Бытовые проблемы и хронический стресс
Развивая мысль о связи между переменами в жизни и стрессом, Лазарус и его коллеги [20] выдвинули гипотезу, что ежедневные бытовые проблемы более вредны для здоровья, чем глобальные жизненные изменения. По их мнению, ежедневные бытовые стычки и им подобные проблемы из-за своего хронического характера наносят значительный ущерб здоровью. Потеря бумажника, слишком много выкуренных сигарет за день или слишком шумные соседи — примеры таких неприятностей. Кроме того, Лазарус [21] предположил, что отсутствие событий, поднимающих настроение, также наносит ущерб здоровью. Хотя не было установлено, что отсутствие поднимающих настроение событий причиняет ущерб здоровью, очевидно негативное воздействие ежедневных конфликтов. Было обнаружено, что ежедневные конфликтные ситуации предшествуют психологическому стрессу [22], а развитие динамики стресса и старения [23] связано с ослаблением умственного и психического здоровья [24, 25]. В целом установлено, что теория Лазаруса верна в том, что стычки связаны с последующей болезнью или недомоганиями намного в большей степени, чем крупные события в жизни [26]. Следует учитывать, что заполнение шкалы принесет пользу лишь в том случае, если человек понимает вред ежедневных бытовых проблем. Шкала бытовых затруднений представлена в сопроводительной таблице. Когда группа взрослых оценила свои бытовые затруднения, возникавшие в течение девяти месяцев, по соответствующей шкале [27], выяснилось, что в среднем в месяц они переживают 20,6 бытовых затруднений. Средняя интенсивность этих стычек — 1,47. После того как вы распознали свои стычки, постарайтесь исключить как можно больше из них, в то же время признавая, что преодоление многих займет слишком много времени, а некоторые устранить не представляется возможным.
Анализ успеха Мой друг написал книгу, которую я хочу вам порекомендовать. Ее заглавие одновременно отражает личность автора и содержание книги. Книга называется: «Успех: вы можете его достичь» [28]. Более того, вы тоже можете его достичь. Успех не может быть оставлен на волю случая. Так же как игорные дома определяют свой процент дохода, вы тоже можете запрограммировать свой успех. Когда вы определите свой уровень успеха (не упустите смысл этой важной фразы), вы станете думать о себе лучше. В дальнейшем успех повысит ваше чувство самоуважения. Обратное утверждение заключается в том, что неудачи приводят к снижению самооценки, а это — очень серьезный стрессор. На нынешнем этапе вам требуется некоторая информация о самом себе, чтобы получить пользу лично для себя. Заполните шкалу успеха (табл. 5.3), разделив свою жизнь на 3 равных периода времени, начинающихся с 5-летнего возраста. Если вам 50 лет, ваши временные периоды такие: с 5 до 20, с 21 до 35 и 36 до 50 лет; если вам 20 лет, они следующие: с 5 до 10, с 11 до 15 и с 16 до 20 лет. Затем вспомните о трех своих успехах в течение каждого из этих периодов и объясните, почему вы считаете их таковыми. Опишите свои успехи и их причины в таблице успеха. В последнюю очередь впишите то, что вы считаете наиболее успешным опытом своей жизни и наименее успешным, вместе с объяснением, почему вы считаете их таковыми. Чтобы выполнить последнюю часть процедуры сбора данных, запишите на отдельном листе бумаги 10 своих сильных сторон — самые лучшие характеристики и таланты. Сделайте это прежде, чем продолжить чтение. Таблица 5.3
Источник: Л. Свел «Успех: вы можете его достичь» (Z. Swell, «Success: You Can Make It Happen*).
Успех многогранен и, как красота, зависит от точки зрения наблюдателя. То, что вы считаете удачным, другие могут таковым не признать. Для некоторые успех означает достижение независимости. Их диаграммы успеха отображают приобретение первой машины, получение первой работы или покупку собственной квартиры. Причиной считать эти достижения успехом могли быть такие замечания значимых лиц, как «полагайся только на себя», «не доверяй другим», «зарабатывай деньги, чтобы ни от кого не зависеть». Многие рассматривают успех как участие и последующую победу в соревновании и включают в диаграмму успеха игру в команде, участвующей в чемпионате, получение приза (награды, памятного подарка), соревнования с другими студентами, получение стипендии в колледже. Приводятся такие аргументы, как «соревнование было напряженным» или «все участники стремились к этому, но только я преуспел». Другие определяют успех следующим образом: 1) признание другими людьми; 2) умение нравиться другим, доставлять удовольствие, приносить радость; 3) умение быть полезным; 4) достижение лучших результатов в университете; 5) достижение успехов в спортивной деятельности; 6) быть лучшим; 7) достижение успеха, несмотря на огромные препятствия и трудности (если все было слишком легко, достижение не рассматривается как успех); 8) овладение каким-либо навыком (мастерством); 9) получение одобрения от других; 10) умение быть счастливым. Как вы определяете успех? Внимательно изучите свою таблицу успеха и составьте список по меньшей мере из четырех образцов модели, которые при этом будут выявлены. Они должны встретиться в диаграмме несколько раз. Закончить таблицу мы рекомендуем предложением, которое начинается со слов «Успех для меня...» Теперь, когда вы определили собственную точку зрения на успех, подумайте, как вы можете его достичь? Лучший путь — использовать перечисленные ранее плюсы. Старайтесь увеличить их количество до предела, сократить до минимума свои слабые стороны, чтобы укрепить положение в целом и увеличить шансы на успех. Опишите стрессовые жизненные ситуации, в которых вы использовали свои сильные стороны. Держитесь подальше от испытаний, которые требуют отсугствующих у вас умений и характеристик.
Позаботьтесь о своем окружении Ознакомившись с этой главой, вы узнали, что питание и шум могут быть стрессорами. Как вы можете повлиять на свое окружение, чтобы снизить влияние стресс-факторов, используя полученную информацию? Возможно, вы попытаетесь воздействовать на местную исполнительную власть для более эффективной уборки снега на улицах или вы станете инициатором проекта, в соответствии с которым необходимо проанализировать обеденное меню местных школ, чтобы дать рекомендации об исключении еды, провоцирующей стрессовую реакцию организма. Определите способы, с помощью которых вы можете поправить дела в окружающем вас обществе. Улучшение общества. 1. 2.. 3. А. _ 5. Постараетесь ли вы уменьшить воздействие стрессогенных факторов на окружающих вас людей и обстановку? Приложите ли вы усилия, чтобы «изменить мир к лучшему»? Шкала бытовых затруднений Пояснение: бытовые проблемы — это раздражающие факторы, которые варьируют от минимальных неприятностей до серьезных трудностей или проблем. Они могут происходить в течение небольшого или длительного периода времени. Ниже перечислены ситуации, в которых человек может чувствовать затруднение. Б первую очередь обведите кружком те затруднения, которые произошли с вами в прошлом месяце. Затем отметьте, насколько серьезна была каждая из отмеченных переменных для вас в прошлом месяце.
Источник: А. Д. Кеннер и др. «Сравнение двух образов действий применительно к комплексному управлению стрессом: ежедневные проблемы и радости в сравнении с глобальными жизненными событиями», (A. D. Keener et al, Comparison of Two Modes of Stress Management: Daily Hassles and Uplifts Versus Major Life Events»), «Журнал поведенческой медицины» («Journal of Behavioral Medicine*, A 1981).
Если вы воспринимаете успех как достижение независимости, не ищите успех на профессиональном поприще, работая на сборочном конвейере. Если вы плохо владеете разговорной речью, вы не станете продавцом. Вы можете добиться успеха в качестве писателя, если успех для вас — признание у других и если у вас есть способность к сочинительству. Допустим, вы считаете помощь другим компонентом успеха. В таком случае написанные вами книги должны содержать информацию, которая может быть использована другими. На основе полученных данных, включающих ваше определение успеха и ваш перечень плюсов, вы сами можете определять уровень своего успеха. Вы способны лучше заботиться о своем здоровье и повысить качество своей жизни. Однако это возможно лишь в том случае, если вы воспользуетесь полученной информацией. Выводы Правильное питание может помочь в управлении стрессом. Ваша пища должна состоять из продуктов, содержащих необходимые питательные вещества. Если вы будете согласовывать свой рацион в соответствии с представленной пирамидой, вы также уменьшите влияние стрессовых факторов. Уменьшив потребление насыщенных жиров и алкоголя и увеличив содержание клетчатки и крестоцветных овощей в своей диете, вы также снизите влияние стрессоров. * Питательные вещества, которые вызывают стрессоподобную реакцию, называют псевдострессорами, так как они имитируют стимуляцию симпатической нервной системы. Пища, содержащая кофеин, — пример таких веществ. Причиной стресса может стать дефицит витаминов В и С. В случае хронического стресса диета требует добавочного количества витаминов и минераль- ных веществ. Усвоение сахара может усугубить воздействие стресс-факторов, так как они оба используют ценные питательные вещества. • Чтобы лучше переносить стресс, ограничьте потребление кофеина, сахара и продуктов, содержащих переработанную муку, не обогащенную питательными веществами. Во время стрессовых периодов включайте в свой рацион дополнительное количество витаминов. • Шум бывает как стрессовым, так и расслабляющим. Шумы выше 85 децибел обычно приводят к стрессовому ответу; продолжительное воздействие звуков свыше 90 децибел может привести к нарушению слуха. Белый шум используется для ослабления действия раздражающих шумов. • Томас Холмс и Ричард Раэ обнаружили, что чем более значительные изменения человек переживает в своей жизни, тем выше риск возникновения какого-либо физического или психического заболевания. С тех пор как они объявили стресс причиной вынужденной адаптации, крупные изменения рассматриваются как эквиваленты серьезного стресса и, следовательно, недомогания и болезни. • Ричард Лазарус обнаружил, что ежедневные бытовые неурядицы более вредны для здоровья человека, чем важные жизненные перемены, которые интересовали Холмса и Раэ. По мнению Лазаруса, эти ежедневные события настолько вредны из-за того, что они происходят гораздо чаще крупных перемен.
ГЛАВА 6 Вмешательства в жизненные ситуации: межличностный аспект Есть ситуации, которые касаются лишь вас одного. В этой же главе мы осветим полезные вмешательства в жизненные ситуации, которые затрагивают других людей в той же степени, что и вас лично. Темы, которые мы будем обсуждать, включают чрезмерную настойчивость, межличностные конфликты, продуктивное общение с другими людьми и грамотный подход к использованию времени. Мы также расскажем, как создать сеть социальной поддержки, которая способна предотвратить негативные последствия стресса. Рассмотрим некоторые техники управления стрессом. В дальнейшем вы сможете помочь овладеть ими родственникам, знакомым или коллегам. И в тот момент, когда вы по каким-либо причинам не воспользуетесь техниками совлада-ния со стрессом, о них напомнит ваше окружение. Результат — вы и ваши близкие будут испытывать меньшее влияние стресс-факторов. Защита своих прав Звонок! Глэдис снимает трубку телефона и слышит голос своей приятельницы Сью. «Глэдис, у меня назначена встреча во время ленча. Можешь ли ты присмотреть за Билли с полудня до трех часов?» «Конечно, Сью. Можешь на меня рассчитывать и делать то, что тебе нужно. Я жду тебя в полдень». Однако про себя Глэдис думает совсем иначе: «Я тебе не верю. Ты всегда просишь меня присмотреть за своим ребенком. Что я, сиделка? Я сегодня запланировала встречу с Джоан на теннисном корте. А теперь с этой идеей придется распрощаться». Это типичный и нередкий для многих женщин сценарий. Мужчины и женщины, затрудняющиеся сказать ■«нет», когда к ним с какой-либо просьбой обращается начальник, и молодые люди, которые не могут сказать «нет» друзьям, если те предлагают алкогольные напитки или попробовать наркотики, имеют те же самые проблемы, что и Глэдис. Программы тренировок, направленные на обучение людей говорить «нет», когда они хотят отказаться от того или иного предложения, и говорить «да», когда им этого по-настоящему хочется, помогают реализо-вывать свои истинные желания и возможности. Эти учебные программы учат уверенному поведению. Здесь необходимо привести несколько определений. 1. Уверенное (ассертивное) поведение — выражение себя и удовлетворение своих собственных потребностей, душевный комфорт и доброжелательное отношение к окружающим. 2. Неуверенное поведение — отказ от собственных желаний с целью помочь кому-либо, игнорирование своих потребностей. 3. Агрессивное поведение — попытки доминирования или достижение своей цели в ущерб другим людям. Чтобы определить свою общую модель поведения, укажите с помощью шкалы, разработанной Ратусом, насколько типично для вас каждое из следующих утверждений: +3 — очень характерно для меня; +2 — в большей степени характерно для меня; ■f 1 — отчасти характерно для меня; —1 — отчасти нехарактерно для меня; ~2 — скорее нехарактерно для меня; -3 — совсем для меня нехарактерно. 1. Большинство людей более агрессивны и настойчивы, чем я. 2. Я не решался назначить свидание или принять приглашение на свидание «из скромности». 3. Когда еда в ресторане приготовлена не по моему вкусу, я жалуюсь на это официанту или официантке! 4. Я очень боюсь ранить чувства других людей, даже когда понимаю, что меня оскорбили. 5. Если продавец предлагает товар, который совсем мне не подходит, мне очень тяжело сказать «нет». 6. Когда меня просят что-то сделать, я настаиваю на том, чтобы узнать, для чего это нужно. 7. Иногда я стремлюсь спровоцировать бурную дискуссию. 8. Я прилагаю усилия к тому, чтобы преуспеть так же, как большинство людей в моем положении. 9. Откровенно говоря, люди часто обманывают меня. 10. Мне нравится беседовать с новыми знакомыми и заводить разговоры с незнакомыми людьми. 11. Зачастую я затрудняюсь сделать комплимент привлекательным лицам противоположного пола. 12. Обычно я стесняюсь делать телефонные звонки в официальные учреждения. 13. При поиске работы мне легче послать резюме по факсу, чем проходить собеседование. 14. Мне трудно возвращать в магазин некачественные товары. 15. Если близкие и уважаемые родственники досаждают мне, я скорее подавляю свои чувства, чем выражаю раздражение. 16. Я избегаю задавать вопросы из страха выглядеть глупым. 17. Во время спора я нередко боюсь, что настолько выйду из себя, что весь затрясусь. u. omcuiaicipm.1 18. Если известный и обладающий авторитетом лектор делает утверждение, которое я считаю неправильным, я попрошу аудиторию выслушать также и мою точку зрения. 19. Я избегаю спорить о ценах с продавцами и торговцами. 20. Когда я делаю что-либо важное или стоящее, я стараюсь, чтобы другие об этом узнали. 21. Я открыт и искренен в своих чувствах. 22. Если кто-либо распространяет обо мне ложные слухи, я стараюсь увидеть этого человека как можно скорее, чтобы поговорить с ним об этом. 23. Мне часто тяжело сказать «нет». 24. Я чаще сдерживаю свои эмоции, чем устраиваю сцены. 25. Я жалуюсь на плохой сервис в ресторане или других общественных местах. 26. Когда мне делаюг комплимент, я теряюсь. 27. Когда кто-либо возле меня в театре или на лекции разговаривает слишком громко, я делаю замечание и прошу этих людей вести себя тише или поговорить в каком-нибудь другом месте. 28. Любой, кто пытается пройти куда-либо без очереди, встречает с моей стороны сильное сопротивление. 29. Я без задержки могу выразить свое мнение. 30. Бывают времена, когда я ничего не могу сказать. Источник: Spencer A. Rathus, «A 30-Item Schedule for Assessing Assertive Behavior», Behavior Therapy 4 (1973): 398-406. 1973 by Academic Press. Для оценки своей степени настойчивости сначала измените значки (+ или -) в пунктах 1,2, 4, 5, 9, 11, 12,13,14,15,16, 17,19, 23, 24,26 и 30. Теперь подсчитайте число пунктов с плюсом, подсчитайте пункты с минусом и вычтите общее число минусов из общего числа плюсов. Таким образом вы получите свой результат. Эти баллы могут варьировать от -90 до +90. Чем выше балл (ближе к +90), тем более уверенно вы обычно себя ведете. Чем ниже балл (ближе к - 90), тем больше ваше типичное поведение можно охарактеризовать как неуверенное. Обратите внимание: эта шкала не измеряет агрессивность. В только что описанном телефонном разговоре Глэдис действовала неуверенно. Она отказалась от своего намерения сходить на тренировку и не выразила своих истинных чувств по поводу сложившейся ситуации. Если бы Глэдис была агрессивной, то ответила бы: «Как ты смеешь просить меня посмотреть за твоим ребенком? У меня есть более важные дела. Ты эгоистична и эгоцентрична. Ты никогда не спрашиваешь, не нужно ли присмотреть за моими детьми». Действуя агрессивно, Глэдис бы отвергла просьбу Сью. Она сказала бы о необходимости заниматься собственными делами, но сделала это в манере, которая была бы несправедливой по отношению к Сью. У Сью было право спросить, и Глэдис признала за ней это право. Однако у Глэдис есть право сказать «шет». Отказывая Сью более уверенно, Глэдис могла бы ответить следующим образом: «Я прекрасно понимаю твою необходимость найти кого-либо, кто бы присмотрел за Билли, но я буду занята. Я решила, что сегодня посвящу день себе. Мне нужно некоторое время для восстановления сил, и я собираюсь поиграть в теннис с Джоан. Возможно, Мария свободна и может посмотреть за Билли. У тебя есть ее номер телефона?» Также во время этого диалога или через некоторое время после него Глэдис мо-жет выразить свое недовольство неоднократными просьбами Сью. Если Глэдис расскажет о своих чувствах, у Сью будет необходимая информация, чтобы изменить свое поведение. Однако если Глэдис никогда не даст понять, что чувствует, Сью будет продолжать обращаться с подобными просьбами, а чувства Глэдис будут сохраняться, негативным образом влияя на ее отношение к Сью. Скоро мы обсудим вербальные и невербальные варианты, с помощью которых Глэдис может выразить эти чувства спокойно и уверенно. Настойчивое поведение применительно к стрессу заключается в удовлетворении потребностей. Если вы действуете настойчиво, вы, как правило, удовлетворяете свои потребности, сохраняя тем не менее эффективные межличностные взаимоотношения. Если вы действуете ненасгойчиво, вы не удовлетворяете свои потребности, и эти неудовлетворенные потребности становятся стрессорами. Если обычно вы ведете себя агрессивно, ваши потребности удовлетворяются, но за счет ваших взаимоотношений с другими. Плохие межличностные взаимоотношения также становятся стрессорами. Вы можете увидеть, что для устранения стрессоров на уровне жизненной ситуации вам нужно учиться, практиковаться и применять настойчивое поведение как лучший способ удовлетворения своих потребностей. Таблица 6.1 Основные права человека и соответствующие предположения, нарушающие эти права
Источник: Martha Davis, Matthew McKay, and Elizabeth Robbins Eshelman, The Relaxation and Stress Reduction Workbook. 1980 New Harbinger Publications, Richmond, California. Теория самоутверждения основана на предпосылке, что у каждого человека есть определенные основные права. К сожалению, с детства нас зачастую приучают к тому, что действовать в соответствии с этими правами нередко социально или морально неприемлемо. Мы в детстве обучены некоторым традиционным правилам, которые остаются с нами, когда мы уже повзрослели, и которые вмешиваются в нашу взрослую жизнь. Эти правила нарушают наши права, и мы вынуждены освобождаться от них. Таблица 6.1 демонстрирует некоторые ваши основные права и догмы, навязанные окружающими. Какое из этих правил вам подходит? Какое вы хотите отвергнуть? Насколько изменится ваше поведение, если вы освободитесь от традиционных правил, которым следуете сейчас?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|