Глава 1. Введение в макроэкономику
Стр 1 из 48Следующая ⇒ Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро Макроэкономика
Экспресс-курс
Москва, 2007
Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс.
Настоящее издание представляет собой краткое изложение одной из важнейших экономических дисциплин – макроэкономики. При подготовке настоящего книги использованы курсы лекций, читаемых авторами в Московских ВУЗах, и широкий круг источников – переводных и отечественных изданий в области экономики. Оно включает оригинальные методические разработки авторов. Важным элементом, позволяющим лучше понять прочитанный материал являются тесты, приведенные в конце каждой темы и словарь основных терминов, обогащающих лексический запас знаний в области экономики. В книге в сжатом, четко структурированном виде изложены основные темы макроэкономики, которые необходимо понимать студентам экономических и неэкономических специальностей, изучающих в ВУЗах курс экономики, для того чтобы в будущем успешно выполнять свои функции по управлению подразделениями фирм и предприятиями различных форм собственности. Книга будет полезна владельцам и руководителям предприятий, для того чтобы эффективно руководить своим бизнесом. Она может быть интересна читателям, не связанным в силу профессии с макроэкономикой, но интересующимся экономическими проблемами, стоящими перед национальной и мировой экономикой.
Содержание От авторов Глава 1. Введение в макроэкономику. 1.1 Предмет и методы макроэкономики. 1.2 Национальная экономика и мировое хозяйство. 1.3 Основные теоретические концепции макроэкономики 1.4 Макроэкономические модели и их виды
1.5 Макроэкономический кругооборот ресурсов, продуктов и доходов.
Тесты.
Глава 2. Измерение национального объема производства. 2.1 Система национального счетоводства. 2.2 Система макроэкономических показателей. 2.3 Показатели уровня цен и индексы цен. Социальные показатели. Процентная ставка.
Тесты.
Глава 3. Макроэкономические рынки. 3.1 Сущность рынка и механизм его функционирования. 3.2 Рынок благ (товарный рынок). 3.3 Рынок труда и его сущность. 3.4 Финансовый рынок и его составляющие. Тесты.
Глава 4. Макроэкономическое равновесие. 4.1 Понятие и виды макроэкономического равновесия. 4.2 Совокупный спрос и совокупное предложение. 4.3 Равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. Тесты.
Глава 5. Макроэкономическое неравновесие. 5.1 Цикличность экономического развития. 5.2 Инфляция. 5.3 Безработица. Взаимосвязь безработицы и инфляции. 5.4 Государственное регулирование рынка труда
Тесты.
Глава 6. Экономический рост 6.1 Сущность и типы экономического роста. 6.2 Измерение темпов экономического роста. 6.3 Модели экономического роста. 6.4 Регулирование экономического роста и его последствия.
Тесты.
Глава 7. Государственное регулирование экономики. 7.1 Необходимость государственного вмешательства. 7.2 Методы и инструменты государственного регулирования. 7.3 Роль государства в переходной экономике. 7.4 Пределы государственного вмешательства в экономику.
Тесты.
Глава 8. Фискальная политика государства. 8.1 Понятие бюджетно-налоговой политики и ее виды. 8.2 Структура и функции государственного бюджета. 8.3 Налоговая система. 8.4 Бюджетный дефицит. Государственный долг. Тесты. Глава 9. Монетарная политика. 9.1 Деньги и денежная масса. 9.2 Кредитная система государства.
9.3 Сущность, цели и инструменты кредитно-денежной политики. 9.4 Теоретические подходы к кредитно-денежной политике. 9.5. Синтез монетарной и фискальной политики. Тесты.
Глава 10. Социальная политика государства. 10.1 Доходы населения и их виды. 10.2 Государственное регулирование доходов населения. 10.3 Политика социальной поддержки и защиты населения. Тесты.
Глава 11. Мировое хозяйство и международные экономические отношения. 11.1 Взаимосвязь национальной экономики и мирового хозяйства. 11.2 Международные торговые отношения. 11.3 Международное движение капитала 11.4. Валютные курсы и валютное регулирование. Тесты.
Ответы к тестам Словарь. Список литературы.
Анне Владимировне Балабановой п освящается
От авторов. Настоящее издание представляет собой краткое изложение одной из важнейших экономических дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях – макроэкономики. Макроэкономика - это отрасль экономической науки, которая изучает, как функционирует народное хозяйство в целом, как государство осуществляет свою экономическую политику. Можно с уверенностью утверждать, что эти знания необходимы не только образованному человеку независимо от профессии, но и каждому гражданину страны, налогоплательщику, осуществляющему экономическую деятельность. Любое предприятие функционирует в условиях сложной и постоянно изменяющейся внешней среды. Каждый предприниматель, для того, чтобы снизить риски, должен учитывать внешние факторы, оказывающие воздействие на его бизнес. К таким факторам относятся совокупный спрос и предложение, определяющие состояние экономики страны, уровень инфляции, положение на рынке труда, налогообложение, состояние мировой экономики, валютные курсы, государственная экономическая политика и многие другие. Все эти внешние по отношению к фирме факторы называют макроэкономическими. Изменить эти факторы предприниматель не в состоянии, как бы ни хотел, но он может учитывать их влияние в своей деятельности и таким образом минимизировать возможные риски и с успехом использовать возникающие позитивные обстоятельства. В связи с вышеизложенным макроэкономику преподают не только в экономических вузах, но и в технических, медицинских, педагогических институтах. При этом предмет может называться не макроэкономикой, а просто «экономикой», «основами экономики» или как-либо еще, но суть от этого не меняется. Изучая данную дисциплину, студенты, т.е. будущие специалисты и руководители, приобретают знания о том, как действует рыночный механизм на уровне национальной и мировой экономики, как рассчитываются макроэкономические показатели и какова их динамика в ходе экономического роста и на разных фазах экономического цикла.
Еще пушкинский Евгений Онегин (т.е. читай, сам А.С. Пушкин): «Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита, И был глубокий эконом, То есть, умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет». Великий английский экономист Адам Смит был одним из родоначальников классической политической экономии, т.е. науки, изучающей законы и категории экономики. Именно он показал, насколько интереса и полезна эта наука. В его время изучение экономики стало обязательной составной частью образования молодых людей. В наше время потребность людей в образовании и в том числе в экономическом образовании значительно выросла. Многие молодые люди приобщаются к высшему образованию, фактически не выходя за пределы школьного возраста. Это осуществляется путем обучения по различным довузовским программам, когда школьники 10-х и 11-х классов в свободное от школьных уроков время под руководством институтских преподавателей изучают предметы, которые студенты проходят на младших курсах, чтобы, поступив в институт, сразу перейти на второй курс.. Те, кто покидает школьную парту, часто идут в колледжи, где также изучают фундаментальные дисциплины в менее широком объеме, а затем продолжают обучение в институте. Очень широко развита в наши дни и система заочного, в том числе и дистанционного образования, включая второе высшее образование, где многие люди более старшего возраста, работающие на предприятиях различных организационно-правовых форм и форм собственности, а также руководители и владельцы бизнеса, изучают предметы самостоятельно по утвержденной программе в менее глубоком объеме, чем это проводится на дневной форме обучения вузов.
Перечисленным категориям читателей, изучающим макроэкономику в сокращенном объеме, часто бывает тяжело разобраться в достаточно сложных графических и математических моделях, описывающих экономические явления. Подспорьем в этом случае и может служить настоящая книга, где в сжатом, четко структурированном виде изложены основные темы макроэкономики, которые необходимо знать будущим экономистам. Она также может быть интересна другим читателям, не связанным в силу профессии с макроэкономикой, но интересующимся проблемами, стоящими перед национальной и мировой экономикой. Настоящее издание включает в себя авторский курс по дисциплине «Макроэкономика», а также отдельные элементы лекционных курсов по дисциплинам «Мировая экономика», «Политика доходов и заработной платы», «История экономических учений», читаемых авторами в московских вузах. При подготовке настоящего учебного пособия использован широкий круг источников – переводных и отечественных изданий в области экономики. Оно включает методические разработки авторов. Авторы настоящего издания, к.э.н., доцент Е.А. Марыганова и к.э.н., доцент РАП С.А. Шапиро, признательны своим студентам, которые первыми могли оценить содержательность, логику и доступность учебного курса, положенного в основу данного издания, и надеются, что оно послужит высоким целям, стоящим на современном этапе перед российским менеджментом и системой экономического образования. Москва, ноябрь 2006 г.
Глава 1. Введение в макроэкономику Как известно, понятие «экономика» возникло в Древней Греции и означало «разумное ведение домашнего хозяйства». В наше время под термином «экономика» понимают, прежде всего, совокупность отношений, возникающих в обществе в процессе создания экономических благ, т.е. благ, необходимых для существования человека; во-вторых, – народное хозяйство в целом или его часть, включающую соответствующие отрасли и виды производства; и, в-третьих, – отрасль науки, изучающую экономические отношения или их специфические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена. Экономическая наука представляет собой целую систему теоретических и прикладных научных дисциплин. Макроэкономика – это раздел экономической науки, где исследуется функционирование экономической системы в целом, на уровне общества, с точки зрения обеспечения условий для устойчивого экономического роста и полной занятости ресурсов, решения проблем развития хозяйственного механизма и проведения эффективной государственной экономической политики.
Макроэкономические процессы тесно связаны с экономическими процессами на микроуровне. Разницу между макроэкономикой и микроэкономикой можно пояснить на примере лесного массива: микроэкономика изучает отдельные деревья, а макроэкономика поведение леса в целом. Микроэкономика включает теорию поведения потребителей в процессе приобретения товаров и теорию фирмы. Макроэкономические факторы (такие как уровни процентной ставки, инфляции, безработицы и др.) оказывают воздействие на решения домашних хозяйств и фирм о сбережениях, инвестициях, потребительских расходах и т.д., что в свою очередь определяет величину и структуру совокупного спроса. Макроэкономическая теория начала разрабатываться в 30-е – 50-е годы ХХ века. Ее основоположником считается выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946), доказавший необходимость активного участия государства в национальной экономике. На базе понятия национальной экономики сформированы макроэкономические принципы и категории.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|