Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

КЛИНИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

Учебно-методический комплекс

Для студентов очной и заочной формы обучения

Направления подготовки 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки «Логопедия»

 

 


ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

от ____.____.2016

Содержание: УМК по дисциплине «Клиника интеллектуальных нарушений» для студентов направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование профиля подготовки «Логопедия» очной и заочной формы обучения.

Автор: Смирнова Марина Валерьевна

Объем 24 стр.

 

Должность ФИО Дата согласования Результат согласования Примечание
Заведующий кафедрой дефектологии и возрастной физиологии Гребнева Н.Н. __.__.2016 Рекомендовано к электронному изданию Протокол заседания кафедры от _ _.2016 № _
Председатель УМК Института психологии и педагогики Акунеева Т.В. __.__.2016 Согласовано Протокол заседания УМК от __.__.2016 № __
Директор ИБЦ Ульянова Е.А. __.__.2016 Согласовано    

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

М. В. Смирнова

 

КЛИНИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

Учебно-методический комплекс

Для студентов очной и заочной формы обучения

Направления подготовки 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки «Логопедия»

 

 

Тюменский государственный университет

 

 

Смирнова М.В. Клиника интеллектуальных нарушений. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. Профиль подготовки «Логопедия». Тюмень, 2016, 24 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Клиника интеллектуальных нарушений» и содержит пояснительную записку, тематический план, необходимые понятия, задания для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Клиника интеллектуальных нарушений [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой дефектологии и возрастной физиологии. Утверждено директором Института психологии и педагогики.

 

 

 

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Гребнева Н.Н., д.б.н., профессор, заведующая кафедрой дефектологии и возрастной физиологии

 

 

© Тюменский государственный университет, 2016.

© Смирнова М.В., 2016.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная программа предназначена для студентов ТюмГУ и разработана в соответствии с ФГОС ВО, учебным планом института и с учетом компетентностного подхода дисциплины «Клиника интеллектуальных нарушений» для студентов высшего профессионального образования. При двухуровневой системе подготовки специалистов программа по «Клинике интеллектуальных нарушений» изучается на первой ступени высшего образования (бакалавриата) с возможностью углубленного изучения данной дисциплины в магистратуре.

В связи с ухудшением состояния окружающей среды, техногенным прессингом, влиянием неблагоприятных социальных факторов увеличивается число мутаций генов и хромосомных нарушений, что приводит к росту числа детей с пороками развития, в т. ч. умственно отсталых. Число тератогенных вредностей с каждым годом растет. Это радиация, продукты промышленной и бытовой химии, загрязнение воздуха, воды и пищи, чистоту которых иногда трудно контролировать, хотя известно, что они оказывают негативный эффект на состояние здоровья будущих матерей. В настоящее время число умственно отсталых детей и подростков составляет до 3% в популяции. Как правило, ими занимаются специальные педагогические учреждения и органы социальной защиты.

Важное значение в работе с такими детьми имеет ранняя диагностика отклоняющегося психомоторного развития, а затем ранее вмешательство, позволяющее стимулировать и выравнивать психофизиологическое развитие ребенка. Современная наука владеет возможностями профилактики умственной отсталости с применением разнообразных приемов пренатальной диагностики. Большая часть отстающих в развитии детей относится к категории легкой степени умственной отсталости. К особенностям развития умственно отсталых относится их повышенная внушаемость, обуславливающая пристрастие к психотропным веществам, наличие неврозов, психозов. Такие дети нуждаются в поддержке, в т. ч. психологической, семейной, педагогическом руководстве с раннего возраста с учетом особенностей их личности, в длительном плановом лечении.

Программа основана на достижениях классической и современной науки, практической деятельности и отвечает требованиям профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров по специальной (коррекционной) педагогике в части медико-биологического обоснования дефектологических дисциплин. Она включает: теоретические основы общих закономерностей роста и развития детского организма; возрастную периодизацию, наследственность и влияние среды на развитие детского организма; развитие регуляторных систем, изменение функций на разных этапах, закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата; анатомо-физиологические особенности созревания мозга; психофизиологические аспекты и становление коммуникативного поведения, речи; индивидуально-типологические особенности ребенка; комплексную диагностику уровня функционального развития, готовности к усвоению программ обучения в специализированных учебных учреждениях, адаптации к социуму.

Учебная дисциплина «Клиника интеллектуальных нарушений» является обязательной общеобразовательной профессиональной дисциплиной в ФГОС 3+, 2015 г. педагогических специальностей и направлений высшего образования и включается в учебные планы в качестве самостоятельного курса в объеме учебных часов.

Цель и задачи дисциплины.

Цель: Формирование знаний и представлений о клинике интеллектуальных нарушений, формах и степенях умственной отсталости у детей.

Задачи дисциплины:

· Овладеть теоретическими знаниями о клинических проявлениях умственной отсталости

· Изучить классификации умственной отсталости.

· Освоить современные методы исследования интеллектуального развития ребенка.

· Изучить особенности поведения умственно отсталых детей.

· Дать знания о методах пренатальной диагностики и раннего вмешательства, медико-генетического консультирования

· Изучить клинику, этиопатогенез, возможности лечении детей с интеллектуальной недостаточностью

· Ознакомить студентов со стратегическими направлениями охраны здоровья, профилактики отклонений психического развития ребенка.

 

- формы контроля - текущий контроль посещаемости занятий, промежуточный контроль тестирования знаний, контрольные работы, итоговый – экзамен.

 

- трудоемкость дисциплины: курс рассчитан на 72 часа, из них аудиторных 36 часов (18 - лекционных и 18 - лабораторных) и 36 часов самостоятельной работы.

 

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Дисциплина «Клиника интеллектуальных нарушений» относится к базовой части профессионального цикла - Б.1.16.

Требования к знаниям, умениям и готовностям студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин обусловлены тем, что дисциплина изучается в 3 семестре, поэтому опирается на общекультурные и общеобразовательные компетенции других медико-биологических дисциплин, изучаемых на 1 курсе – «Возрастная анатомия и физиология», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы генетики». Студенты должны обладать способностью к письменной и устной коммуникации, умением грамотно излагать мысли, иметь необходимый словарный запас и умение им пользоваться, знать структуру и функции организма человека, их возрастные особенности, основы безопасности жизнедеятельности и поведения, анатомо-физиологические основы речи, основные понятия и положения современной генетики и роль генетических факторов в возникновении расстройств речи.

Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

- способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

- способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

- способностью к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...