Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 5. Классические примеры возвращения души




Единственное, что представляет в человеке цену, — это его душа. Вот почему душе дана вечная жизнь, будь то на Небесах или в Нижнем мире. Душа — величайшая сила человека, и именно душа делает нас людьми, но как она это делает, мы не знаем. Наша плоть и кровь, наше тело — не что иное, как оболочка нашей жизненной силы.

—Интинилик, эскимос из Юткахикьялинга

Литература о возвращении души свидетельствует о том, что этот обряд распространен по всему миру. Согласно Мирче Элиаде и Майклу Харнеру, шаманы самых разных частей земного шара предпринимали экстатические путешествия в поисках души. Мне приходилось читать об утрате или возвращении души в Сибири, Средней Азии, Индонезии, Индии, Китае, Северной и Южной Америке, на Филиппинах, в Северо-Западной Африке, Новой Гвинее, Меланезии и Австралии.

Обряды возвращения души в разных культурах отличаются друг от друга. Приводимые ниже примеры не обязательно являются шаманскими по своей природе, однако это обряды, которые показывают, как осуществляется возвращение души в других культурах.

В книге «The Way of the Animal Powers» («Путь животных силы») Джозеф Кэмпбелл описывает возвращение души, где подчеркивается значимость шаманского барабана.

Несомненно, что наиболее важной, как и самой характерной принадлежностью шаманов Малого Алтая является барабан. Шаман садится на него верхом. В Бурятии или Иркутске утверждают, что благодаря могуществу этого изначально двуглавого барабана их первый шаман, Мойан-кара, мог возвращать даже души умерших.

Эрлен Кхан, Бог мертвых, пожаловался великому богу Тенгри (тому, что вверху), что из-за Мойан-кара он потерял способность удерживать души, принесенные его посланниками. Тогда Тенгри сам назначил шаману испытание. Он овладел душой некоего человека, опустил её в бутылку, а потом закрыл большим пальцем горлышко и, сидя с бутылкой в руке, стал ждать, что же предпримет могущественный бурят.

Человек, у которого была забрана душа, заболел и его семья послала за Мойан-кара. Шаман сразу же понял, что у человека забрали душу, и, оседлав свой замечательный барабан, обыскал и леса, и воды, и горные вершины — словом, всю землю, и наконец спустился в Нижний мир.

Души нигде не было, но оставалось ещё одно место, где стоило поискать — Высокие Небеса. Так, сидя на барабане, он добрался до небес и, поколесив по ним некоторое время, увидел, что сияющий Высший Бог сидит с бутылкой в руке, прижав большой палец к горлышку. Поразмыслив, Мойан-кара понял, что внутри бутылки находится та самая душа, за которой он пришел. Он превратился в осу, подлетел к богу и так укусил его в лоб, что палец бога соскользнул с горлышка и плененная душа вылетела. Первое, что узнал Тенгри, придя в себя, было то, что шаман вместе с наградой опять сидит на своем барабане, плывя назад на землю. Тогда бог протянул руку к молнии и послал её вслед за шаманом; попав в барабан, молния расколола его надвое. Вот почему сегодня у шаманского барабана только одна голова1.

А вот как описывает возвращение души у приморских дая- ков острова Борнео Мирна Элиаде:

Шаман у приморских даяков называется мананг... Для поиска души пациента мананг использует кварцевые кристаллы, которые считаются «камнями света», а также другие магические предметы. Здесь тоже болезнь называется «бегством души», а сеанс проводится с целью её отыскания и возвращения в тело больного. Сеанс происходит ночью. Тело больного натирают кристаллами, затем собравшиеся начинают петь монотонные песни, тогда как мананг-вождь танцует до изнеможения... После того как шаман падает на землю, зрители набрасывают на него покрывало и он начинает своё экстатическое путешествие в поисках утраченной души. Присутствующие ждут. Мананг ищет душу в Нижнем мире и, поймав ее, быстро встает, держа найденную часть в руке, а затем вкладывает через голову обратно в тело пациента.

В книге «Borderlines» Чарльз Николл описывает утрату души и современное её возвращение целителями Таиланда. Будучи в Таиланде, он вместе с тайской женщиной по имени Катай переплывал реку, направляясь в Лаос, когда их захватило течение. Катай была очень травмирована тем, что ей пришлось пережить. Позже она рассказала ему о кхван хаи — утрате своего духа. Она объяснила: «Дух, который у нас внутри, мы называем «кхван». «Кхван» —это нечто, что мы можем терять много раз за свою жизнь. Когда ты болен или пережил сильный шок, мы говорим «кхван кхваен», что означает: твой «кхван» повис над тобой». «Ты можешь потерять свой «кхван», —про­должала она, — при каких-то крупных переменах в своей жиз­ни, как, например, развод, рождение ребёнка или смерть очень близкого человека. «Кхван» — это то, что улетает от нас. Мы называем это душой-бабочкой, ведь она улетает от нас с такой лёгкостью».

Катай была уверена, что река отняла её кхван, оставив её печальной и опустошенной. Она чувствовала, что смерть её дедушки, которая случилась незадолго до этого, также повлекла за собой проблемы с её кхван.

Она сказала Чарльзу Николлу, что ей нужно кого-нибудь найти, чтобы выполнить баи си су кхван, обряд призывания кхван назад. Специалистами по этим обрядам были мау кхван. Чарльз заметил, что обряд стоит огромных денег (почти тридцать долларов), на что она ответила: «За это не жалко и в два раза больше. Это как плата за операцию, если ты болен. Сколько бы это ни стоило, сделать это необходимо».

К несчастью, мау кхван не было в городе, но Катай направили к прахму, человеку духа. Он был сведущ в самых разных обрядах.

Были приготовлены богатые приношения, а также украшения для сао кхван. Из цветов составили букеты и завернули их в банановые листья. Каждый лист был отполирован, чтобы придать ему блеск. Цветы разместили на пха кхван, позолоченном серебряном многоярусном подносе в виде конуса, пред­назначенном для приношений, которыми нужно соблазнить кхван вернуться обратно. Рядом с цветами находились два отварных цыпленка, полбутылки виски, сладкие рисовые палочки, сахарный тростник и мозговые кости, прессованный жевательный табак, листья бетеля и арековой пальмы, розовые свечи для зажигания в день рождения и целый ворох мелких символических подарков — браслет, ручные часы, бокал виски. Чарльз Николл, увидев все эти подношения, заметил: «Есть что-то чарующее в этой характеристике «кхван» как капризного инфантильного создания, которое можно завлечь всеми этими безделушками и леденцами».

Во время обряда человек духа распевает на пали и бурмиз. В одной из его песен речь идет о тридцати двух мини-кхван, каждый из которых живет в разных частях тела. Он говорит о духах реки и упоминает «Леди цветка кокоса», разновидность лесной нимфы, которая нравится Катай. Затем он вызывает кхван Катай. Он поет: «Приди, о кхван! Да не испугается кхван головы и ни один из тридцати двух кхван юного девичьего тела. Ты можешь безопасно вернуться сюда. Соглашайся. Взгляни, мы приготовили для тебя праздничное угощение. У нас есть для тебя прекрасная одежда, чтобы ты мог одеться, зеркальце, чтобы ты увидел себя, хотя мы не можем тебя увидеть. Мы приготовили для тебя замечательный праздник». Он приступает к описанию каждого подношения. Все это продолжалось минут пятнадцать. Катай стояла на коленях, опустив голову и правой рукой касаясь пха кхван. Человек духа закончил пение, и все участники обряда несколько минут хранили молчание.

После этого человек духа кивнул головой и все расслабились. Пока все молчали, вернулся кхван Катай, привлеченный пением человека духа и предложенными подношениями. Он приблизился к фа кхван, но он ещё не вошел в Катай.

Обряд продолжался. Руки Катай обрызгали цветочной водой. Ей дали поесть, чтобы взбодрить кхван на «последнем шаге» его возвращения. Одними из слов, сказанных в эти ми­нуты, были: «Приди, о кхван, поешь из её рук! Пусть она будет сильной и смелой, пусть она освободится от болезни, пусть раскроются её ладони и возьмут то, чего она хочет. Приди и поешь».

В конце церемонии для запечатывания в Катай вернувшегося кхван использовалась «благоприятная нить». Эта нить представляет собой кусок тесьмы, которую освящают и обвязывают вокруг запястья. Такая тесемка приносит удачу, здоровье и счастье, которые запечатаны в кхван. Теперь обряд был завершен.

Круг

Руки того, кто слушал молчание

и говорил с темнотой только шепотом,

для утраченной тени это было

бормотание воды в подземелье.

Одно и то же.

Нет. Не двигайтесь. Ни звука.

Но искра в закрытых глазах.

Горящее солнце

Небо, раскинувшееся над давно забытой землей

Ни звука, только сердцебиение невидимого моря,

призывающее: Слушай

Слушай. Кто-то выдыхает утраченное имя

Потом ясно в мшистой тишине поет

Дорогое сердце, приди домой.

—Дайяна Роуэн

Глава 6. Община

Мы должны, однако, задуматься над тем, что происходит. Это крайне важно, особенно для тех из нас, кто до сих пор живет в исполненной непостижимого смысла земной общине. Мы не ведем разговоров. Мы даже не видим ясно, что происходит. Это все весьма далеко от экономики, коммерции, поэзии или вечеров развлечений, когда мы смотрим на то, что разворачивается на сцене. Что-то происходит за пределам всего этого. Мы теряем чудо и близость божественного присутствия. Возможно, мы теряем себя.

—Томас Берри «Сон земли»

Я предлагаю, чтобы каждый, кто читает эту книгу, начал развивать ощущение групповой поддержки. Чтобы это было легче сделать, найдите человека, с которым вы можете поделиться некоторыми представлениями, почерпнутыми из этой книги. Не нужно объяснять все, но возьмите хотя бы одну заинтересовавшую вас мысль и обсудите её с другом. Такое простое действие переносит вас от путешествия в одиночку к целительному процессу, который возникает, когда о вас заботится кто-то другой.

В древние времена центром жизни были небольшие общины. Такое племенное сообщество, действуя как единый организм, благоприятствовало развитию взаимозависимости всех его членов. Изучая шаманизм, я пришла к выводу, что за здоровье и исцеление каждого члена общины несла ответственность вся община. Каждый человек в процессе эмоционального, духовного и физического исцеления получал мощнейшую поддержку.

По мере развития человечества и возникновения более совершенных технологий, общины уступили место городам с их скученностью, анонимностью и равнодушием. Мы перешли от племенных сообществ к культуре, в которой место общины заняла семья. Когда подвижность общества увеличилась, семейные кланы разделились на более мелкие и более изолированные единицы, вплоть до «нуклеарных семей»*. Теперь же даже нуклеарная семья распадается на несколько живущих отдельно друг от друга человек.

Я говорю об этом потому, что дальнейший распад общины на более дискретные единицы человеческого взаимодействия очень сильно сказался на утрате души. Я уверена, что чувство общности оказывает значительное влияние на работу по возвращению души. Сегодня многие из нас не только лишены поддержки общины, но ощущают изоляцию, которая сама по себе является основной причиной утраты души.

Попробую разъяснить. Исследуя традиционные методы, применяемые шаманами для возвращения души, я обнаружила, что решающим элементом обряда является участие общины. Книга Элиаде «Шаманизм: архаические техники экстаза» изобилует рассказами о том, как шаманы различных культур призывают душу вернуться. Он описывает ритуалы и обряды Центральной и Северной Азии, Северной и Южной Америки, Тибета, Китая и других уголков Дальнего Востока, связанные с утратой души и её возвращением.

Знакомство с этими простыми церемониями показывает, сколь Неразрывно они связаны с общиной и как важно, чтобы был кто-то, кто «ждет» возвращения души пациента.

Так, например, по словам Элиаде, в Центральной Азии телеутский шаман призывает душу больного ребёнка вернуться следующими словами: «Вернись в свою страну!.. в свою юрту, к яркому огню!.. вернись к своему отцу... к своей матери».

Более изощренный ритуал совершает шаман-бурят. Он «сидит на ковре возле больного, вокруг него лежит несколько предметов, среди которых — стрела: от её наконечника шелковая нить тянется к березе, установленной во дворе, вне юрты. Считается, что именно по этой нити душа больного возвращается в тело, поэтому дверь юрты оставляют открытой. Возле дерева кто-то держит коня: буряты верят, что конь первым видит возвращение души и начинает при этом дрожать. На столе в юрте ставят печенье, тарасун, табак. Если больной стар, то для участия в сеансе приглашаются преимущественно старые люди; если он взрослый, приглашаются взрослые; если болен Ребёнок, приглашаются дети. Шаман начинает с призыва души: «Твой отец —А, твоя мать — Б, твое имя — В. Где же ты? Куда ты ушла?.. В юрте твоей печаль»... и т. д. Присутствующие обливаются слезами. Шаман долго говорит о страданиях семьи и печали всего дома. «Твои дети спрашивают: где ты, отец наш? Услышь их и смилуйся над ними: вернись!.. Твои кони спрашивают: где ты, наш хозяин? Вернись к нам!».

Кто ожидает?

В повествовании Элиаде мы видим две вещи: во-первых, для исцеления клиента шаману необходимо содействие духовных царств, во-вторых, кто-то — то ли отец, то ли мать, то ли присутствующие в юрте люди, то ли община в целом — должен ожидать возвращения души. Это согласуется с тем, к чему я пришла в собственной работе. Когда через год после сеанса мы встретились с Кэрол, я спросила, что было для неё самым важным аспектом возвращения души. Она ответила, что наиболее существенной частью этого опыта было то, что кто-то заботился о ней настолько, чтобы отправиться на поиски и вернуть её утраченную душу. Очень большую роль в процессе исцеления играет организация системы поддержки. Я полагаю, что самостоятельные попытки возвращения души могут не работать потому, что отсутствует община, которая могла бы приветствовать эту душу дома.

Здесь можно увидеть противоречие, потому что альтернативные терапии в значительной степени направлены на самолечение. Мне же совершенно понятно, что возвращение души не может быть отнесено к техникам самопомощи. Как и в классическом шаманизме, здесь важно, чтобы один человек, шаман, выступал в роли посредника в духовных царствах в интересах клиента. И моя собственная работа позволила мне обнаружить ту великую силу, которая кроется в присутствии другого человека, наблюдающего за возвращением души и приветствующего это возвращение.

Естественно, бывают и исключения. Иногда я получаю письма, в которых люди рассказывают мне о чудесных спонтанных возвращениях души, происходящих во время их собственных шаманских путешествий. Подобные прецеденты имеют место и в классическом шаманизме, где иногда происходит чудесное исцеление, но они не являются нормой.

Я не говорю, что самолечение не работает. Конечно, в некоторых случаях оно работает. Однако необходимо равновесие. Я действительно обучаю людей осуществлять путешествия для собственного исцеления и для дальнейшего развития. Но в большинстве случаев, лишь одним из примеров которых является возвращение души, нам приходится обращаться к традиционной роли шамана, чтобы он сделал для клиента то, что клиент не может сделать для себя сам. Клиент же вступает в игру только после возвращения души. Возвращение души — вот откуда по-настоящему начинается работа.

Проблемы современного общества — социальная несправедливость, преступность, загрязнение окружающей среды — требуют, чтобы мы избавились от изоляции, объединились и действовали сообща, отыскивая решения, выходящие за пределы этих проблем. Не отвергая идеи самолечения, мы должны признать, что для процесса исцеления необходимы силы и любовь, которые предусматривают поддержку со стороны других людей.

Я настолько убеждена в важности роли общины для успешной работы по возвращению души, что уже во время первого разговора с клиентом интересуюсь его системой поддержки. Я хочу знать, что в его жизни есть кто-то, кто честно позаботится о нем, когда он вернется домой. Таким человеком может быть психотерапевт, любимый человек, друг или член семьи. Некоторые из моих учеников, использующие этот процесс в собственной практике, просят каждого клиента привести с собой друга. Такой друг не только привносит в процесс дополнительную поддержку, он ещё и принимает участие в торжестве, когда процесс завершен.

Современные стрессы

Но что же происходит, если общинной системы больше не существует? Недавно Ведомство здравоохранения Соединенных Штатов опубликовало отрезвляющие статистические данные: эмоциональные и/или физические оскорбления имеют место в каждой четвертой семье. Нетрудно предположить, насколько травмированы дети в таких семьях. Это означает, что в 25% американских семей дети из-за повседневных семейных проблем сталкиваются с возможностью утраты души —утраты своей сущности и жизненных сил. Может быть, переход от общины и племенных сообществ к нуклеарным семьям наложил на нас, взрослых, слишком тяжкие родительские обязанности, с которыми особенно трудно справляться в условиях растущих стрессов современного общества?

Утрата души может иметь место как при наличии семьи, так и в том случае, когда семья разрушается из-за развода родителей. Лишившись безопасности и своей «общины» — семьи, — дети могут чувствовать себя опустошенными. Утрата души, вызванная детским чувством покинутости, может быть крайне драматической.

Когда Джон обратился ко мне по поводу возвращения души, он жаловался на неспособность поддерживать отношения с людьми и постоянно решал вопросы доверия и близости.

Я начинаю путешествие и встречаюсь со своим животным силы. моё намерение — разобраться, смогу ли я найти какие-нибудь утраченные части Джона, которые помогли бы ему справиться со своими проблемами. моё животное силы ведет меня к дому в Среднем мире. Я осматриваю ярко раскрашенную гостиную. На кушетке гобелен, рядом два стула в викторианском стиле. моё внимание привлекает громкий крик, доносящийся из дальнего угла комнаты. На нижней ступеньке лестницы стоит отец Джона и кричит его матери, что он уходит. На полу, охваченный паническим ужасом, сидит четырехлетний Джон. Отец выходит из дома, хлопая дверью; в тот же момент наверху хлопает дверью мать, и душа Джона, в страхе от пережитого, улетает. С уходом отца нормальная семейная жизнь Джона разбита вдребезги, и заброшенность, которую он испытывает, просто невозможно вынести.

Я беседую с этой частью души Джона, заверяя, что Джон ждет её в обычной реальности и позаботится о ней. Четырехлетний малыш понимает, что он — часть Джона, которому можно довериться, и соглашается вернуться домой.

С подрастающих детей напряжение может быть снято не только в общине, но и в простых взаимоотношениях. Часто мы пытаемся переложить все свои проблемы на плечи партнера, что совершенно нереально. Ни один человек не может удовлетворить все наши потребности. Наличие же друзей или обширной семьи, которая искренне заботится о нас, может помочь решить эту проблему.

Ритуалы перехода

Кроме обеспечения безопасного места для подрастающих детей, община соблюдала важные обряды и ритуалы перехода, а также обряды для всех её членов. В современном обществе многие из этих функций утеряны, и их отсутствие может вносит свой вклад в утрату души некоторыми людьми.

Карл Юнг писал: «Тысячелетиями ритуалы посвящения учат второму рождению от духа, но в наше время человек забыл значение и смысл посвящения божественному, к которому ведет инициация. Такая забывчивость приводит его к утрате души, состоянию, которое, к сожалению, получило широкое распространение».

Эту мысль продолжает Роберт Фрэнсис Джонсон, психотерапевт: «Утрата души, о которой говорит Юнг, проявляется в нашей культуре в виде кризисов, с которыми сталкиваемся мы все (увеличение употребления наркотиков, насилие, нравственное и эмоциональное оцепенение), и наших попыток решить моральные и духовные вопросы, избирая уязвленных лидеров, которые обещают решить экономические вопросы»2.

Например, резко изменился ритуал рождения ребёнка. В более древних обществах женщину во время схваток и родов окружали подруги и родственники, которые её поддерживали. Этот обычай был замещён изоляцией современных больничных технологий. А одна из применяемых практик, анестезия с целью ослабления болей у матери, впоследствии отражается на младенце. В своих путешествиях я видела, что дети, чьим матерям во время схваток вводили наркотики, часто приходили в мир дезориентированными. Работая с одним из клиентов, во время путешествия я увидела, как его душа, подобно воздушному шару, уплыла в момент рождения. В течение всей своей жизни он испытывал подрывающее силы ощущение дезориентированности.

Сейчас многие женщины предпочитают рожать своих детей более естественным образом. Ещё раз утверждается священность появления новой жизни на земле. Когда такие роды проходят дома, рождающуюся душу может тепло и торжественно приветствовать поджидающая «община». Как это отличается от обезличенных родов в оборудованной, но холодной больничной палате!

У девочек в период полового созревания также часто происходит утрата души. Наше общество не придерживается ритуалов перехода, обычных в других культурах. Значительный процент женщин, которых я встречала, утрачивали часть своей сущности, когда у них начинались менструации. Они были смущены и подавлены естественными физиологическими изменениями и не могли понять, что девочка превращается в чувственную женщину, способную давать жизнь. Часть их сущности в испуге отделялась и уходила. Этот страх и смущение увеличивает перенесенное в детстве сексуальное насилие. Если утрата души имела место во время первой менструации, женщина становится не способной воспользоваться своей женской силой. Или же она будет страдать от анорексии или булимии, потому что тело зрелой женщины представляет для неё угрозу. Какой бы ни была реакция, женщина отрезает себя от собственной богини-природы, а такое отделение часто ведет к депрессии и приступам гнева.

При работе с мужчинами я часто вижу, что утрата души происходит в подростковом возрасте. При перерастании мальчика в мужчину давление со стороны общества и ровесников часто оказывается чрезмерным. Нередко это проявляется в смущении при попытках общения с девочками, превращающимися в женщин. Именно при ощущении неловкости при приближении к женщине или неудачной попытке назначить ей свидание душа часто покидает человека.

Мне также приходится видеть, как утрата души у молодых людей происходит в результате участия в военных действиях.

Отнимать жизнь у других людей, бояться потерять собственную, испытывать страшную боль — всего этого более чем достаточно, чтобы душа отправилась на поиски более приемлемого окружения.

Особый случай составляют ветераны вьетнамской войны. В противоположность тем, кто пережил другие войны, эти люди не нашли общества, которое ожидало бы их, чтобы приветствовать их возвращение домой, —факт, до сих пор причиняющий боль многим ветеранам, способствуя ещё большей утрате души. Фактически, эта группа травмированных людей представляет один из наиболее трагических примеров утраты души, наблюдаемой в наши дни. Потенциальная польза от работы по возвращению души среди вьетнамских ветеранов очень высока, поскольку существует община, которая сможет помочь им объединить их утраченные части.

Многие в нашем обществе в попытках заменить племенную общину или клан обращаются к организованной религии. Посещёние святых мест для совместной молитвы с группой других людей должно приносить глубокое успокоение. В церквах и храмах, школьных классах и общественных группах приобретается чувство причастности.

Может быть, настало время пойти дальше этой модели — пойти дальше сообщества, которое собирается раз в неделю, чтобы помочь нам справиться с грехами. Мне кажется, что наши теперешние общины — религиозные, политические или социальные —должны прославлять священность жизни, чтобы по-настоящему жить на земле. Но мы так захвачены выживанием и искуплением грехов, что забыли о прославлении. Прославление жизни, исходящее из партнерского объединения на основе мастерства и знаний, предназначенного для того, чтобы научиться жить, уважая жизнь и природу, могло бы помочь нам уйти из мира болезней и проблем и достичь равновесия.

Мне представляется, что истинную поддержку может оказать только поддержание и почитание красоты жизни и совместная работа с другими людьми с целью прославления «высокого» и ответа на вызов «низкого». Я прошу каждого из вас привлечь все своё воображение и увидеть себя живущим в поистине жизнеутверждающем обществе. Представьте себе такую жизнь во всех подробностях, напишите рассказ, почувствуйте ее, услышьте, ощутите аромат, станьте ею.

Использование круга

На одном из последних семинаров я согласилась провести возвращение души для человека, к которому испытывала глубокое сочувствие. Я выслушала его рассказ о том, как в стране, где он жил, он почти ни в чем не находил поддержки. Любая духовная работа немедленно признавалась колдовством, и он понял, что сама его жизнь подвергается опасности.

Основной задачей семинара, на котором присутствовало тридцать восемь человек, было обучение ритуалу возвращения души. Утром, когда мы всей группой били в барабаны и гремели трещотками, я услышала голос одной из моих учителей, Богини Иннаны, которая прошептала мне: «Будь осторожна». Я вздрогнула. Обычно Иннана не интересуется моей работой по возвращению души, поэтому её присутствие было для меня серьезным предзнаменованием.

В тот же день я начала свою работу с Эйло. Мне очень хотелось помочь моему другу и отправить его домой с ощущением целостности и энергии, достаточным, чтобы встретить любой вызов судьбы. Я почувствовала сильное давление, вдруг на меня напал страх перед публичным выступлением — ведь скоро тридцать восемь человек станут свидетелями моей работы. Кроме того, меня пугало утреннее предостережение.

Я попросила присутствующих взяться за руки и образовать круг. «Дышите глубоко и медленно, чтобы поднять как свою энергию, так и энергию круга. Помните о нашей связи со всем живущим. Помните о нашей связи с другими круглыми формами в природе — с луной, солнцем, землей, барабаном». Я чувствовала, как во мне пульсирует жизненная сила, входя от человека справа и передаваясь человеку слева.

Я почувствовала, как в каждой вене моего тела пульсирует кровь, как во мне поднимается тепло, как оно поступает в солнечное сплетение, в руки, к лицу. Я чувствовала себя очень большой. Я втягивала энергию круга и одновременно отдавала ее.

Потом я начала говорить, обращаясь к участникам круга и к духам: «Эйло попросил помочь ему вернуться домой. Мать, помоги мне, пожалуйста, вернуть твоего сына домой, чтобы он мог занять то место на земле, которое принадлежит ему по праву, и наслаждаться радостью быть живым».

Эйло я сказала: «Эйло, этот круг для тебя. Каждый находящийся здесь человек переживает, ожидая тебя, ожидая, когда ты вернешься домой».

Затем я попросила Эйло вместе со мной выйти из цепочки взявшихся за руки людей и войти в середину круга. Он лег на мой коврик. Только свеча у его изголовья освещала комнату. Я опустилась рядом с ним на колени, взяла трещотку и начала петь свою песню. Насколько же больше силы проходило через моё тело, чем при работе в одиночку! Я понимала, что это энергия круга поддерживает меня. Меня переполняла сила. Я чувствовала себя такой большой! Потом я почувствовала сильное головокружение. Я поняла, что пора начинать. Я больше не знала, кто я, — меня захватила сила, проходящая через меня. Я легла рядом с Эйло, касаясь его. Это было сигналом для барабанщика громко бить в барабан в умеренно быстром темпе и с постоянным ритмом.

Я повторяю своё намерение, и меня тянет все ниже и ниже, в Нижний мир. Я погружаюсь в темноту и ничего не вижу. Но почему я ничего не вижу? Кто-то пытается помешать мне увидеть. Я знаю, что за мной следят. Я кричу, прося Вселенную о помощи. Появляется моё животное силы. Оно редко воспринимает что-нибудь слишком серьезно и обладает замечательным чувством юмора. Оно смотрит на меня и спрашивает: «Что тебя так взволновало?» Я отвечаю: «Я ничего не вижу». Оно лезет в карман и достает фонарик. Оно протягивает фонарик мне, и я беру его.

Я нахожусь в очень темном месте, но при свете фонарика я начинаю видеть и замечаю очертания ящика. Я осознаю чье-то внушительное присутствие, и тут появляется Иннана. Это необычно, потому что она никогда не появляется в моих путешествиях для других людей. Она сопровождает меня к этому крепкому металлическому ящику.

Я знаю, что сила тьмы не может сравниться с могуществом Иннаны и моего наставника. Я чувствую себя в безопасности. Кроме того, я прекрасно сознаю могущество круга, в центре которого я нахожусь. Я открываю ящик и вижу там душу Эйло. Крышка открыта, и Эйло может теперь распрямиться. Он выходит, совершенно изумленный. Его душа была похищена кем-то, кто завидовал его силе и не хотел, чтобы он преуспел в своей работе.

Я чувствую, как благодаря силе духов-помощников и круга тьма рассеивается. Помещёние в Нижнем мире, где я нахожусь, медленно светлеет. Хотя свет тусклый, видно лучше. Это квадратная комната, с холодными потолком, стенами и полом, вымазанными коричневой грязью.

Иннана говорит: «Скажи Эйло, что, пока он выполняет работу, которая поддерживает жизнь на земле и во всех её детях, ему нечего бояться». Я повторяю эти слова Эйло и спрашиваю, все ли ему понятно. «Да», — отвечает он. Я спрашиваю, хочет ли он вернуться со мной, и он повторяет своё «да». Иннана исчезает.

Я спрашиваю своё животное силы, остались ли ещё какие-нибудь утраченные части. Оно отвечает утвердительно.

Нас троих тянет в Средний мир, на другое место и в другое время, когда Эйло было 4—5 лет. Он в красной с белым шерстяной шапочке и варежках и весь в снегу. Склонившаяся над ним женщина кричит на него. Эйло чувствует, что его не любят и что он никому не нужен. моё животное силы говорит, что Эйло чувствует себя оторванным от жизни, будто он в ней неуместен. Он ищет семью. Я спрашиваю Эйло, пойдет ли он с нами. Он идет на руки к взрослому Эйло.

Наша миссия уносит нас к звездам, где находится ещё одна часть Эйло, на этот раз двадцативосьмилетняя. Этот молодой человек рассказывает мне, что ушел из-за несчастной любви. Он тоже соглашается вернуться с нами. Три души крепко обнимаются, и мы продолжаем наш путь вместе.

С силой вытянув эти души из необычной реальности в обычную, я быстро вдуваю их все в тело моего клиента. Я встряхиваю вокруг Эйло трещоткой, чтобы запечатать его и приветствовать с возвращением домой. Мы слышим голоса собравшихся, каждый из них повторяет: «Добро пожаловать домой, Эйло!» Я рассказываю Эйло и остальным присутствующим о своем путешествии. Эйло подтверждает совпадения и дополняет подробностями каждую историю души.

Он спрашивает, можно ли ему станцевать танец благодарности. Он танцует, все больше входя в экстаз, и наконец падает на пол. Я кладу руку ему на плечо и слышу: «Я дома».

Что касается меня, шамана-практика, сила, исходившая от круга, значительно усилила мои ощущения в работе. Для Эйло группа, община, сыграла роль семьи, которую он так долго ждал. Это было очень трогательно.

Мое единственное желание — иметь подобный круг на каждом сеансе возвращения души, хотя есть и другие пути: объединиться с другими людьми и этим обеспечить поддержку. У каждого из нас есть друзья, с которыми можно поделиться своими переживаниями; когда клиент приводит на сеанс возвращения души друга, мы уже имеем маленькую общину.

Я играю для клиента роль общины во время и после возвращения души. Психотерапевт или человек, работающий с телом клиента, тоже может оказать необходимую поддержку. Сейчас наша задача — сформировать специальные общины. Каждому из нас нужны люди для совместной работы, с которыми можно было бы делиться радостями и печалями и которые могли бы помочь нам ощутить, что мы не так одиноки и что нас не покинут. Мой опыт показывает: после возвращения души человек обнаруживает, что в его жизни есть множество людей, с которыми он может отпраздновать своё возвращение домой.

В главе 5 я рассказала вам о Катаи и о возвращении её души. Когда некоторое время спустя Чарльз Николл поехал проведать Катай, они обсуждали эту церемонию. Катаи сказала:

— Когда я получила обратно свой дух, вы были там. Вы помогли вернуть его.

— Я же ничего не делал, — ответил Чарльз.

— Вы были там, Чарли, —сказала Катаи. —Вашего присутствия было достаточно3.

В кругу друзей

Круг поет,

Звучит барабан,

Шаман отправляется в путешествие,

Шаман поднимается вверх.

Она принесла мою душу

издалека

вместе с энергией для меня,

со знаниями для меня.

Похититель души разоблачен.

Круг, я пою для тебя.

Солнце, я танцую для тебя.

Душа, я смеюсь и плачу,

приветствуя твое возвращение.

—Эйло Гауп

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...