Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проведите анализ защитных механизмов в разных направлениях психологии и его значения в процессе организации взаимодействия «обучаемый-обучающийся ».




Впервые идея психологических защит зародилась в психоанализе, в работах З.Фрейда. Он полагал, что действие человека не всегда подвластно контролю разума, а напротив, в большей степени подчинено бессознательному.

Необходимо отметить, что термин «психологическая защита» и «защитные механизмы» не являются тождественными понятиями. Под «психологической защитой» следует понимать общее состояние, при котором психика человека находится в безопасности, а процессы развития личности менее подвержены каким-либо негативным воздействиям социальной среды, чем обычно. В то время как понятие «защитные механизмы», предполагает под собой некие процессы, не позволяющие негативным факторам окружающей среды и действиям человека разрушить или коренным образом изменить структуру личности. На наш взгляд, защитные механизмы следует рассматривать как инструмент развития психологических защит. Большинство исследователей, занимающихся проблемой психологической защиты личности, стараются придерживаться изначального понимания ее природы и не меняют представлений в предложенных ранее определениях.

В рамках психодинамического направления проблема совладающего поведения исследовалась мало. По мнению ученых процесс адаптации человека проходит через использование механизмов, самим индивидом. Последователи психоаналитической школы З.Фрейда в рамках психодинамического направления, А. Фрейд, Дж. Вайлент и Н. Хаан полагали, что защитные механизмы способны играть адаптивную функцию в жизни человека, при определенных условиях. Сама идея адаптивности защитных механизмов при более глубоком анализе психоаналитических работ просматривается в воззрениях З.Фрейда. Он не выделял понятие «адаптация» как отдельный процесс в жизни человека, но полагал, что использование защитных механизмов приводит к развитию невроза, идея о возможности прохождения процесса адаптации индивидом, выступает как один из вариантов деятельности защитных механизмов.

Новизну в исследованиях защитных механизмов принесли динамический и структурный подход в психологии. Их принципиальное отличие заключалось в понимании психики, как динамически изменяющейся системы, где защитные механизмы призваны помогать человеку, преодолевать сложные жизненные ситуации, возникающие при взаимодействии с окружающей средой. Один из представителей динамического подхода, основатель телесно-ориентированной терапии В. Райх, исследуя проблему защитных механизмов, выделил такое явление как «постоянная защита». Он рассмотрел действия защитных механизмов не только во внутреннем мире человека, но и их проявления в телесных характеристиках, таких как: скованность, напряженность, однотипность движений, постоянная улыбка, высокомерие, ироничное и дерзкое поведение – это остатки сильных защитных механизмов в прошлом. Они отделились от своих исходных ситуаций и стали чертами характера человека. В своей концепции В. Райх отмечал их как «броню характера».


 

Комплекс Ионы (от лат. complexus — связь, сочетание, Иона — персонажа Библии) — в гуманистической психологии А. Маслоу, бессознательные тревога и страх перед самоусовершенствованием и развитием своих способностей, обусловливающие снижение уровня притязаний, препятствующие личностному росту и уменьшающие шансы самоактуализации человека и достижения успеха. Отказ от попыток полной реализации своих способностей дестабилизирует личность и зачастую является причиной возникновения невроза. По А. Маслоу, К. И. обусловливает также негативное и даже враждебное отношение человека к "великим людям", т. е. людям, добившимся значительного успеха, известности и славы в той или иной сфере деятельности.
Название комплекса связано с мифологическим сюжетом об эпизодах жизни ветхозаветного пророка Ионы, которому бог (Яхве) повелел проповедовать. Но Иона проигнорировал это поручение и сбежал. Он сел на корабль, но во время плавания бог поднял бурю и матросы выбросили его за борт. По велению бога большая рыба (по одной из версий — кит) проглотила его, и он провёл в её чреве три дня и три ночи. Вняв мольбам Ионы, бог приказал рыбе извергнуть его на сушу и повелел идти в Ниневию и пророчествовать. Успешные проповеди Ионы привели к покаянию ниневийцев, и бог пощадил город. Предполагавший насладиться зрелищем божественного возмездия, разочарованный Иона стал молить бога о ниспослании ему смерти.

Для того чтобы избавиться от комплексов, нужно предпринять следующие шаги:

1. Выяснить причину возникновения комплекса.

Вы знаете, откуда растут ноги наших комплексов? Нам часто кажется, что мы в чем-то не нравимся окружающим. Кажется, что начальника не устраивает качество нашей работы. Кажется, что противоположный пол не испытывает симпатии из-за того, что вы некрасивы. Кажется, что друзья о чем-то шепчутся за спиной. Заметили, какое здесь слово ключевое? Правильно – нам кажется. Поэтому косвенных причин может быть большое количество, но настоящая причина одна-единственная – в возникновении комплексов виноваты мы сами. Низкая самооценка, подозрительность, неуверенность в себе – вот те качества, которые служат хорошей почвой для появления комплексов. Значит, единственный способ бороться с комплексами – менять себя!

2. Трезво оценить ситуацию.

Как вы думаете, есть ли на свете человек, у которого все в жизни идеально: и внешность, и карьера, и семейное положение, и друзья? Вряд ли найдется такой счастливчик. У каждого есть недостатки – соответственно, повод для комплексов. Однако если одни люди не акцентируют внимание на своих недостатках, другие - только о них и думают. А заодно привлекают внимание окружающих именно к своим слабым сторонам. Поэтому стоит честно признаться самому себе: «Я не один такой, недостатки есть у всех людей» - и сразу станет значительно легче!

3. Избавиться от страха.

Важным шагом на пути преодоления комплексов является умение побороть страх, в первую очередь – страх перед общественным мнением. Неужели все в своей жизни мы должны делать с оглядкой на мнение окружающих? Да и всегда ли оно настолько порицательно, как нам кажется? В любом случае – не бойтесь проявлять себя, не бойтесь ошибиться, не бойтесь, наконец, быть смешным! Постарайтесь относиться проще к окружающему миру, прекратите обдумывать каждый свой шаг, не стремитесь понравиться всем вокруг (ведь это просто невозможно!) – и груз комплексов постепенно свалится с ваших плеч.

4. Поверить в себя.

«Я могу, я умею!» - должно стать вашим девизом. Внушите себе, что все в этой жизни достижимо. В этом поможет простой психологический тренинг: возьмите листок бумаги и напишите на нем перечень качеств, которыми вы не обладаете, но очень хотели бы их приобрести. Перечитывайте этот перечень каждый день, проговаривая его вслух. Гарантируем, что со временем вы приобретете данные качества. Также исключите из своей жизни частицу «не»: «не любят», «не понимают», «не ценят».

5. Активно действовать.

Психологические тренинги – это хорошо, но борьба с комплексами требует и активных действий. Лишний вес не уйдет, если вы не начнете посещать спортзал, а комплекс неполноценности не уменьшится, если вы не попытаетесь наладить контакт с окружающими. Поставьте конкретные цели, достижение которых поможет одолеть комплексы.

6. Подумать о своих достоинствах.

Заостряя внимание на своих недостатках, мы часто забываем о достоинствах, которых, несомненно, у нас значительно больше. Тот же тренинг с листком бумаги можно повторить и здесь – на этот раз напишите на нем свои положительные качества. Вы слишком самокритичны для составления подобного списка? Обратитесь за помощью к родным и близким. Будьте уверены, они подскажут вам десяток-другой ваших достоинств. Заодно узнаете, что не таким уж ничтожеством вы выглядите в глазах окружающих.

7. Полюбить жизнь.

Жизнь прекрасна – помните об этом! Улыбайтесь каждому новому дню, окружающим людям, собственному отражению в зеркале. Помните - жизнь слишком скоротечна, чтобы тратить ее на уныние и печаль. Борьба с комплексами должна быть приятным и легким занятием – тогда они отступят навсегда.


 

51. Раскройте сущность дистанционного образования и проанализируйте позитивы и негативы

Дистанционное образование: плюсы и минусы

Международная комиссия по вопросам образования, науки и культуры при ООН (ЮНЕСКО) провозгласила два основных принципа современного образования: "образование для всех" и "образование через всю жизнь". В правильности данного подхода к построению системы образования никто, конечно, не сомневается. Но с точки зрения сегодняшних российских реалий возникает ряд проблем.


Первая: проблема огромных территорий с неравномерной плотностью населения. И хотя население рассеяно по всей стране, в центральном регионе (особенно в Москве и Санкт-Петербурге) сосредоточено большинство учебных заведений высокого уровня и преподавателей высшей квалификации. А поездка для поступления в другой город часто является невозможной из-за высоких расходов. Существует еще потребность в повышении образования работающих в регионах людей, как правило, имеющих семьи, для которых переезд в другой город сопряжен со значительными проблемам.

Вторая: это проблема времени. Сегодня у большинства современных специалистов время расписано по минутам. И тем не менее, без новых знаний, без обучения в течение всей жизни никому не обойтись. И даже вечернее и воскресное образование данную проблему не решает.

Третья: проблема денег. Это в большей степени касается высшего образования и подготовки к нему. Конкурс на бесплатные места высок, а платное обучение далеко не всем по карману.
Выделяют три вида дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения. Первый вид - кейс-технология на основе бумажных носителей. Это в первую очередь учебно-методические пособия, называемые рабочими тетрадями, которые сопровождаются тьютором. Тьютор поддерживает со студентами телефонную, почтовую и др. связь, а также может непосредственно встречаться со студентами в консультационных пунктах или учебных центрах. Вторая технология - телевизионно-спутниковая. Она очень дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток - слабая интерактивность, то есть обратная связь. И, наконец, третья технология - это интернет-обучение, или сетевая технология. Чаще всего в процессе дистанционного обучения используются все вышеназванные технологии в разных пропорциях.

Дистанционное образование начало интенсивно развиваться в Европе и США еще в начале 70-х годов. Причины распространения данного образования просты: каждый человек вне зависимости от его национальности и места нахождения может получить диплом любого вуза. Большинство специалистов в области обучения рассматривают дистанционное образование как подающую большие надежды форму, так как она может подойти многим, и стоит дешевле. Кроме того, можно выбрать определенные учебные курсы, т.е. получать так называемое "образование по заказу", которое также дает преимущество в цене.
Естественно, у данного вида обучения существуют свои плюсы и минусы для обучающихся. Если вы рассматриваете вариант образования с помощью данной технологии, то следует учесть следующее:
К плюсам дистанционного образования можно отнести:

1. Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.

2. Свобода и гибкость - учащийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.

3. Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.

4. Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.

5. Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.

6. Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

7. Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
Но существуют и очевидные минусы:

1. Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.

2. Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.

3. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет.

4. Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.

5. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.

6. Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много.

7. В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...