Работа над стихотворением «Журавли».
а) Выразительное чтение учителем. б) Беседа по вопросам. - Стихотворение «Журавли» заключает в себе прямой и переносный смысл. В чём вы видите прямой смысл стихотворения? Задание. А что касается переносного, то он связан с трагедиями жизни и бессмертием высокого человеческого духа, с наследованием лучших человеческих качеств каждым приходящим на землю поколением. Случилось несчастье: убит вожак «немногочисленного народа». Но природа, таящая в себе жизнь и смерть, «искупает собственное зло». Покажите как. - Какие слова свидетельствуют о том, что в стихотворении речь идёт и не столько о журавлях, сколько о людях? Домашнее задание. Выучить наизусть понравившееся стихотворение Н. Заболоцкого.
План-конспект изучения драматического произведения. Формирование характера Петра Гринева. Разбор I и II глав. (8 класс) Цель: определить жанровые особенности произведения; проследить по тексту этапы формирование характера Петра Гринева. Методические приемы: аналитическая беседа, сжатый пересказ содержания глав. Теория: мемуары, жанр, сюжет. Словарная работа: долг, честь, достоинство, ирония. Наглядность и оборудование: демонстрационный материалы по литературе для VII класса. М., «Просвещение», 1971; диафильм «А.С.Пушкин»; Художественный текст любого издания. Ход урока. На уроке рассматриваются I и II главы повести «Капитанская дочка». I. Проверка домашнего задания. 5-6 учащихся читают сочинения - миниатюры, остальные дают свою оценку, определяют достоинства и недостатки. П. Слово учителя. В критической литературе неоднократно взыскивались разные мнения о произведении Пушкина: одни видели в нем повествование о двух влюбленных, другие - лишь изображение Пугачева и пугачевского восстания, третьи этапы духовного становления молодого человека, на жизненном мути которого постоянно возникает проблема выбора чести: кто прав? Мы постараемся ответить на все эти проблемы - вопросы в ходе изучения произведения. Также до сих пор нет единства в определении жанра произведения. Что это - повесть? роман? исторический роман? семейные записки? хроника? мемуары? (учащиеся зачитывают из словариков определения данных литературоведческих терминов).
«Капитанская дочка» с полным правом можно назвать и романом, и повестью. Действительно, такие определения в литературоведении существуют. Но можно ли говорить о ней как об историческом романе, семейных записках или мемуаров? Наверное, в строгом смысле слова «Капитанская дочка» не является ни хроникой, не мемуарами, так в произведении есть художественный вымысел. Но она написана в форме воспоминаний, семейных записок, показывает былые судьбы, жизнь частных людей, вместе с тем даны изображения исторического события и исторических лиц (вроде Емельяна Пугачева и Екатерины II), а потому содержит в себе особенности всех названных жанров. Но все же это повесть. В ней тесно переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий. Все изображенные картины жизни и события ставят перед нами, читателями, проблему чести, долга. III. Беседа с учащимися. На какие циклы можно разделить повесть? (Три цикла глав: I-V рисуют формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь, и приведших к серьезным изменениям и потрясениям; VI-XII –картины, в которых появляется Пугачев и под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика; XII-XIV - роль развернутого эпилога.) - Исследователи считают, что эпиграфы в «Капитанской дочке» играют роль своеобразных конспектов каждой главы. Докажите правильность (или ошибочность) этого мнения, перечитав эпиграфы вместе с названием глав.
- Кратко расскажите о жизни Гринева в родительском доме. А в каких условиях воспитывался Петруша? - Что хорошего и что дурного вынес Гринев из детских и отроческих лет? - Итак, что пришлось испытать Петруше в это время? Самые разные влияния пришлось испытать Петруше в это время. В отце уживались высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие, которое отмечало «людей старого века» и замашки крепостника. Мягкая, но безвольная мать; честный, преданный, но недалекий Савельич; добрый, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки - вот окружение Петруши в детские годы. Поэтому неудивительно, что познание по окончании курса домашнего воспитания ограничивались умением судить «о свойства борзого кобеля», кое - как читать по-французски и драться на шпагах, а в нравственных понятиях царила самая невероятная путаница. «Верхом благополучия человеческого» он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем - веселую жизнь в Петербурге. - А можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге? (Нельзя сказать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца, хотя, конечно, многое и главное запало ему в душу. Недаром он, хотя и в иронической форме, но в духе своих юношеских воззрений объясняет оренбургскому генералу смысл поговорки «Ежовые рукавицы». Выросший на деревенском приволье, вдалеке от светского общества, Гринев научился непредвзято судить о людях. Он перенял от отца некоторые крепостные замашки, но вместе с тем прямоту и честность). - Как вы считаете, когда начинается второй этап формирования Гринева? (С момента отъезда из родного дома. Самостоятельная жизнь Гринева - это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Первый удар иллюзиям наносит отец, так как решает отправить сына в армию (учащиеся читают соответствующие эпизоды). Две стороны характера молодого Гринева раскрываются в эпизодах встреч с Зуриным и бродягой - «вожатым», так как мечта о веселой, беззаветной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Зато встреча с «вожатым» дает толчок проснуться в душе Гринева тому хорошему, светлому, что вынес герой из родительского дома).
- Найдите слова, выражающие чувства верного слуги по отношению к вожатому. (Он его пропьет, собака, в первом кабаке...», «Бога ты не боишься, разбойник!», «Ты видишь, что дитя не смыслить, а ты рад его обобрать...», «И добро бы кому, а то пьянице оголелому»). Итак, Савельич боится незнакомца, видит в нем вора, разбойника, пьяницу. - А как реагирует бродяга на «барский подарок»? («Его благородие мне жалует шубу с своего плеча...» Он кое-как умудрился и надел тулуп, распоров по швам. «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он провел меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей»). - Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий (Тут не в тулупе дело. Тут впервые промелькнуло между Гриневым и беглым казаком нечто иное. Автор показывает два отношения к человеку: для одного «собака», «пьяница оголелый», для другого - «брат». «Две правды»: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, другая, всё видя, как бы говорит: но ведь и он человек... В благородности Гринева не просто благородность. Тут больше, тут жалость, милосердие и уважение к человеку, к достоинству. А человеку холодно...И если мы безразлично проходим мимо человека, которому холодно, то это, вообще говоря, кощунство, - пишет В. Касатонов). -Что такое милосердие? Милосердны ли вы? (Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадания, помощь, вызванная этими же чувствами. На милосердие всегда отвечают милосердием.) -А почему сегодня многие стыдятся своих истинных чувств? (Многие стыдятся, потому что люди стали равнодушны друг другу, мерилом ценностей человека стали деньги, положение в обществе, наверное, потому падает нравственность наша. И мы, читатели, должны учиться быть человеком на примере добрых, истинных проявлений, чувств героев повести.)
Домашнее задание. 1.Прочитать главы III - V. 2.Кратко рассказать о жизни Гринева до начала Пугачевского восстания. 3.Какое значение для него имела жизнь в Белогорской крепости, общение с «добрым семейством» Мироновых, занятии литературы, любовь.к Марье Ивановне? (устно ответ) 4.Над чем и почему добродушно подсмеивается и шутит Гринев - рассказчик, вспоминая свои детские и отроческие годы и жизнь в Белогорской крепости? (дать письменный ответ).
План-конспект изучения эпоса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|