Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Каким он был в жизни? Сообщение ученика.

Задание классу: Записать в тетрадь качества характера Н. Заболоцкого.

На что-то статуарное намекает и название первой книги стихотворе­ний - «Столбцы». В это слово, говорил он, я вкладываю понятие дисцип­лины, порядка, хотя в книге разыгрывается апофеоз абсурда.

Порядок, собранность, целесообразность - грани параллепипеда. Он даже гулять не любил без цели. Душевный расхлябанности не знал и не терпел в близких. Партикулярная внешность, застёгнутая на все пуговицы. Поэт, работавший на каторге чертежником. Да и потом, до конца жизни, держал под рукой рихтеровскую готовальню на случай повторного ареста.

Это была сдержанная, несуетная натура. Самообладание выручило его во время пыток: никого не предал, не оговорил. Самообладание на грани срыва - пыточные допросы закончились психбольницей. Жизнь — инфарктом.

Физическое здоровье ему досталось от предков, крестьян Вятской гу­бернии. Отец - агроном, имевший научные понятия в сельском хозяйстве, -любил поразмышлять вслух о загадочных вопросах бытия, или, как шутили дома, «о вечности и бесконечности». Эти общие интересы передались сы­ну.

Литературное наследие Н. Заболоцкого невелико, но за каждой его строкой — образ сдержанного, не терпящего никакой позы, требовательного к себе, верного своим убеждениям, немного иронического, проникновенно­го человека. В каждой строке его стихов видится упорная работа мысли, преодоление страданий и сомнений. Недаром в одном из своих писем он писал: «Стихотворение подобно человеку - у него есть лицо, ум и сердце».

Он достиг той цели, к которой стремился на протяжении всего творче­ства - он создал книгу, продолжившую великую традицию философской лирики. И эта книга заняла достойное место в сокровищнице классической литературы. Он имел полное право написать:

О, я недаром в этом мире жил!

И сладко мне стремиться из потёмок,

Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,

Доделал то, что я не довершил.

3. Заболоцкий в воспоминаниях современников. (Раздаётся листок на каждую парту.)

Именно таким же человеком, как и его стихотворения, умным, с бога­тым духовным миром предстаёт перед нами Николай Алексеевич Заболоц­кий в воспоминаниях современников.

Учащиеся читают воспоминания современников.

В. А. Каверин: «Совсем не похож на свои портреты, на те, какими его представляют. Он был непроницаемым. От него веяло какой-то особенной чистотой и благородством. Была в нём даже некоторая важность, выражав­шая сознание высокой миссии поэта, к которой он относился с глубокой от­ветственностью. Он не признавал снобизма, наигранности и лицемерия.

Всегда откровенно прямой, он никогда не кривил душой, не писал о том, в чём сам не был убеждён. Он был сдержан, молчалив. Всё, что он де­лал, было проникнуто глубоким достоинством поэта.

Даже для самых слепых или по меньшей мере близоруких уже и тогда в стихах Заболоцкого был виден не только острый и оригинальный талант, но талант социально направленный - вот что крайне важно отметить. Луч­шие стихи тех лет, вошедшие в последнее, составленное им самим незадол­го до смерти собрание, - это стихи против подлости, против косности в бы­ту и сознании. Размышляющие глаза Заболоцкого видны за его стихами, читая их, вы неизменно встречаете этот почти в упор направленный взгляд. Поэзия его поучительна, потому что она основана на требованиях высокого разума. И в этой поучительности отчётливо видны классические традиции русской литературы».

П. Г. Антокольский: «Николай Алексеевич поражал с самого начала своим поэтическим обликом: очень молодой, скромный, физически здоро­вый, коренастый и застенчивый, в очках, в аккуратной синей пиджачной паре, - скорее всего, он был похож на только что кончившего курс студен­та, работающего над дипломом».

- На что обращают внимание близко знавшие Н. Заболоцкого люди? Каким представляете себе поэта?

Самостоятельное знакомство учащихся с фактами биографии Н. А. Заболоцкого по учебнику, а затем пересказ.

III. Знакомство со стихотворениями Н. Заболоцкого.

1. «Не позволяй душе лениться!»

а)      Выразительное чтение стихотворения учителем.

б)      Беседа по вопросам.

- Прочтите первое четверостишие. В них намечена тема стихотворения. О чём оно?

(Стихотворение писал смертельно больной человек. Они говорят не о бренности земного бытия, а об огромном смысле существования человека на земле).

- Почему Заболоцкий читает, что нельзя изменять самому себе. Как вы это понимаете?

(Поэт считает, что человек - это тот, кто постоянно заставляет свою душу трудиться, кто в ладу со своей совестью, кто никогда не изменит себе самому и верен высоким нравственный ценностям.)

- Как вы понимаете метафору: «труд души»?

(Душа уподоблена человеку: её нужно держать в узде, не позволять «ей спать в постели при свете утренней звезды», ей нужно не давать покоя, «чтоб жить с тобой по человечье // училась заново она». По сути речь идёт о непрерывном, самоотверженном, но и радостном труде поэта, да и всякой творческой личности вообще.)

- С помощью каких поэтических приёмов Заболоцкий делает наглядной свою мысль?

(Метафоры, метонимия, устойчивые выражения, бытовая лексика)

Птичий двор».

а)      Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

б)      Беседа:

-Какое настроение — весёлое и грустное - вызывает чтение данного стихотворения?

-Докажите, что произведение юмористическое.

-Над какими человеческим качествами иронизирует поэт?

-Прочитайте последнее четверостишие. Каков его философический подтекст? Определите тему стихотворения.

Задание. Найдите примеры звукописи в данном стихотворении. Что, по-вашему, даёт такая звукозапись?

СкаЧет, свищет и бормоЧет

Многоликий птиЧий хор,

То могуЧий грянет коЧет,

То индеек взвизгнет хор.

 

Или: ПереПонки красных лапок

Ставят утки на Песок.

 

Или: ЖдУт, безУмные, покУда

РаСпроСтятся С головой.

(Аллитерация здесь не несёт особой смысловой нагрузки, но она при­даёт стихотворению музыкальное своеобразие, какое-то изящество и под­чёркивает его шутливый характер).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...