Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура группы, групповые роли и проблемы лидерства.




Структура группы является одновременно формальной и неформальной. Неформальная структура складывается гораздо медленней формальной, поскольку определяется межличностным выбором, аттрактивностью членов группы друг для друга.

Роль – это круг функций и видов поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы и реализуются в определенном социальном контексте. Гибкость ролевой тактики требует от участников принятия в группе ролей, не свойственных им в реальной жизни. С развитием группы возникают различные групповые роли. Роли, характерные для каждого из участников, проявляются на ранних стадиях развития группы.

Разные члены группы занимают различные позиции в иерархии популярности и авторитета, власти и престижа, осознают и исполняют различные роли. Дж. Морено, создатель социометрии, различал в группе две роли лидера: по способности к руководству и по популярности (“звезда”) – и роль “козла отпущения”. И. Ялом выделяет 2 основные роли – “технического эксперта” и “эталонного участника”.

Шиндлер описал четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли. Альфа – лидер, который признается группой. Альфа побуждает группу к активности, придает ей уверенность и решительность, составляет программу работы, направляет. Бета – эксперт, имеющий специальные знания, навыки, способности, которые требуются группе или которые она высоко оценивает. Эксперт анализирует, рассматривает ситуацию с разных сторон, его поведение рационально, самокритично, нейтрально и безучастно. Гамма – преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы, старающиеся сохранить свою анонимность; большинство из них отождествляется с Альфой. Омега – самый «крайний» член группы, который отстает от коллектива по причине неспособности, отличия от остальных или страха.

Для описания межличностного поведения в группе используется большой перечень стереотипных метафорических ролей – добродетельный моралист, жалобщик, страж демократии, тиран, провокатор, мятежный лидер, соблазнитель, эксгибиционист, истерик, сексуальный тип, фаворит, примерный тип, противник, оппозиционер, монополист, монопольный оратор, мученик, квазипсихотерапевт, любимчик, шут, «козел отпущения», агрессор, провокатор, защитник, нытик, правдолюбец, блюститель демократии. Для невротических пациентов характерны достаточно стереотипные роли. Психотерапевтическая группа предоставляет возможности для их выявления, коррекции и расширения ролевого диапазона и репертуара.

Р. Бейлз выделяет две функции поведения, необходимых для успешного существования группы: функции решения задач и функции оказания поддержки. Функции задачи мобилизуют группу для достижения определенных целей (роли: инициирующий, разрабатывающий, координирующий, ориентирующий, оценивающий-критикующий, побуждающий к действию). Функции поддержки способствуют межличностному объединению и сплоченности, которые облегчают достижение групповых целей (роли: поощряющий, гармонизирующий, идущий на компромисс, охраняющий и выполняющий, устанавливающий стандарты, пассивно следующий). Эффективная группа нуждается в равновесии положительного поведения, связанного с функциями задачи и поддержки.

В группе стремятся распознать роли каждого из участников, так как часто они повторяют стереотипные, стойкие, малоадаптивные паттерны поведения в групповом пространстве. Распознавание ролей достигается посредством обсуждения, предоставлением обратной связи и принятием противоположных ролей, что позволяет научить индивида различным способам поведения, новым ролям, отличным от тех, к которым он привык.

Лидерство в группе – важная составляющая групповой динамики, тесно связанная с проблемами руководства, зависимости, подчинения и соперничества. Отношение к психотерапевту, который является формальным лидером коллектива, может изменяться на разных фазах развития психотерапевтической группы. Роль неформального лидера в группе также не является стабильной. Соперничество, борьба за власть занимают существенное место в групповом процессе. Во взаимоотношениях с лидером пациенты проявляют собственные амбивалентные тенденции и установки, связанные с проблемами ответственности, безопасности, самостоятельности, руководства, зависимости.

Групповая сплоченность

Групповая сплоченность понимается как привлекательность группы для ее членов, потребность участия в группе и сотрудничество при решении общих задач, как взаимное тяготение индивидов друг к другу. Групповая сплоченность – это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой.

Формирование сплоченности группы имеет важное значение для психотерапевтического процесса. Члены таких групп более восприимчивы, способны к искреннему проявлению собственных чувств в конструктивной форме (в том числе и негативных). Они готовы к обсуждению групповых конфликтов, несмотря на возникающие напряжение и неприятные переживания, проявляют неподдельную заинтересованность друг в друге и желание помочь.

Факторы, способствующие групповой сплоченности:

1) совпадение интересов, взглядов, ценностей участников группы;

2) достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному показателю – нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати);

3) атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

4) активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;

5) привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника;

6) квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности;

7) наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении;

8) присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников, например, девианта (как показывает опыт повседневной жизни, люди особенно быстро сплачиваются не в борьбе за что-то, а в борьбе против кого-то).

Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить:

1) возникновение в группе мелких подгрупп (особенно в группах, превышающих 15 человек);

2) знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала группы – это ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению такой диады от группы;

3) неумелое руководство со стороны группового психотерапевта, которое может привести к излишнему напряжению, конфликтам и развалу группы;

4) отсутствие либо низкий уровень осознавания цели нахождения в психотерапевтической группе;

5) вялая групповая динамика.

Сплоченность способствует успешности групповой работы: сплоченная группа более устойчива к ситуациям, сопровождающимся негативными эмоциональными переживаниями, и легче преодолевает кризисы в развитии. Благодаря возникновению сплоченности между членами группы возникают искренние, доверительные отношения.

Сплоченность группы не возникает внезапно – она начинает развиваться еще до начала работы группы, на стадии ее организации. Для возникновения сплоченности группы необходимы троякие условия:

1. Связанные с организацией группы:

· правильный отбор участников группы;

· правильное составление группы;

· эффективная подготовка участников к работе в группе.

2. Связанные с ранним периодом жизни группы:

· решение конфликтов;

· создание конструктивных групповых норм;

· уменьшение защитного поведения.

3. Связанные со способами работы в группе:

· взаимная привлекательность участников группы и их взаимные связи;

· оказание поддержки и забота друг о друге;

· слушание и эмпатия;

· самораскрытие и реагирование друг на друга.

По мнению М. Кори и Г. Кори для возникновения сплоченности группы необходимы следующие условия:

1. Мотивация участия в группе и определенные усилия в стремлении попасть в нее.

2. Четко определенные индивидуальные цели участников группы, а также ясно сформулированная общая цель группы.

3. Позитивные ожидания и соответствие группы личным потребностям участников.

4. Дружественная и теплая атмосфера.

5. Взаимная симпатия участников группы друг к другу.

6. Взаимодоверие участников группы, уважение к чувствам и мнениям друг друга.

7. Активное участие в работе группы всех участников.

8. Разделение ответственности за работу группы между терапевтом и участниками.

9. Открытое обсуждение конфликтов.

10. Специально создаваемая обстановка (узкий круг, создание интимной атмосферы и т.п.).

11. Как очень специфичное и нежелательное условие сплоченности группы – пребывание в группе "козла отпущения" или "белой вороны", объединение против которых сплачивает группу.

Такие условия не могут возникнуть сразу. Сплоченность группы развивается в ходе всей ее жизни и по-разному проявляется на различных этапах работы группы. На начальной стадии работы группы сплоченность увеличивается благодаря тому, что участники делятся проблемами личной жизни вне группы, в переходной стадии – к увеличению сплоченности добавляется и обмен переживаниями, появившимися в группе, а на стадии продуктивной работы наибольшую сплоченность группы отражает обмен чувствами, переживаемыми только в группе.

Каждый участник группы должен пройти определенный путь изменения себя, решения своих проблем, чтобы принимать и понимать других. Восприятие других напрямую связано с самовосприятием. Как утверждал Э. Фромм, только любя себя, можно любить других.

К. Роджерс подробно описал изменения, происходящие с клиентом, когда для него создаются подходящие условия (хороший психотерапевтический контакт или, как в нашем случае, сплоченность группы):

· он начинает более свободно выражать свои чувства;

· он начинает яснее воспринимать реальность, т.е. себя, других людей и свое окружение;

· он способен яснее видеть несоответствие между своим опытом и образом своего Я;

· он начинает находить и принимать чувства, которые раньше подавлял, отвергал или искажал;

· когда эти чувства включаются в образ своего Я, последний начинает более соответствовать реальному опыту клиента;

· он, ощущая безусловное уважение со стороны терапевта, начинает больше уважать себя;

· он начинает все меньше руководствоваться оценками других и больше доверять себе.

Развитие, укрепление сплоченности группы является одной из главных задач терапевта с самой первой встречи группы. Обычно этому способствует уменьшение тревоги участников группы, обеспечение некоторой структурированности работы группы, особенно в начальной стадии, и установки самого терапевта – уважение участников, их безоценочное принятие, эмоциональная теплота. Сплоченность группы развивается медленно и трудно в группах, которые ведет холодный и пытающийся сохранить большую дистанцию от группы ведущий, а также в группах, ведомых слишком теплым и харизматичным терапевтом.

При отождествлении сплоченности группы с теплой и уютной атмосферой в группе может сложиться впечатление, что она тем больше, чем больший комфорт испытывают участники группы. Но это ошибочное впечатление. Хотя в сплоченных группах значительно больше взаимопонимания и общности, однако в них также значительно легче проявляется враждебность и выявляются конфликты. Невыраженная, подавляемая враждебность тормозит работу психотерапевтической группы, так как трудно быть искренним с человеком, которого не любишь. Если ради уютной атмосферы в группе участники будут избегать обсуждения негативных чувств, тем самым будет прегражден путь к конструктивному решению конфликтов, изменениям установок, наконец, личности участников. Как увидим ниже, выявление и решение конфликтов является мощным катализатором психотерапевтических изменений участников группы. Наряду со многими другими преимуществами конфликты помогают глубже познать себя при поисках аргументов в пользу своей правоты. В сплоченных группах враждебность значительно легче выражается участниками не только по отношению друг к другу, но и по отношению к терапевту.

Сплоченность группы начинает развиваться на начальной стадии ее работы. Чем скорее она сформируется, тем продуктивнее будет работа в психотерапевтической группе Особенно важна ее роль на продуктивной стадии работы группы. Сплоченность группы является одним из тех психотерапевтических факторов (возможно, даже и самым главным), от которых непосредственно зависит успех или неуспех работы психотерапевтической группы.

Групповое напряжение

Групповое напряжение проявляется уже в самом начале работы группы. Групповое напряжение возникает:

· в связи с несовпадением ожиданий участников группы с реальной групповой ситуацией;

· из-за необходимости соизмерять свои желания, позиции, установки с потребностями других членов группы;

· вследствие обращения к болезненным проблемам и переживаниям.

Кроме того, необходимость приспосабливаться к группе и ограничивать свои потребности ведет к негативным переживаниям. Эти переживания проявляются в различных формах: в молчании, скуке, агрессивности, антипатии, неприязни, конфликтам между отдельными участниками группы, а также между группой и руководителем. Напряжение может возникать вследствие директивности группового психотерапевта как протест против авторитетной (родительской) фигуры. Также оно может быть отражением беспомощности и зависимости группы, когда групповой терапевт отказывается играть роль лидера. Групповое напряжение возникает как кумулятивный эффект, основанный на внутреннем напряжении каждого из членов группы.

Напряжение также может выражаться в злости, раздражении, неприятии, страхе, отчуждении, противостоянии друг другу. Когда возникает групповое напряжение, задачей ведущего является не его подавление, а, наоборот, его признание и проявление в приемлемой форме. Например, может использоваться способ проговаривания скрытых агрессивных чувств членов группы по отношению друг к другу и к ведущему. В некоторых группах используют способ диффузной разрядки напряжения: активные и достаточно агрессивные действия в группе (толкание, захваты, силовые игры), использование объектов-заместителей (подушки, которую бьют вместо объекта агрессии; портрета человека, к которому направлена агрессия и который мнется или рвется, и т.д.).

Если напряжение в группе существует длительное время и работа с ним по каким-то причинам блокирована, а уровень сплоченности невысок, возникает угроза распада группы. В случае, если между членами группы существуют доверительные отношения и имеется достаточный уровень сплоченности, напряжение в группе играет позитивную роль как фактор, побуждающий членов группы к активности, к изменениям. В эффективной психотерапевтической группе должен существовать достаточный уровень напряженности. Только в этом случае существует взаимная критика, конфликты, конфронтация, позволяющая членам группы осознавать и изменять свое поведение. Группа, в которой уровень напряженности очень низок либо напряжение постоянно диффузно разряжается шутками, анекдотами или упражнениями, не выполняет своих психотерапевтических задач.

Есть три способа работы с групповым напряжением. Одни терапевты вначале создают в группе достаточно высокий уровень сплоченности и только после этого работают с групповым напряжением. По аналогии с индивидуальной терапией, вначале создаются доверительные отношения и лишь потом используются методы конфронтации, фрустрации потребностей и др. Другие терапевты, наоборот, с самого начала работы намеренно поддерживают усиление напряжения в группе путем ее фрустрации. В основе такой модели лежит идея о том, что разочарование в терапевте и высокий уровень напряжения приведут группу к принятию ответственности за свое функционирование. Третьи терапевты предпочитают динамическое равновесие между сплоченностью и напряжением на всех этапах работы группы.

Напряжение усиливается вследствие холодности, молчания терапевта, а также его критическими замечаниями в адрес членов группы, отказами отвечать на вопросы, прояснять ситуацию, провоцированием дискуссий с конфликтными ситуациями. Сплоченность повышается вследствие аутентичного и поддерживающего поведения терапевта: его искренности, доброжелательности, сердечности, чувству юмора.

Необходимость приспособления к группе, естественное ограничение индивидуальных потребностей и давление, побуждающее отказаться от некоторых своих желаний, конфликты, постоянно возникающие отрицательные эмоции повышают у участников напряжение, которое является естественным и очень важным элементом психотерапевтической группы. Каково отношение между сплоченностью и напряжением в группе?

Напряжение необходимо для продуктивной работы психотерапевтической группы. Однако, говоря о ценности напряжения, важно избегать крайностей. Если оно бывает настолько велико, что его не может компенсировать ни сплоченность, ни взаимопритяжение участников, в группе могут начать действовать центробежные силы, увеличивается сопротивление работе группы и желание ее покинуть. Обычно при большом напряжении возникает страх самораскрытия, увеличивается чувствительность к критике по отношению к себе. Иначе говоря, падает психотерапевтический потенциал группы. Одинаково нежелателен в психотерапевтическом отношении и слишком спокойный ход группы, когда сплоченность начинает превращаться в стремление уйти от неприятных чувств, тем, конфликтов, когда участники чувствуют себя слишком комфортно, начинают не замечать те проблемы, которые побудили их прийти в эту группу. Возникает иллюзия, будто они уже разрешились или стали неактуальными. В таких условиях психотерапевтическая группа превращается в оазис в таящем угрозу, полном неожиданностей внешнем мире. Сплоченность группы из психотерапевтического фактора превращается в препятствие для психотерапевтических изменений. Во имя комфорта и безопасности в жертву приносятся психотерапевтические цели группы.

Итак, психотерапевтическая группа нуждается в постоянном напряжении, возникающем как из межличностных отношений в группе, так и из усилий участников изменить себя и свою жизнь как в группе, так и вне группы.

Связь между сплоченностью группы и напряжением можно было бы охарактеризовать следующим образом. Сплоченность стабилизирует жизнь группы – под ее влиянием участники чувствуют поддержку и относительную безопасность. Напряжение же побуждает идти дальше – оно вызывает неудовлетворенность собой и отношениями с другими и стремление меняться. Это не противоположные силы в группе. В психотерапевтической группе терапевт должен обеспечить одновременное действие обоих этих факторов – поощрять как развитие сплоченности, так и постоянное возникновение напряжения. Молчание терапевта, выявление конфликтных тем, критические замечания по отношению к отдельным участникам или ко всей группе, острые и меткие вопросы, отказ отвечать на вопросы участников, неопределенные фразы и намеки способствуют возникновению напряжения. С другой стороны, искренность, сочувствие терапевта, побуждение к общим, сплоченным действиям, выражение положительных эмоций и чувства юмора поощряют чувства сплоченности, общности в группе.

Таким образом, в группе необходим баланс между сплоченностью и напряжением. Эти силы находятся в динамическом равновесии, а их баланс должен постоянно находиться в фокусе внимания группового психотерапевта. Сплоченность – фактор стабилизации группы, позволяющий ее участникам чувствовать себя в безопасности. Напряжение – фактор, побуждающий участников группы к тому, чтобы изменяться. Оно основано на фрустрации (неудовлетворенности) каких-либо потребностей и способствует поиску новых путей для их удовлетворения. Групповой терапевт, контролируя этот баланс, ищет адекватные способы для усиления или снижения напряжения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...