Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выявите источники и особенности становления субъекта в индивидуальной психологии




Концепция Адлера в общей форме включает три основные категории, или три фактора структуры и динамики личности: 1) чувство общности; 2) чувство неполноценности или недостаточности и 3) стремление к собственной значимости (или самозначимости по выражению Адлера).

Сразу же следует подчеркнуть, что эти факторы, определяющие структуру личности, рассматриваются в концепции Адлера в диалектическом единстве, как взаимосвязанные и взаимозависимые. При этом, однако, целостность подхода не исключает возможности и необходимости дифференцированного анализа каждого из этих факторов. Все они проявляются в бесконечном разнообразии конкретных чувств, имеющих для личности регулирующее значение, но далеко не всегда вполне осознанных и понятных субъекту. Представляется важным начать дифференцированный анализ с фактора, которому часто приписывают ведущее значение в концепции Адлера.

Чувство неполноценности. В работах Адлера понятие чувства неполноценности встречается наиболее часто. Все люди, как он считает, чувствуют себя неадекватными в определенных ситуациях, при столкновении с жизненными трудностями и осознании собственной беспомощности. Он проводит аналогию между зависимостью ребенка от семьи и взрослого от общества. В этом он видит истоки той человеческой слабости, которая и порождает чувство неполноценности. Сначала ощущение слабости, несовершенства, неспособности выражается в чувстве неуверенности в собственных возможностях, которое затем тормозит выполнение целенаправленных действий и ведет к самоуничижению.

Стремление к собственной значимости. Аргументы Адлера апеллируют к здравому смыслу самоутверждающейся личности. Никто не хочет только прозябать, быть несовершенным, слабым. Наоборот, каждый нормальный человек хочет быть способным на что-то, быть кем-нибудь, чувствовать свою социальную значимость. Человек вообще избегает какой-либо потери чувства собственного достоинства. Если он ощущает отношения с окружающими его людьми как товарищеские, то это говорит о том, что в нем уравновешены два противоположных чувства — самозначимости и общности, сопринадлежности

Чувство общности. Чувство общности является самым существенным и определяющим фактором в модели личности, разработанной Адлером. В известной мере оно противодействует первым двум факторам. Чувство общности — это готовность к общению, к сопереживанию, к взаимопониманию, к ответственности, готовность ставить общественные интересы выше узколичных, иногда готовность к самопожертвованию. Такое чувство — основа положительных, продуктивных отношений человека к другим людям, к обществу ив то же время основа созидания всех культурных ценностей.

 


 

20, Проблема становления субъектности в гештальтпсихологии

Большое значение в раскрытии проблемы смыслов и его детерминант имеют работы одного из основателей гештальтпсихологии Ф. Перлза[1,2]. Идея целостности человека, его способность жить настоящим, смело контактировать с миром, преодолевать сложности и уметь защищаться, расти как личность – основные постулаты теории гештальтпсихологии[3,4]

Субъект обозначен им как самость. Самость – это интегратор «поля взаимодействия организм - окружающая среда», которое охватывает социально-культурные, биологические и физические факторы. Самость актуализируется в процессе контактирования. Есть контакт – есть самость, нет контакта – нет проявлений самости.

Контакт – это первая реальность соприкосновения с объектами и подразумевает сенсорное осознавание и моторное действие, отражающее способы творческого приспособления организма и среды. Более глубинное соприкосновение, в процессе которого самость актуализирует творческое приспособление – это контактная граница.

На контактной границе, самость не только регулирует процессы соприкосновения, творческое приспособление, ориентированные на личностный рост, но и процессы сдерживания динамики творческого возбуждения, отражающие своеобразные процессы защиты. «Контактная граница, на которой возникает опыт, не отделяет организм от окружающей среды; она скорее ограничивает организм, заключает его в себя и защищает, и в то же время соприкасается с окружающей средой» [1,с.9]. Разумное ограничение – это целесообразное явление. Однако, не всегда мы ограничиваем процесс контактирования пределами разумного. Поэтому, силы защит (в частности, можно назвать невротической) иногда превосходят силы, актуализирующие творческое приспособление и, человек не всегда допускает себя, к более, глубинным пластам контактирования. В связи с этим, Перлз рассматривает личностный рост не только как завершение гештальта, но и как преодоление пятиуровневой структуры невроза. Невроз определяется им как процесс «застревания» на уровнях контактирования. Он выделяет 5 уровней: 1. Уровень знакового контакта(«доброе утро!», «как дела?»); 2. Уровень проигрывания ролей (вживание в роли родителя, профессионала, бизнесмена и др); Эти два уровня контактирования достаточно распространённые и преодолеваемые. 3. Уровень анти-экзистенциальный (фобического избегания пустоты), преодоление которого обеспечивает осознавание себя в этой пустоте, осознание того, «кто Я, где Я, что есть и что должно быть».

Невозможность преодоления третьего уровня обеспечивает возврат ко второму уровню, на уровень играния ролей, где человек скрывает свои нерешённые проблемы под маской выполняемых ролей, которые, накапливаясь, стимулируют большой разброс мыслей и затруднённость концентрации. Это обеспечивает слияние человека с ролью, при котором он не всегда может творчески приспосабливаться и живёт как долженствующий. Формальные роли и законы – это способы его защит. В данном случае, человек вновь и вновь «скользит по поверхности», подавляя переживание одних и тех же проблем, стремясь избегать их осознавания и принятия решения, что затрудняет открытие смысла и «застревание» во времени. Собственный внутренний мир переполняется переживаниями ненужной и устаревшей информацией, что напоминает по Перлзу «помойное ведро»[5]. Рано или поздно, человек вынужден осознать своё Я и наболевшие проблемы. И чем дольше он будет защищаться, тем более на долгий срок, откладывается процесс осознавания смысла. Он не вырастет изнутри, пока однажды не испытает внутреннего взрыва и осознания.

Преодоление уровня пустоты стимулирует четвёртый уровень – уровень внутреннего взрыва. Уровень внутреннего взрыва – это есть процесс осознавания и раскрытия для себя смысла своих действий, поступков, мыслей. Это своеобразный инстайт, который даёт осознавание дальнейших путей движения и принятия решения.

Возможность преодоления способствует дальнейшему продвижению и обеспечивает проявление пятого уровня - эксплозивного (уровень внешнего взрыва), отражающий актуализацию творческого приспособления и истинной самости, способной к свободному самовыражению и самоактуализации [5]. Это уровень реализации смысла.

В процессе контакта формируется гештальт. Гештальт – это ясное, живое восприятие, образ или понимание (инсайт), или слаженное моторное поведение, отражающее смысл, в котором аккумулированы потребности, способности самости и возможности среды. «В каждом случае потребность и энергия организма, а также возможности, предоставляемые внешним миром, - все вместе объединяются в фигуру»[1,с. 13]. Перлз рассматривает личностный рост не только как завершение гештальта, но и как преодоление пятиуровневой структуры невроза. Невроз определяется им как процесс «застревания» на уровнях контактирования.

Согласно Ф.Перлза, вклад гештальтистов – это дифференциация гештальта на фигуру и фон[5,с.53]. Что представляет собой фигура? Фигура определяется Ф.Перлзом как значение Я. Фон – это несколько значений других, объективные значения. В процессе творческого возбуждения происходит, как выражается Ф.Перлз, «связывание» субъективных и объективных значений, в результате которого возникает нечто целостное, несводимое к частным значениям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...