Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные принципы построения модели «М» (ФРМС)




И МОДЕЛЬНЫЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОГО СООТНОШЕНИЯ ТИПОВ В ОБЩЕСТВЕ

 

Существует много различных подходов в интерпретации соционической модели типа личности, построенной А.Аугустинавичюте на основе теории информационного метаболизма, типологии Юнга-Майерс и теории бессознательного З.Фрейда. Каждый подход имеет свою ценность и служит определенной цели, но возможности модели «А» не исчерпываются анализом типных качеств. Они также позволяют отражать квадральные и соционные механизмы эволюции социума - как структурные, так и функциональные. Эти подходы позволяют интерпретировать особенности поведения соционических квадр, социальных групп и общностей, а такжехарактер социальных процессов. Я хочу предложить вниманию читателей еще один подход к интерпретации универсальной модели энергоинформационного метаболизма, а также логический инструментарий, объясняющий социальные позиции типов и закономерности их количественных соотношений в обществе

 

Часть 1

 

Модель «М» или функционально-ролевая модель социона (ФРМС)

Модель «М» (сокращенное название - ФРМС)создана на базе модели ЭИМ (энергоинформационного метаболизма), теории квадр и системы интертипных отношений. Это новая модификация модели ЭИМ, используемая применительно ко всему социуму и определяющая социальные позиции каждого типа личности. Построенная по структурным принципам модели ЭИМ, предлагаемая модель «М», имеет много общего с кольцевой моделью «А», но ее ориентация на процессы социальной динамики вносит определенные различия в интерпретацию. Модель «М» по-новому отражает и глубже раскрывает социальные роли типов и механизмы интертипных отношений, поскольку позволяет интерпретировать их в новых аспектах, в зависимости от их позиций в этой модели.

В динамической модели «М» могут рассматриваться типы личности и типы оргструктур (включая государственные) имеющие различные характеристики и с присущими им различными процессами социальной динамики. Поэтому, модель «М» может трактоваться не только как функционально-ролевая модель социона, но и несколько шире - как соционическая энергоинформационная модель развития общества. В ней отражены два основных социальных механизма развития – социальный заказ и социальная ревизия, которые связаны между собой законом единства и борьбы противоположностей и проявлены в 16-и энергоинформационных этапах. При этом любой соцзаказ (в целом) больше обеспечивает эволюцию, а любая соцревизия – инволюцию.

По своей сути социальный заказ ставит новые цели и выполняет соответствующие им задачи, а социальная ревизия притормаживает процесс эволюции, заставляя пересматривать результат и исправлять ошибки. При этом нужно также учитывать, на какой стадии эволюции находится общество. Например, в процессе инволюции социальный контроль жестче, чем в процессе эволюции.

Применение модели «М» в управленческом консультировании, соционических и социологических исследованиях позволит получать новый материал для анализа и прогнозов. Эта модель поможет по-новому взглянуть на социальные функции и характеристики типов личности и открыть новый пласт взаимоотношений, а также оценить потенциальные возможности и способности различных социотипов в процессе социализации, степень их социальной активности, их способность тем или иным способом влиять на ход исторических событий, эволюцию и прогресс общества. А если экстраполировать эту модель на более глобальные процессы, с ее помощью можно будет рассматривать позиции, роли и взаимодействие не только типов личности и типов коллективов или государств, но и типов целых исторических периодов развития общества. Это возможно потому, что каждый коллектив, государство или исторический период имеют интегральные типные характеристики, моделируемые по преобладанию определенных дихотомических признаков.

Данный подход базируется на том, что эволюция индивида и социума как открытых системы подчиняется определенным закономерностям, в первую очередь тем, которые связаны с понятиями энергии и информации. Какие же механизмы являются двигателями энергии и информации?

Сбалансированность информационных и энергетических уровней различных социальных подструктур в локальном и глобальном социумах не способствуют эволюционной динамике, поскольку всякий баланс постепенно приводит к затуханию процесса. Эволюционной динамике способствует наличие элементов противодействия, несбалансированности, противоречивости и дисгармоничности.

Анализ соционических отношений позволяет сделать вывод, что процессам социальной динамики наиболее адекватны не квадральные взаимодействия (т.е. тип информационных отношений у группы индивидуумов с близкими жизненными ценностями), а асимметричные отношения соцпрогресса, а именно: отношения социального заказа и социальной ревизии. Эти два вида отношений являются основными движущими механизмами соцпрогресса. В случае соцзаказа, один тип личности – ведущий, задающий программу действий, а второй – ведомый; в случае соцконтроля – один также ведущий, ревизующий и корректирующий действие ведомого, а второй – подконтрольный, вынужденный выполнять заданную ему программу.

Таким образом, определенные типы личности и запускаемые ими механизмы социально активных отношений заказа и контроля, являются основными двигательными рычагами эволюции общества. Они обеспечивают энергоинформационный обмен в предлагаемой комплексной модели социального развития. Принципы ЭИМ здесь те же, что и в модели «А», только вместо элементов ЭИМ в 8-и позициях каждой из этих составных моделей расположены типы личности. Они задают энергоинформационный обмен от позиции к позиции модели с помощью эволюционных и инволюционных отношений заказа и ревизии.

Процесс начинается с программатора первой квадры – типа ИЛЭ и его внутриквадрального корректора, зеркального типа - ЛИИ по цепочке социального заказа и ревизии от типа к типу, в соответствии с основными принципами движения энергии по позициям в модели «А». В результате каждый тип занимает соответствующую позицию. Кроме типов личности здесь можно рассматривать также любые типы оргструктур как элементы энергоинформационного обмена.

От чего зависит расположение типов в тех или иных позициях ФРМС? Суть в том, что эволюционные и иные изменения, влияющие на социальные процессы, инициируются теми представителями социума, чей информационный и энергетический потенциал выше, чем у других типов. Это – формальные и неформальные лидеры (часто харизматические) любых социальных групп и государств. Они – основные двигатели соцпрогресса, потому что, чем выше общий энергоинформационный потенциал у типа ЭИМ, тем больший вклад он может внести в развитие общества. Степень такого влияния у различных социотипов не одинакова и зависит от особенностей их собственных моделей ЭИМ. Благодаря этим особенностям лидирующие типы занимают ведущие позиции в предлагаемой функционально-ролевой модели социального развития, а от них выстраиваются цепочки их подзаказных и подревизных связей. Особенно сильно влияют на социум типы, расположенные в блоке «Эго» ФРМС (соответственно, в блоке «Эго» модели основного эволюционного соцпрогресса).

Дальнейший анализ механизмов передачи социальных программ в данной модели от типов к типам, с которым вы подробнее ознакомитесь позже, позволяет сделать два вывода. Во-первых: энергоинформационный потенциал и социальная позиция шестнадцати типов ЭИМ взаимообусловлены и зависят от позиций, которые они занимают в модели ФРМС. Во-вторых: количественное представительство шестнадцати типов энергоинформационного обмена в глобальных социальных общностях не одинаково. Природа продуцирует больше тех типов, которые наиболее эффективно способны влиять на социальные процессы.

 

основные принципы построения модели «М» (ФРМС)

Модель «М» построена по основным принципам энергоинформационного метаболизма кольцевой модели «А», поэтому кратко остановимся на основных положениях, изложенных А. Аугустинавичюте и дополненных коллегами из киевской школы социоников, а также авторской интерпретацией. Итак, модель ЭИМимеет два кольца движения информации:

Ментальное (сознательно управляемое) кольцо:

1-я позиция - программно-стратегическая (целевая, накапливающая информацию и формирующая задачи);

2-я позиция - реализационно-тактическая (средства, методы, способы достижения цели);

3-я позиция - ситуативно-мобилизационная (ролевая, но неадекватно проявляющаяся);

4-я позиция - инертная (нормативно-консервативная, «черно-белая», оценивающая, резервная).

Витальное (стихийно-управляемое) кольцо:

5-я позиция - потребностно-ориентированная (пассивная, направляемая и внушаемая);

6-я позиция - активационно-исполнительная (ждущая импульса извне, помощи и поддержки, без этого выжидающе-пассивная);

7-я позиция - ситуативно-контролирующая (игноративная, не воспринимающая чужой программы и следящая за выполнением другими своей собственной);

8-я позиция – ситуативно-демонстративная (импульсивно-продуктивная, выполняющая свою программу на автопилоте).

Энергоинформационный обмен между элементами ЭИМ, находящимися в определенных позициях модели «М», осуществляется в том же порядке, что и в кольцевой модели «А». При этом наиболее сильными в энергоинформационном отношении являются: 1-я программная и 2-я реализационная функции модели «М». Это – блок «Эго» социона, по аналогии с блоком «Эго» модели ЭИМ.

Модель «М» отражает два основных механизма развития социума: механизм социального заказа и механизм социального контроля или ревизии (коррекции). Они проявлены в двух видах соцпрогресса: эволюционном и инволюционном. Каждый из них, в свою очередь, делится на две ветви, соответствующие двум уровням ФРМС: ведущую ветвь - ментальную и дополняющую - витальную.

Экстраполируем 16 типов личности (8 эволюторов и 8 инволюторов) на эволюционную и инволюционную, соцзаказную и соцревизную составные части общей интегральной модели «М» (см. рис 2), которые можно также рассматривать и как четыре отдельные модели: эволюционного заказа, инволюционного заказа, эволюционного контроля и инволюционного контроля. Каждый тип личности займет соответствующую позицию в этих моделях.

Социальный заказ или контроль передается в ФРМС по энергоинформационным цепочкам подобно тому, как движется энергия и информация по позициям модели «А» от первой позиции модели до последней, сначала - в ментальном кольце модели, затем в витальном. При этом каждая позиция ФРМС символизирует входящие в нее типы личности в их ментальном (внешнем, ведущем) и витальном (внутреннем, ведомом) положениях в социуме.

Как известно в соционике, цепочку основного эволюционного заказа и ревизии начинает главный программатор социона - тип ИЛЭ, в силу своих типных особенностей (он - интуитивный экстраверт первой квадры, поэтому является ведущим эволютором).

Представим себе цепочки соцзаказа и соцконтроля, начинающиеся с этого типа ЭИМ, находящегося в первой позиции эволюционных моделей - соцзаказной и соцревизной. Дальнейшее движение энергии и информации происходит от первой позиции ко второй, к подзаказному или подревизному типа ИЛЭ, которые, естественно, займут вторую позицию в соответствующих моделях заказа и контроля. Дальше цепочка продолжается, как и в модели «А» - по кольцу, согласно с основными законами движения энергии и информации – от второй позиции к третьей, от третьей к четвертой, и т.д. По-другому здесь никак нельзя выстроить типы, чтобы они вписывались в позиции модели, согласно их корреляциям с квадрами и последовательно выстроенным цепочкам заказа и ревизии.

Получается следующая картина (см. рисунок 2): Первый тип модели «М» – тип ИЛЭ передает соцзаказ с первой позиции модели на вторую - типу ЭИЭ, поскольку именно этот тип является подзаказным у ИЛЭ. Таким образом, основным реализатором в соционе становится тип ЭИЭ, который, в свою очередь, передает заказ на третью позицию модели - типу СЭЭ, а СЭЭ – на четвертую, типу ЛСЭ. На этом заканчивается первая цепочка ведущего эволюционного заказа, проявленного на ментальном уровне модели.

Таким образом, получаем ментальное кольцо соцзаказа эволюторов: ИЛЭ-ЭИЭ-СЭЭ-ЛСЭ и ментальное кольцо эволюционного соцконтроля: ИЛЭ-ЛСИ-СЭЭ-ЭИИ (на том же рисунке ниже).

Параллельно эволюционным составным частям модели «М» на рис.2 показаны инволюционные. Ведущим инволютором является второй интуитивный тип первой квадры – ЛИИ, являющийся внутриквадральным зеркальным корректором главного программатора социона ИЛЭ. Ментальное кольцо соцзаказа инволюторов: ЛИИ-СЛИ-ЭСИ-ИЭИ, а ментальное кольцо соцконтроля инволюторов - ЛИИ-ИЭЭ-ЭСИ-СЛЭ.

На витальном уровне также выстраиваются соответствующие цепочки соцзаказа и соцконтроля, начиная с витальных программных седьмых позиций, с которых информация передается на витальные реализационные восьмые позиции, затем - на корректирующие пятые позиции и заканчивается резервно-активационными шестыми позициями. Витальное кольцо заказа коэволюторов открывает самый миролюбивый и дипломатичный представитель первой квадры – тип СЭИ. От него выстраивается цепочка заказа коэволюторов: СЭИ-ЛСИ-ИЛИ-ЭИИ. Тип СЭИ начинает также и витальное кольцо контроля коэволюторов: СЭИ-ЭИЭ-ИЛИ-ЛСЭ.

Витальное кольцо заказа революторов начинается с самого радикально настроенного типа первой квадры – ЭСЭ. От него выстраивается цепочка заказа революторов: ЭСЭ-ИЭЭ-ЛИЭ-СЛЭ, а витальное кольцо контроля, соответственно: ЭСЭ-СЛИ-ЛИЭ-ИЭИ.

На рисунке 2 жирным шрифтом выделены эволюционные модели, а параллельно им (курсивом) – инволюционные. На этом же рисунке ниже показаны аналогичные кольца соцконтроля.

Интегральная функционально-ролевая модель социона (модель «М»), состоящая из четырех составных частей – моделей, в первом приближении имеет следующий вид:

Рис.2

 

1- Модель эволюционного соцзаказа 2- Модель инволюционного соцзаказа
1 - ИЛЭ - 2 – ЭИЭ -   1- лии 2 – иэи -
4 - Лсэ – 3 – СЭЭ -   4 – сли 3 – эси -
6 – эии – 5 – или -   6 - иээ 5 – ЛИЭ -
7 – сэи – 8 – лси -   7 - эсэ 8 - СЛЭ -
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...