Шипящий сигматизм (свистящих)
Свистящие и шипящие звучат одинаково нечётко, сходны по звучанию со смягчёнными шипящими (шябака, кошька; нужьно). Кончик языка опущен вниз, но оттянут вовнутрь рта, спинка языка напряжена, желобка нет, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, струя воздуха растекается по всему языку. Свистящий сигматизм (шипящих) Шипящие [ш], [ж] и [щ'], [ч'] звучат как свистящие [ш] = [с]; [ж] = [з]; [ч'] = [с]; [щ'] = [с]. Произношение свистящих и шипящих имеет много общего, поэтому большинство сигматизмов охватывает обе эти группы звуков. Ламбдацизм - все дефекты произношения звука [л]. Два вида: ламбдацизм и параламбдацизм. Ламбдацизм (искажение): а) отсутствие звука [л] или призвук гласного; б) палатальное (двугубное) произношение звука [л] или губно-зубное произношение звука [л]; в) носовое произношение звука [л] ([л] = [нг]); г) [л] = ([х]) - [г] украинское. Параламбдацизм (замены): [л] = [д] [л] = [р] [л] = [j'] [л] = [н] [л] = [ы] ([у]) Нарушение произношения звука [р] - ротацизм. Делится на две группы: искажение - ротацизм; замены - параротацизм. Ротацизм: 1) отсутствие или призвук гласного; 2) носовое произношение; 3) [р] - горловой (велярное или увулярное) (при велярном - вибрация мягкого нёба с корнем языка, при увулярном - маленького язычка); 4) двугубное: а) кучерское с вибрацией губ; б) двугубное без вибрации; 5) боковое; 6) одноударное; 7) глухое. Параротацизм: [р] = [д] [р] = [j'] [р] = [л] [р] = [л'] [р] = [н] [р] = [г] [р] = [ы] Постановка звуков Данная методика используется при наличии дефектного произношения нескольких групп звуков. Она заключается в коррекции нескольких групп звуков одновременно, а не поочерёдно, как это описано в учебниках по логопедии.
Этапы коррекционной работы 1.Развитие мелкой моторики. 2. Развитие артикуляционного аппарата. 3. Массаж. 4. Коррекция или постановка свистящих звуков и звука [л]. 5. Автоматизация свистящих звуков и звука [л]. 6. Дифференциация свистящих звуков [с] - [з]; [с'] - [с']; [с'] - [з']; [с] - [ц] и звука [л]: [л] - [л']. 7. Коррекция или постановка шипящих [ш], [ч'], [ж], [щ'] и звуков [р], [р']. 8. Автоматизация шипящих звуков и звуков [р], [р']. 9. Дифференциация шипящих звуков и звуков [р], [р']; [л] - [р], [л'] - [р']. 10. Автоматизация всех звуков (свистящих, шипящих, соноров). 11. Дифференциация всех звуков. Развитие мелкой моторики Мелкая моторика пальцев рук тесно связана с артикуляционной моторикой. Поэтому, если вы хотите ускорить подготовку артикуляционного аппарата, начинайте с развития мелкой моторики. Вот некоторые упражнения для рук, которые можно использовать. Упражнения с мячом 1. Подбросить мяч вверх 10 раз: а) двумя руками; б) правой рукой; в) левой рукой. 2. Ударить мячом об стенку 10 раз: а) двумя руками; б) правой рукой; в) левой рукой. 3. Ударить мячом об пол: а) двумя руками; б) правой рукой; в) левой рукой. Упражнения для рук 1. Руки вытянуты перед грудью, пальцы разведены. Сжать с силой в кулаки, задержать на 2-3 секунды, разжать, расслабить кисти, встряхнуть ими 4-6 раз. 2. Руки вытянуты перед грудью, пальцы правой руки сжать в кулак. Разжать пальцы правой руки и одновременно сжать в кулак пальцы левой руки. Делать 20 раз, ускорять темп. 3. Ладони вместе, пальцы переплетены. Попеременно сгибать и разгибать пальцы. 4. Руки лежат на столе, пальцы разведены. 30 - 60 секунд поочерёдно постукивать по столу по столу то одной, то другой рукой, потом обеими руками. 5. Руки согнуты, касаться большими пальцами поочерёдно каждого пальца (выполнять обеими руками). 6. Сгибать и разгибать кисти в лучезапястных суставах. Ладони сжаты, пальцы переплетены.
7. Руки вытянуты перед грудью. Развёрнуты ладони наружу. Вернуться в исходное положение. 8. Руки согнуты в локтях, в стороны, кисти рук расслаблены, свободно опущены. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти (15-20 раз). 9. Руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вверх. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти (15-20 раз). В случаях тяжёлых речевых нарушений развитие мелкой моторики особенно необходимо. Развитие артикуляционной моторики Одновременно нужно работать над артикуляционной моторикой, подготавливать артикуляционный аппарат к постановке звуков. Для этого можно использовать специальные упражнения для губ и языка. Упражнения для языка 1. «Заборчик». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Зубы сомкнуты. Удерживать губы в таком положении на счёт от 1 до 10. 2. «Трубочка». Из положения «лопатка» (язык спокойно лежит на нижней губе) легко сделать «трубочку», сделать вдох, а щёки слегка сжать пальцами с двух сторон. 3. «Иголочка». Открыть широко рот, сильно вперёд выдвинуть короткий остроконечный язык. Удержать язык в данном положении в спокойном состоянии на счёт от 1до 10. 4. «Лопатка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать на счёт от 1 до 10. 5. «Маятник». Из положения «иголочка» (то есть заострённый язык) двигаем языком вправо и влево из одного уголка рта к другому, сначала медленно, затем всё быстрее. 6. «Чашечка». Из положения «лопатка» можно сделать «чашечку», если загнуть края языка вверх. Подержать язык в положении «чашечка» на счёт от 1 до 10, Затем завести язык за верхние зубы. Подержать за верхними зубами на счёт от 1 до 10. 7. «Барабан». Рот широко открыт, широкий язык поднят к твёрдому нёбу. Постучать кончиком языка в альвеолы, произнося при этом звук: «ды-ды-ды». 8. «Хоботок». Из положения «заборчик» вытянуть губы вперёд, произнося при этом беззвучно [у]. Удержать губы в данном положении на счёт от 1 до 10. 9. «Лошадка». Рот широко открыт, язык поднят к твёрдому нёбу. Пощёлкивать языком с силой, оставляя рот широко открытым. Затем «остановить» лошадку, произнося шёпотом: «т-рр-рр». 10. «Грибок». Широкий язык поднять вверх и присосать к твёрдому нёбу. Подержать на счёт от 1 до 10, затем отщёлкнуть с силой язык. Выполнять при широко открытом рте.
11. «Качели». Из положения «лопатка» поднять широкий язык на верхнюю губу. Повторить движения языка вверх-вниз на счёт от 1 до 10. 12. Кончик языка зажать между зубами и произнести «пя-пя-пя». 13. «Маляр». Потереть кончиком языка нижние зубы.
При наличии органических поражений или вялости мышц органов артикуляции вследствие общей соматической ослабленности следует применять нетрадиционный массаж Новиковой Е. К.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|