Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Таблица 7. Междисциплинарные связи дисциплины «Клиника интеллектуальных нарушений»
Содержание дисциплины. Модуль 1. Тема 1. Психопатология и специальная педагогика, их связь в медико-педагогическом комплексе. Понятие об интеллекте и интеллектуальных нарушениях. История развития представлений об умственной отсталости. Распространенность умственной отсталости. Место психопатологии, специальной педагогики в медико-педагогическом комплексе дисциплин. Общепатологический подход к проблеме интеллектуальных нарушений: этиология, патогенез, анатомо-физиологические особенности, клинические симптомы. Эндогенные и экзогенные факторы, влияющие на интеллектуальное развитие ребенка. Тема 2. Медико-генетическое консультирование. Показания к пренатальной диагностике. Диагностика наследственных заболеваний, сочетающихся с умственной отсталостью. Общие принципы диагностики умственной отсталости. Сбор анамнеза. Диагностическая беседа с ребенком. Соматическое и неврологическое обследование. Оценка состояния новорожденного. Оценка развития ребенка. Общий осмотр. Патопсихологическая диагностика. Изучение адаптивных навыков. Нейропсихологические методы исследования. Рентгенологические и электрофизиологические методы, лабораторные биохимические исследования. Ранняя и пренатальная диагностика. Омниоцентез.
Тема 3. Этиология и патогенез различных форм интеллектуальной недостаточности. Классификация форм умственной отсталости. Классификации, основанные на степени тяжести дефекта (Эскироль; М.С. Певзнер); морфологические классификации (П. Яковлев). Нарушения поведения, связанные со структурными изменениями мозга, отсутствием символизации мысли, языка и ручного труда, характерного для дебильности.Классификации, созданные на основе психологических и клинических признаков; этиологические классификации; этиопатогенетические классификации; клинико-физиологические классификации; классификации, созданные с целью социального и педагогического прогноза.Международная классификация болезней (МКБ-10). Классификация Американской Ассоциации специалистов по психической отсталости (шкалы для оценки интеллекта и поведения; классификация Д.Н. Исаева «значительное ограничение настоящего функционирования» - снижение IQ и наличие ограничений в двух и более областях адаптивных навыков. Модуль 2. Тема 4. Клиника генетических и хромосомных расстройств, лежащих в основе интеллектуальных нарушений Клиника и патогенез ведущего нарушения интеллекта. Умственная отсталость при хромосомных болезнях: аномалии аутосом, половых хромосом (синдромы Дауна, Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера, ХУУ и др.). Метаболические олигофрении (фенилкетонурия, гаргоилизм). Смешанные по этиологии формы олигофрении (гипотиреоидные формы, микроцефалия, кретинизм).
Тема 5. Дизонтогении. Влияние вредностей на развивающийся плод (инфекции, интоксикации, травмы, психотравмы). Формы умственной отсталости, обусловленные внутриутробными поражениями (краснуха, сифилис, токсоплазмоз). Перинатальные патологии. Постнатальные органические поражения головного мозга, гидроцефалия. Семейные формы олигофрении. Осложненные формы (психопатологические синдромы). Тема 6. Алкогольный синдром плода. Влияние алкоголизма родителей на потомство. Алкогольная зависимость. Алкогольный синдром плода. Влияние алкоголизма родителей на потомство. Этиология, клиника, патогенез. Последствия родовой черепно-мозговой травмы и асфиксии новорожденных, гемолитическая болезнь.
Модуль 3.
Тема 7. Характеристика форм и степеней умственной отсталости. Раннее выявление детей с психофизиологическими и эмоциональными отклонениями. Формы и степени умственной отсталости. Нарушения процессов ощущения и восприятия, внимания, мышления, речи, памяти. Расстройства чувств, волевые расстройства, самооценка, психомоторика, школьная успеваемость, овладение трудовыми навыками при легкой (дебильность), умеренной (имбецильность), тяжелой (выраженнаяимбецильность), глубокой (идиотия) степени умственной отсталости. Раннее выявление детей с психофизиологическими и эмоциональными отклонениями.Психофизиологическое развитие умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста, подростков. Изменение структуры интеллекта. Физиологические механизмы нарушений поведения. Клиника интеллектуальных нарушений при деменции. Клинические формы деменций (болезнь Альцгеймера, сосудистая деменция). Тема 8. Задержка психического развития, причины возникновения и характеристика детей с ЗПР. Клиника пограничной интеллектуальной недостаточности.Этиология психического инфантилизма. Задержка возрастного созревания отдельных компонентов познавательной деятельности. Синдром раннего детского аутизма. Методика нейропсихологического обследования детей с ЗПР. Экспериментальное психофизиологическое обследование. Выявление типичных симптомокомплексов. Влияние биологических и микросоциальных факторов, социально-культурной депривации на возникновение ЗПР. Характеристика особенностей детей с ЗПР.
Тема 9. Лечебные и педагогические мероприятия на разных возрастных этапах развития детей. Медико-психолого-педагогическое консультирование. Планы практических и семинарских занятий. 1. Систематика форм интеллектуальных нарушений (классификации форм умственной отсталости). Степени умственной отсталости. 2. Медико-генетическое консультирование. Показания к пренатальной диагностике. 3. Этиология и патогенез различных форм умственной отсталости. 4. Дизонтогении. Влияние различных вредностей на развивающийся плод (инфекции, интоксикации и др.). 5. Дизонтогении. Влияние черепно-мозговых травм, психотравм на интеллектуальное развитие ребенка. 6. Интеллектуальные нарушения при различных вариантах деменций. Алкогольный синдром плода. 7. Раннее выявление детей с психофизиологическими и эмоциональными отклонениями. Методы нейропсихологического и психофизиологического обследования. 8. Лечебные и педагогические мероприятия на разных этапах онтогенеза. 9. Коллоквиум по темам семинарских занятий Модуль 1. Тема 1. Распространенность умственной отсталости. Общепатологический подход к проблеме интеллектуальных нарушений: этиология, патогенез, анатомо-физиологические особенности, клинические симптомы. Эндогенные и экзогенные факторы, влияющие на интеллектуальное развитие ребенка.
Тема 2. Общие принципы диагностики умственной отсталости. Сбор анамнеза. Диагностическая беседа с ребенком. Соматическое и неврологическое обследование. Оценка развития ребенка. Общий осмотр. Изучение адаптивных навыков. Нейропсихологические методы исследования.
Тема 3. Изучение классификаций форм умственной отсталости. Международная классификация болезней (МКБ-10). Модуль 2.
Тема 4. Умственная отсталость при хромосомных болезнях и аномалиях аутосом. Метаболические олигофрении. Смешанные по этиологии формы олигофрении.
Тема 5. Формы умственной отсталости, обусловленные внутриутробными поражениями. Перинатальные патологии. Постнатальные органические поражения головного мозга, гидроцефалия. Семейные и осложненные формы олигофрении.
Тема 6. Алкогольный синдром плода. Влияние алкоголизма родителей на потомство. Этиология, клиника, патогенез. Последствия родовой черепно-мозговой травмы и асфиксии новорожденных, гемолитическая болезнь.
Модуль 3.
Тема 7. Формы и степени умственной отсталости. Раннее выявление детей с психофизиологическими и эмоциональными отклонениями.Развитие умственно отсталых детей. Изменение структуры интеллекта. Физиологические механизмы нарушений поведения. Деменции. Клинические формы деменций.
Тема 8. Клиника и этиология психического инфантилизма. Методика нейропсихологического и психофизиологического обследования детей с ЗПР. Выявление типичных симптомокомплексов. Характеристика особенностей детей с ЗПР.
Тема 9. Коллоквиум.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|