Русская старина. Народные песни. (8 класс)
Цель: народные песни как жанр фольклора, дать понятие об обрядовых и необрядовых песнях. Методические приёмы: рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся, сообщения. Словарная работа: фольклор, обрядовые и необрядовые песни, образ - символ, импровизация. Ход урока. I. Слово учителя. Наша русская культура уходит корнями в глубокую древность. В этом вы можете убедиться, посетив краеведческий музей, где собраны предметы быта и произведения живописи ушедших веков. Об ушедшей культуре, памятниках старины нам рассказывают многие художественные произведения, памятники древности - сохранившиеся храмы, монастыри, руины исторических построек и многое другое. Не зная истории прошлого нельзя познать настоящее. Мы с вами в 5 - 7 классах знакомились со многими сказками, былинами, загадками, пословицами, поговорками. II. Работа по учебнику В вашем учебнике есть удивительный очерк А.Н. Толстого Земля «Оттич и Дедич» (заранее подготовленный ученик читает очерк). -О каком главном наследии прошлого говорит А.Н. Толстой? -Как вы думаете, какова цель написания этого очерка? -Докажите, что фольклор выполняет не только развлекательную, но и воспитательную роль, отражает новый ум, смекалку, нравственное самосознание (гордость, чувство собственного достоинства). III. Роль народной песни в русском фольклоре. Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни. Звучат песни в исполнении Р. Руслановой, Н. Кадышевой, Н. Бабкиной (на усмотрение учителя). - Понравились ли вам песни? В чем, на ваш взгляд, их особенность? (Они жизненные, напевные, задевают душу человека, текст и музыка непрерывно связаны между собой, так как выражают чувства, мысли, настроение народа).
IV. Сообщение учащегося о народных песнях. Ученики в тетради составляют краткие тезисы и ответы на вопросы: -В чем покоряющая душу сила народной песни? -Что является предметом изображения в народных песнях? -На какие группы делятся народные песни? -Почему народные песни используются в литературе и других Слово учителя. Народные песни в отличие от былин, исполнявшихся обычно сказателями, паломниками, странниками, создавались самыми разнообразными людьми в минуты, когда душевные переживания, потрясения требовали выражение в словах и мелодии. Незаписанные песни передавались от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, при этом шлифуясь и изменяясь. Среди множества безвестных певцов иногда появлялись талантливые народные поэты и исполнители. V. Сообщения учащихся 1. Слушаем сообщение учащегося о поэтессе, авторе и хранительнице народных песен, плачей простой крестьянке Ирине Андреевне Федосовой (1831-1899) (Материал взят из книги «Читаем, думаем, спорим...», 8 класс). (Учащиеся были тронуты рассказом М. Горького «Вопленица». Они, возможно, впервые задумались о красоте, глубине содержания, чистоте народных песен. Из глубине веков песня донесла нам память о людях, их жизни, переживаниях). 2. Сообщение учащегося «Как сложили песню» (материал предложен в книге «Читаем, думаем, говорим...», 8класс). Учащиеся отвечают на вопросы - размышления, предложенные после рассказа М. Горького: -Какие переживания героинь рассказа вылились в песне? -Почему им захотелось сложить песню? -О чем грустят женщины, о чём мечтают? Как их мечты, выраженные в песне, соотносятся с обыденной жизнью, воспроизводимой писателем? -Какие строки сочинила Устинья, а какие горничная? Как вы это объясните?
-По каким признакам вы отнесете эту песню к народной? VI. Слово учителя. Так, что отличает лирическое произведение это эпоса и драмы? Песни лирические, по словам В.Г. Белинского - это простодушное излияние горя или радости сердца в тесном или ограниченном кругу общественных или семейных отношений. Это или жалоба женщины, разлученной с милым сердца и насильно выданной за нелюбимого и постылого, тоска по родине, заключающейся в родном доме и родном селе, ропот на чужбины, на варварское отношение мужа и свекрови. Если герой наших песен мужчина, тогда - воспоминание о милой, ненависть к жене, или ропот на горькую долю молодецкую, или звуки дикого, отчаянного веселия - насильственный, мгновенный выход из рвущей души тяжелой тоски. В эпических произведениях авторы создают более или менее сложные картины жизни, изображают событие и человеческие характеры. Драма предназначена для постановки на сцене, она требует совместной работы актеров, режиссеров, художников, осветителей, музыкантов.). - Кто мог быть героем народных песен, от чьего лица они исполнялись? (Ещё в колыбели детей убаюкивали песнями, подрастая, сами учились напевать, то есть было время, и не такое уж и далекое, когда вся жизнь русского человека от рождения и до смерти сопровождалась песней. Русская народная песня - произведение коллективное. Пели песни в радости и в горе. Песня могла петься для себя и про себя, занимаясь одновременно какой - либо неторопливой, монотонной работой. Русские народные песни делятся на обрядовые и необрядовые). - Назовите обрядовые песни. (Свадебные песни, проводы в армию, праздник первой борозды и многие другие). Самая совершенная форма обрядовой песни - русская свадьба, где у каждого из действующих лиц - невесты, жениха, свахи, дружки - свои «роли», создававшиеся народом веками. VII. Анализ поэтики свадебной песни. (Текст песни у каждого ученика). - На какие части условно можно разделить данный текст? (на 3 части: Смелый Иван через речку переходит; Наташеньку через речку переводит; разговор Наташи с Иваном после встречи). - Как построена песня с позиции содержания? (Эта песня свадебная, в ней повествуется об Иване и Наташе, которые раньше жили порознь. Народ в песне славит жениха, любуется им за его смелость, нежные чувства к любимой Наташеньке. В песне славят и Наташу за её искренние чувства к родимому батюшке и родимой матушке, конечно, теперь мне и «милешенек»).
- Какой нравственный идеал жениха рисуется в песне? (Смелый, находчивый, умеет найти выход из любой ситуации, притом очень нежный, любящий, с таким человеком легко будет идти по жизни). - Какие поэтические особенности в песне можно выделить? (При описании жениха использовано очень много глаголов: значит жених - человек деятельный, трудолюбивый. Много слов с уменьшительно - ласкательным суффиксом: «пуговки», «ниточка», «милешенек», «батюшка», «матушка». Много повторов: «лежала», «ходит, переводит», «поцелует» и другие. Вопросы Ивана носят риторический характер: «Скажи мне, Наташа, всю правду, свою: кто тебе, Наташа, из роду мил?»). - Какой отклик в душе слушателей находит эта песня? (учащиеся на этот вопрос дома дают письменный ответ) Домашнее задание. 1.Завершить анализ песни. 2.Выучить любую песню наизусть (для пения или чтения). 3.Индивидуальное задание - сообщение «Русская историческая песня».
План-конспект изучения теории литературы. Пролог. Жанры. (9 класс) Содержание урока 1. Чтение «Пролога»: а) восстановление в памяти учащихся содержания учебников пятого—восьмого классов; б) в результате чтения ученики должны четко представить, какова цель «самозахвата». 2. Чтение статьи в учебнике «Повторение пройденного. Жанры». Беседа по ходу чтения: а) жанры фольклора; работа в тетради: рисунок-схема «Фольклорное дерево»; б) различия фольклора и литературы; в) общие жанры для фольклора и литературы. 3. Конкурс пословиц фольклорного и литературного происхождения или викторина «Происхождение пословиц» (учащиеся определяют фольклорные и литературные истоки пословиц). 4. Учащиеся приводят примеры, когда устное народное творчество становится материалом для литературного произведения. Затем отвечают на вопрос: «Может ли литературное произведение стать фольклорным?»
Домашнее задание (дифференцированное): 1. Жанры фольклора. 2. Литературные жанры. 3. Сказка народная и литературная. 4. Пословицы из басен Крылова: фольклор или литература? 5. Составить памятку-схему «Приметы жанра...»: сказки, былины, лирического стихотворения, басни, рассказа, романа.
План-конспект изучения драматического произведения. Мольер. «Тартюф» (9 класс) Содержание урока 1. Рассказ учителя: «Нелегкие судьбы литературных произведений». Чтение статьи «Мольер» в учебнике. 2. Самостоятельное чтение первого и второго прошений королю с последующими ответами на вопросы о теме произведения, месте действия и выборе героев. 3. Обсуждение проблемы объективного и субъективного смыслов произведения. 4. Анализ комедии Мольера «Тартюф». Два варианта выполнения (по усмотрению учителя): а) комментированное чтение предисловия, затем анализ произведения; б) анализ произведения, выявление характерных черт литературного направления, эпохи; приемы и способы создания образов героев, авторское отношение к ним; сравнение предисловия с полученными выводами и результатами. 5. Просветительский реализм. Чтение статьи учебника «Просветительский реализм» и ответы на вопросы. Творческий практикум «Анализ произведения в аспекте художественного метода». Домашнее задание: прочитать произведения Гёте или Шиллера (по выбору учащихся); написать сочинение-размышление «Можно ли считать Митрофанушку «вечным» образом?».
План-конспект изучения лирического произведения. Русская литература XIX века. «Золотой век» русской литературы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|