Небольшое послесловие к моим путешествиям
Странствуя вместе со мной, вы, возможно, делали какие-то мысленные заметки о природе этих внутренних путешествий. Больше всего вам должно было броситься в глаза, сколь велика непредсказуемость этой работы. Хотя внешние ритуалы приготовления и возвращения обеспечивают вполне предсказуемую схему путешествия, сами образы путешествия богаты и разнообразны. Картины, заполняющие эту схему, всегда удивительны. Я никогда точно не знаю, куда я отправлюсь и что произойдет. Я не знаю, попаду ли в Нижний, Средний или Верхний мир, окажутся ли встреченные части души взрослыми, детьми или, как в случае с Маршей, и тем и другим. Я не знаю, окажутся ли утраченные части захваченными несчастливыми реальностями или найдут более благоприятное место, которое им не захочется покидать. Я не могу в точности предсказать, какой будет моя собственная реакция. Я могу испытать глубокий страх и сильную радость. Места, подобные Пещёре Утраченных Детей, могут преследовать меня многие годы. Входя в необычную реальность, я полностью отбрасываю все собственные соображения о том, что может произойти. Я могу получить удивительно точные картины из жизни клиента в ранние годы, о чем в обычной реальности я никак не могла знать. Моя задача — избавиться от собственных ограничивающих представлений о том, что возможно, и полностью открыться тем местам, куда меня ведут. Как я добиваюсь подобной открытости? Отчасти меня поддерживает и наставляет та цель, которая стоит перед моим путешествием, — исцеление клиента. моё намерение подобно стреле, летящей сквозь ловушки и путаницу необычной реальности. История моих путешествий научила меня, что твердое внутреннее намерение приведет меня непосредственно к тому, что должно произойти. Если меня отвлекает состояние души (как это было во время путешествия для Сьюзен) или страхи (как в случае с Эллен), я могу восстановить своё исцеляющее намерение и продолжать прямой путь.
Другая важная поддержка — мои животные силы и духи-помощники — совершенно необходимые партнеры, которые руководят, поддерживают и наставляют меня, когда я вхожу на незнакомые территории. Как вы, может быть, помните, во время путешествий, о которых я вам рассказывала, моё животное силы вытащило меня из нескольких тупиков. Такие простые вещи, как подхватить перепуганную Эллен на руки и заставить её смеяться, могут изменить всю ситуацию. Как и в любом партнерстве, чем чаще вы ощущаете поддержку и заботу, тем больше возрастает доверие. Я постоянно получаю столько мудрости и поддержки от своих хранителей, что теперь полностью им доверяю. Отправляясь в незнакомые миры, я знаю, что получу именно ту помощь, которая мне будет нужна. В своей шаманской практике я добиваюсь равновесия, сочетая последовательные, устойчивые внешние ритуалы с богатым и разнообразным внутренним опытом. Это поддерживает и питает меня. Я не мыслю своей жизни без доступа к этим внутренним мирам. Я не мыслю своей жизни без того, чтобы своей работой помогать другим людям в приобретении ими целостности. Глава 4. Вопрос техники Описывая возвращение души, остяк Васюган (Центральная Азия) пишет: «Шаман никоим образом не «одержим» своими духами-помощниками. По наблюдениям Карьялайнена, они шепчут ему на ухо, подобно тому, как птицы вдохновляют эпических бардов». —Мирча Элиаде Шаманизм: архаические техники экстаза Достаточно понять слова намерение и доверие, чтобы понять ключ шаманского целительства. Осуществляя возвращение души, очень важно иметь кристально чистое намерение: в чем заключается миссия, которую вы пытаетесь осуществить? Точно так же, решающим фактором является ваша вера в то, что вы получите необходимую духовную помощь.
В шаманизме (как и в других формах целительства), работу проводит не шаман. Шаман — это только инструмент, через который работает сила Вселенной. Следовательно, обращение к духам с просьбой о помощи и вера в то, что они будут на месте, — основа работы шамана. Помните, инструмент не может играть сам по себе. В шаманизме сила шамана-целителя исходит из его готовности внедряться в духовные царства ради клиента. Духи проявляют сострадание к клиенту потому, что кто-то ещё готов сделать усилие ради этого человека. Самое сложное для многих из тех, кто занимается шаманской работой, — вопрос доверия. Наша культура не поддерживает шаманизм и работу с духами. Как же можно тогда человеку вдруг взяться за такую работу, заявив о полной вере в эти невидимые силы? Не могу сказать, что я не столкнулась с этой дилеммой. Я выросла в Бруклине, в семье, принадлежащей к среднему классу и твердо придерживающейся всех убеждений этого класса. Иногда в самый разгар шаманского исцеления вмешивается мой разум и спрашивает: «Сэнди, что ты делаешь? Ты что, совсем с ума сошла?» Я успокаиваю свой разум, повторяя сама себе: «Это действительно работает». Это позволяет мне войти в более глубокое состояние сознания, где моя связь с Духом достаточно крепка. Доверие приходит через опыт. Почти за одиннадцать лет шаманских путешествий духи ни разу меня не подвели. Изучение шаманского целительства требует времени, практики и опыта. В этой главе я собираюсь поделиться с вами подробностями своей работы и снять с неё мистический налет. Я не собираюсь обучать вас тому, как осуществлять возвращение души, — я полагаю, что это было бы неэтично, точно так же как было бы неэтично пытаться возвращать души, просто прочитав эту книгу. Если мы искренне уважаем духов и хотим воспользоваться силой древнего способа, мы в своей работе должны оставаться честными. Не стоит позорить себя, людей, которые для вас что-то значат, или духов, пытаясь заниматься возвращением душ без соответствующего обучения. Встреча с клиентом Мой разговор с клиентом с самого первого сеанса отличается от того, какой мог бы иметь место при традиционной психотерапии. Для успешного возвращения души мне не нужно знать личную историю клиента. Когда я только начинала заниматься возвращением души, я не могла с уверенностью сказать, как работает метод, поэтому на протяжении первой сотни сеансов я экспериментировала. Я просила клиентов ничего на рассказывать о себе и своих проблемах. Я просто объясняла, что такое возвращение души, и просила их верить в то, что они получат назад те части своего Я, которые им нужны.
Как я и подозревала (и надеялась), совпадения были просто удивительными. Всякий раз то, что я обнаруживала во время своих шаманских путешествий, в точности совпадало с воспоминаниями людей. Когда я работала со Стивеном, я увидела, что в возрасте двадцати лет у него было «разбито сердце». Именно в это время, как я узнала, его покинула жена. Во время путешествия, в которое я отправилась ради Кэтрин, я увидела её четырехлетней девочкой в определенной одежде, которая отчаянно прижимала к себе потрепанную куклу. Через несколько дней Кэтрин вернулась ко мне с фотографией, на которой была изображена она в той самой одежде и с той самой куклой, которые я описала. Когда я работала с Валери, я стала свидетелем насилия, которое совершил над её пятилетним Я мужчина, появившийся как тень в шляпе. Позже Валери рассказала, что подверглась насилию со стороны своего дедушки. Она всегда помнила его огромную тень ночью на стене и всегда видела его шляпу. В большинстве случаев возвращения души имели место полные совпадения в возрасте получения травмы, а также совпадения с воспоминаниями клиента. Конечно, встречались люди, которые не могли ни с чем соотнести полученную информацию. Иногда я видела события раньше, чем у человека появлялись осознанные воспоминания о них: некоторые клиенты ещё не были эмоционально готовы восстановить в памяти те или иные события. Проработав около года «вслепую», я стала больше доверять методу возвращения души. Я стала проявлять больше гибкости по отношению к тому, что слышала от клиентов. Но я до сих пор чувствую, что слишком большое количество информации мешает мне в работе, поэтому прошу клиентов излагать только основные моменты.
Для моих клиентов очень важно, чтобы они мне доверяли и чувствовали себя со мной в безопасности. Исторически складывалось так, что в племенных сообществах вообще не стоял вопрос о доверии шаману. Шаманы в своих племенах были глубоко уважаемыми целителями. Сегодня же большинство людей, которые приходят работать со мной, видят меня впервые в жизни. Я готовлюсь на самом деле «вдуть» их живую душу в тело. Это невероятно интимное действие, и, прежде чем начать путешествие, я хочу знать, что мои клиенты чувствуют себя со мной в безопасности. Согласно статистике, в Соединенных Штатах каждая третья женщина и каждый пятый мужчина подвергались тому или иному насилию. Я хочу быть уверенной, что мы с клиентом работаем как партнеры ради его исцелении и что я не являюсь посторонним человеком, который что-то делает для него. Чтобы клиент чувствовал себя во время сеанса в безопасности, я много времени посвящаю беседам. Это дает моим клиентам возможность узнать меня как человека и решить, хотят ли они работать со мной. Я разъясняю им, что такое шаманизм, шаманское путешествие, животные силы и болезнь с точки зрения шаманизма, чтобы они могли ближе ознакомиться с этой системой. Понятие «шаманизм» не лишено для людей смысла, и я никогда не встречала клиента, которого бы смущало то, как это работает. Объяснить во время сеанса, что такое утрата души, довольно просто: большинство моих клиентов уже ощущают, что какой-то частицы им недостает. Они с облегчением узнают, что то, что они чувствуют на протяжении многих лет, имеет название. Труднее объяснять, к чему может привести возвращение души. Мои описания результатов несколько расплывчаты, поскольку, как мы узнаем из главы 8, они могут быть настолько разнообразными, что невозможно предсказать, какой будет индивидуальная реакция того или иного клиента. Каждый из нас по-своему справляется со своими переживаниями, и я безоговорочно доверяю тому, как каждый человек перерабатывает информацию, и уверена, что он знает точное время для её усвоения и объединения и для того, чтобы справиться с возникающими у него воспоминаниями. Я не знаю, как человек будет чувствовать себя после возвращения души, поэтому предлагаю клиентам приходить на прием, когда остальная часть дня у них свободна, чтобы они могли в случае необходимости побыть после этого наедине с собой. Я также прошу в течение двадцати четырех часов до и после возвращения души воздерживаться от алкоголя: я нахожу, что алкоголь искажает возникающие ощущения.
Один из самых важных вопросов, который я задаю клиентам: хотят ли они, чтобы в их жизни произошли изменения. После возвращения души жизнь человека действительно меняется. Что я понимаю под изменениями? Мне кажется, многие люди приравнивают эти изменения к выигрышу на скачках или чему-то подобному. Иногда приходится менять представление об изменениях. Когда душа человека возвращена, часто возникает необходимость в изменении жизненных шаблонов, включая отношения с людьми, семью, диету или работу, если они нездоровы или оскорбительны. Большинство людей действительно идут на необходимые изменения, которые привносят в их жизнь гармонию. Но я предупреждаю клиентов, что, вероятно, их жизнь изменится. Если они не хотят ничего менять, то возвращение души для них в этот момент вряд ли уместно. Обычно следует реакция: «Да, я готов что-то изменить. Поэтому я здесь!» Я разъясняю клиентам, что буду прикасаться к ним и вдувать их душу в тело и прошу у них на это разрешения. Многие из моих клиентов когда-то подверглись насилию, и я не хочу, чтобы они воспринимали мои действия как ещё одно насилие. Наконец, я спрашиваю клиента о системе поддержки. Кого волнует, что человек опять дома? Кто будет рядом, если через некоторое время появятся болезненные воспоминания? Кто будет рядом, чтобы разделить радость возвращения домой? Один из вариантов подключения автоматической системы поддержки — предложить клиенту пригласить участвовать в ритуале друга или другого значимого для клиента человека. Друг может бить в барабан, стать беспристрастным свидетелем процесса и быть поблизости, чтобы приветствовать возвращение человека домой. Теперь, когда предварительные шаги сделаны, мы готовы начать саму работу по возвращению души. Подготовка места Возвращение души — это ритуал, и я хочу, чтобы место для него было подготовлено определенным образом. Каждый, кто выполняет эту работу, готовит место по-своему. Первое, что делаю я, — это зажигаю в затемненной комнате свечу. Таким образом, я приглашаю в комнату Дух. После этого я готовлю все необходимое для возвращения души. Расстилаю одеяло для клиента и для себя. На одеяло кладу трещотку, которая понадобится мне для вызывания духов-помощников. На случай, если он мне понадобится, достаю свой маленький кристаллический ловец душ. Я обнаружила, что иногда во время путешествия у меня возникают трудности с удержанием всех частей души. Кристалл же может служить для них удобным «залом ожидания», пока я продолжаю своё путешествие. Мой кристаллический ловец душ помогает и тогда, когда душа разбита вдребезги, выполняя роль пылесоса, втягивающего отколовшиеся части. Во второй главе я уже упоминала, что в Юго-Восточной Азии шаманы-мананги используют в качестве ловцов душ кристаллы. Там же помещёны иллюстрации ловцов, изготовленных из полой кости (северо-западное побережье). Все они иногда оказываются полезными, но я всегда предостерегаю людей от возможной зависимости от инструментов. Иногда мы забываем, где находится истинный источник силы, и приписываем эту силу магическим предметам. В духовной целительской работе подобные приспособления могут пригодиться, но не играют решающей роли. Затем я прошу клиента лечь на одеяло. Я объясняю, что, закончив все приготовления, я лягу рядом с ним, касаясь его плечом, бедром и коленом. Перед началом путешествия я опускаюсь на колени рядом с клиентом. Я издаю свист, вызывая духов-помощников, чтобы все мы могли работать сообща. Потом я встряхиваю трещоткой и пою свою песню силы, которая пришла ко мне много лет назад. Эта песня изменяет моё сознание. Это очень важно, чтобы убрать с пути моё эго и обычное сознание так, чтобы работа могла состояться. Ощутив изменения, я ложусь рядом с клиентом. Вызывание духов-помощников Путешествие Как только я ложусь рядом клиентом, начинается барабанный бой. Обычно это делает мой помощник, но если такой возможности нет, я слушаю запись шаманского барабана. Мой клиент получил наставление лежать спокойно, сохраняя, насколько возможно, «присутствие» и принимая возвращающиеся части души. На этом этапе клиент остается пассивным. Моя задача — выследить части души и вернуть их клиенту. Работа же клиента начинается тогда, когда он выходит за дверь и приступает к объединению частей души в повседневной жизни — поистине огромный труд! Когда начинается бой барабана, я четырежды повторяю своё намерение. Например: «Я разыскиваю любые утраченные части Джейн, которые было бы полезно вернуть в настоящий момент». Если мне известно, что Джейн сейчас пытается справиться с определенной проблемой — она пережила насилие, страдает от какой-то зависимости, у неё горе, она утратила доверие, — я держу такую информацию поблизости, чтобы духи могли показать мне части, связанные именно с этой проблемой. Барабан — это не только способ выйти из тела, но и способ вернуться обратно, но в шаманское путешествие меня ведет моё намерение, и оно же помогает мне выслеживать части души клиента. Я ощущаю настоящую физическую тягу в области солнечного сплетения, влекущую меня в определенном направлении в Нижний, Средний или Верхний мир. Если человек «утратил свою душу», шаман с помощью особых техник вводит себя в состояние экстаза и, пока он находится в этом состоянии, его душа путешествует в мире духов. Шаман способен, например, выследить утраченную душу в Нижнем мире точно так же, как охотник выслеживает добычу в физическом мире... Поймав утраченную душу, он доставляет её обратно и возвращает в покинутое тело, достигая таким образом исцеления. Но что именно во мне отправляется в путешествие, когда речь идет о шаманском путешествии? При изменении осознания и смещёнии сознания моя собственная душа покидает тело, чтобы войти в необычную реальность: именно душа совершает шаманское путешествие. Антрополог Аке Хульткранц утверждает: «Во всей Северной Америке, кроме Юго-Запада, в том или ином виде распространено убеждение, что человек обладает двумя видами души: одной (или даже несколькими) телесной душой, которая обеспечивает телу жизнь, движение и сознание, и другой, сновидческой, или свободной душой, отождествляемой с самим человеком, с тем, как он проявляется в различных сумеречных зонах психики». Я считаю, что путешествия совершает свободная душа и что с помощью ритуала возвращения души мы доставляем назад утраченные части души физической. Одним из важнейших аспектов путешествия шамана является то, что он делает это по собственной воле. По собственной воле он отправляется в необычную реальность и по собственной воле возвращается в обычную. Шаман не застревает в одном месте — он, изучив эту науку, постоянно практикуясь и исследуя, все время перепрыгивает из одной реальности в другую.
Путешествие Отслеживать душу человека не так сложно, как может показаться. Здесь опять-таки решающую роль играют намерение и доверие, потому что шаман не имеет ни малейшего представления, в каком мире находится утраченная душа — Верхнем, Среднем или Нижнем. Во время путешествия у шамана всегда находится много помощников. Иногда мне даже кажется, что я получаю слишком много помощи. моё животное силы дает мне указания. В необычной реальности я часто встречаю дух клиента. Хотя я прошу своих клиентов во время возвращения души оставаться в своем теле, они это делают крайне редко и вместо этого следуют за мной, чтобы мне помочь. Кроме того, как мы увидим из приведенных дальше личных историй клиентов, мне дают информацию те части души, которые я уже нашла. Так, когда я работала с Чарльзом, его пятилетняя сущность подсказала, что мне следует найти в Верхнем мире его девятилетнюю часть. Осуществляя возвращение души, я получаю информацию самыми разными способами, никогда не зная наперед, каким образом поступит эта информация. Иногда мне показывают подробную картину получения травмы, как было в путешествии, совершаемом для Кэрол. Иногда я просто могу увидеть в необычной реальности часть души в определенном возрасте, как в случае со Сьюзен. Часто я слышу приказы своего животного силы: «Иди за четырехлетней частью». Информация всегда поступает по-разному, и у меня всегда есть возможность в случае необходимости запросить ее. Когда с просьбой о возвращении души ко мне обратилась Джекки, она пожаловалась на недостаток уверенности в себе. Начиная путешествие, я почувствовала знакомое подергивание в области солнечного сплетения, тянущее меня в Верхний мир. Среди непроходимой тьмы я отыскала тридцатитрехлетнюю Джекки, которая выглядела очень несчастной. — Что случилось, Джекки? — спросила я. — Мой муж ушел к другой женщине, — ответила она. Зная, что речь идет об утрате дyшu, я заподозрила, что эта схема установилась в более ранний период, приводя к постоянным проблемам в жизни Джекки. Поэтому я позвала своё жвотное силы: «Покажи, где все это началось». Держась за руки, мы со взрослой Джекки полетели сквозь тьму назад во времени и пространстве и очутились перед сценой, происходившей в первом классе школы, где сидела маленькая Джекки с раскрасневшимся лицом, окруженная другими шестилетними детьми, а учительница громко кричала: «Джекки, ты лентяйка! Ты слишком много фантазируешь! Ты никогда ничего не добьешься в жизни!» Подавленная и униженная, душа Джекки покинула комнату, унося с собой её воображение и творческое начало. Оставшаяся часть души Джекки продолжала слушать слова учительницы, отдающиеся в её головке. С этого столь давнего эпизода и началась борьба Джекки за самоутверждение протяженностью в жизнь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|