Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законотворчество и законодательный процесс: виды законодательных органов, их правовой статус, виды законов и порядок их применения, стадии законотворчества.




Законотворчество – правотворчество органов государственной власти (Федерального парламента, парламентов субъектов федерации, путем референдума), где принимаются законы, обладающие высшей юридической силой и верховенством в системе других нормативных правовых актов.

Законодательный процесс - порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и регламенте соответствующего представительного органа.

Законодательные органы – образуемые непосредственно народом, подотчетные и ответственные и ответственные перед ним государственные представительные коллегиальные органы, уполномоченные в соответствии с конституцией осуществлять законодательную власть в России. Законодательным органом РФ является Федеральное Собрание; в субъектах РФ – представительные учреждения (напр., Законодательное Собрание, Городская Дума и др.)

Законодательная власть осуществляется, прежде всего, общегос. представительным органом - «парламентом».

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. (депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам)

Ст.102 К ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ между субъектами б) утверждение указа Президента о введении военного\ чрезвычайного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФд) назначение выборов Президента е) отрешение Президента от должности; ж) назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда; з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Обязательному рассмотрению в СФ подлежат принятые ГД федеральные законы по вопросам фед.бюджета, фед.налогов и сборов, ратификации и денонсации международных договоров РФ, войны и мира, статуса и защиты гос.границы, финанс, валют, кредит, тамож регулирования, денежной эмиссии, а также принятые ГД фе­деральные конституционные законы.

СФ принимает постановления большинством голосов от общего числа членов СФ, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией.

СФ избирает из своего состава Председателя СФ и его замов. Они ведут заседаниями и ведают внутренним распорядком палаты. СФ принимает свой регламент.

Ст.103 К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства б) решение вопроса о доверии Правительству;в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; е) объявление амнистии;ж) выдвижение обвинения против Президента Российской для отрешения его от должности.

ГД работает сессионно: весенняя - шесть месяцев (с 12 января по 20 июля) и осен­няя — три месяца (с 1 октября по 25 декабря).

ГД собирается на 1ое заседание на 30й день после избрания. Президент может созвать ее раньше.

Роспуск ГД. Может быть распущена Президентом в случаях:

· трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства

· если ГД отказывает в доверии Правительству (Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства/о роспуске ГД) – по этому основанию только в течение года после избрания ГД

В случае роспуска ГД Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная ГД собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

ГД не может быть распущена:

· с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения СФ

· в период действия на всей территории РФ военного/чрезвычайного положения

· в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента

К совместному ведению обеих палат ФС отнесена процедура отрешения от должности Президента (импичмент) и формирование со­става Счетной палаты.

Основными функциями парламента являются: представительство; законотворчество; контроль. Законы принимаются палатами ФС в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе - совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность ФС.

ЗАКОН - юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением народа (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения.

Виды законов РФ - система действующих в национальной правовой системе законов, отличающихся предметом регулирования, формой, юридической силой и др По юридической силе, особенностям принятия различают следующие Вз: 1) Конституция РФ; 2) законы РФ о поправках к федеральной Конституции; 3) федеральные конституционные законы; 4) федеральные законы, не имеющие значения конституционных; 5) законы, принимаемые представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ Федеральная. Законы не должны противоречить К.

По степени значимости законы подразделяются на: конституционные и обычные. Конституционные законы делятся на:

· Конституцию (основной закон) федерального значения

· федеральные конституционные законы (Закон о президенте, о правительстве и т.п.)

· конституции и конституционные законы республик, входящих в состав федерации (в России 21 республика).

Обычные законы делятся на:

· кодифицированные (кодекс о труде, уголовный кодекс и т.п.)

· текущие (закон о бюджете на 2010г. и т.п.)

· Федеральные (приоритетное значение)

· законы субъектов федерации

На территории РФ применяются только те ФКЗ и ФЗ, которые официально опубликованы.

Основные стадии законодательного процесса (согласно Постановлению ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 21.12.2011) "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации")

Первая стадия - законодательная инициатива (внесение на рассмотрение ГД законопроекта). Согласно ст 104 К РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. При внесении законопроекта в ГД должны быть представлены: пояснительная записка, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции законопроекта; текст законопроекта; перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению, принятию; финансово-экономическое обоснование; заключение Правительства РФ.

Вторая стадия - предварительное рассмотрение законопроекта. Он направляется Советом ГД в соответствующий комитет, назначаемый ответственным за него. Одновременно законопроект направляется в комитеты, комиссии, депутатские объединения, Президенту РФ, в СФ, в Правительство РФ, в КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

Третья стадия - рассмотрение законопроектов в ГД. Рассмотрение может осуществляться в трех чтениях В первом чтении обсуждается концепция законопроекта, дается оценка соответствия его основных положений КРФ, его актуальности, практической значимости. à решение продолжить работу над ним; отклонить его; принять закон. Отклоненный законопроект возвращается субъекту права законодательной инициативы. В течение 5 дней законопроект направляется субъектам права законодательной инициативы. Срок представления поправок устанавливается не менее 15 дней. Во втором чтении - рассмотрение поправок, рекомендованных к отклонению. После этого ставится на голосование предложение о принятии каждой рекомендованной поправки.

Четвертая стадия - принятие закона. Совет ГД назначает третье чтение законопроекта для голосования, чтобы принять его в качестве закона. Не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению. Принятый ГД ФЗ в течение 5 дней передается на рассмотрение СФ. Если он не подлежит обязательному рассмотрению СФ и если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ, то в течение 5 дней он направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Пятая стадия - рассмотрение и одобрение ФЗ СФ. Поступивший из ГД ФЗ направляется в течение 48 часов всем членам СФ. Председатель СФ определяет комитет, ответственный за подготовку заключения по этому закону. Рассмотрение принятого ГД ФЗ на заседании СФ начинается с оглашения заключения ответственного комитета и проекта постановления. СФ принимает решение одобрить или отклонить закон без обсуждения либо обсудить его. ФЗ считается также одобренным СФ, если в течение 14 дней он не был рассмотрен им. Постановление СФ об отклонении или одобрении принятого ГД ФЗ в срок не более 5 дней направляется в ГД. В случае принятия решения об одобрении его текст вместе с постановлением СФ в 5-дневный срок направляется Председателем СФ Президенту РФ для подписания и обнародования.

Особая стадия - преодоление разногласий, возникших между СФ и ГД в связи с отклонением СФ принятых ГД законов. Если при повторном рассмотрении ФЗ, отклоненного СФ, ГД не приняла предложений согласительной комиссии и выразила несогласие с решением СФ об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. Принятый в таком виде ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (с уведомлением СФ).

Завершающая стадия - подписание и обнародование закона. Президент РФ, которому направлен ФЗ, в течение 14 дней подписывает его и обнародует. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления ФЗ отклонит его, ГД и СФ вновь рассматривают этот закон. Президенту РФ направить для работы в ней своих представителей; одобрить ФЗ в ранее принятой редакции Вето президента может быть преодолено 2/3 голосов каждой палаты (ГД и СФ). На ФКЗ право отлагательного вето Президента не распространяется.

Дата принятия ФЗ - день принятия его ГД в окончательной редакции. Дата принятия ФКЗ - день, когда он одобрен палатами ФС.ФКЗ и ФЗ подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Официальное опубликование - первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ». ФКЗ и ФЗ для официального опубликования направляются Президентом РФ. ФКЗ и ФЗ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Сейчас работает ГД 6 созыва. Немного статистики законодательного процесса за 2012 год: Количество законопроектов, внесенных в Государственную Думу – 141. Количество законов, подписанных Президентом РФ в данный период – 18.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...