Правовые формы и методы публичного управления.
Из инета Правовые формы государственного управления могут непосредственно выражаться: а) в издании правовых актов управления (нормативного или индивидуального характера); б) заключении административных договоров; в) иных действиях, влекущих юридические последствия. К иным действиям, влекущим юридические последствия, относят: 1. различного рода разрешения на совершение определенных действий, которые управляющая сторона правоотношений дает управляемой; 2. государственную регистрацию; 3. действия, удостоверяющие в установленной форме факты, имеющие юридическое значение (выдача паспорта, водительского удостоверения), и т. д. В юридической литературе существуют различные классификации методов государственного управления. В зависимости от того, кому адресовано то или иное правленческое воздействие, различают методы управленческой деятельности: – направленные на организацию аппарата управления; – выражающиеся в осуществлении воздействия на внешние объекты. По характеру воздействия методы государственного управления подразделяются: – на административные; – экономические; – социально-психологические. В юридической литературе выделяют также классификацию методов государственного управления по функциям субъектов управления. По этому признаку методы государственного управления подразделяются: – на общие методы, используемые на всех важнейших стадиях управленческого процесса (метод убеждения, наблюдения, контроля и разработки, методы косвенного и прямого воздействия на управляемый объект, регулирование, общее руководство и непосредственное управление); – специальные методы, применяемые при осуществлении отдельных функций на стадиях процесса управления (методы выполнения отдельных функций, выработка и принятие решений, программно-целевой метод, гласные и негласные методы).
Для реализации своих властных полномочий в процессе государственного управления органы исполнительной власти используют такие основные административно-правовые формы как: А) издание административно-правовых актов (правовых актов управления); Б) заключение договоров (например, административных договоров, международных соглашений); В) совершение иных юридически значимых действий, вызывающих определенные правовые последствия (составление отчетов, регистрация фактов, выдача справки о месте работы, составление административных протоколов и т.д.). Наряду с этими правовыми формами осуществления исполнительной власти выделяются также неправовые формы в виде организационных действий и материально-технических операций (информирование, инструктирование, проведение совещаний, консультаций и т.д.). Структура видов правового регулирования I. Нормативное (нормоустановление) II. А) Законодательное (законодательство) Б) Подзаконное (президентское (указное), правительственное, парламентское, судебное, ведомственное) III. А) Публично-правовое. Б) Частно-правовое IV. А) Отраслевое (конституционное) Б) Комплексное (административное, трудовое, налоговое, финансовое, таможенное, уголовное и др). V. Международное VI. А) Федеральное. Б) Региональное (субъектно-федеральное) VII. Договорное VIII. А) Внешнее. Б) Внутриорганизационное IX. А) Материальное. Б) Процессуальное. В) Правоохранительное X. А) Централизованное (императивное). Б) Децентрализованное (диспозитивное). В) Субсидиарное (вспомогательное) Методы государственного управления – способы, средства практического осуществления функций государственного управления, достижение его целей
Виды методов: Убеждение – представляет собой законопослушное поведение всех субъектов, способствует профилактики правонарушений. Принуждение – разновидности государственного принуждения и являются средствами обеспечения правопорядка. По характеру воздействия: 1.Прямое воздействие – административные методы управления. Одностороннее властное воздействие субъекта управления на поведение управляемых. Обязательность исполнения управленческой стороной решений стороны управляющей. Возможность наступления правовой ответственности за невыполнение управляемой стороной законно – отданных распоряжений. 2.Косвенное воздействие. Цели достигаются по средствам воздействия на интересы управляемой стороны, т.е создаются такие условия, когда управляемая сторона сама без властного воздействия выбирает вариант поведения. Социально психологические методы управляющего воздействия: Все методы тесно взаимосвязаны, и применяются косвенно. Из ответов прошлых лет Публичное управление можно понять как управляющее воздействие - гласное взаимодействие государственного аппарата и общества при принятии важных для республики (общества, населения) решений, действий, как открытую публичную сферу общественных интересов.Можно сказать, публичное управление - это управление обществом вместе с обществом. Правовая форма управления — это внешне выраженное и юридически оформленное действие органа управления публичной власти (или должностного лица), осуществляемое в пределах его компетенции и вызывающее определенные правовые последствия. Классификации форм управления: Правовые ф.у. – деятельность, которая непосредственно влечет определенные правовые последствия Административно-правовая форма может быть представлена многообразно: По степени юридического выражения: основные (издание правовых актов) и базирующиеся на них, т.е. действия, влекущие опред.юрид.последствия По достигаемым результатам: позитивное регулирование (утверждение программ соц.-эк.развития), либо реакция на негативные явления в сфере ГУ. По направленности: воздействующие на обществ. отношения в сфере Г.У. (внешняя направленность), либо на деят-ть нижестоящего упр.аппарата (внутр.направленность) По объему: общеобязательные либо адресованные конкрет.объектам По масштабности: вся система ИВ, либо упорядочение работы внутри раб.аппарата данного ИО По характеру и методам решения вопросов компетенции: процедурные (подготовка и принятие упр.решения) и процессуальные (в рамках админ.производства)
Метод управления – средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижения ее целей. Для М.У. характерно следующее: органическая связь с целевым назначением конкрет.вида гос.деятельности,всегда имеет своим адресатом соответствующий объект (индивидуальный либо коллективный),в М.У. находит свое выражение государственный (публичный) интерес, управляющая воля гос-ва, правовая форма практического выражения М.У. М.У. следует отличать от метода правового регулирования. М-д прав.регулирования – функция АП, тогда как М.У. – функция субъекта АП, причем не всякого, а лишь того, который одновременно является субъектом исполнительной власти (гос.управления). Классификация видов М.У: =>Методы любой деят-ти проявляются прежде всего посредством убеждения (организационные, воспитательные, разъяснительные меры, внутреннее осознание целесообразности данного действия) и принуждения =>Деление на методы прямого воздействия (имеют директивный, приказной характер, у исполнителя нет выбора) и косвенного воздействия (управомочивающие на опред.действия, возможность выбора варианта поведения, особенный – стимулирующий метод, когда стимулируется экономическая(материальная) заинтересованность объекта в выполнении поставленных перед ним задач)) Конкретное содержание методов управления достаточно разнообразно. Это – установление правил поведения в сфере гос.управления общеобязат.или частного хар-ра (=регулирование – подзаконная регламентация общественных отношений); утверждение конкретных (адресных) заданий; предписания о совершении определенных действий (программирование развития в определенной сфере управления); выдача разрешений различного рода; осуществление регистрационных действий;
проведение контроля и надзора; ü Лицензирование – разрешение на занятие опред.видом деятельности ü Квотирование – хоз.сфера, внешняя торговля, месторождения полезных ископаемых. ü Гос.аккредитация - удостоверение соответствия гос.стандартам. Государственное управление -это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей. Государственное управление - разновидность социального управления, но его природу и специфику определяют присущие только данному виду управления свойства. 1. Субъект целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий - государство. 2. Государственное управление опирается на властные полномочия. 3. В центре государственного управления (смысл государственного воздействия) - решение общих дел, согласование действий всех граждан, защита совместного интереса, удовлетворение потребностей общества, не отдельных граждан и социальных групп. 4. Комплекс методов и средств государственного воздействия составляют не только правовые, политические, экономические (регулирование, согласование, убеждение, стимулирование и т.д.), но и Государственно-административное управление представляет собой вид деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть, ее органов и должностных лиц на всех уровнях государственно-административного устройства: федеральном, субъектов Федерации, местном. Публичное управление -воздействие субъекта управления на общество (общественные процессы отношения) в соответствии с возложенными на него общественно-значимыми функциями и полномочиями. Таким образом, публичное управление можно понять как управляющее воздействие - гласное взаимодействие государственного аппарата и общества при принятии важных для республики (общества, населения) решений, действий, как открытую публичную сферу общественных интересов, в которой все общественные институты, граждане могут быть не только в роли объектов управления, но и выступать субъектами, автономными единицами в отношениях с органами власти и управления. Можно сказать, публичное управление - это управление обществом вместе с обществом. Таким образом, содержание процесса управления раскрывается понятиями: функции управления, методы управления и формы управления. На этих главнейших категориях базируется теория управления. В непосредственной зависимости от развития этих понятий находится и практика управления. Форма управления — это внешнее выражение практической реализации функций и методов управления, самого управляющего воздействия, конкретных действий, осуществляемых в процессе осуществления исполнительной власти, административной деятельности.
Формы управления отличаются от форм деятельности других ветвей власти, т. е. от форм законотворчества (законодательства) и правосудия. Формы управления обеспечивают возможность реализации управленческих функций и мероприятий практически во всех сферах и отраслях управления, во всех сферах государственной и общественной жизни. В специальной литературе 90-х гг. вместо термина "форма управления" использовалось понятие "форма осуществления исполнительной власти", так как Конституция РФ и многие законы не оперируют понятиями "государственное управление". Различие в данном случае непринципиально, однако поскольку в административном праве термин "управление" (государственное или публичное) является ключевым, то соответственно следует придерживаться именно его, т. е. говорить о формах управления или государственного управления (публичного управления). В административно-правовой литературе этот институт традиционно обозначается термином "формы государственного управления"; иногда используются и иные наименования, например: "формы деятельности государственной администрации", "административно-правовые формы деятельности органов исполнительной власти". В западноевропейской административно-правовой литературе рассматриваются несколько видов форм публичного управления (форм осуществления управленческих действий). Например, германскими учеными выделяются следующие формы управления: 1) правотворчество (постановления, уставы, административные предписания); 2) административные акты; 3) публично-правовые договоры; 4) простое административное действие; 5) частноправовая административная деятельность (например, предоставление субсидий).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|