Лекция 2. «Государство и право стран Древнего Востока»
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Зарубежных стран» 1. Предмет истории государства и права зарубежных стран. и юридическая. Она является частью истории человеческого общества и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей экономики, историей искусств и т.д. В то же время она относится к юридическим наукам, т.к. объектами изучения являются государство и право. Предмет истории государства и права зарубежных стран - изучение закономерностей возникновения, развития, функционирования государства и права тех стран мира, которые оказали наибольшее влияние на историю государственно-правовых явлений в целом и в отдельных регионах мира; анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве. 2. Методы истории государства и права зарубежных стран. Конкретно-исторический метод заключается в рассмотрении государственно-правового устройства отдельно взятой страны в строго определенных исторических условиях только этого времени и в данном конкретном пространстве. Сравнительно-правовой метод заключается в сравнении особенностей развития государства и права в разных странах. При этом сравнение может быть как синхронным (сопоставление одновременных и однотипных явлений), так и диахронным (сопоставление разновременных явлений). Системно-структурный метод заключается в исследовании отдельных элементов системы государственно-правового устройства зарубежных стран и их взаимовлияния друг с другом и с системой в целом. Для исследования количественных сторон исторического процесса используется статистический метод. С его помощью получают данные о финансовой, правоохранительной деятельности государства, о результатах выборов и т.д.
Лекция 2. «Государство и право стран Древнего Востока» /. Образование государств в странах Древнего Востока Первые очаги человеческой цивилизации появились в регионе Ближнего Востока, т.е. в Северо-Восточной Африке и Юго-Западной (Передней) Азии. Здесь же намного раньше других стран древности возникли и первые в истории государства. Переход к земледелию и скотоводству, рост производительности труда вели к появлению излишков продуктов, усилению торгового обмена между племенами, появлению городов как центров торговли. В V-IV тыс. до н.э. первые государства сформировались в Южной Месопотамии на берегах рек Евфрат и Тигр (Шумер) и в долине реки Нил (Египет). Их не случайно называли «цивилизациями великих рек». Ирригационное земледелие на плодородных землях в условиях жаркого климата позволяло получать высокий прибавочный продукт, что усиливало общественную дифференциацию между людьми. Усложнились функции общественного управления, которые стали переходить в руки вождя и его помощников, окружения. Примерно подобным же образом в III тыс. до н.э. появились государства в долине реки Инд (индийская цивилизация), а в II тыс. до н.э. - в долине реки Хуанхэ (китайская цивилизация). Наиболее типичными государствами Древнего Востока можно считать Древний Египет, Древний Вавилон (в Месопотамии), Древнюю Индию и Древний Китай, хотя, безусловно, известны и другие крупные государства Древнего Востока (Ассирия, Хеттское царство, Персия, Элам, Урарту и др.). 2. Социальная структура стран Древнего Востока Ирригационное земледелие на Востоке диктовало необходимость государственной собственности на землю и сохранения общинных отношений взаимопомощи и коллективной ответственности. Частная собственность существовала, но она всегда была ограничена в пользу государственной и общинной.
Поэтому на Востоке не сложилось гражданского общества, общества полноправных граждан-собственников, имеющих равные права и обязанности, участвующих в управлении государством, обладающих развитым гражданским и политическим самосознанием. Патриархальная община и стоящее над ней государство всецело контролировали поведение людей, тормозили развитие индивидуалистических проявлений. Хотя классы на Востоке не оформились четко, все можно в любой из стран этого региона можно население разделить на три крупные социально-классовые группы: 1) господствующий слой, куда входили родоплеменная знать, высшие чиновники, жрецы, богатые торговцы и др., которых раньше в марксистской историографии было принято звать рабовладельцами; 2) мелкие свободные производители - крестьяне-общинники и ремесленники, живущие своим трудом, обладающие небольшой собственностью (дома, наделы земли, орудия труда, скот, ремесленные мастерские и т.п.) и лично свободные; 3) зависимое несвободное население, лишенное средств производства. К этому слою относились и рабы, сами превращенные в собственность. Между этими большими социально-классовыми группами существовали и многочисленные промежуточные категории и слои населения.
3. Государственный строй стран Древнего Востока Наиболее типичной формой правления в данном регионе была монархия в виде так называемой «восточной деспотии». В таких государствах власть и собственность были неразделимы. Правитель — монарх не только имел неограниченную власть, но и являлся верховным собственником всей земли, контролировал через своих чиновников правильное использование земли частными лицами. Большую роль в управлении любой страной Древнего Востока играл разветвленный бюрократический аппарат, где существовали строгая субординация, четкая система рангов. Чиновники объединялись по рангам и ступеням в различные ведомства государственного управления, среди которых особо важную роль играли: 1) финансовое ведомство, занимавшееся прежде всего, сбором налогов с трудового населения (как его иронически называл К. Маркс, «ведомство по ограблению собственного народа»); 2) военное ведомство, обеспечивавшее оборону страны, охрану царя, высших придворных, чиновников, завоевание новых территорий (по словам К. Маркса, «ведомство по ограблению других народов»), и 3) ведомство общественных работ, занимавшееся организацией строительства крайне необходимых для стран Древнего Востока оросительных систем и регулярным поддержанием их в рабочем состоянии, сбором населения на эти работы, обеспечением его материалами, инструментами, питанием из государственных хранилищ, учетом
выполненной работы, а также строительством дорог, крепостей, дворцов, храмов, гробниц и т.п. В условиях ирригационного земледелия роль государственного аппарата в организации хозяйственной деятельности общин была очень велика, что и обеспечивало исключительное место управляющей верхушке в восточном обществе. Поэтому практически все население (и рабы, и свободные) фактически находились в положении рабов царя, рабов государства. Можно даже говорить о «поголовном рабстве» на Древнем Востоке. Подавляющая масс населения к власти не была допущена и была обязана не только платить налоги государству, но и выполнять государственные повинности - общественные работы. Такой взгляд на положение народа и царя закреплялся многовековой традицией и религией. Даже народные восстания в Древнем Китае, Египте и других странах, свергавшие правящие династии, не приводили к появлению нового типа государства, не уничтожали рабство, не разрушали сложившуюся государственную традицию, а, наоборот, воспроизводили ее заново. Так, вождь крестьянского восстания становился новым царем, его помощники — новыми вельможами, и т.д., а бывшие придворные обращались в рабство. Необходимо, далее, учесть особенности организации высших и местных органов власти в каждой из стран Древнего Востока. 4. Право Древнего Востока Право в странах Древнего Востока имело ряд общих черт. Оно было открыто и прямо закрепляло классовое и сословное неравенство людей -рабов и свободных, полноправных и неполноправных сословий.
Право Древнего Востока неразрывно было связано с религией и религиозной моралью. Правонарушение — это одновременное нарушение нормы религии и морали. Основным источником права были обычаи, которые передавались в устной традиции и памяти. Первые памятники права в основном закрепляли наиболее распространенные обычаи, установившуюся судебную практику. Отсюда и казуистический характер правовых норм, которые фиксировались не в абстрактной форме, не в виде правовых обобщений и юридических категорий и понятий, а в виде конкретного случая (казуса). В праве долго сохранялись нормы родоплеменного строя, например, принцип коллективной ответственности членов семьи или рода (кровная месть) или даже соседей-общинников (круговая порука), принцип эквивалентного возмездия (талион), патриархальные устои семьи. В древневосточном праве не было четкого деления на отрасли права. Правовые документы были изложены как бы безо всякой системы и структуры, однако внутренняя логика изложения в них все же присутствует. Наиболее яркими памятниками права Древнего Востока являются законы вавилонского царя Хаммурапи (первая половина XVIIIв. до н.э.) и законы Ману, записанные в Древней Индии в период с II в. до н.э. по II в. н.э.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|