Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие групповой динамики




Групповая динамика – это совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы – образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс и распад. Групповая динамика дает представление о структуре группы, а также о феноменах, силах и процессах, которые действуют в группе.

Термин "групповая динамика" используется:

· для обозначения направления в изучении малых групп, основанного на принципах гештальт-психологии;

· для характеристики процессов, происходящих в группе по мере ее развития и изменения;

· для описания причинно-следственных связей, объясняющих эти явления;

· для обозначения совокупности методических приемов, использу­емых при изучении социальных установок и межличностных отношений в группе.

В психотерапии групповая динамика является научной основой для понимания и объяснения психотерапевтического процесса в группе, так как в терапевтических группах проявляются все групповые феномены. В этом смысле специфика групповой психотерапии как самостоятельного метода заключается в целенаправленном использовании групповой динамики в лечебных, психотерапевтических целях. Применительно к групповой психотерапии она рассматривается как совокупность взаимоотношений и взаимодействий между участниками группы, включая и группового психотерапевта.

Первые исследования в области групповой динамики были начаты К. Левиным. Кратохвил определяет групповую динамику как совокупность групповых действий и интеракций, характеризующих развитие (движение) группы во времени, которая является результатом взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и воздействия внешнего окружения. К характеристикам групповой динамики относятся:

· цели и задачи группы;

· нормы группы;

· структура группы, групповые роли и проблема лидерства;

· групповая сплоченность;

· напряжение в группе, актуализа­ция прежнего эмоционального опыта (проекция);

· фазы развития психотерапевтической группы.

Цели и задачи группы.

Учитывая достаточно большое разнообразие психотерапевтических групп (по ориентации, теоретическим принципам и т.п.), их цели тоже могут быть очень разными.

И. Ялом выделяет следующие наиболее общие цели групповой психотерапии:

1. Выяснение проблем каждого участника группы и помощь в понимании и изменении своего состояния.

2. Постепенное увеличение уровня адекватной социальной адаптации.

3. Предоставление информации о закономерностях межличностных и групповых процессов как основе эффективного и гармоничного общения с другими людьми.

4. Поддержка процесса "созревания" личности, проявляющегося в раскрытии ее духовного потенциала.

Кратохвил формулирует цели психотерапев­тической группы следующим образом:

· разобраться в проблемах каждого участника, помочь ему понять и из­менить собственное состояние и поведение;

· постепенно изменять слабую приспособляемость паци­ента, достигая адекватной социальной адаптации;

· предоставлять информацию о закономерностях межличностных и групповых процессов как основы для более эффективного и гармоничного общения с людьми;

· поддерживать процесс развития личности в смысле роста своего собственного лично­стного и духовного потенциала;

· устранять болезненные признаки и симптомы.

В рамках названных универсальных целей каждый терапевт психотерапевтической группы стремится сформулировать наиболее общие цели конкретной группы, принимая во внимание также конкретные личные цели участников группы.

Для характеристики целей групповой психотерапии, ориентированной на самопознание участников, используют так называемое окно Джогари. Оно довольно широко распространено в описаниях групповых процессов.

 

Таблица 3. Окно Джогари

 

  То, что я знаю о себе То, что я не знаю о себе Г Р У П П А
То, что другие знают обо мне Я известный Белые пятна
То, что другие не знают обо мне Я скрытый Я неизвестный
  Я

В том, что отдельный участник группы рассказывает о себе, есть вещи, которые одинаково хорошо знают и он сам, и другие участники группы. Это "Я известный". Есть вещи, которые он знает о себе, а другие – нет. Это "Я скрытый". Однако бывают вещи, которые о человеке знают другие, а он сам не знает. Это его "белые пятна". Наконец, есть вещи, которых о человеке не знают ни он сам, ни другие участники группы. Это "Я неизвестный".

Цель групповой психотерапии заключается в том, чтобы расширить границы "Известного Я" за счет областей "Я скрытого", "белых пятен" и "Я неизвестного".

Как правило, групповой психотерапевт прямо не информирует участников о групповых целях. Формирование и принятие их членами группы создает основу для терапевтической активности. Определенная направленность действий позволяет участникам понять смысл и осознать значение групповых действий, удовлетворяет индивидуальные потребности, особенно при совпадении индивидуальных и групповых целей. Существенной проблемой в начале работы психотерапевтической группы является формирование собственно психотерапевтических целей и преодоление дисбаланса между общегрупповыми целями и довольно часто обнаруживающимися неконструктивными целями отдельных участников группы.

Обычно люди, обратившиеся за психотерапевтической помощью, имеют определенные групповые цели, например, улучшение взаимодействия с окружающими. Каждый участник также ставит перед собой собственные специфические цели. Поведение членов группы, направленное на достижение личных целей, либо помогает, либо мешает достижению групповых целей.

В психотерапевтических группах цели обычно связаны с ростом самосознания и самоисследованием участников для коррекции и предупреждения серьезных эмоциональных нарушений на основе психологических и поведенческих изменений. Часто с развитием группы первоначальные цели (например, устранение болезненных симптомов), переходят в межличностные цели, детерминированные желанием общаться с другими участниками, чтобы установить с ними теплые межличностные отношения. Индивидуальные цели могут меняться и модифицироваться на протяжении всего курса групповой психотерапии.

Перед групповым терапевтом стоит цель использования группы для оказания психологической помощи. Терапевт должен приносить пользу входящим в группу людям путем как можно более полного использования потенциала группы как инструмента психологической помощи.

Д. Витакер выделяет следующие вспомогательные цели группового психотерапевта:

· при ведении группы поддерживать атмосферу доверия, позволяющую участникам чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы оставаться в группе и идти на риск самораскрытия;

· стараться избегать необратимого разрушения структуры группы;

· поддерживать и развивать такие нормы, которые делали бы группу позитивным средством помощи;

· использовать происходящие в группе события во благо членов группы;

· стараться не причинять вреда членам группы, себе и социальному окружению, в котором работает группа;

· осознавать и стараться исправлять допущенные ошибки.

Данные вспомогательные цели обеспечивают поддержание внутренней и внешней жизнеспособности группы и помогают использовать ее положительный потенциал. Успешность в достижении этих целей связана с промежуточными целями каждого сеанса, а также с правильным выстраиванием целей на этапе планирования и промежуточной оценкой результатов.

Нормы группы

Групповые нормы – это совокупность правил и требований, «стандартов» поведения, регулирующих взаимоотношения и взаимодействия между ее участниками. Нормы могут быть явными, четко проговоренными и скрытыми, но они всегда имплицитно присутствуют в любой группе.

Групповые нормы определяют, что допустимо и недопустимо в группе, какое поведение желательно, а какое нежелательно. Нормы в ходе развития группы могут претерпевать изменения, особенно при возникновении новых сложных групповых ситуаций, но без их согласования не может быть организованной активности. Мерой принятия участниками групповых норм может быть усилие, прилагаемое группой для их сохранения и защиты. Принятые группой правила поведения определяют взаимодействия участников и позволяют применять санкции в отношении неприемлемых для данной группы способов поведения. Участники, не действующие в соответствии с нормами, могут служить помехой при достижении групповых целей.

К психотерапевтическим нормам обычно относят: искреннее проявление эмоций (в том числе по отношению к психотерапевту), открытое изложение своих взглядов и позиций, рассказ о своих проблемах, принятие других и терпимость по отношению к их позициям и взглядам, активность, стремление избегать оценочных суждений и пр. Нормы предполагают создание системы искренней обратной связи между членами группы, хотя стиль и способ предложения и получения обратной связи могут различаться. Подчинение групповым нормам связано с такими групповыми переменными, как статус участника группы: с низким – низкая степень подчинения нормам, со средним – высокая, с высоким – при завоевании лидерства высокая, потом лидер может нарушать нормы.

Нормы начинают действовать в группе с первого мгновения ее функционирования. Как показывает опыт, целесообразно сразу предложить участникам некоторые правила, обязательные для соблюдения в группе. Подчинение групповым нормам иногда является необходимым условием поддержания порядка, достижения групповых целей, эффективного взаимодействия в группе. Некоторые группы специально разрабатывают систему вознаграждений за подчинение нормам и наказания за отклонения от них. Члены сплоченных гармоничных групп больше склонны принимать групповые нормы.

Ведущий группы с самого начала знакомит участников с некоторыми принципами работы, отвечающими психотерапевтическим задачам. Целесообразным является предложение следующих норм: принцип откровенности и искренности; отказ от использования "ярлыков"; контроль поведения (обо всем можно говорить, но не все можно делать); принцип ответственности; правило "стоп"; соблюдение конфиденциальности; "толерантность". Необходимо предупредить участников, что на протяжении работы группы нормы могут изменяться, модифицироваться, подвергаться корректировке в соответствии с целями и задачами группы.

Иногда в группе возникают антитерапевтические нормы. К таким нормам можно отнести:

· посвящение целых занятий каждому из участников по очереди. Такой формат тормозит взаимодействие между членами группы.

· подталкивание членов группы к преждевременному самораскрытию. Участники могут испытывать острую тревогу, особенно если групповой процесс переходит в "оргию самораскрытия".

· возникновение очень тесного, "камерного" коллектива, при котором исключаются выпадающие участники и не допускаются новые члены.

· работа над одной темой в течение целого занятия, даже если эта тема не поддерживается участниками.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...