Итоги первого этапа реформы.
Число функций федеральной исполнительной власти было сокращено на 25%. Логическим следствием упорядочения функций государственного управления стало кардинальное обновление структуры федеральной исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию были сосредоточены в федеральных министерствах, функции контроля и надзора — в федеральных службах, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом — в федеральных агентствах. Из 19 тысяч учреждений и 6,5 тысяч предприятий, деятельность которых была проанализирована в ходе подготовки указанных предложений, намечалось ликвидировать, реорганизовать либо приватизировать 5 тысяч учреждений (более трети) и 3,4 тысячи предприятий (более половины). Реорганизация структуры и функций федеральных исполнительных органов потребовала внесения изменений в ранее существовавшие механизмы и процедуры осуществления административных отношений. Было начато реформирование системы закупок для государственных и муниципальных нужд(принят Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 942ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). Проведение всех рассмотренных мер по реализации первого этапа административной реформы потребовало регламентации порядка во внутриаппаратных отношениях. Одновременно началась подготовка федеральных законов об административных регламентах и о стандартах государственных услуг, а также разработка перечня и стандартов государственных услуг, оказываемых на федеральном уровне (что стало одной из основных задач второго этапа административной реформы). Также был подготовлен проект крайне необходимого федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», призванного обеспечить открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Таким образом, в 2003—2005 гг. в ходе первого этапа административной реформы были подготовлены некоторые базовые условия для проведения ее второго этапа. Второй этап административной реформы в России должен был стать не столько продолжением, сколько развитием организационных преобразований 2003—2005 гг. Главным его отличием следует считать наличие концептуальной основы, определяющей своеобразную идеологию, содержание и ожидаемые результаты преобразований во всей системе исполнительной власти России. Эти принципиальные позиции были изложены в «Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006—2008 годах» определила три цели второго этапа реформы, подкрепленные количественными обоснованиями из отечественной и зарубежной практики. Первой из них является повышение качества и доступности государственных услуг. Например, в Канаде качеством этих услуг удовлетворены 54% граждан, а в России только 14%. В связи с этим ставится задача повышения удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг к моменту завершения реформы до 50%, а к 2010 г. — не менее чем до 70%. Второй целью стало последовательно отстаиваемое реформаторами дальнейшее ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение «избыточного государственного регулирования». Это мотивируется, в частности, тем, что в России (по сведениям заинтересованных лиц) малый бизнес расходует на преодоление так называемых «административных барьеров» до 10% от выручки. За рубежом «лучшим результатом» в преодолении этих «барьеров» является 3,5%, причем не от выручки, а от прибыли. В связи с этим ставится задача снижения доли издержек бизнеса на преодоление административных барьеров к 2008 году до 5% и к 2010 году — до 3% от выручки.
Третья цель состоит в «повышении эффективности деятельности органов исполнительной власти». Она обосновывается тем, что по совокупности показателей эффективности государственного управления на федеральном и региональном уровнях Россия в начале XXI в. находилась в последней трети мирового рейтинга. Для достижения этих целей предполагается решить следующие шесть задач: (1) внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам; (2) разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти; (3) оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти; (4) повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти; (5) модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти; (6) формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления. Второй этап (2006—2008 гг.) направлен на принципиальное обновление отношений исполнительной власти и общества (граждан и бизнеса). Этому подчинены практически все задания (их около шестидесяти), включенные Правительством РФ в План мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006—2008 годах, в том числе и те, которые формально могут быть отнесены к традиционным «совершенствованию структуры» или «уточнению функций» органов исполнительной власти.
Таким образом, на втором этапе административной реформы предполагалось не только продолжение структурно-функциональных преобразований в органах исполнительной власти, но и модернизация стиля и методов ее деятельности. Второй этап административной реформы можно к тому же трактовать как соединение собственно административных преобразований с реформой государственной службы и реформой бюджетных отношений на общей для них принципиальной основе — ориентации всей системы государственного управления на конечный результат. В программе действий Правительства РФ на 2006 год выделена, например, такая позиция, как «разработка и принятие нормативных правовых актов, упраздняющих избыточные и дублирующие функции, осуществляемые органами исполнительной власти, позволяющих передавать ряд государственных функций саморегулируемым организациям и создавать механизмы, предотвращающие появление новых избыточных функций у органов исполнительной власти, а также закрепляющих процедуры раскрытия информации о деятельности государственных органов». На 2007 год намечены «продолжение ликвидации избыточных функций федеральных органов исполнительной власти», «оптимизация функционирования органов исполнительной власти в субъектах РФ» и «совершенствование действующей системы контроля и надзора, пробное внедрение механизмов аутсорсинга административно-управленческих процессов, развитие механизмов взаимодействия органов исполнительной власти с гражданским обществом, в том числе участия его представителей в подготовке и принятии общественно значимых решений, информирования общества о ходе административной реформы». На 2008 год запланированы «ликвидация избыточных функций федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ», «проведение мероприятий, направленных на оптимизацию деятельности по осуществлению функций контроля и надзора» и «внедрение системы аутсорсинга административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|