Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определите роль и значение психологии в становлении субъекта образовательного процесса




Проведите анализ современного состояния системы образования. Роль и значение психологической науки в образовательном процессе

Основными целями системы образования в Республике Казахстан являются:
– формирование общенаучной и общекультурной подготовки учащихся;
– социальная адаптация школьников к жизни в обществе;
– воспитание гражданственности и любви к Родине;
– обеспечение потребностей общества в квалифицированных рабочих и специалистах, переподготовка и повышение их квалификации. нализ проблем высшего образования

С 2001 года введен Классификатор направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, переработанный в сторону укрупнения специальностей. Граждане, имеющие высшее профессиональное образование, могут получить на платной основе второе высшее профессиональное образование в сокращенные сроки.

С 1999 года осуществлен переход на новую модель формирования студенческого контингента вузов на основе государственного образовательного заказа. Госзаказ реализуется путем предоставления государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов.. Изменился и механизм финансирования подготовки специалистов с высшим образованием - бюджетные средства выделяются конкретным лицам, а не вузу.

Сейчас вузы Казахстана переходят к новой кредитной системе обучения, которая призвана освежить десятилетиями не менявшийся цикл вузовской подготовки лекция - семинар - экзамен. В Казахстане по кредитной технологии уже год готовят магистров.

Смысл самого слова «психология» становится понятным, если учесть, что оно состоит из двух греческих терминов:«psyche» — душа, происходящего от имени греческой богиниПсихеи, и«logos»- слово, понятие, учение, наука.Задача психологии как науки заключается в изучении основных законов психической жизни. Знание этих законов необходимо каждому современному человеку.
Психология помогает выработке марксистско-ленинского материалистического мировоззрения, т. е. таких взглядов на мир, общество и на самого себя, которые являются подлинно научными. Отсутствие знаний по психологии может привести к появлению у человека суеверий, предрассудков, неправильных, идеалистических взглядов на психику. Задача психологии — предупредить появление этих предрассудков.
Изучение психологии помогает человеку лучше понимать других людей, учитывать их психические состояния, видеть положительные и отрицательные стороны, выяснять, как и почему возникают у людей те или иные индивидуальные особенности, устанавливать контакты с окружающими.

Восстановление единого предмета психологии и синтез психологического знания возможен только путем возврата психологии кпризнанию реальности и главенствующей роли души.

Одним из важнейших аспектов психологической практики является ее направленность на совершенствование педагогической деятельности. Развитие психологической науки в настоящее время со всей определенностью выявило теснейшие взаимосвязи психологии с педагогикой.

Ориентация на решение задачи интеллектуального воспитания учащихся вынуждает пересмотреть основные компоненты современного школьного образования: его назначение, содержание, критерии эффективности форм и методов обучения, роль школьного учебника, функции учителя.


 

Определите роль и значение психологии в становлении субъекта образовательного процесса

Поскольку и педагог, и учащиеся являются активными сторонами образовательного процесса и субъектами деятельности (каждый своей), было бы неправомерно рассматривать образовательный процесс только как обучающее и воспитывающее воздействие педагога на учащегося. Ученик также располагает ресурсами воздействия на учителя, поэтому образовательный процесс вполне корректно можно охарактеризовать как взаимодействие.

Во всяком взаимодействии людей выявляются его осознанность и целенаправленность. Цель участников взаимодействия может быть либо общей, либо каждый участник может преследовать свою цель. В зависимости от цели, которую ставят перед собой участники взаимодействия, выделяют разные его формы: сотрудничество – в случае общности цели и усилий по ее достижению,конфликт – в случае взаимоисключающих друг друга целей каждого из участников, противоборство – когда перед участниками стоит одна цель, но достижение ее одним из них исключает ее достижение другим.

Взаимодействие педагога и учащихся, общающихся между собой, входит в более сложную систему взаимодействия в образовательном процессе, который протекает внутри образовательной системы. В этой системе в тесном взаимодействии находятся ее подсистемы: управление (министерство, федеральное агентство, комитет, отдел образования), администрация (ректорат, директорат), педсовет, преподавательские коллективы, классы, группы. Каждая из подсистем имеет свои направления взаимодействия с другими подсистемами. Между всеми ними учебное взаимодействие реализуется в форме сотрудничества – совместной, направленной на достижение общего результата деятельности.

Кроме того, образовательная система взаимодействует с другими системами: семьей и общественностью. Все эти линии взаимодействия прямым или косвенным образом отражаются на учебном процессе непосредственно в классе. Это выражается в отношении учеников к учебе, учителям и школе в целом, которое зависит от сочетания их систем жизненных ценностей с характером учебной деятельности.

Образовательный процесс представляет собой многоплановое взаимодействие. В него включаются собственно учебно-педагогическое взаимодействие ученика и учителя, взаимодействие учеников между собой, а также межличностное взаимодействие, которое может влиять на учебно-педагогическое взаимодействие как положительно, так и отрицательно. В истории учения взаимодействие по линии «ученик – учитель» реализовывалось в разных формах: в индивидуальной работе, классно-урочной работе, консультировании с учителем при самостоятельной работе ученика, бригадно-лабораторном методе организации обучения и т. д. В любой из этих форм взаимодействия каждая из сторон реализует свою активность. У обучающегося активность в наибольшей мере проявляется при индивидуальных формах взаимодействия. В настоящее время учебно-педагогическое взаимодействие осуществляется и в новых формах сотрудничества: деловых и ролевых играх, тренингах. Таким образом, на историческом пути развития образования создавались, отмирали и возрождались разнообразные планы и формы учебного взаимодействия, усложнялась и его общая схема.

Учебно-педагогическое взаимодействие происходит на субъект-субъектном уровне. Раньше было принято описывать учебное взаимодействие по схеме «субъект – объект», где в качестве активного субъекта рассматривался только учитель, инициирующий обучение, передающий знания, формирующий умения, контролирующий и оценивающий их.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...