Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 6. «Средневековое государство и право в странах Востока»




План

1. Образование Арабского халифата.

2. Государственный строй Арабского халифата.

3. Мусульманское право:

а) источники мусульманского права;

б) вещное право;

в) обязательства;

г) семейное и наследственное право;

д) уголовное право и судебный процесс.

4. Средневековое государство Китая.

1. Образование Арабс кого халифата

Особенностью формирования государственности у арабских племен была религиозная окраска этого процесса, связанного со становлением новой религии - ислама.

В начале VII в. арабские племена, населявшие Аравийский полу­остров, находились на стадии разложения родоплеменного строя, имущественной и социальной дифференциации. Племенные вожди и ста­рейшины (шейхи и сайды) захватывают лучшие земли, большинство по­головья скота, превращают свои должности в наследственные. Наибо­лее глубоко процесс разложения родоплеменных отношений наблюдал­ся в области Хиджаз, где жили полуоседлые племена и находились круп­ные торгово-ремесленные города Мекка и Ясриб (Медина). Именно здесь происходит формирование классового общества и зарождение новой идеологии, исключающей племенную рознь.

Возникновение ислама связано с именем Мухаммеда (приблизитель­но 570-632 гг.). Мухаммед провозгласил необходимость установления культа единого бога Аллаха, объединения всех арабских племен во главе с Пророком — «посланником бога на земле».

Социальная программа раннего ислама (ограничение ростовщичест­ва, раздача милостыни беднякам, освобождение рабов, честность в торгов­ле) сделала его привлекательным для широких народных масс. Но купече­ская и племенная верхушка первоначально восприняла их настороженно и даже враждебно. В 622 г. Мухаммед с группой сторонников был даже вы­нужден бежать из Мекки в Ясриб (затем переименованный в Медину). Это событие получило название «хиджра» («переселение») и стало считаться началом мусульманского летоисчисления. Здесь ему удалось заручиться поддержкой различных социальных групп, была возведена первая мечеть и определен порядок богослужения.

В 20-30-е гг. VII в. происходит трансформация мусульманской об­щины Медины в государственное образование во главе с Мухаммедом, ставшим духовным и военным предводителем и главным судьей. Создан­ные военные отряды начали борьбу за объединение страны под знаменем ислама. К середине VII века объединение Аравии было в основном завер­шено. К этому же периоду завершилась консолидация правящей элиты, из

среды которой после смерти Мухаммеда происходило избрание «замести­телей пророка» - халифов.

В VII-VIII вв. арабские племена завоевали огромные территории Се­верной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Испанию. На завоеванных землях возникло новое большое государство - Арабский халифат.

2. Государственный строй Арабского халифата.

Своеобразие государственного строя Арабского халифата было обу­словлено постулатами ислама о неделимости духовной и светской власти. Глава государства - халиф объединял в своих руках духовную {имамат) и светскую {эмират) власть. Первоначально халифы избирались мусульман­ской властью, но скоро власть халифа стала наследственной.

При халифе главным советником и главным должностным лицом был визирь, непосредственно руководивший аппаратом управления. Цен­тральными органами управления были специальные правительственные канцелярии - диваны:

1) Диван-ал-Джунд контролировал комплектование и оснащение ар-­
мии, все списки воинов, учет их жалованья и земельных владений.

2) Диван-ал-Харадж выполнял функции ведомства финансов, кон-
тролировал сбор налогов и других податей.

3) Диван-ал-Барид (почтовое ведомство) занимался строительством и
поддержанием дорог, колодцев, караван-сараев; доставкой почты и госу-­
дарственных грузов, а также наблюдением за настроениями населения и
чиновников на местах.

Территория Халифата была разделена на провинции во главе с воен­ными наместниками - эмирами. Города и селения провинций управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Очень часто эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских рели­гиозных общин - шейхов.

Судебная власть в Арабском халифате была отделена от админист­рации. Местные власти не могли вмешиваться в дела судей. Верховным судьей считался халиф. От его имени коллегия авторитетных мусульман­ских богословов назначала судей (кади). Их полномочия были весьма об­ширны. Кади разрешали все виды судебных дел, наблюдали за исполнени­ем судебных решений, осуществляли надзор за тюрьмами, удостоверяли законность землепользования и т.д.

В конце VIII в. крепнущая местная знать начинает тяготиться цен­тральной властью, усиливается сепаратизм регионов. Арабский халифат распадается на ряд независимых эмиратов и султанатов.

3. Мусульманское право.

Одновременно с возникновением Арабского халифата формирова­лось и его право - шариат («праведный путь»). По мере расширения гра­ниц государства расширялось и действие мусульманского права.

Мусульманское право изначально формировалось как важнейшая часть религии, носило конфессиональный характер. Его важнейшей осо­бенностью было то, что шариат регулировал не отдельные сферы общест­венной и церковной жизни, а выступал как всеохватывающая нормативная система, имевшая относительно цельный и универсальный характер.

а) Источники мусульманского права

Основными источниками мусульманского права являются:

Коран - главная священная книга мусульман, включает 114 глав (сур), поделенных на 6219 стихов (аятов). Однако лишь 500 из них содер­жат предписания правил поведения мусульман, причем только 80 из них можно рассматривать как собственно юридические. Но именно общее со­держание Корана определяет общее направление шариата.

Сунна - сборник преданий (хадисов) о поступках и изречениях Му­хаммеда, изложенных его сподвижниками. Содержит предписания семей-но-наследственного и судебного права.

Иджма - решения, вынесенные собранием авторитетных мусульман­ских богословов по вопросам, не затронутым в Коране и Сунне.

Фетва - письменное заключение отдельных религиозных авторите­тов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов об­щественной жизни.

Кияс - решение правовых дел по аналогии.

Урф и адаты - правовые обычаи, не противоречившие принципам и нормам ислама.

С развитием государства повышалась и роль законов и указов хали­фа (канунов и фирманов) как источников права.

б) Вещное право

Мусульманское право выделяло категорию общих вещей, которые не могли находиться в собственности мусульманина. Это - воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т.п. В собственности правоверных не мог­ли быть и так называемые «нечистые вещи» - вино, свинина, книги, проти­воречащие исламу. Шариат знал деление вещей на движимые и недвижи­мые, заменимые и незаменимые. Особое внимание уделялось классифика­ции земельных прав, среди которых выделяли:

Хиджаз - земли, на которых, по преданию, жил пророк Мухаммед. Эти земли имели особый правовой статус, здесь могли селиться только му­сульмане, здесь нельзя было рубить деревья, охотиться.

Мулък - категория земель, находившихся в частной собственности.

Икта - условное земельное держание, выделяемое за службу.

Вакф - земли, принадлежащие религиозным учреждениям (мечетям, медресе), переданные собственником религиозным или благотворитель­ным организациям. Лицо, установившее вакф, теряло право собственности, но сохраняло право управления имуществом и на часть доходов от него.

Шариат выделял следующие способы приобретения права собствен­ности на имущество: наследование, договор, находка вещи. Имущество, захваченное как военная добыча, делилась на 3 части. 1/3 переходила в собственность добытчика, 1/3 - государству, 1/3 - мечетям и т.п.

в) Обязательства

Обязательства в Арабском халифате делились на возмездные и безвоз­мездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Договор мог быть заключен как устно, так и письменно. При этом обязанность со­блюдать заключенные договоры Кораном рассматривалась как священная. Однако договоры, заключенные в отношении вещей, изъятых из оборота, «нечистых» или с безнравственными целями, считались недействительными.

Наибольшее распространение получили договоры купли-продажи, хранения, найма имущества, займа, союза и товарищества. Купля-продажа допускалась лишь в отношении реально существующих вещей. При обна­ружении у вещи скрытых недостатков договор мог быть расторгнут. На договор займа большое влияние оказывали запрет обращать должника в рабство и осуждение шариатом ростовщичества. Широкое распростране­ние караванной торговли, а также оросительного земледелия обусловили распространение договоров товарищества.

г) Семейное и наследственное право

Ислам рассматривает безбрачие как нежелательное состояние, а сам брак - как священную обязанность мусульманина. Брак заключался в фор­ме договора. Формально для его заключения необходимо согласие всех, в том числе жениха и невесты, но считалось, что волю детей могут выразить родители, а на практике воля невесты часто не учитывалась. Необходимым условием брака была уплата женихом выкупа за невесту. Браки с иновер­цами, отступниками от ислама не допускались. Однако мусульманин мог взять в жены женщину другой религии, поскольку предполагалось, что он обратит ее в свою веру.

Коран позволял мужчине иметь четырех жен, а также наложниц из числа рабынь. Но муж должен был предоставить каждой имущество, оде­жду, жилище соответственно своему социальному статусу. Это могли по­зволить себе лишь состоятельные люди.

Брак носил патриархальный характер, строился на господстве муж­чины. Он управлял имуществом семьи, нес расходы по дому. Он же осу­ществлял отцовскую власть над детьми. Жена вела домашнее хозяйство.

Шариат допускал расторжение брака, причем количество разводов и последующих браков не регламентировалось. Развод для мужчины был свободен, жена могла требовать развода только через суд и в строго опре­деленных случаях: жестокое обращение с женой, невыделение средств, не­исполнение супружеских обязанностей.

В случае развода муж должен был выделить жене необходимое имущество. После развода женщина оставалась на 2-3 месяца в доме быв­шего мужа, чтобы определить, не беременна ли она, т.к. ребенок должен был остаться в доме отца.

Наследование могло осуществляться как по закону, так и по завещанию. Завещать могли только в пользу законных наследников и не более 1/3 имуще­ства, при наследовании по закону женщины получали долю вдвое меньшую, чем мужчины. Из имущества умершего выделялась доля на его погребение, затем уплачивались долги, а затем наследники вступали в свои права.

д) Уголовное право и судебный процесс

Отказ от надлежащего поведения рассматривался не только как юри­дическое нарушение, но и религиозный грех, влекущий наказание.

Главные ценности, защищаемые шариатом: религия, жизнь, разум, продолжение потомства, собственность. Отсюда все преступления дели­лись на три группы.

1. Преступления против основ религии и государства, за которые следу­-
ют строго определенные наказания - хадд. Они трактовались как посягательст-­
во на «права Аллаха» и не подлежали прощению. Сюда относились отступни­-
чество от ислама, бунт, сопротивление государственным властям, кражи, упот­-
ребление спиртных напитков, прелюбодеяние и ложное обвинение в нем.

2. Преступление против отдельных лиц, за которые назначены опре­-
деленные наказания - кисас. Это убийства (умышленное и неумышленное),
телесные повреждения. Для определения наказания здесь использовался
принцип талиона. Однако кровную месть можно было заменить выкупом,
если родственники убитого прощали виновного.

3. Правонарушения, наказания за которые строго не установлены, а ме­-
ру наказания {тазир) избирал суд. Например: оскорбления, хулиганство,
обмеривание, обвешивание, азартные игры и т.п.

В качестве наказаний применялись смертная казнь, телесные и чле­новредительские наказания, тюремное заключение, штрафы и конфиска­ции, позорящие наказания (бритье бороды, лишение права носить чалму и т.д.), ссылка и высылка из страны.

Судебный процесс носил обвинительный характер. Дело начиналось по заявлению потерпевшего. Процессуальных различий по уголовным и граж­данским делам не было. Суд обычно проходил публично, могли присутство­вать все желающие. Судопроизводство носило устный характер, хотя судеб­ные решения письменно фиксировались. Основными доказательствами были признания, показания свидетелей, клятвы. Суд носил непрерывный характер, решение должно было быть принято на одном заседании и не могло быть пе­ренесено на следующий день. Судья не занимался сбором доказательств, а лишь оценивал представленные. Достаточными свидетельствами были пока­зания двух свидетелей-мусульман. Показания женщин рассматривались как половинчатое доказательство. Обжалование приговора не применялось, од-

нако судья мог изменить решение, если становились известными какие-либо новые обстоятельства дела.

4. Средневековое государство Китая

Китай в средние века продолжал оставаться типичной восточной деспотией. Во главе системы государственного управления стоял импера­тор, который сосредоточивал в своих руках высшую законодательную и судебную власть. Престол наследовал старший сын, остальные сыновья получали уделы - княжества, земли которых считались их собственностью. При императоре существовал Государственный совет из наиболее видных сановников, среди которых выделялись два канцлера - левый (старший) и правый (младший). Каждый из них ведал тремя из шести ведомств: чинов, обрядов, налогов, военного, судебного и общественных работ.

Ведомство чинов осуществляло контроль за кадровым составом граж­данских служащих, решало вопросы их назначения, перемещения, отстране­ния от должности. Ведомство обрядов заведовало церемониями и обрядами, возвеличивающими императорскую власть, и религиозными жертвоприноше­ниями. Ведомство налогов вело учет населения, сельскохозяйственных земель, определяло размеры налогообложения и отвечало за их сбор налогов. Военное ведомство ведало кадровым составом армии, ее снабжением и почтовой службой. Судебное ведомство контролировало правосудие на всей территории империи. Автономное положение в системе органов власти занимало кон­трольно-ревизионное ведомство (цензоры). Страна была разделена на про­винции, в которых действовала триада управленческих органов: администра­тивные, военные и контрольно-ревизионные. Низовой единицей была дере­венская община, где сохранилось местное самоуправление и круговая порука.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...