Грамматический строй речи.
Характерные ошибки: ♦ в согласовании; ♦ в управлении; ♦ в употреблении предлогов; ♦ нарушение порядка слов предложений. Цель: выявление аграмматизма. Задание № 15 Закончить предложение: 1. Перед домом растёт одно дерево, а в лесу растёт много... (деревьев). 2. У меня один карандаш, а в коробке много... (карандашей). 3. В зоопарке есть лев, а в цирке выступает много... (львов). 4. Маша подметает пол... (веником). 5. Я ем бутерброд с... (маслом). И так далее. Грамматический строй речи можно проверить и при обследовании умения составлять рассказ по серии картинок. Цель: уточнить типы употребляемых предложений, среднюю длину фразы, речевую активность и самостоятельность, последовательность и логику рассказа, средства языка (какие части речи использует в речи), умение абстрагировать, делать выводы, умозаключения, умение выделить главное в сюжете. Задание № 16 Дать ребёнку 3 сюжетные картинки. Предложить разложить по порядку и составить рассказ по этим картинкам. Если ребёнок не может выложить картинки в логической последовательности, значит, он не понимает изображённого. При затруднении в составлении рассказа нужно помочь ему вопросами. Словарный запас. Цель: уточнить объём и точность словаря. 1. Проверить пассивный словарь. Покажи подоконник, форточку, абажур, манжеты. 2. Проверить активный словарь. Знание обобщений и умение ими оперировать. Задание № 17 Помоги детёнышам найти своих мам. Дать одни картинки с изображением домашних животных, другие - с изображением детёнышей. Надо положить рядом с картинкой, изображающей животное, картинку с изображением его детёныша, назвать эти картинки: корова - телёнок;
кошка - котёнок; собака - щенок; лошадь - жеребёнок; свинья - поросёнок; коза - козлёнок; овца - ягнёнок; кролик - крольчонок. Задание № 18 3. Подбор антонимов: толстый - высокий - злой - старый - маленький - хороший - сладкий - больной - Задание № 19 4. Объяснить значение словосочетаний (на понимание переносного значения): золотая осень; золотые руки; золотое сердце. При выполнении всех заданий нужно отметить: ♦ точность выполнения задания; ♦ самостоятельность выполнения задания; ♦ темп выполнения задания; ♦ эмоциональное отношение к заданию; ♦ рациональность. Показателем эмоционального отношения к заданию является: ♦ интерес к заданию; ♦ особенности эмоционального отношения к заданию; ♦ стремление продолжать работу. Выявление левшества Цель: выявление моторного и сенсорного левшества. У большинства людей ведущей является правая рука. У них левое полушарие осуществляет анализ, классификацию признаков объекта и их категориальное опознание. Правое полушарие осуществляет непосредственное восприятие целого и индивидуальное опознание объекта. Это определяет специфический вклад каждого полушария в психическую деятельность человека: 1) правое полушарие оперирует «прерывными сочетаниями непрерывных образов»; 2) левое полушарие - это целостные, не расчленённые на элементы образы. Противоположные соотношения характеризуют левополушарный способ обработки информации. Представления левого полушария - это коды в виде определенной последовательности дискретных символических единиц - «букв». В то же время каждое представление является частью непрерывного логического ряда понятий, связанных между собой общими признаками, свойствами, качествами. Противоположность принципов работы левого и правого полушария определяет их преобладание (доминантность) по отношению к различным психическим функциям, так как эти функции требуют неодинакового участия аналитических и синтетических процессов.
Так звуковой язык, буквенная письменность, грамматика языка, где значение передаётся символами (речевых звуков, букв, слов), - связаны с левым полушарием. Так как у «правшей» доминантным является левое полушарие, у них наблюдается и более строгая латерализация и других функций. Правое полушарие создает трудности развития речи и других символических систем. Правополушарные дети воспринимают образы в целом, речевые центры у них находятся в обоих полушариях. Всё это не мешает обучению, хотя и вносит особенности в усвоение материала. Но часто приходится иметь дело со скрытым левшеством - переученными левшами. Морфологически сходные полушария неравнозначны в обеспечении различных психических процессов: правое доминантно по отношению к речи, левое - по отношению к гностической (узнавание) и пространственной функциям. Полушарие доминантное по речи всегда контрлатерально преобладающей руке. У левшей чаще наблюдается доминантность левого полушария в речевых процессах, билатеральное представительство речевых функций или её слабая латерализация. При переучивании эта связь разрывается, что отрицательно сказывается на речевой потенции. А так как наше обучение строится на словесно-логическом мышлении, логико-знаковых, левополушарных компонентах мышления, то, естественно, ребёнок с образным мышлением будет испытывать большие трудности. Молодой мозг очень пластичен и может перестроиться при необходимости. Но такая перестройка не проходит безболезненно. Леворукость - совершенно отличное от нормы распределение функций полушарий. Переучивать левшей - значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить её без достаточных для этого предпосылок. Если письмо осуществляется левой рукой, то заставлять ребёнка писать правой рукой - значит создавать дополнительную нагрузку для левого полушария, которое в процессе развития мозга оказалось вовлеченным в другие функции. Речевые функции у левшей представлены в обоих полушариях. Это как бы затрудняет его речевую потенцию, часто ведёт к дисграфии, дислексии.
Помня о том, что доминантное полушарие всегда латерально преобладающей руке и что преобладающими у левшей будут левый глаз и левое ухо, нужно провести следующее обследование. Обследование Цель: выявление скрытого моторного левшества. Задание № 20 Сложить руки в замок (смотрим, большой палец какой руки сверху). Задание № 21 Предложить ребёнку скрестить руки на груди. (Сверху всегда будет преобладающая рука.) Задание № 22 Предложить взять со стола игрушку. (Ребёнок непроизвольно потянется преобладающей рукой.) Задание № 23 Предложить отвинтить крышку пузырька. Задание № 24 Заштриховать 2 одинаковых квадрата прямыми линиями сверху вниз: один - правой, а другой - левой рукой (не использовать разлинованные листы, а то будут рисовать по линиям).
1. Если больше линий в 1-м квадрате, то ведущая рука правая. 2. Если во 2-м - левая. 3. Если в обоих квадратах одинаковое количество линий, ребёнок - амбидекстр. Результаты обследования суммируются, заносятся в таблицу. Графы № 3, 4, 5 и 6 заполняются со слов родителей. На основании подсчёта баллов можно определить: 1) ребёнок левополушарный; 2) ребёнок правополушарный; 3) амбидекстр.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|