Коррекция звукопроизношения
Работа выполняется со зрительным контролем (перед зеркалом). Необходимо уточнить артикуляцию каждого отрабатываемого звука. Коррекция свистящих звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц] Работу нужно начинать со звука [с], который является базовым в группе свистящих. Подготовительные упражнения для звуков [с] и [л] 1. «Заборчик». Если язык уклоняется в сторону, произносим «и-е» для выравнивания. 2. «Улыбка-трубочка» (и-у). 3. «Лопатка». 4. «Лопатку» зажать губами, произнести «пя-пя-пя», подуть на язык холодной воздушной струёй (следить, чтобы не надувал щёки). Начать со звука [л] межзубного. Предложить ребёнку зажать кончик языка между зубами и погудеть: «ы-ы-ы...» Закрепить полученный звук в звукоподражаниях: гудок паровоза, парохода, сирена. Затем к гудению прибавить гласные: л-а-а, л-ы-ы, л-э-э, л-о-о, л-у-у... 1. Закрепить звук [л] межзубный в прямых слогах: ла-лы-лэ-ло-лу. 2. В обратных слогах: ал-ил-эл-ол-ул. 3. В словах с прямым слогом: лак, лапа, лайка, ладья, ладонь и так далее... лыжи, лыко... лоб, лось, лом, лодка, ложка... лук, луна, лужа, лупа, Луша... 1. В словах с обратным слогом: мел, мол, мал, бал, гол, вол, был... булка, белка, балка, палка... 2. В слогах со стечением согласных: пла-плы-плэ-пло-плу... кла-клы-клэ-кло-клу... мла-млы-млэ-мло-млу... фла-флы-флэ-фло-флу... 6. В словах типа: глаза, глобус, глыба, гласный... пламя, платье, плыть, плот, плуг... флаг, флокс, флакон, флот... Если звук [с] призубный или губно-зубной, его постановка проводится одновременно со звуком [л]. Если он межзубный, то через некоторое время, только после того, как закрепится в слогах и словах звук [л]. Ставим [с] межзубный, закрепляем: а) в звукоподражаниях; б) в прямых слогах: са-сы-сэ-со-су;
в) в обратных слогах: ас-ыс-эс-ос-ус; г) в словах с прямым слогом (в начале, в конце, в середине слова): сад, лиса, посадка; д) в слогах со стечением согласных: ска-ста-спа... е) в словах со стечением согласных: стол, слон, слог; куст, место... Далее параллельно автоматизируем звук [л] - межзубный: 1) в словосочетаниях; 2) в предложениях; 3) в потешках. Как только звук [с] межзубный закреплён, опускаем кончик языка за нижние зубы, получаем полноценный звук и автоматизируем поэтапно (см. схему выше). Уже на этапе закрепления звука [с] в звукоподражаниях, в крайнем случае в слогах (в прямых или обратных), вызвать звук [з]. Положить одну руку ребёнка себе на горло, а вторую -ему на горлышко. Произнести звук [с], затем [з]. Ребёнок рукой чувствует вибрацию связок. Затем предложить произнести звук [с], затем включить «моторчик» (ручной контроль позволяет почувствовать этот «моторчик»). Ребёнок даёт звук [з]. Работая над звуком [с], ввести постепенно звук [з]. Это не только ускорит постановку этого звука, но и будет способствовать формированию фонематического слуха. Слоги нужно давать парами: са-за; сы-зы; сэ-зэ; со-зо; су-зу. Звук [ц] (тс)-атс-отс-утс-итс. Поставив и закрепив звуки [с] и [з], [ц], перейти, если есть необходимость, к мягким звукам - [с'], [з']. Поставить звук [с'], затем звук [з'] и параллельно их автоматизировать: ся-зя, си-зи, се-зе, сё-зё, сю-зю. Звук [л] межзубный продолжить автоматизировать. Звук быстро ставится, но медленно автоматизируется. Затем объяснить ребёнку артикуляцию звука [л]. Ребёнок разжимает зубы, язык поднимается к верхним зубам, и получаем полноценный звук [л]. Далее идёт автоматизация звука [л], причём идёт она очень быстро. Закончив автоматизацию свистящих [с'], [з'] и [л], перейти к постановке звуков верхнего подъёма [ш], [ж], [р], [р']. Начинать нужно с упражнений: 1. «Чашечка»: а) на верхней губе; б) на верхних зубах;
в) за верхними зубами. 2. «Лошадка». 3. «Грибок». 4. «Барабан» (ды-ды...) 5. «Индюк» (бла-бла-бла). 6. «Трёпка». 7. «Сдуй ватку» - упражнение на выработку направленной воздушной струи: положить кусочек ваты на нос, сделать «чашечку» и плавно подуть тёплой струёй воздуха так, чтобы ватка взлетела вверх. 2 способа постановки (коррекции) звука [ш] (он - базовый для шипящих) 1-й способ. Предложить ребёнку произнести слоги: тша-шта-тше-тшо-тшу. Если в слогах не получится, то попробовать в звукоподражаниях: (тихо!) тш-тш-тш... Когда есть «тш», перейти к слогам, закрепить, затем предложить произнести: ш-ш-ш..., ша-ши-ше-шо-шу. Закрепить звук [ш] в слогах: 1) прямых: ша-ши-ше-шо-шу; 2) обратных: аш-иш-эш-ош-уш. Далее идёт автоматизация по обычной схеме. 2-й способ - механический. Предложить ребёнку произнести звук [с]. В момент произнесения шпателем или зондом № 2 поднять язык вверх. Звучит звук [ш]. Закрепить звук [ш] с механической помощью: 1) в слогах (прямых и обратных); 2) в словах: а) с прямым слогом: шар, шум, шило... каша, мыши...; б) с обратным слогом: душ, мышь, камыш, кошка, мышка, вышка; в) в слогах со стечением согласных: шка-шта-шпа-шла... шко-што-шпо-шло... шку-шту-шпу-шлу... г) в словах со стечением согласных: штанга, штора, штука, штык, шланг, шлак, башлык, бабушка. Далее убрать механическую помощь, автоматизировать звук [ш] в словосочетаниях, предложениях, потешках. Получив звук [ш], вызывать звук [ж] с тактильным контролем. Дать ребёнку почувствовать вибрацию голосовых связок, сравнить звучание звуков [ш] и [ж]. И постепенно ввести звук [ж]: ша-жа, ши-жи, ше-же, шо-жо, шу-жу. Автоматизировать по обычной схеме. Если нарушено произношение звуков [щ'] и [ч'], использовать уже поставленный звук [ш] для их коррекции. 2 способа постановки (коррекции) звука: 1)вызывание по подражанию; 2) с механической помощью. Предложить мягко произнести звук [ш]. Продемонстрировать: ш → шь → щ. Или зондом № 3 отодвинуть язык вглубь рта в момент произнесения ребёнком звука [ш]. Закрепить звук [щ'] изолированный, затем в слогах, в словах с обратным слогом, с прямым слогом, в словосочетаниях, в предложениях, в потешках. Далее - дифференциация: щ-ш-с'. Звук [ч'] также ставится 2-мя способами:
1)по подражанию; 2) с механической помощью (зонд № 3). Уточнить артикуляцию звука. Попросить произнести атщ жёстко, язык отталкивается от зубов. Звук становится более жёстким, отрывистым, звучит [ч']. С механической помощью: произнести звук [т']; зондом нажать на язык, прижимая его кончик и отодвигая язык вглубь рта. Получаем звук [ч']. Закрепить звук поэтапно с механической помощью. Далее зонд не использовать, автоматизировать звук в словосочетаниях, предложениях, потешках. Потом - дифференциация: ч '-т '-с'. Как только звук [ж] поставлен (с механической помощью или без неё), можно приступать к постановке (коррекции) звука [р].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|