предыдущим годом) количества культурных акций, проведенных за рубежом (на 1,22 процента в 2018 году); 15) увеличение (по сравнению с предыдущим годом) численности участников культурно--досуговых мероприятий (до 7,2 процента в 2018 году); 16) выпуск книжных изданий для инвалидов по зрению (61 наименование ежегодно). 14. Проблемы и перспективы развития платных услуг в сфере культуры Как особая сфера хозяйствования платные услуги начали складываться в широкую систему с принятием правительственного документа "Комплексная программа производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986 - 2000 годы». В нем отмечался неудовлетворенный спрос населения на услуги. Особенно на низкий рост потребления услуг указывалось в сфере культуры. За прошедшие годы целенаправленной работы по развитию платных услуг наметился ряд положительных тенденций, возрос не только их объем, но и стала меняться в сторону конструктивности психология как потребителя, так и самих работников культуры. Более широким стал перечень предоставляемых услуг. Развиваются услуги проката аппаратуры, музыкальных инструментов, реквизита, костюмов, видеокассет, изготовления видеокассет, записей фонограмм, ксерокопирование. В ряде клубных учреждений появились свои видео салоны, гостиные, комнаты игр, бильярдные залы, кафе. Платные услуги не только обогатили содержание и формы работы, но и становятся ощутимым материальным стимулом для самих культработников, так как значительная доля услуг связана с их дополнительной и оплачиваемой деятельностью. Вопросы взаимодействия бюджетных и внебюджетных источников и финансирования социально-культурной сферы, в том числе проблемы платности услуг, до сих пор еще вызывают множество разногласий. Общество, исходя из своих перспективных задач, интересов и возможностей, определяет те виды культурной деятельности, которые оно считает необходимым предоставить безвозмездно всем своим гражданам. Создание широкой системы платных досуговых услуг населению является путем переориентации на потребителя со всем разнообразием его вкусов, потребностей и интересов. Есть два направления этой деятельности: первый - обеспечение демократизированного доступа к культуре, к любому необходимому продукту культуры и к любой форме культурной активности; второй - создание условий и механизмов демократизированного участия в культуре, проявление индивидуального творчества. Нередко расширение круга платных услуг в учреждениях культуры происходит за счет услуг предоставляемых ранее бесплатно. Услуга, бывшая ранее бесплатной, может быть превращена в предоставляемую на возмездной основе, если ее перевод в разряд платных обеспечивает резкий скачок ее качества, что требует новой, более высокой ступени технической оснащенности и участия в ее производстве более квалифицированных работников. У системы платного обслуживания есть свои "плюсы" и "минусы". В пользу платности говорят такие важные факторы: - платность услуг дает право потребителю требовать от "изготовителя" повышенного качества обслуживания и более гибкого удовлетворения широкого спектров индивидуальных запросов населения; - платность услуг является важным источником получения дополнительных средств для развития культуры. Минусами же является то, что: - платность не всегда дает возможность сохранить доступность услуг культуры для наименее защищенных слоев населения; - при переходе к платным услугам в расчет принимается лишь платежеспособный спрос, а спрос, необеспеченный средствами населения, в расчет не берется, - платные формы культурной деятельности в меньшей степени, чем бесплатные, способны формировать вкусы, запросы и потребности населения (поскольку в основном подстраиваются под уже существующий спрос.), а значит, слабо способствуют формированию новых, социально полезных видов деятельности населения. Цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, учреждения культуры устанавливают самостоятельно. При организации платных мероприятий учреждения культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, Недостающие средства бюджетные учреждения вправе получать из других источников. В такой ситуации доходы от оказываемых учреждениями платных услуг могут стать альтернативой недостающих бюджетных средств. В этой связи особую значимость приобретает решение вопроса о сущности платных услуг. В настоящее время категория «платные услуги» не разработана юридической наукой и неоднозначно трактуется на практике. В действующем законодательстве отсутствует ее легальное определение. Анализ современного законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что под платными услугами понимаются два вида деятельности учреждений: 1) осуществляемая на платной основе деятельность по обеспечению государственных функций органов государственной власти; 2) платные услуги, осуществляемые бюджетными учреждениями вне выполнения ими основных функций органов государственной власти, в рамках, регулируемых гражданским законодательством. Платные услуги составляют важную часть деятельности культурно-досугового учреждения, действующего в условиях рынка. Вовлекаясь в товарно-денежный оборот, платные услуги обретают товарную форму. Услуги имеет цену, основанную на сумме затрат по их оказанию, которые включают издержки реализации, себестоимость и прибыль. Размер оплаты за услугу определяется с учетом принципа самоокупаемости затрат раздельно по каждому виду услуг. Министерством финансов, установлен порядок образования и использование прибыли от реализации платных услуг населению. Весь объем прибыли за платные услуги полностью остается в распоряжении учреждения для развития и укрепления их материальной базы, содержание специалистов, занятых в сфере бесплатного обслуживания, поощрение работников. Услуги культуры, как считают специалисты, обладают важным качественным своеобразием. В отличии от услуг бытовых, увеличивающие размеры свободного времени населения, услуги культуры способствуют поглощению этого свободного времени, наполнению его значительным духовно-эстетическим содержанием. Поэтому перевод бесплатных услуг в платные (или частично оплачиваемые) является оправданным при условии резкого роста их качества. Платные услуги позволяют более гибко учесть такие определяющие тенденции культурного развития последнего времени, как индивидуализация и дифференциация культурных потребностей населения. Сегодня объем платных услуг в сфере культуры составляет примерно треть от всего объема платных и бесплатных. С развитием новых культурных технологий, культурного сервиса перечень платных услуг постоянно обновляется и пополняется. 15. предпринимательская деятельность учреждений культуры и искусства. ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КУЛЬТУРЕ. Статья 47. Предпринимательская деятельность государственных и муниципальных организаций культуры Государственные и муниципальные организации культуры вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом. К предпринимательской относится деятельность государственной или муниципальной организации культуры: - по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества организации культуры для целей, не связанных с культурной деятельностью; - по торговле покупными товарами, оборудованием; - по оказанию посреднических услуг; - по долевому участию в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций (в том числе культуры); - по приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов) по ним; - по осуществлению приносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг. Деятельность некоммерческих организаций культуры по реализации предусмотренных уставом производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности. Платные формы культурной деятельности культурно-просветительных учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование. В своей предпринимательской деятельности организация культуры приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации о предприятиях и предпринимательской деятельности. Учредитель или орган, зарегистрировавший организацию культуры, вправе приостановить ее предпринимательскую деятельность, если она наносит ущерб уставной деятельности, до решения суда по этому вопросу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|