Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бытовые проблемы и хронический стресс




Развивая мысль о связи между переменами в жизни и стрессом, Лазарус и его коллеги [20] выдвинули гипотезу, что ежедневные бытовые проблемы более вредны для здоровья, чем глобальные жизненные изменения. По их мнению, еже­дневные бытовые стычки и им подобные проблемы из-за своего хронического ха­рактера наносят значительный ущерб здоровью. Потеря бумажника, слишком много выкуренных сигарет за день или слишком шумные соседи — примеры та­ких неприятностей. Кроме того, Лазарус [21] предположил, что отсутствие собы­тий, поднимающих настроение, также наносит ущерб здоровью.

Хотя не было установлено, что отсутствие поднимающих настроение событий причиняет ущерб здоровью, очевидно негативное воздействие ежедневных кон­фликтов. Было обнаружено, что ежедневные конфликтные ситуации предшест­вуют психологическому стрессу [22], а развитие динамики стресса и старения [23] связано с ослаблением умственного и психического здоровья [24, 25]. В це­лом установлено, что теория Лазаруса верна в том, что стычки связаны с после­дующей болезнью или недомоганиями намного в большей степени, чем крупные события в жизни [26]. Следует учитывать, что заполнение шкалы принесет поль­зу лишь в том случае, если человек понимает вред ежедневных бытовых проблем. Шкала бытовых затруднений представлена в сопроводительной таблице.

Когда группа взрослых оценила свои бытовые затруднения, возникавшие в те­чение девяти месяцев, по соответствующей шкале [27], выяснилось, что в сред­нем в месяц они переживают 20,6 бытовых затруднений. Средняя интенсивность этих стычек — 1,47. После того как вы распознали свои стычки, постарайтесь ис­ключить как можно больше из них, в то же время признавая, что преодоление многих займет слишком много времени, а некоторые устранить не представляет­ся возможным.

Анализ успеха

Мой друг написал книгу, которую я хочу вам порекомендовать. Ее заглавие одно­временно отражает личность автора и содержание книги. Книга называется: «Успех: вы можете его достичь» [28]. Более того, вы тоже можете его достичь. Успех не может быть оставлен на волю случая. Так же как игорные дома определяют свой процент дохода, вы тоже можете запрограммировать свой успех. Когда вы опре­делите свой уровень успеха (не упустите смысл этой важной фразы), вы станете думать о себе лучше. В дальнейшем успех повысит ваше чувство самоуважения. Обратное утверждение заключается в том, что неудачи приводят к снижению самооценки, а это — очень серьезный стрессор.

На нынешнем этапе вам требуется некоторая информация о самом себе, чтобы получить пользу лично для себя. Заполните шкалу успеха (табл. 5.3), разделив свою жизнь на 3 равных периода времени, начинающихся с 5-летнего возраста. Если вам 50 лет, ваши временные периоды такие: с 5 до 20, с 21 до 35 и 36 до 50 лет; если вам 20 лет, они следующие: с 5 до 10, с 11 до 15 и с 16 до 20 лет. Затем вспомните о трех своих успехах в течение каждого из этих периодов и объясните, почему вы считаете их таковыми. Опишите свои успехи и их причины в таблице успеха. В последнюю очередь впишите то, что вы считаете наиболее успешным опытом своей жизни и наименее успешным, вместе с объяснением, почему вы считаете их таковыми. Чтобы выполнить последнюю часть процедуры сбора дан­ных, запишите на отдельном листе бумаги 10 своих сильных сторон — самые луч­шие характеристики и таланты. Сделайте это прежде, чем продолжить чтение.

Таблица 5.3

Шкала успеха
Возраст Успешный опыт Причина успеха
  1. 2. 3.  
  1. 2. 3.  
  1. 2. 3.  
Самый успешный опыт Причина
Наименее успешный опыт Причина

Источник: Л. Свел «Успех: вы можете его достичь» (Z. Swell, «Success: You Can Make It Happen*).

Успех многогранен и, как красота, зависит от точки зрения наблюдателя. То, что вы считаете удачным, другие могут таковым не признать. Для некоторые ус­пех означает достижение независимости. Их диаграммы успеха отображают при­обретение первой машины, получение первой работы или покупку собственной квартиры. Причиной считать эти достижения успехом могли быть такие замеча­ния значимых лиц, как «полагайся только на себя», «не доверяй другим», «зара­батывай деньги, чтобы ни от кого не зависеть».

Многие рассматривают успех как участие и последующую победу в соревно­вании и включают в диаграмму успеха игру в команде, участвующей в чемпиона­те, получение приза (награды, памятного подарка), соревнования с другими сту­дентами, получение стипендии в колледже. Приводятся такие аргументы, как

«соревнование было напряженным» или «все участники стремились к этому, но только я преуспел». Другие определяют успех следующим образом:

1) признание другими людьми;

2) умение нравиться другим, доставлять удовольствие, приносить радость;

3) умение быть полезным;

4) достижение лучших результатов в университете;

5) достижение успехов в спортивной деятельности;

6) быть лучшим;

7) достижение успеха, несмотря на огромные препятствия и трудности (если все было слишком легко, достижение не рассматривается как успех);

8) овладение каким-либо навыком (мастерством);

9) получение одобрения от других; 10) умение быть счастливым.

Как вы определяете успех? Внимательно изучите свою таблицу успеха и со­ставьте список по меньшей мере из четырех образцов модели, которые при этом будут выявлены. Они должны встретиться в диаграмме несколько раз. Закончить таблицу мы рекомендуем предложением, которое начинается со слов «Успех для меня...»

Теперь, когда вы определили собственную точку зрения на успех, подумайте, как вы можете его достичь? Лучший путь — использовать перечисленные ранее плюсы. Старайтесь увеличить их количество до предела, сократить до минимума свои слабые стороны, чтобы укрепить положение в целом и увеличить шансы на успех. Опишите стрессовые жизненные ситуации, в которых вы использовали свои сильные стороны. Держитесь подальше от испытаний, которые требуют отсугствующих у вас умений и характеристик.

Позаботьтесь о своем окружении

Ознакомившись с этой главой, вы узнали, что питание и шум могут быть стрессорами. Как вы можете повлиять на свое окружение, чтобы снизить влияние стресс-факторов, исполь­зуя полученную информацию? Возможно, вы попытаетесь воздействовать на местную исполнительную власть для более эффективной уборки снега на улицах или вы станете инициатором проекта, в соответствии с которым необходимо проанализировать обеденное меню местных школ, чтобы дать рекомендации об исключении еды, провоцирующей стрессовую реакцию организма. Определите способы, с помощью которых вы можете по­править дела в окружающем вас обществе. Улучшение общества. 1. 2.. 3. А. _ 5.

Постараетесь ли вы уменьшить воздействие стрессогенных факторов на окружающих вас людей и обстановку? Приложите ли вы усилия, чтобы «изменить мир к лучшему»?

Шкала бытовых затруднений

Пояснение: бытовые проблемы — это раздражающие факторы, которые варьиру­ют от минимальных неприятностей до серьезных трудностей или проблем. Они могут происходить в течение небольшого или длительного периода времени. Ни­же перечислены ситуации, в которых человек может чувствовать затруднение. Б первую очередь обведите кружком те затруднения, которые произошли с вами в прошлом месяце. Затем отметьте, насколько серьезна была каждая из отмечен­ных переменных для вас в прошлом месяце.

Бытовые проблемы Частота 1 —редко 2 —достаточно часто 3— очень часто  
Перестановка или потеря вещей    
Неудобства, причиняемые беспокоимыми соседями    
Социальные обязательства    
Неудобства, доставленные наглыми курильщиками    
Беспокойные мысли о будущем    
Мысли о смерти    
Тревога о здоровье члена семьи    
Дефицит денег на покупку одежды    
Нехватка денег для решения квартирного вопроса    
Беспокойство о неуплаченных деньгах    
Беспокойство о получении кредита (долга)    
Беспокойство о деньгах на случай крайней необходимости    
Финансовая ответственность за кого-то, кто не живет с вами    
Необходимость сокращения расходов на электричество, воду и т. д.    
Слишком большое количество выкуриваемых вами сигарет    
Употребление алкоголя    
Употребление лекарств    
Слишком большая ответственность    
Решение завести детей    
Соседи    
Забота о питомцах, живущих в вашем доме    
Планирование еды    
Экзистенциальные вопросы, поиск смысла жизни    
Тревожный отдых    
Тревога по поводу принятия решения    
   
Трудности во взаимодействии с коллегами    
Трудности с заказчиками или клиентами    
Беспокойство по поводу содержания дома    
Беспокойство по поводу ухода на пенсию (ухода в отставку)    
Сокращение    
Раздражение по поводу текущих профессиональных обязанностей    
Раздражение, вызываемое коллегами    
Дефицит карманных денег    
Дефицит денег на питание    
Слишком много мелких трудностей    
Неожиданные гости    
Слишком много свободного времени    
Необходимость ждать чего-либо    
Беспокойства по поводу происшествий (несчастных случаев, катастроф)    
Чувство одиночества    
Дефицит средств на профилактику заболеваний и лечение    
Страх конфронтации    
Ощущение финансовой угрозы    
Глупые практические ошибки    
Неспособность выразить себя    
Болезнь    
Страх отказа    
Проблемы с зачатием    
Сексуальные проблемы, причина которых — физические недомогания    
Беспокойство о здоровье в целом    
Друзья или родственники, находящиеся слишком далеко    
Приготовление еды    
Трата времени впустую    
Проблемы, связанные с автомашиной    
Увеличение массы тела    
Ухудшение обстановки в районе, нарушение соседских отношений    
Финансирование образования детей    
Проблемы с коллегами    
Проблемы на работе из-за половой принадлежности    
Уменьшение физических возможностей    
Некто эксплуатирует вас    
Беспокойство о физических способностях, о функционировании ор­ганизма  
Повышение цен на товары повседневного спроса  
Недостаток отдыха  
Недосыпание  
Проблемы с родителями  
Проблемы с детьми  
Проблемы с людьми, которые моложе вас  
Проблемы с возлюбленным (возлюбленной)  
Ухудшение зрения или слуха  
Перегруженность семейными обязанностями  
Слишком большое количество дел  
Работа, не требующая больших усилий  
Беспокойство о необходимости сравнения с аысокими стандартами  
Деловые отношения с друзьями или знакомыми  
Неудовлетворенность работой  
Мысли о смене работы  
Проблемы с чтением, письмом или орфографией  
Слишком интенсивное общение  
Проблемы, связанные с разводом или разлукой  
Тревога, касающаяся ваших арифметических способностей  
Сплетни, слухи, касающиеся вас  
Юридические проблемы  
Беспокойство по поводу своего веса  
Нехватка времени на запланированные дела  
Просмотр телепередач  
Отсутствие сил и энергии  
Внутренние конфликты  
Трудности в принятии решений  
Сожаление по поводу ранее принятых решений  
Проблемы менструального периода  
Влияние погоды  
Ночные кошмары  
Беспокойство о будущем  
Конфликты с начальством  
Конфликты с друзьями  
Нехватка денег на транспорт  
   
Недостаток денег для развлечения и отдыха    
Совершение покупок    
Предвзятое мнение о других    
Капиталовложения, уплата налогов    
Работа на прилегающей к дому территории    
Беспокойство о произошедших событиях    
Шум, мешающий работе или отдыху    
Проблемы, связанные с преступностью    
Проблемы, связанные с работой транспорта    
Проблемы, вызванные неблагополучной экологической обстановкой    
             

Источник: А. Д. Кеннер и др. «Сравнение двух образов действий применительно к комплексному управлению стрессом: ежедневные проблемы и радости в сравнении с глобальными жизненными со­бытиями», (A. D. Keener et al, Comparison of Two Modes of Stress Management: Daily Hassles and Uplifts Versus Major Life Events»), «Журнал поведенческой медицины» («Journal of Behavioral Medicine*, A 1981).

Если вы воспринимаете успех как достижение независимости, не ищите успех на профессиональном поприще, работая на сборочном конвейере. Если вы плохо владеете разговорной речью, вы не станете продавцом. Вы можете добиться успе­ха в качестве писателя, если успех для вас — признание у других и если у вас есть способность к сочинительству. Допустим, вы считаете помощь другим компонен­том успеха. В таком случае написанные вами книги должны содержать информа­цию, которая может быть использована другими.

На основе полученных данных, включающих ваше определение успеха и ваш перечень плюсов, вы сами можете определять уровень своего успеха. Вы способ­ны лучше заботиться о своем здоровье и повысить качество своей жизни. Однако это возможно лишь в том случае, если вы воспользуетесь полученной информа­цией.

Выводы

Правильное питание может помочь в управлении стрессом. Ваша пища должна состоять из продуктов, содержащих необходимые питательные ве­щества. Если вы будете согласовывать свой рацион в соответствии с пред­ставленной пирамидой, вы также уменьшите влияние стрессовых факторов. Уменьшив потребление насыщенных жиров и алкоголя и увеличив содер­жание клетчатки и крестоцветных овощей в своей диете, вы также снизите влияние стрессоров. *

Питательные вещества, которые вызывают стрессоподобную реакцию, на­зывают псевдострессорами, так как они имитируют стимуляцию симпати­ческой нервной системы. Пища, содержащая кофеин, — пример таких ве­ществ.

Причиной стресса может стать дефицит витаминов В и С. В случае хрониче­ского стресса диета требует добавочного количества витаминов и минераль-

ных веществ. Усвоение сахара может усугубить воздействие стресс-факто­ров, так как они оба используют ценные питательные вещества.

• Чтобы лучше переносить стресс, ограничьте потребление кофеина, сахара и продуктов, содержащих переработанную муку, не обогащенную питатель­ными веществами. Во время стрессовых периодов включайте в свой рацион дополнительное количество витаминов.

• Шум бывает как стрессовым, так и расслабляющим. Шумы выше 85 деци­бел обычно приводят к стрессовому ответу; продолжительное воздействие звуков свыше 90 децибел может привести к нарушению слуха. Белый шум используется для ослабления действия раздражающих шумов.

• Томас Холмс и Ричард Раэ обнаружили, что чем более значительные изме­нения человек переживает в своей жизни, тем выше риск возникновения ка­кого-либо физического или психического заболевания. С тех пор как они объявили стресс причиной вынужденной адаптации, крупные изменения рассматриваются как эквиваленты серьезного стресса и, следовательно, не­домогания и болезни.

• Ричард Лазарус обнаружил, что ежедневные бытовые неурядицы более вредны для здоровья человека, чем важные жизненные перемены, которые интересовали Холмса и Раэ. По мнению Лазаруса, эти ежедневные события настолько вредны из-за того, что они происходят гораздо чаще крупных пе­ремен.

 


ГЛАВА 6 Вмешательства в жизненные ситуации: межличностный аспект

Есть ситуации, которые касаются лишь вас одного. В этой же главе мы осветим полезные вмешательства в жизненные ситуации, которые затрагивают других людей в той же степени, что и вас лично. Темы, которые мы будем обсуждать, включают чрезмерную настойчивость, межличностные конфликты, продуктив­ное общение с другими людьми и грамотный подход к использованию времени. Мы также расскажем, как создать сеть социальной поддержки, которая способна предотвратить негативные последствия стресса.

Рассмотрим некоторые техники управления стрессом. В дальнейшем вы смо­жете помочь овладеть ими родственникам, знакомым или коллегам. И в тот мо­мент, когда вы по каким-либо причинам не воспользуетесь техниками совлада-ния со стрессом, о них напомнит ваше окружение. Результат — вы и ваши близкие будут испытывать меньшее влияние стресс-факторов.

Защита своих прав

Звонок! Глэдис снимает трубку телефона и слышит голос своей приятельницы Сью. «Глэдис, у меня назначена встреча во время ленча. Можешь ли ты присмотреть за Бил­ли с полудня до трех часов?»

«Конечно, Сью. Можешь на меня рассчитывать и делать то, что тебе нужно. Я жду тебя в полдень». Однако про себя Глэдис думает совсем иначе: «Я тебе не верю. Ты всегда просишь меня присмотреть за своим ребенком. Что я, сиделка? Я сегодня запланиро­вала встречу с Джоан на теннисном корте. А теперь с этой идеей придется распро­щаться».

Это типичный и нередкий для многих женщин сценарий. Мужчины и женщи­ны, затрудняющиеся сказать ■«нет», когда к ним с какой-либо просьбой обраща­ется начальник, и молодые люди, которые не могут сказать «нет» друзьям, если те предлагают алкогольные напитки или попробовать наркотики, имеют те же са­мые проблемы, что и Глэдис. Программы тренировок, направленные на обучение людей говорить «нет», когда они хотят отказаться от того или иного предложе­ния, и говорить «да», когда им этого по-настоящему хочется, помогают реализо-вывать свои истинные желания и возможности. Эти учебные программы учат уверенному поведению. Здесь необходимо привести несколько определений.

1. Уверенное (ассертивное) поведение — выражение себя и удовлетворение своих собственных потребностей, душевный комфорт и доброжелательное отношение к окружающим.

2. Неуверенное поведение — отказ от собственных желаний с целью помочь кому-либо, игнорирование своих потребностей.

3. Агрессивное поведение — попытки доминирования или достижение своей цели в ущерб другим людям.

Чтобы определить свою общую модель поведения, укажите с помощью шка­лы, разработанной Ратусом, насколько типично для вас каждое из следующих утверждений:

+3 — очень характерно для меня;

+2 — в большей степени характерно для меня;

■f 1 — отчасти характерно для меня;

—1 — отчасти нехарактерно для меня;

~2 — скорее нехарактерно для меня;

-3 — совсем для меня нехарактерно.

1. Большинство людей более агрессивны и настойчивы, чем я.

2. Я не решался назначить свидание или принять приглашение на свидание «из скромности».

3. Когда еда в ресторане приготовлена не по моему вкусу, я жалуюсь на это официанту или официантке!

4. Я очень боюсь ранить чувства других людей, даже когда понимаю, что меня оскорбили.

5. Если продавец предлагает товар, который совсем мне не подходит, мне очень тяжело сказать «нет».

6. Когда меня просят что-то сделать, я настаиваю на том, чтобы узнать, для чего это нужно.

7. Иногда я стремлюсь спровоцировать бурную дискуссию.

8. Я прилагаю усилия к тому, чтобы преуспеть так же, как большинство лю­дей в моем положении.

9. Откровенно говоря, люди часто обманывают меня.

10. Мне нравится беседовать с новыми знакомыми и заводить разговоры с не­знакомыми людьми.

11. Зачастую я затрудняюсь сделать комплимент привлекательным лицам про­тивоположного пола.

12. Обычно я стесняюсь делать телефонные звонки в официальные учрежде­ния.

13. При поиске работы мне легче послать резюме по факсу, чем проходить со­беседование.

14. Мне трудно возвращать в магазин некачественные товары.

15. Если близкие и уважаемые родственники досаждают мне, я скорее подав­ляю свои чувства, чем выражаю раздражение.

16. Я избегаю задавать вопросы из страха выглядеть глупым.

17. Во время спора я нередко боюсь, что настолько выйду из себя, что весь за­трясусь.

u. omcuiaicipm.1

18. Если известный и обладающий авторитетом лектор делает утверждение, которое я считаю неправильным, я попрошу аудиторию выслушать также и мою точку зрения.

19. Я избегаю спорить о ценах с продавцами и торговцами.

20. Когда я делаю что-либо важное или стоящее, я стараюсь, чтобы другие об этом узнали.

21. Я открыт и искренен в своих чувствах.

22. Если кто-либо распространяет обо мне ложные слухи, я стараюсь увидеть этого человека как можно скорее, чтобы поговорить с ним об этом.

23. Мне часто тяжело сказать «нет».

24. Я чаще сдерживаю свои эмоции, чем устраиваю сцены.

25. Я жалуюсь на плохой сервис в ресторане или других общественных местах.

26. Когда мне делаюг комплимент, я теряюсь.

27. Когда кто-либо возле меня в театре или на лекции разговаривает слишком громко, я делаю замечание и прошу этих людей вести себя тише или пого­ворить в каком-нибудь другом месте.

28. Любой, кто пытается пройти куда-либо без очереди, встречает с моей сто­роны сильное сопротивление.

29. Я без задержки могу выразить свое мнение.

30. Бывают времена, когда я ничего не могу сказать.

Источник: Spencer A. Rathus, «A 30-Item Schedule for Assessing Assertive Behavior», Behavior Therapy 4 (1973): 398-406. 1973 by Academic Press.

Для оценки своей степени настойчивости сначала измените значки (+ или -) в пунктах 1,2, 4, 5, 9, 11, 12,13,14,15,16, 17,19, 23, 24,26 и 30. Теперь подсчитай­те число пунктов с плюсом, подсчитайте пункты с минусом и вычтите общее чис­ло минусов из общего числа плюсов. Таким образом вы получите свой результат. Эти баллы могут варьировать от -90 до +90. Чем выше балл (ближе к +90), тем более уверенно вы обычно себя ведете. Чем ниже балл (ближе к - 90), тем больше ваше типичное поведение можно охарактеризовать как неуверенное. Обратите внимание: эта шкала не измеряет агрессивность.

В только что описанном телефонном разговоре Глэдис действовала неуверен­но. Она отказалась от своего намерения сходить на тренировку и не выразила своих истинных чувств по поводу сложившейся ситуации. Если бы Глэдис была агрессивной, то ответила бы: «Как ты смеешь просить меня посмотреть за твоим ребенком? У меня есть более важные дела. Ты эгоистична и эгоцентрична. Ты ни­когда не спрашиваешь, не нужно ли присмотреть за моими детьми». Действуя аг­рессивно, Глэдис бы отвергла просьбу Сью. Она сказала бы о необходимости заниматься собственными делами, но сделала это в манере, которая была бы не­справедливой по отношению к Сью. У Сью было право спросить, и Глэдис при­знала за ней это право. Однако у Глэдис есть право сказать «шет». Отказывая Сью более уверенно, Глэдис могла бы ответить следующим образом: «Я прекрасно по­нимаю твою необходимость найти кого-либо, кто бы присмотрел за Билли, но я буду занята. Я решила, что сегодня посвящу день себе. Мне нужно некоторое вре­мя для восстановления сил, и я собираюсь поиграть в теннис с Джоан. Возможно,

Мария свободна и может посмотреть за Билли. У тебя есть ее номер телефона?» Также во время этого диалога или через некоторое время после него Глэдис мо-жет выразить свое недовольство неоднократными просьбами Сью. Если Глэдис расскажет о своих чувствах, у Сью будет необходимая информация, чтобы изме­нить свое поведение. Однако если Глэдис никогда не даст понять, что чувствует, Сью будет продолжать обращаться с подобными просьбами, а чувства Глэдис бу­дут сохраняться, негативным образом влияя на ее отношение к Сью. Скоро мы обсудим вербальные и невербальные варианты, с помощью которых Глэдис мо­жет выразить эти чувства спокойно и уверенно.

Настойчивое поведение применительно к стрессу заключается в удовлетворе­нии потребностей. Если вы действуете настойчиво, вы, как правило, удовлетво­ряете свои потребности, сохраняя тем не менее эффективные межличностные взаимоотношения. Если вы действуете ненасгойчиво, вы не удовлетворяете свои потребности, и эти неудовлетворенные потребности становятся стрессорами. Ес­ли обычно вы ведете себя агрессивно, ваши потребности удовлетворяются, но за счет ваших взаимоотношений с другими. Плохие межличностные взаимоотноше­ния также становятся стрессорами. Вы можете увидеть, что для устранения стрессоров на уровне жизненной ситуации вам нужно учиться, практиковаться и применять настойчивое поведение как лучший способ удовлетворения своих по­требностей.

Таблица 6.1 Основные права человека и соответствующие предположения, нарушающие эти права

Ошибочные традиционные предположения Ваши законные права
1. Это эгоистично — ставить свои интересы выше чьих-то других Бы имеете право иногда ставить свои ин­тересы выше других
2. Ошибаться стыдно. Нужно верно оцени­вать и правильно реагировать на каждую си­туацию Вы имеете право делать ошибки
3. Если вы не можете убедить других в том, что ваши чувства приемлемы, то они, по всей еидимости, не имеют права на существова­ние и выражение Вы имеете право быть судьей своих чувств и принимать любые из них
4. Вы должны уважать точку зрения других, особенно если эти другие обладают авторите­том в глазах большинства. Держите свое мне­ние при себе. Слушайте и учитесь Бы имеете право на свое собственное мне­ние и убеждения. Вы имеете право изменить свое мнение или избрать другой образ действия

Источник: Martha Davis, Matthew McKay, and Elizabeth Robbins Eshelman, The Relaxation and Stress Reduction Workbook. 1980 New Harbinger Publications, Richmond, California.

Теория самоутверждения основана на предпосылке, что у каждого человека есть определенные основные права. К сожалению, с детства нас зачастую приуча­ют к тому, что действовать в соответствии с этими правами нередко социально или морально неприемлемо. Мы в детстве обучены некоторым традиционным правилам, которые остаются с нами, когда мы уже повзрослели, и которые вме­шиваются в нашу взрослую жизнь. Эти правила нарушают наши права, и мы вы­нуждены освобождаться от них. Таблица 6.1 демонстрирует некоторые ваши

основные права и догмы, навязанные окружающими. Какое из этих правил вам подходит? Какое вы хотите отвергнуть? Насколько изменится ваше поведение, ес­ли вы освободитесь от традиционных правил, которым следуете сейчас?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...