Лекция 3. «Государство и право Древней Греции»
1. Особенности возникновения и развития государства в Древней Греции. Новая ступень в развитии цивилизации была связана с появлением античного (греко-римского) общества, которое возникло и достигло расцвета в I тыс. до н.э. - начале I тыс. н.э. Государства Древней Греции, а затем Древнего Рима положили начало всей государственной и правовой истории Европы, передав традиции своей политической и правовой культуры европейским и другим народам, выросшим на почве особого античного мира. Первые очаги цивилизации и протогосударства возникли в Южной Греции в начале II тыс. до н.э. (Критское и Микенское царства). Они во многом напоминали государства Древнего Востока. Знаменитая Троянская война (XITI в до н.э.), известная по поэмам Гомера, резко ослабила Микенское и другие ранние ахейские царства, что привело их к упадку и гибели в результате завоевания племенами греков-дорийцев (XII в. до н.э.). Вновь на несколько веков восстановился первобытнообщинный строй, разложение которого и новое повторное формирование государственности относится уже к IX-VIII вв. до н.э. Особые природно-географические условия Греции (горный рельеф, влажный морской климат, недостаток плодородных земель, отсутствие мощных рек с их разливами, наличие камня, дерева, руд металлов) способствовали разложению общинного хозяйства и развитию личного хозяйства. Здесь не нужны были коллективные ирригационные работы, как на Востоке. Если общества Древнего Востока были цивилизациями великих рек, то античный мир, а особенно греческий, был морской цивилизацией. Здесь высокого развития достигли торговые связи, денежное хозяйство, товарное производство для нужд рынка и частная собственность.
Преобладание частной собственности над государственной привело к формированию коллектива равноправных граждан-собственников, которые стали стремиться прямо влиять на управление государством. В классический период развития Древней Греции (V — IV вв. до н.э.) появилось гражданское общество, развитое гражданское самосознание, возникло само понятие «гражданин». Государства Древней Греции оформились в виде полисов - небольших политических общин граждан - частных собственников, объединенных вокруг центра полиса - города. По причине горного рельефа страны, долгой изолированности жителей одних долин от других, возникло множество государств-полисов. Единого, централизованного государства в Древней Греции так и не сложилось. Быстрое развитие частной собственности, рост социального расслоения приводили к острой социально-политической борьбе, переходу власти от одного класса, партии, социальной группы к другой и смене одной формы правления — другой. В греческих полисах утвердились различные формы республик, тираний и даже монархий. Осмысление этого богатого опыта и привело к становлению политической науки в Греции. При этом преобладали республиканские формы - аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п. В отличие от Древнего Востока, граждане в греческих полисах гораздо сильнее влияли на власть и сами участвовали в формировании органов государственного управления. В VI-IV вв. до н.э. на первый план в Греции выдвинулись два наиболее крупных и сильных полиса-города - Афины и Спарта. Они долгое время прямо или скрыто враждовали друг с другом в борьбе за гегемонию в Греции. В Афинах оформилась развитая демократическая республика, а в Спарте - военно-аристократическая республика. 2. Государство в Спарте В IX в. до н.э. греки-дорийцы основали в области Лакония на юге Греции несколько поселений, слившихся затем в город Спарту. Многочисленное местное население из греков-ахейцев они или вытеснили в горы или превратили в рабов — илотов.
Сами завоеватели-дорийцы стали полноправными гражданами — спартиатами, коллективно владевшими всей землей и рабами-илотами, прикрепленными к земле. Сами спартиаты могла заниматься только военным делом, но не земледелием, ремеслами, торговлей или искусствами. Реформы законодателя Ликурга (VIII в. до н.э.) окончательно законсервировали общественный и государственный строй Спарты. Главными органами власти были совет старейшин (герусия), 2 царя -архагета, коллегия 5 эфоров и народное собрание (апелла), которое выбирало должностных лиц только из знати и не могла их затем контролировать. Оно могло быть распущено, а его решения могли быть отменены царями или старейшинами. Таким образом, в Спарте утвердилась аристократия (в переводе - «власть (кратос) лучших (аристос))». Консервативный государственно-политический строй Спарты оставался почти неизменным в течение нескольких веков. 3.Государство в Афинах Более сложная государственная организация сложилась в Афинах. По преданию, в VIII в. до н.э. мифический герой Тесей объединил 4 греческих племени в области Аттика в единый афинский народ и стал его первым царем - басилевсом. Родоплеменная знать (эвпатриды) получила исключительное право занимать государственные должности. Крестьяне-земледельцы (геоморы), ремесленники (демиурги), торговцы, безземельные батраки (феты) и другие бедняки, составлявшие вместе большинство свободных коренных жителей и объединяемые общим названием «демос» (простой народ) отстранялись от реальной власти. После реформ Тесея эвпатриды получили большую политическую власть. Они ограничили власть царя-басилевса религиозной сферой, сделали ее выборной и приравняли басилевса к другим высшим правителям - архонтам, которые выбирались только из знатных эвпатридов. Право выбирать и контролировать архонтов, осуществлять высшую судебную власть перешло к совету родоплеменное знати — ареопагу, который состоял только из эвпатридов. Роль народного собрания в этот период резко снизилась. Вместе с тем, выросло и экономическое могущество родоплеменной знати. Широкие слои крестьян попадали в правовую и экономическую зависимость от аристократии, разорялись и за долги закладывали землю, а иногда личную свободу. Массовое обезземеливание крестьян, расцвет долгового рабства и кабальных условий аренды земли привели к резкому росту недовольства всех слоев демоса и острым социальным и политическим конфликтам.
Б) Реформы Солона и Клисфена. Для сплочения всех свободных коренных жителей в единую общность потребовались глубокие социально-политические реформы. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 г. до н.э. Особо выделяются долговая реформа и отмена долгового рабства, цензовая реформа, создание новых органов власти - гелиэи (суда) и Совета 400. Теперь право на занятие высших должностей архонтов принадлежало не только родоплеменнои знати, но и богатой верхушке демоса. Однако широкие слои народа были ограничены в политических правах. Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной знати. Однако компромиссный характер реформ не устраивал ни эвпатридов, потерявших неограниченную власть, ни демос, который не был в полной мере допущен к власти. Борьба аристократов и демоса продолжалась и привела к установлению тирании Писистрата и его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили государственные порядки Солона и проводили мероприятия в интересах демоса. Тираном в Афинах считался незаконный единоличный правитель, который, однако, не обязательно устанавливал жестокий режим. Продолжением демократизации государственного строя Афин стали реформы Клисфена (509 г. до н.э.). В основу государственного строя была положен чисто территориальный принцип. Государство было разделено на 100 демов (своеобразных районов), в каждом из которых было самоуправление. Демы объединялись в 10 фил (больших округов), также имеющих органы самоуправления и своих выбор- ных представителей в общегосударственных органах. Старые роды и племена оказались разделены между разными округами и районами, в результате политическое влияние родовой знати было окончательно подорвано.
Состав Совета государства (булэ) был увеличен с 400 чел., выбиравшихся ранее по родам и племенам из богатых и зажиточных граждан, до 500 чел., выбиравшихся теперь исключительно по территориальным округам (филам) вне зависимости от имущественного положения. Совет 500 контролировал весь административный аппарат, готовил проекты законов, распоряжался казной. Была учреждена коллегия 10 стратегов (по одному от филы), управлявших вооруженными силами. Позднее была введена процедура остракизма - особого голосования народа об изгнании из полиса того гражданина, чья деятельность вызывала осуждение большинства и могла привести к установлению единоличной власти. в) Афинская демократия в V-IV вв. до н.э. Высшим этапом демократических реформ в Афинах стала деятельность вождей демоса - Эфиальта (462 г. до н.э.) и Перикла (460-429 гг. до н.э.). Ареопаг, совет знати, потерял практически все властные полномочия и остался только лишь судом по религиозным делам. С именем стратега Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, т.к. все полноправные коренные жители, включая и бедных, получили право выбираться на все государственные должности. Гарантией участия бедных граждан в управлении стало введение государственного жалованья, правда, невысокого, всем должностным лицам (за исключением стратегов) и участникам народных собраний. Высшим органом власти стало народное собрание (экклессия), решения которого могла отменить только оно само. В его работе могли участвовать все взрослые полноправные граждане-мужчины. Народное собрание принимало законы и частные постановления, объявляло войну и мир, выбирало и проверяло деятельность всех должностных лиц. При этом любой гражданин мог выбираться на любую должность. Всего таких должностей в Афинах было около 700. Правом законодательной инициативы обладали все граждане и должностные лица. Таким образом, в Афинах сложилась прямая демократия (буквально - «власть народа»), при которой основная масса полноправных свободных граждан-мужчин непосредственно участвовала в реализации власти, а все органы управления выбирались гражданами, из числа всех граждан и были ответственными перед собранием граждан. Однако при наличии юридического равноправия коренных граждан их реального равенства не было. Обострились конфликты между богатыми и бедными гражданами, а также противоречия между всеми гражданами и неполноправными, но свободными иностранцами (метеками), в самих Афинах и афинскими гражданами и другими греческими полисами-союзниками в Афинском морском союзе. Обострились и противоречия между всеми свободными и рабами. Афинская демократия к концу V. до н.э. вступила в длительный кризис, который углубился в результате поражения Афин в Пелопонесской войне против Спарты. Острая социальная и политическая борьба в полисе, попытки олигархических переворотов, разорение крестьянства крайне ослабили Афинское государство. В 338 г. до н.э. Афины, Спарта и другие греческие полисы были разгромлены Македонией и фактически завоеваны, потеряв независимость и прежние политические порядки. В 146 г. до н.э. Греция вместе с Македонией были завоеваны Римом и превращены в римскую провинцию.
4. Афинское право Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права. Источниками права считались вначале родоплеменные обычаи, а с конца VII в. до н.э. - законодательные акты верховных органов власти. Первым исторически известным законодателем Афин был тиран по имени Дра-конт (621 г. до н.э.). Его законы были посвящены новой организации суда, наказаниям за разные нарушения общественного уклада, была запрещена кровавая месть. Практически за любое преступление, даже за кражу овощей с огорода или праздный образ жизни, назначалась смертная казнь. Позже выражение «драконовские законы» стало синонимом крайне жестоких законов. Большинство законов Драконта было отменено Солоном в начале VI в. до н.э., который сам составил новое обширное законодательство. Законы Солона (594 г. до н.э.) касались организации государственной власти, правового статуса граждан, долговых обязательств, порядка составления завещаний, закрепления частной собственности на землю и т.д. В V - IV в. до н.э. главным источником права стали многочисленные законы народных собраний и постановления различных должностных лиц. Однако это законодательство в целом было неупорядоченным и часто противоречивым. Многие основные институты гражданского и уголовного права в Афинах не были разработаны достаточно определенно и полно. Правовой статус населения в Афинах был довольно четко урегулирован. Резко различался статус рабов и свободных, а среди свободных -полноправных рабов и неполноправных иностранцев (метеков). Право собственности и обязательства. В Афинах было развито право частной собственности, однако положения об абсолютных правах собственника в нем отсутствуют. Собственник нес различные повинности в пользу государства. Различались «вольные» (из договоров) и «невольные» (из причинения вреда) обязательства. Развитие торговли определяло широкое распространение договоров купли-продажи, займа, найма, хранения, товарищества и др. Именно в Афинах впервые оформился институт ипотеки - залог земли или другой недвижимости с целью получения займа. При этом заложенное имущество оставалось во владении и пользовании должника, но без права распоряжения. Семья в Афинах оставалась патриархальной. Женщины были ограничены в политических и гражданских правах. Признавалось наследование по закону и по завещанию. В уголовном праве различались преступления против государства и личных интересов, однако граница между ними была довольно условной. Среди наказаний, обычных для древнего права (смертная казнь, штраф, конфискация имущества, обращение в рабство) в Афинах к гражданам могла применяться и лишение политических прав (атимия). Телесные наказания применялись только к рабам. Судебный процесс носил состязательный характер. Обвинение, обычно, исходило от частных лиц.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|