Каким он был в жизни? Сообщение ученика.
Задание классу: Записать в тетрадь качества характера Н. Заболоцкого. На что-то статуарное намекает и название первой книги стихотворений - «Столбцы». В это слово, говорил он, я вкладываю понятие дисциплины, порядка, хотя в книге разыгрывается апофеоз абсурда. Порядок, собранность, целесообразность - грани параллепипеда. Он даже гулять не любил без цели. Душевный расхлябанности не знал и не терпел в близких. Партикулярная внешность, застёгнутая на все пуговицы. Поэт, работавший на каторге чертежником. Да и потом, до конца жизни, держал под рукой рихтеровскую готовальню на случай повторного ареста. Это была сдержанная, несуетная натура. Самообладание выручило его во время пыток: никого не предал, не оговорил. Самообладание на грани срыва - пыточные допросы закончились психбольницей. Жизнь — инфарктом. Физическое здоровье ему досталось от предков, крестьян Вятской губернии. Отец - агроном, имевший научные понятия в сельском хозяйстве, -любил поразмышлять вслух о загадочных вопросах бытия, или, как шутили дома, «о вечности и бесконечности». Эти общие интересы передались сыну. Литературное наследие Н. Заболоцкого невелико, но за каждой его строкой — образ сдержанного, не терпящего никакой позы, требовательного к себе, верного своим убеждениям, немного иронического, проникновенного человека. В каждой строке его стихов видится упорная работа мысли, преодоление страданий и сомнений. Недаром в одном из своих писем он писал: «Стихотворение подобно человеку - у него есть лицо, ум и сердце». Он достиг той цели, к которой стремился на протяжении всего творчества - он создал книгу, продолжившую великую традицию философской лирики. И эта книга заняла достойное место в сокровищнице классической литературы. Он имел полное право написать:
О, я недаром в этом мире жил! И сладко мне стремиться из потёмок, Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок, Доделал то, что я не довершил. 3. Заболоцкий в воспоминаниях современников. (Раздаётся листок на каждую парту.) Именно таким же человеком, как и его стихотворения, умным, с богатым духовным миром предстаёт перед нами Николай Алексеевич Заболоцкий в воспоминаниях современников. Учащиеся читают воспоминания современников. В. А. Каверин: «Совсем не похож на свои портреты, на те, какими его представляют. Он был непроницаемым. От него веяло какой-то особенной чистотой и благородством. Была в нём даже некоторая важность, выражавшая сознание высокой миссии поэта, к которой он относился с глубокой ответственностью. Он не признавал снобизма, наигранности и лицемерия. Всегда откровенно прямой, он никогда не кривил душой, не писал о том, в чём сам не был убеждён. Он был сдержан, молчалив. Всё, что он делал, было проникнуто глубоким достоинством поэта. Даже для самых слепых или по меньшей мере близоруких уже и тогда в стихах Заболоцкого был виден не только острый и оригинальный талант, но талант социально направленный - вот что крайне важно отметить. Лучшие стихи тех лет, вошедшие в последнее, составленное им самим незадолго до смерти собрание, - это стихи против подлости, против косности в быту и сознании. Размышляющие глаза Заболоцкого видны за его стихами, читая их, вы неизменно встречаете этот почти в упор направленный взгляд. Поэзия его поучительна, потому что она основана на требованиях высокого разума. И в этой поучительности отчётливо видны классические традиции русской литературы». П. Г. Антокольский: «Николай Алексеевич поражал с самого начала своим поэтическим обликом: очень молодой, скромный, физически здоровый, коренастый и застенчивый, в очках, в аккуратной синей пиджачной паре, - скорее всего, он был похож на только что кончившего курс студента, работающего над дипломом».
- На что обращают внимание близко знавшие Н. Заболоцкого люди? Каким представляете себе поэта? Самостоятельное знакомство учащихся с фактами биографии Н. А. Заболоцкого по учебнику, а затем пересказ. III. Знакомство со стихотворениями Н. Заболоцкого. 1. «Не позволяй душе лениться!» а) Выразительное чтение стихотворения учителем. б) Беседа по вопросам. - Прочтите первое четверостишие. В них намечена тема стихотворения. О чём оно? (Стихотворение писал смертельно больной человек. Они говорят не о бренности земного бытия, а об огромном смысле существования человека на земле). - Почему Заболоцкий читает, что нельзя изменять самому себе. Как вы это понимаете? (Поэт считает, что человек - это тот, кто постоянно заставляет свою душу трудиться, кто в ладу со своей совестью, кто никогда не изменит себе самому и верен высоким нравственный ценностям.) - Как вы понимаете метафору: «труд души»? (Душа уподоблена человеку: её нужно держать в узде, не позволять «ей спать в постели при свете утренней звезды», ей нужно не давать покоя, «чтоб жить с тобой по человечье // училась заново она». По сути речь идёт о непрерывном, самоотверженном, но и радостном труде поэта, да и всякой творческой личности вообще.) - С помощью каких поэтических приёмов Заболоцкий делает наглядной свою мысль? (Метафоры, метонимия, устойчивые выражения, бытовая лексика) Птичий двор». а) Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником. б) Беседа: -Какое настроение — весёлое и грустное - вызывает чтение данного стихотворения? -Докажите, что произведение юмористическое. -Над какими человеческим качествами иронизирует поэт? -Прочитайте последнее четверостишие. Каков его философический подтекст? Определите тему стихотворения. Задание. Найдите примеры звукописи в данном стихотворении. Что, по-вашему, даёт такая звукозапись? СкаЧет, свищет и бормоЧет Многоликий птиЧий хор, То могуЧий грянет коЧет, То индеек взвизгнет хор.
Или: ПереПонки красных лапок Ставят утки на Песок.
Или: ЖдУт, безУмные, покУда РаСпроСтятся С головой. (Аллитерация здесь не несёт особой смысловой нагрузки, но она придаёт стихотворению музыкальное своеобразие, какое-то изящество и подчёркивает его шутливый характер).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|